Научная статья на тему '2009. 04. 044. Защищая трудовые права как права человека: настоящее и будущее международного надзора. Protecting labour rights as human rights: present. Future of intern. Supervision: Proc. Of the intern. Colloquium on the 80th anniversary of the ILO com. Of experts on the application of conventions A. recommendation, Geneva, 24-25 nov.. 2006 / ed. By Politakis G. p. - Geneva: intern. Labour Office, 2007. - XIX, 292 p'

2009. 04. 044. Защищая трудовые права как права человека: настоящее и будущее международного надзора. Protecting labour rights as human rights: present. Future of intern. Supervision: Proc. Of the intern. Colloquium on the 80th anniversary of the ILO com. Of experts on the application of conventions A. recommendation, Geneva, 24-25 nov.. 2006 / ed. By Politakis G. p. - Geneva: intern. Labour Office, 2007. - XIX, 292 p Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клинова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 044. Защищая трудовые права как права человека: настоящее и будущее международного надзора. Protecting labour rights as human rights: present. Future of intern. Supervision: Proc. Of the intern. Colloquium on the 80th anniversary of the ILO com. Of experts on the application of conventions A. recommendation, Geneva, 24-25 nov.. 2006 / ed. By Politakis G. p. - Geneva: intern. Labour Office, 2007. - XIX, 292 p»

2009.04.044. ЗАЩИЩАЯ ТРУДОВЫЕ ПРАВА КАК ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАДЗОРА.

Protecting labour rights as human rights: Present. future of intern. supervision: Proc. of the Intern. colloquium on the 80th anniversary of the ILO Com. of experts on the application of conventions a. recommendation, Geneva, 24-25 Nov. 2006 / Ed. by Politakis G.P. - Geneva: Intern. labour office, 2007. - XIX, 292 p.

Работа содержит материалы Международного коллоквиума в честь 80-ой годовщины Комитета экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций (Женева, 24-25 ноября 2006 г.).

Как отметил в своем обращении Генеральный директор МОТ, Комитет осуществляет контроль за применением свыше 200 международных документов, получивших на время публикации данных материалов свыше 7 тыс. ратификаций1. Ежегодные доклады Комитета содержат информацию в среднем о 2200 комментариях, касающихся силы и слабости внутригосударственного трудового законодательства во всех 179 странах - членах МОТ.

Председатель комитета экспертов подчеркнул важность сотрудничества Комитета по применению конвенции и рекомендаций административного совета с Комитетом по применению конвенций и рекомендаций Международной конференции труда (МКТ).

В дискуссиях принимали участие крупные международные чиновники, ученые-правоведы, специалисты по изучению тех или иных аспектов прав человека из разных стран мира.

Наряду с высокой оценкой деятельности ООН и ее специализированных учреждений (в частности, МОТ и ЮНЕСКО), а также региональных организаций, и в том числе Европейского комитета по социальным правам, выступающие отмечали недостатки в системе контроля на международном и социальном уровнях, говорили о необходимости реформирования системы контроля в условиях глобализации, от которой в наибольшей степени страдают маргинальные группы населения.

1 На момент проведения коллоквиума МОТ приняла 186 конвенций и 192 рекомендации.

В числе обсуждаемых проблем - роль и значение Международного пакта по социальным и экономическим правам, сотрудничество с МОТ; Межамериканская система по правам человека; действующая система МОТ по наблюдению за применением конвенций и рекомендаций; деятельность европейского Комитета по правам человека; эффективность методов контроля за наблюдением в сфере социальных и экономических прав; проблема социального партнерства; роль Совета ООН по правам человека в защите прав человека в современных условиях; новые подходы и будущее системы международного регулирования и надзора за правами человека.

Характеризуя роль Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в защите трудовых прав1, А. Ридель - профессор права из Университета в Мангейме, вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, особенно подчеркнул значение сотрудничества с МОТ, обеспечивающей информацию о проведении в жизнь таких положений Пакта, как право на труд и достойные условия труда; права профсоюзов, включая право на забастовку; права на социальное обеспечение и охрану здоровья; культурные права и др.

Не все конвенции МОТ охвачены Пактом, многие из них относятся к вопросам внутригосударственных законодательств, не имеющих непосредственного отношения к положению в сфере прав человека. В этой связи, считает Ридель, необходимо тщательно подойти к решению вопроса о том, влияет ли Конвенция, касающаяся трудовых прав, на трудовые стандарты в такой же степени, как и на права человека.

Ридель остановился на роли недавно принятых комментариев (General Comments), касающихся трудовых прав, особенно подчеркнул роль МОТ при разработке комментариев. Текст комментариев предусматривает обязательства государств по запрещению дискриминации и обеспечению равных возможностей в сфере занятости; доступ к занятости маргинальных групп населения, инвалидов; права на социальное обеспечение (при этом в основу была положена Конвенция МОТ № 102 о праве на социальное обеспечение).

1 По данным на момент проведения коллоквиума Пакт был ратифицирован 155 государствами из 192 государств - членов ООН. При этом «достопримечательным исключением» стали США.

Примером тесного сотрудничества с МОТ стала, в частности, дискуссия 2006 г. по проекту Комментария № 20, в которой приняли участие представители МОТ от профсоюзов и ассоциаций предпринимателей, эксперты по вопросам социального обеспечения.

Большую помощь МОТ также оказала в подготовке Комментария № 14 (о праве на охрану здоровья), № 16 (о равных правах мужчин и женщин). Предполагается участие МОТ при разработке комментариев по ст. 7 и ст. 8 Пакта.

Боб Хеппл, профессор права Кембриджского университета, в своем выступлении рассматривал роль права в условиях глобализации и проблему реализации в будущем обязательств государств по проведению в жизнь норм о правах человека. Остановившись подробно на глубоких изменениях в обществе, связанных с глобализацией, он уделил основное внимание форме социального регулирования. В современных условиях, когда государства вспомоществования и организованный труд приходят в упадок, упор делается на самопомощь, саморегулирование и индивидуальные права. Национальные правительства, неправительственные организации берут на себя функции социального регулирования.

В настоящее время особая роль в социальном регулировании принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК), которые устанавливают кодекс поведения, заключают коллективные соглашения между ТНК, международными профсоюзами и неправительственными организациями, утверждают правила региональной торговли, правила деятельности Международного банка, Международного валютного фонда, а также оказывают влияние на конвенции и рекомендации МОТ.

По мнению одного из исследователей нормотворческой деятельности МОТ, приведенному в выступлении Хеппла, разница между конвенциями и рекомендациями МОТ скорее теоретическая, чем практическая. Рекомендации содержат важные положения, общие с текстом конвенций, они также разрабатывались трехсторонней процедурой МОТ. Рекомендации, подобно нератифициро-ванным конвенциям, «могут оказать реальное влияние на национальное законодательство». Здесь же дается оценка Декларации о фундаментальных принципах и праве на труд (1998), ее роли в претворении в жизнь норм, регулирующих трудовые права. Согласно положению Декларации, государства должны соблюдать междуна-

родные нормы «независимо от уровня их развития и места в международной экономике», обязательства, налагаемые на все государства-члены, не являются следствием ратификации конвенций, а «вытекают из самого факта членства». Декларация как международный документ призвана содействовать осуществлению обязательств, а не наложению санкций, она имеет огромное влияние на решение государств ратифицировать Конвенции МОТ. Придет время, считает Хеппл, когда принципы Декларации будут рассматриваться судами как часть обычного международного права.

Характеризуя слабые стороны действующей системы контроля, Хеппл отмечает отсутствие обязательств государств-членов требовать от ТНК соблюдения основных стандартов. В числе потенциальных участников процесса регулирования он называет частные формы социального контроля, которые нередко имеют более важное значение, чем государственные законодательства, использующие командные указания и требующие контроля за процессом регулирования. Качество регулирования может быть улучшено путем вовлечения в процесс регулирования опыта и мнения тех, кого это непосредственно касается. В некоторых странах, подобно Соединенному Королевству, трехсторонняя процедура отмирает. Остро встает проблема социального диалога, когда независимые профсоюзы и организации предпринимателей или слабы, или просто не существуют.

Слабая сторона конвенций МОТ состоит в том, что они адресованы только государственным деятелям, а не ТНК и другим негосударственным структурам.

Хоппл отметил, что в условиях новой глобальной экономики трудовые права все больше приобретают транснациональный характер. Регулирование все реже происходит с привлечением суверенной власти национальных государств и все чаще - с помощью наднациональных структур, таких как ТНК, неправительственные организации, а также региональные и местные органы. Чтобы стать эффективным, регулирование должно основываться на рыночном механизме.

МОТ не должна полагаться на государства, часто серьезно ослабленные процессом глобализации, и должна обратить свое внимание на ТНК, на отсутствие эффективной системы претворения в жизнь норм национального трудового законодательства; от-

сутствие решений, которые можно реализовать; отсутствие санкций, предусмотренных законом за нарушение норм; отсутствие эффективной защиты действий международной солидарности. Хеппл предлагает провести глубокую реформу, которая коснулась бы рыночных конвенций, содержащих определенные обязательства; модернизации и пересмотра ключевых конвенций МОТ; применения в определенных случаях торговых санкций; создания международной посреднической службы и трибуналов по трудовым спорам.

Е.В. Климова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.