Научная статья на тему '2010.02.016. ХЭБЕРЛЕ П. ТЕКСТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО УРОВНЯ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. HÄBERLE P. VERFASSUNGSSTAATLICHE TEXTSTUFEN IN SACHEN KOMMUNALER SELBSTVERWALTUNG - EINE SKIZZE // VERWALTUNGSWISSENSCHAFT UND VERWALTUNGSPRAXIS IN NATIONALER UND TRANSNATIONALER PERSPEKTIVE. FESTSCHRIFT FüR HEINRICH SIEDENTOPF ZUM 70. GEBURTSTAG. SCHRIFTREIHE DER HOCHSCHULE SPEYER. - B., 2008. - BD. 191. - S. 412-427'

2010.02.016. ХЭБЕРЛЕ П. ТЕКСТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО УРОВНЯ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. HÄBERLE P. VERFASSUNGSSTAATLICHE TEXTSTUFEN IN SACHEN KOMMUNALER SELBSTVERWALTUNG - EINE SKIZZE // VERWALTUNGSWISSENSCHAFT UND VERWALTUNGSPRAXIS IN NATIONALER UND TRANSNATIONALER PERSPEKTIVE. FESTSCHRIFT FüR HEINRICH SIEDENTOPF ZUM 70. GEBURTSTAG. SCHRIFTREIHE DER HOCHSCHULE SPEYER. - B., 2008. - BD. 191. - S. 412-427 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.02.016. ХЭБЕРЛЕ П. ТЕКСТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО УРОВНЯ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. HÄBERLE P. VERFASSUNGSSTAATLICHE TEXTSTUFEN IN SACHEN KOMMUNALER SELBSTVERWALTUNG - EINE SKIZZE // VERWALTUNGSWISSENSCHAFT UND VERWALTUNGSPRAXIS IN NATIONALER UND TRANSNATIONALER PERSPEKTIVE. FESTSCHRIFT FüR HEINRICH SIEDENTOPF ZUM 70. GEBURTSTAG. SCHRIFTREIHE DER HOCHSCHULE SPEYER. - B., 2008. - BD. 191. - S. 412-427»

Более того, в определенной мере кандидат зависит от кандидата, поскольку, согласно ст. L.299 Избирательного кодекса, в департаментах, где выборы проводятся по мажоритарной системе, каждый кандидат должен указать в своем заявлении о выдвижении кандидатуры фамилию, имя, пол, год и место рождения, местожительство и профессию лица, призываемого к замещению. Это лицо должно письменно подтвердить свое согласие; заместитель должен отвечать условиям избираемости, требуемым для кандидатов.

Для реализации новых положений ст. 25 Конституции 17 сентября 2008 г. в Национальное собрание был внесен проект органического закона, который должен придать заместителю функции временного характера и позволить возвратиться в парламент депутату или сенатору, побывавшему в министрах. Если такое лицо не пожелало этого сделать, то заместитель будет заседать в палате парламента до следующего ее переизбрания.

В заключение автор указывает, что любое решение названной проблемы не может быть идеальным. Предложенный вариант, вероятно, далек от реализации принципа несовместимости должностей, первоначально закрепленного в Конституции 1958 г.

В.В. Маклаков

2010.02.016. ХЭБЕРЛЕ П. ТЕКСТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО УРОВНЯ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. HÄBERLE P. Verfassungsstaatliche Textstufen in Sachen kommunaler Selbstverwaltung - eine Skizze // Verwaltungswissenschaft und Verwaltungspraxis in nationaler und transnationaler Perspektive. Festschrift für Heinrich Siedentopf zum 70. Geburtstag. Schriftreihe der Hochschule Speyer. - B., 2008. - Bd. 191. - S. 412-427.

Статья состоит из введения и двух частей (разделенных в свою очередь на разделы, первая - на шесть, вторая - на четыре). Во введении обрисован вклад юбиляра (издание посвящено Х. Зидентопфу) в исследование местного самоуправления, а также кратко изложена история конституционного регулирования местного самоуправления.

Первая часть посвящена типологии новых конституционных гарантий на основе страноведческого и регионального подходов. Начинается она с анализа кантональных и союзной конституций Швейцарии. На кантональном уровне автор рассматривает два ва-

рианта конституционного регулирования: включение вопросов местного самоуправления в «каталог государственных целей»1; выделение специальных разделов, посвященных местному самоуправлению. Далее автор анализирует тексты конкретных конституций, отмечая множественность норм о местном самоуправлении и самобытность каждой из кантональных конституций. В частности, в Конституции кантона Шаффхаузен 2000 г. положения о местном самоуправлении включены как в «публичные задачи», так и в специальный раздел «Общины». Применительно к публичным задачам местного самоуправления используется стереотипная формулировка «кантон и общины» (ст. 91, 93 и др.). В целом положения о социальных целях автор считает интересным вкладом швейцарского конституционализма.

Для германской конституционно-правовой доктрины такие конституционные идеи являются, по образному выражению автора, «спросом, вызванным отставанием производства». В Конституции Цюриха 2005 г. признание местного самоуправления кантоном постулируется уже в ст. 1. Кроме того, в ней имеются нормы о сотрудничестве кантонов и общин (ст. 4, 6, 7), положения об общинах включены в главу о социальных целях и имеется отдельная глава об общинах. В Конституции кантона Граубюнден 2003 г. особое внимание уделено мероприятиям кантона и общин по защите старороманского и итальянского языков.

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях кантонов франкоговорящей части Швейцарии. На основании проведенного анализа автор делает вывод о наличии вариативности и вместе с тем постоянной составляющей в растущем конституционном регулировании местного самоуправления в Швейцарии, присутствии в конституционном регулировании как общего, так и особенного.

Переходя к конституционному опыту Германии, автор отмечает, что посвященная этому вопросу ст. 28 Основного закона детально исследована в литературе. Она несет исторический отпечаток. Автор отмечает любопытный процесс рецепции новыми

1 «Каталог государственных (вариант: социальных) целей» - положения конституций, в которых говорится о задачах государства, как правило, в социальной сфере, Эти положения не являются непосредственно действующим правом (т.е. за их защитой граждане не могут обратиться в суд), но обязывают власти проводить определенную политику.

конституциями положений исторического характера о местном самоуправлении (например, абз. 2 ст. 3 Конституции земли Маклен-бург-Предпомерания воспроизводит абз. 4 ст.11 Конституции Баварии 1946 г. о том, что «самоуправление служит созданию демократии в Баварии снизу доверху»). Значительное число элементов творческого характера было включено в конституции новых земель при объединении Германии (конституционная жалоба по вопросам местного самоуправления, деятельность общин в сфере охраны окружающей среды, обеспечения культурного многообразия и т.д.).

В Австрии конституционные тексты земель в большей мере сконцентрированы на вопросах автономии, которые применительно к местному самоуправлению урегулированы в статьях о членстве в ЕС, в клаузулах о задачах государства и в положениях о местном самоуправлении. В статье это показано на примерах из конституций земель Штирия (1960 г. в ред. 2004 г.), Нижняя Австрия (1979), Бургенланд (1981), Форарльберга (1999) и др. Что касается Федерального конституционного закона, в котором этим вопросам посвящены ст. 115-120, то, по мнению автора, он регулирует их запутанно и «технически».

В числе других европейских конституций, содержащих положения о местном самоуправлении, в статье приводятся и анализируются Конституция Италии (прежде всего, новелла 2003 г., внесенная в ст. 5 о признании и защите местного самоуправления), Конституция Франции 1958 г. (ст. 72), Конституция Португалии 1976 г. (ст. 235, близкая по содержанию к упоминавшейся ст. 11 Конституции Баварии 1946 г.), Форма правления Швеции 1975 г. в редакции 2003 г. (§ 1), Конституция Бельгии 1994 г. в редакции 2002 г. (ст. 162), а также постсоциалистические конституции Латвии, Эстонии, Литвы, Словении, Венгрии.

Отдельный раздел статьи посвящен местному самоуправлению в контексте актов ЕС и Совета Европы. Другие регионы мира представлены конституциями стран Латинской Америки, Африки и США. Особенности конституционного регулирования местного самоуправления в Латинской Америке показаны на примере конституций Перу, Бразилии и Колумбии.

В предшествующих конституциях Перу местное самоуправление регулировалось в контексте децентрализации, при которой

для местного самоуправления конституционно устанавливались определенные экономические и административные гарантии. В действующей Конституции особого внимания заслуживает ст. 256 («Общины гарантируют, содействуют и регулируют участие граждан в коммунальном развитии»), т.е. акцент сделан на участии и демократической политике. В Конституции Бразилии 1988 г. получила отражение концепция политики в отношении городов, в частности, анализируется ст. 18, определяющая вопросы образования, вхождения, слияния и разделения муниципий, решение которых «зависит от предварительной консультации посредством проведения плебисцита с населением соответствующих муниципий» (это положение в статье выделено особо). В Конституции Колумбии 1991 г. автор отмечает использование понятия «муниципальный режим» и задачи содействия местному прогрессу и участию в улучшении жизни. Вместе с тем в статье отмечается и наличие параллелей с европейскими конституциями, а также рецепция европейских норм.

Особенности конституций стран Африки продемонстрированы на примерах из конституций Анголы (1992), Буркина-Фасо (1991 в редакции 1997 г., Бурунди (1992), Габона 1992 г. с изменениями 1994 г., Гвинеи-Бисау 1984 г. в редакции 1993 г., Сан-Томе и Принсипи (1990), Чада (1996). Африканские конституции, по мнению автора, регулируют местное самоуправление, прежде всего, в рамках децентрализации. Кроме того, они заботятся о гармонии с государством или другими децентрализованными общностями, содержат каталог публичных задач и тем не менее едва ли придают местному самоуправлению высокий ранг в контексте демократических прав и свобод, характерных для Европы. Вместе с тем другим «духом веет» от Конституции Южно-Африканской Республики 1996 г., в ст. 151-164 которой детально определен богатый каталог прав и используется удачное выражение «муниципалитеты в кооперативном управлении». В США вопросы местного управления («local government») упоминаются только в конституциях некоторых штатов (Массачусетс и Флорида), в Конституции Вермонта содержится раздел о городах.

Вторая часть статьи посвящена теоретическим аспектам местного самоуправления. Здесь автор выделяет исторически ранний подход, состоявший в «документировании» в конституционном

тексте связи между местным самоуправлением и политической свободой, затем переходит к появлению в конституциях формул, раскрывающих коммунальное самоуправление как элемент демократии, а также как отпечаток свободы в сфере культуры, концепции культурного плюрализма. Особое внимание уделено «конституционной картине» местного самоуправления как фундамента европейской интеграции.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.