Научная статья на тему '2010.02.013. ХЭБЕРЛЕ П. ИСТИНА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО. HÄBERLE P. VERDAD Y ESTADO CONSTITUCIONAL. - MéXICO: UNIV. NACIONAL AUTONOMA DE MEXICO, 2006. - IX, 151 P'

2010.02.013. ХЭБЕРЛЕ П. ИСТИНА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО. HÄBERLE P. VERDAD Y ESTADO CONSTITUCIONAL. - MéXICO: UNIV. NACIONAL AUTONOMA DE MEXICO, 2006. - IX, 151 P Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.02.013. ХЭБЕРЛЕ П. ИСТИНА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО. HÄBERLE P. VERDAD Y ESTADO CONSTITUCIONAL. - MéXICO: UNIV. NACIONAL AUTONOMA DE MEXICO, 2006. - IX, 151 P»

тенции РФ и ее субъектов1, опять о субъектном составе РФ, о конституционно-правовой ответственности, о системе власти, а также о том, что изучение федерации может быть особой подотраслью конституционного права. В связи с этим она предлагает ввести следующий учебный курс: «Федеративное право: Общая часть». Основные положения его программы представлены в работе. Предлагается изучать также «Региональное право» в субъектах РФ.

В целом книга посвящена доказательству одной известной идеи: федерализм надо изучать системно в его разных проявлениях.

В.Е. Чиркин

2010.02.013. ХЭБЕРЛЕ П. ИСТИНА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО.

HABERLE P. Verdad y estado constitucional. - México: Univ. nacional autonoma de Mexico, 2006. - IX, 151 p.

Монография известного европейского исследователя, директора Исследовательского центра европейского конституционного права и правовой культуры Университета в Байройте (Германия) П. Хэберле посвящена малоизученной проблеме использования понятия истины (и ее противоположности - лжи) в конституционном праве. Автор на основе огромного теоретического и нормативного материала наглядно показывает, что наличие прочной связи между конституцией и истиной является гарантией справедливости.

Текст исследования П. Хэберле разделен на три части. В первой - «Проблемы и точки зрения» - раскрывается актуальность темы, предопределяемая распространенностью типа конституционного государства, а также переходом к данной форме целого ряда государств в результате крушения социалистической системы. Это ставит перед наукой конституционного права ряд неисследованных или малоизученных вопросов о том, в какой степени конституционное государство наделено компетенцией в сфере определения истины, достаточно ли этого для немедленного проведения реформ, имеют ли граждане право на истину, покоится ли современное конституционное государство на истине как ценности, фундаменте для правосудия и благосостояния граждан, или, следуя

1 В российском законодательстве термин «компетенция» для этого не используется, о компетенции принято говорить в отношении не публично-правовых образований, а их органов. - Прим. реф.

традиции, восходящей к Лессингу, следует признать, что имеет место только поиск истины?

Крушение социалистической системы актуализировало проблему истины как политическую реальность: автор ссылается здесь на Вацлава Гавела (прошедшего путь от диссидента, преследуемого в Чехословакии, до Президента Чешской Республики), который первым поставил вопрос о «праве на истину», озвучив реально существующую проблему. В работе приводится также пример из практики «двойного стандарта» в Италии по отношению к группе албанцев, который был воспринят общественностью как проявление лжи, и в связи с этим ставится вопрос о том, является ли конституционное государство истины только сновидением, мечтой или все-таки оно реально достижимо?

Научно обоснованный ответ на эти вопросы невозможен без выяснения содержания понятия «истина». Это, в свою очередь, требует решения целого ряда непростых вопросов, в том числе о том, является ли истина философским понятием, верифицируемым логическим путем либо с помощью лингвистического анализа, или иным способом исследования? Имеет ли она выражение во внешнем мире или отражает теорию лингвистических игр (по Виттген-штейну, «приоритет первого обозначения»)? Одинаково ли понимание истины в различных научных дисциплинах? В теологии, например, понимание истины, восходящее к Богу, различается в зависимости от конфессии. Возможна ли одна истина в науке и параллельно другая истина в поэзии и в искусстве в целом? Для ответа на эти вопросы автор проанализировал и привел в работе огромное количество разнообразных источников и точек зрения. Среди юристов особо выделено исследование немца Вернера фон Симп-сона, предложившего различать истину объективную и коллективную, «утилитарную истину». Исследование Симпсоном представлений об истине во время Французской революции показало возможность превращения истины в свою противоположность. Он также убежден, что подлинная истина существует в либеральном государстве, в котором никто не может обладать абсолютной истиной. А в полемике с Карлом Шмиттом В. фон Симпсон пришел к выводу, что единственная абсолютная истина состоит в относительности истины, и каждая эпоха имеет свою истину. П. Хэберле обращается к работам философов, исследовавших различные ас-

пекты проблемы истины, и отмечает, что юрист также может использовать их как инструментарий для изучения реальных отношений, поскольку правовая наука вообще и наука конституционного права в частности являются составной частью культуры.

Вторая часть работы - «Элементы инвентария» - посвящена исследованию проблемы истины в зеркале юридических текстов и в понимании людей искусства, поэтов, музыкантов, художников (В. Шекспир, И.В. Гёте и др.). Последнее лучше всего в образной форме отражает высказывание И.В. Гёте: «Истину можно сравнивать с бриллиантом, лучи которого устремляются не в одну, а в разные стороны» (цит. по: с. 35).

Вопросы истины в юридических текстах рассматриваются на примерах из конституций, текущего законодательства, а также текстов канонического и международного права. Исторически впервые в конституционном тексте идея истины была выражена в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки («Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»). В Германии вопросы истины в конституциях традиционно связаны с вопросами образования, которое должно строиться на ее уважении (такие положения были включены в конституции Гессена (1946), Бремена (1947), Рейнланд-Пфальца (1947) и других земель). Любовь к истине выступает как элемент образа человека в конституционном государстве. Плюралистические демократии представлены государствами, в которых истина относительна, в отличие от тоталитарного государства, где истина абсолютна. Конституционные положения об относительной истине, базирующиеся на плюрализме, предполагают и другие конституционные ценности: поддержание согласия в обществе, либеральную демократию (Конституция Саксонии 1992 г.), признание демократии и свободы (Конституция Бранденбурга 1992 г.), нефальсифицированное представление прошлого (Конституция Тюрингии 1993 г.). Автор выделяет также «клаузулы об истине», содержащиеся в положениях о клятве должностных лиц, которые нередко имеют религиозную окраску (Конституция Рейнланд-Пфальца, Конституция Саар).

В работе детально исследован вопрос о конституционном регулировании деятельности парламента, и прежде всего его комиссий по расследованию применительно к вопросам истины. Широко использованы конституции различных регионов мира (Швеция, Турция, страны Латинской Америки и др.). На уровне текущего законодательства особое внимание уделяется процессуальным аспектам обеспечения истины.

В третьей части работы - «Размышления относительно теории конституции» - автор прежде всего рассматривает принципы, пути и процессы конституционного государства как форума множества идей. Тип конституционного государства, т.е. плюралистической демократии, в настоящее время наиболее удачная форма правления (хотя и подвергающаяся постоянному улучшению). Конституционное государство является противоположностью тоталитарного государства «всех мастей», претендующего на монополию информации и тоталитарную идеологию. Важнейшей характеристикой конституционного государства является то, что оно не выступает как «вместилище» истины, а находится в ее постоянном поиске. Для конституционного государства истина всегда плюралистична и никогда не является единственной. Идея К. Поппера об «открытом обществе» в этом смысле наилучший способ в словесной форме выразить связанные с конституционным государством процессы поиска истины. Автор анализирует глубокую связь между понятием «человеческое достоинство» (как сумма фундаментальных ценностей), понимаемым как предпосылка «культурной антропологии» конституционного государства, и либеральной демократией.

П. Хэберле выделяет субъективный и объективный аспекты трактовки конституционного государства как форума истины. Субъективный аспект составляют три фундаментальные свободы -религия, искусство и наука, исходя из которых осуществляется внутренний поиск истины. В конституциях стран Восточной Европы защита этой свободы получила выражение в виде антиидеологических клаузул (например, параграф 70g Конституции Венгрии 1989 г., согласно которому «в решении вопроса установления научных истин, определения научной ценности исследований правомочны исключительно деятели науки»).

Объективный аспект образует классификация различных моделей клаузул плюрализма (ст. 2 Конституции Португалии 1976 г., ст. 1 Конституции Испании 1978 г., ранее они были включены в Конституцию Перу 1975 г. и Конституцию Колумбии 1991 г.). Объективная сторона прямо связана с двумя принципами, на которых покоится конституционное государство: ответственности и публичной сферы (отражающими старинный идеал превращения истины в цель публичной власти). В работе подробно анализируются особенности существующих моделей клаузул плюрализма, а также эволюция конституционного регулирования в данной сфере.

Автор обращает внимание на наличие дискуссионных проблем с высокой степенью неопределенности в отношении истины в условиях плюралистической демократии в трех различных сферах: дискуссия относительно связи между истиной и большинством; дискуссия о способе понимания социумом публичного мнения; и, как часть этого, вопрос об ограничении свободы прессы для защиты других ценностей и для исправления информации в согласии с истиной (в случае лживой информации СМИ). Исследуя вопрос о связи между истиной и большинством (речь идет о фундаментальной философской проблеме, которая обычно формулируется в виде вопроса: «Всегда ли большинство право?», т.е. является ли большинство носителем истины) на основе многочисленных философских и литературных источников, автор показывает, что с учетом сложности в решении данного вопроса в конституционном государстве создаются специальные институты и процедуры. В частности, поиску истины соответствуют открытые процедуры и гарантии права меньшинств на участие в достижении социального консенсуса по различным аспектам жизни. В работе также подробно исследуется вопрос о возможности постижения истины в судебном процессе и специально применительно к СМИ (в связи с установленной юридической ответственностью за диффамацию).

Поскольку конституционное государство базируется на идее, что граждане заинтересованы в поиске истины, то этому должна отвечать и его организация. В частности, отмечается, что конституционное государство может поручить своим должностным лицам поиск истины, оно может создавать парламентские комиссии по расследованию, но создание «министерства истины» для него исключено. В связи с этим рассматривается и проблема запрета лжи

для должностных лиц (выраженная, например, в конституционно установленных текстах присяг). В работе отмечается, что она решается в конституционном государстве иначе, чем при диктатуре, например ложь в социалистическом обществе могла спасти жизнь его жертвам.

В заключение автор исследует использование понятия «ложь» в юридическом смысле, включая конституции. Эта часть исследования также дает неоднозначные результаты. С одной стороны, П. Хэберле приводит примеры, когда конституции сами содержат положения, мягко говоря, расходящиеся с действительностью (ст. 2 Конституции Ирландии о территории государства и известные положения Основного закона в редакции, действовавшей до объединения Германии, которые В. Брандт метко определил как «ложь ради жизни»). С другой стороны, в юриспруденции имеет место инструментальное отрицание истины во имя определенных правовых ценностей, например, юридические фикции, которые Р. фон Иеринг называл «ложью по технической необходимости». Однако это не означает, что ложь является составной частью юриспруденции. Познание истины в праве конституционного государства происходит на основе понимания ее относительности.

Г.Н. Андреева

2010.02.014. ШЕВОНТИАН Р. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ И ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ: ГИПЕРПРЕЗИДЕНТАЛИЗМА НЕ СЛУЧИЛОСЬ.

CHEVONTIAN R. La révision de la Constitution et le Président de la République: i'hyperprésidentialisation n'a pas eu lieu // Rev. française de droit constitutionnel. - P., 2009. - N 77. - P. 119-133.

Статья профессора Университета им. Поля Сезанна-Марсель III посвящена проблеме пересмотра Основного закона Франции, ратифицированного 23 июля 2008 г. совместно заседающими палатами парламента - Конгрессом. Автор считает, что одной из оригинальных черт этого конституционного пересмотра стало согласие на него Президента Республики (с. 119). «Конечно, не первый раз глава государства инициирует изменения в Основном законе, но до этого еще ни одна из статей, относящаяся к Президенту Республики, не была переделана» (с. 119). Реформа, имевшая в своей основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.