МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2010.01.020. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
НА 2009-2010 гг.
Perspectives 2009-2010 pour l'économie mondiale // Lettre de Г OFCE. -Р., 2009.- N 309 - Р. 1-4.
Прогноз развития мировой экономики на 2009-2010 гг. подготовлен группой сотрудников Департамента анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической конъюнктуры (Observatoire française de la conjoncture economique, OFCE) под руководством К. Тембо (X. Timbeau).
Нынешний кризис не имеет аналогов по глубине, синхронизации и масштабам. В этих условиях прогнозы развития мировой экономики выглядят как никогда мрачными. Объем мирового ВВП должен в 2009 г. уменьшиться на 1,5%, в том числе в промышленно развитых странах на 3,1%; темпы роста ВВП в странах с формирующимся рынком составят 0,5%. Хотя экономики Китая и Индии не будут серьезно затронуты рецессией, темпы их роста не превысят 5% в год, что ниже, чем в среднем за последнее десятилетие.
Кризис, начавшийся летом 2007 г. в сегменте ипотечного кредитования в США, быстро охватил всю финансовую систему. Объем средств, связанных с низкокачественными ипотечными кредитами (subprime), составляет 500 млрд. долл. Хотя это немалая сумма, она все-таки невелика по сравнению с 31 трлн. потерь биржевой капитализации или с 60 трлн. долл. имущества, принадлежащего американским домашним хозяйствам. Кризис принял огромные масштабы, так как потери, связанные с низкокачественными
ипотечными кредитами (subprimes), не были равномерно распреде-ленны по многим портфелям, а оказались сконцентрированы на балансах банков. Последние были привлечены высокой доходностью структурированных производных финансовых инструментов (деривативов). К тому же банки сами секьюритизировали выданные ими кредиты, чтобы и вывести их за свои балансы и тем самым передать связанные с ними риски инвесторам.
Этот механизм позволял банкам уклоняться от требований и правил пруденциального надзора, создавал климат эйфории и приводил к недооценке рисков. Когда разразился ипотечный кризис, произошло блокирование межбанковского рынка, и возникло взаимное недоверие операторов финансового рынка. Подобное «инфернальное» развитие событий потребовало от государств разработки планов спасения финансовых систем, крах которых создавал угрозу для реальной экономики. Тем не менее положение финансовых систем и особенно банков оставалось весьма уязвимым. Увеличение капиталов банков (рекапитализация), позволив спасти банки от краха, не обеспечило им дополнительных ресурсов для финансирования экономики.
Несмотря на снижение базовых процентных ставок, осуществляемое центральными банками ведущих стран, проценты по банковским кредитам, предоставляемым предприятиям, остаются на довольно высоком уровне. Только компании с высоким рейтингом получают средства для внешнего финансирования по процентным ставкам, находящимся на докризисном уровне (например, в зоне евро под 4,3% годовых). В особо трудном положении оказались малые и средние предприятия. Трудности с финансированием нефинансовых субъектов (предприятий и домохозяйств) создают опасную ситуацию, способствующую развязыванию спирали экономического спада.
Большое беспокойство вызывает также положение домашних хозяйств, столкнувшихся с такими отрицательными явлениями, как рост безработицы, потери имущества и чувство экономической неуверенности, и потому стремящихся увеличивать свои сбережения. Норма сбережений у американских домохозяйств увеличилась в 2008 г. с 0 до 3%. Рост сбережений наряду с уменьшением доходов домохозяйств приводит к сокращению их спроса на приобретение
жилищ, автомобилей и других предметов длительного пользования, что не может не отражаться на развитии реальной экономики.
В странах с формирующимся рынком, которые вплоть до третьего квартала 2008 г. сопротивлялись мировому финансовому кризису, также началось замедление темпов экономического роста. Падение мировых цен на сырье с середины 2008 г. привело к снижению доходов стран - экспортеров сырья. Кроме того, уход иностранных инвесторов и изменения обменных курсов валют иссушили каналы внешнего финансирования экономики многих стран.
Огромные потери богатства, понесенные экономическими субъектами, не могут быть компенсированы только благодаря посредничеству финансовых институтов, которые также испытали большие трудности из-за утраты капиталов. В этих условиях потери богатства могли бы быть трансформированы в государственный долг, который добавляется к сумме государственных расходов, предусмотренных планами спасения экономики и направляемых на скупку так называемых «токсичных активов». Во многих европейских странах были разработаны планы подъема экономики, которые предусматривали увеличение соответствующих бюджетных расходов. В зоне евро, на долю которой приходится 73% совокупного ВВП ЕС-27, в 2010 г. предусматривается расходовать 90% бюджетных средств, выделяемых на поддержание подъема экономики в ЕС-27. В рамках зоны евро Германия, Испания, Люксембург и Финляндия намерены выделять на эти цели более 3% ВВП, остальные страны надеются обойтись меньшей суммой. Бюджетные расходы разных стран будут осуществлены в основном в 2009 г. При этом в США они составят 1,8% ВВП, в зоне евро в среднем -0,7, в Японии - 1,2 и в Великобритании - 1,3% ВВП. Предполагается, что в 2010 г. в зоне евро реализация планов подъема экономики с помощью бюджетных расходов будет балансироваться политикой жесткой экономии, чтобы снизить бюджетные дефициты.
Л.А. Зубченко