Научная статья на тему '2010. 02. 007. Касаева Т. Г. Реалистическая теория права и современность. - Саратов: СЮИ МВД России, 2009. - 120 с'

2010. 02. 007. Касаева Т. Г. Реалистическая теория права и современность. - Саратов: СЮИ МВД России, 2009. - 120 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРИНГ Р. ФОН / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 007. Касаева Т. Г. Реалистическая теория права и современность. - Саратов: СЮИ МВД России, 2009. - 120 с»

ИСТОРИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОИ МЫСЛИ

2010.02.007. КАСАЕВА Т.Г. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И СОВРЕМЕННОСТЬ. - Саратов: СЮИ МВД России, 2009. -120 с.

Монография представляет собой комплексное исследование творческого наследия выдающегося немецкого ученого, теоретика и философа права, основателя реалистического направления пра-вопонимания Рудольфа фон Иеринга в тесной связи с современными реалиями российского общества, права и государства. В работе анализируется фундаментальное влияние отдельных положений Р. Иеринга о сущности права на развитие отечественной политико-правовой мысли, а также раскрываются возможности приложения концепций ученого для построения в России правового государства.

Первая глава книги посвящена формированию взглядов Р. Иеринга на право, законность и государство в их соотношении с абстрактным нормативизмом, исторической и социологической школами права.

Во второй главе рассматривается связь реалистической теории права с современностью. Автор приводит ряд известных положений ученого, являющихся весьма актуальными для нашего времени. Это и мысль о том, что именно народ является естественным носителем власти и передает ее государству для достижения общих социальных целей, и представления о правовом государстве с принципом разделения властей и др. Особое внимание Иеринг уделял такому неотъемлемому условию и средству реализации правового государства, как демократическое, самостоятельное и независимое правосудие. Он полагал, что государство, наделяя судебную власть независимостью, тем самым подчеркивает значение права. Судопроизводство, отделенное от исполнительной власти, позволяет судье находить право по его убеждению, независимо от воли

администрации. А последняя обязана признавать решения, вынесенные судьей, обязательными к исполнению.

Иеринг одним из первых в истории политической и правовой мысли подробно и предметно исследовал и обосновал главные принципы правосудия, а именно: самостоятельность судьи, институт отвода судьи, несменяемость судей, коллегиальность, независимость судей, тайна совещания. Многие из этих принципов, пишет автор, нашли отражение в Конституции РФ. Это и единство судебной системы, и самостоятельность судов, независимость судей и их подчиненность только Конституции РФ и закону, обязательность судебных постановлений и т.д.

Но, несмотря на ряд мер, предпринятых в ходе проведения судебной реформы в России, уровень судебной власти еще далек от требований правового государства. Весьма полезно учесть некоторые соображения, высказанные Иерингом на этот счет. Сколь бы ни была совершенна судебная система, считал философ, невозможно избежать некоторых «опасностей». Главная из них заключается в назначении судей государственной властью и вытекающей отсюда их материальной зависимости от нее. Этим власть обеспечивает себе рычаги влияния.

Избежать этого можно посредством закона, консолидации общественного мнения, направленного против такой угрозы, чувства справедливости самого правительства, осознания последним собственного достоинства. По мнению Иеринга, для справедливого и правомерного отправления правосудия необходим институт присяжных заседателей, ибо в суде присяжных «содержится бесценное свойство» - отсутствие боязни государственной власти. В работе отмечается, что данные взгляды перекликаются с некоторыми положениями ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».

В отношении взаимной ответственности личности и государства Иеринг считал, что помимо закона, являющегося гарантом соблюдения прав и свобод человека, необходим и другой гарант -народ, стоящий на страже закона. Право должно восприниматься людьми как непременное условие своего существования. Человек, защищая собственное право, охраняет и закон, в котором закреплен общественный порядок.

Взывая к правовой активности субъектов правоотношений, Иеринг уделял непосредственное внимание национальному правосознанию, полагая, что именно в нем кроется сила и мощь государства. Право само по себе есть воплощение разумно понятой политики государства.

К.Ф. Загоруйко

2010.02.008. МОТИКА К. ЛЕОН ПЕТРАЖИЦКИЙ: ВЫЗОВ ПРАВОВОЙ ОРТОДОКСИИ.

MOTYKA K. Leon Petrazycki: Challenge to legal orthodoxy / 23rd IVR World congr., 2007. 1-6 aug. Cracow. Poland law a. legal cultures in the 21st century: Diversity a. unity. - Lublin: T-wo nauk. Katolickego uniw. lubelskiego Jana Pawla II, 2007. - 55 p.

Леон Петражицкий, отмечает автор, является самым выдающимся польским юристом, принадлежащим в то же время русской и немецкой научным традициям. Вклад Петражицкого оригинален и значителен в области не только правовой философии, но и логики, общей методологии наук, психологии и социологии.

Работа состоит из трех частей. В первой подробно излагается жизненный и творческий путь Петражицкого, во второй исследуются его методология и научные концепции, в третьей определяются место и значение вклада Петражицкого в современную науку.

Обращаясь к рассмотрению концепции права Петражицкого, автор большое внимание уделяет методологическим основаниям его подхода. Например, рассматривается идея Петражицкого об адекватной теории и классе концепций. Истина, считал теоретик, не является достаточным условием для научных суждений и теорий. Последние могут считаться адекватными, если «то, что утверждается ... является истинным по отношению к классу объектов, по поводу которых это утверждалось». То есть, чтобы быть научной, теория должна быть адекватной, а не только истинной.

Теория права Петражицкого базируется не только на его собственной методологии, но и на новом психологическом основании, которое он называл эмоциональной психологией, поскольку концепция эмоций играла в ней ведущую роль. Разделение психического опыта на познание, чувства и волю Петражицкий дополняет четвертой категорией - эмоциями, или импульсами, которые являются двойственными - пассивно-активными. Голод-аппетит, на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.