2009.04.038. ДЕМИНЦЕВА Е. БЫТЬ «АРАБОМ» ВО ФРАНЦИИ. -М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 182 с.
Ключевые слова: Франция, миграционные процессы, арабы во Франции.
Книга Екатерины Деминцевой, сотрудницы Центра цивили-зационных и региональных исследований РАН, посвящена весьма актуальным проблемам современной Европы - миграционным процессам, включению в европейское общество новых членов с другой культурой, религией, традициями. «На сегодняшний день нет ни одной европейской страны, которая не являлась бы объектом интенсивных миграционных потоков», - подчеркивает автор (с. 5).
Многие вопросы решаются Е. Деминцевой на стыке разных общественных наук, при этом немалое внимание уделено историческим аспектам. Исследование проводилось во Франции, в его основу легли результаты интервью, взятых автором в среде выходцев из стран Магриба. Именно события осени 2005 г., когда основными действующими лицами столкновений молодежи с силами правопорядка в пригородах Парижа и других французских городов стали молодые люди из семей иммигрантов, заставили почувствовать всю остроту проблем сосуществования представителей разных этнических компонентов в европейском обществе.
Автор дает картину положения во французском обществе магрибинских иммигрантов во втором и третьем поколении, и речь идет о молодежи в возрасте от 19 до 35 лет. На территории Франции иммигрантские сообщества сложились уже несколько десятилетий назад и являются неотъемлемой составляющей жизни страны, отмечается в книге. Основным источником потока иммигрантов, особенно усилившегося в 1960-х годах, были страны Северной Африки. «Арабы», как чаще всего называют их обыватели, стали жителями окраинных кварталов, а их дети, ставшие гражданами Франции, - источником «головной боли» для государства (с. 5-6).
До осенних событий 2005 г. образ «араба» складывался из давно устоявшихся стереотипов: «парень с окраины», зачастую представляющий опасность для окружающих. Проблемы, связанные с «арабами», были известны обществу - это безработица и преступность, наркоторговля и терроризм. Таковыми представали они в освещении средств массовой информации. В противовес этому
автор попыталась создать целостный портрет этого сообщества -иммигрантов и их потомков, выходцев из стран Магриба: алжирцев, марокканцев, тунисцев, и одновременно дать ответ на вопрос: что же значит быть «арабом» во Франции?
Эта книга, замечает Деминцева, - «попытка охватить все стороны жизни и проблемы, с которыми приходится сталкиваться» выходцам магрибинского сообщества: «от вопросов гражданства и равноправия до столь актуальных в нынешнем мире тем терроризма и смешения культур» (с. 7). Центральными темами исследования являются как миграционные процессы в современной Европе, так и особенно остро стоящая проблема «столкновения» исламского и западного миров, выдвигаемая некоторыми политиками и учеными доктрина опасности, якобы исходящей от мусульман, и прежде всего арабов. Таким образом, основные задачи исследования, результаты которого представлены в книге, связаны с анализом этноконфессиональных, социокультурных и социопсихологических составляющих сформировавшихся на Западе мусульманских иммигрантских общин. «Именно Франция является европейской страной с наибольшим процентом граждан-мусульман, большинство из которых принадлежит к магрибской диаспоре» (с. 7).
В первой части книги, озаглавленной «Появление магрибин-цев во Франции и формирование диаспоры» рассматриваются такие темы, как исторические предпосылки массовой иммиграции магрибинцев, массовая волна иммиграции после Второй мировой войны, исторические предпосылки образования магрибинской «специфичности», влияние эпохи колонизации на самоидентификацию магрибинцев (с. 13-54). Вторая часть названа «Жизнь маг-рибинских семей во Франции», в ней затронуты вопросы сохранения традиционной семьи в иммигрантской среде, социализации магрибинских детей, попытки интеграции поколений иммигрантов во французское общество (с. 55-95). В части третьей «Магрибин-ское сообщество и французское общество - взаимовлияние или конфоронтация» автор повествует об общественных и религиозных движениях бёров (так называют во Франции североафриканских иммигрантов. - Прим. реф.), прослеживает историю гражданских иммигрантских ассоциаций, исламских организаций, процесс организации мест религиозной практики мусульман в стране, возникновение проблем бытового «расизма» во французском обществе,
ксенофобии у коренных французов (с. 96-145). Часть четвертая озаглавлена «Перед нами новая Франция?» и речь в ней идет о новой культуре в стране, проблемах культурных различий, литературе и музыке бёров (с. 147-172). Книга снабжена обширной библиографией (с. 173-178).
Волна массовой эмиграции из Северной Африки захлестнула Францию после Второй мировой войны, пишет Деминцева. Уже в момент провозглашения независимости Алжира в 1962 г. численность алжирского населения во Франции только по официальным данным, заниженным по некоторым оценкам вдвое, составляла до 350 тыс. человек (с. 17). Особенно усилился приток иммигрантов в 1960-х годах, в период экономического подъема, когда стране не хватало рабочих рук. Повлияли на приток иммигрантов и события в самих странах Магриба, охваченных в конце 1950-х - начале 1960-х годов антиколониальным движением. Алжирская война 1954-1962 гг. дала новый стимул к эмиграции: теперь многие алжирцы покидали страну не только по экономическим, но и по политическим причинам. Из-за несогласия с установившимся в стране режимом, в основном после независимости, уезжали семьи алжирцев, служивших во французской армии (харки). После получения независимости алжирцы уже не могли свободно въезжать во Францию. Соглашение от 10 апреля 1964 г. закрепило ограничения на эмиграцию из Алжира во Францию. В 1968 г. это соглашение было обновлено, была зафиксирована максимальная квота числа алжирцев, которые могли ежегодно иммигрировать в бывшую метрополию, - 35 тыс. человек. В 1971 г. соглашение было скорректировано, ежегодная квота сократилась до 25 тыс. человек. Неслучайно президент страны уже в 1947 г. начал свою предвыборную кампанию с вопроса об иммигрантах. Все политические партии выдвигали на первый план вопросы трудоустройства, работы и социализации иммигрантов.
Уделом иностранных рабочих была наиболее грязная и низкооплачиваемая работа. Приезжавшим для работы на крупных предприятиях магрибинцам выделялись общежития на окраинах городов, таких как Марсель и Париж, где складывались поселения выходцев из Северной Африки. В те времена французы рассматривали приток иммигрантов скорее как временное явление, в основном это были молодые мужчины, приезжавшие на заработки. Од-
нако к концу 1960-х годов ситуация меняется, магрибинские иммигранты, находя работу и закрепляясь во Франции, «выписывают» к себе остававшиеся до этого за морем семьи и пускают корни в бывшей метрополии. Рождаемость в иммигрантских семьях была гораздо выше, чем у французов, они имели по пять-шесть, иногда по 10 детей, во многом из-за того, что многодетные семьи могли получать пособия. Численность иммигрантов начинает увеличиваться в геометрической прогрессии. Постепенно складывается магрибинская диаспора, приобретающая свойственные только ей черты.
Как считает автор, чтобы понять динамику магрибинской диаспоры во Франции, надо рассмотреть историю стран Магриба с точки зрения единства и разнообразия существовавших на этой территории культур. Взаимодействие «своего» и «чужого», циви-лизационных «переселений» не только сказалось на формировании культуры региона, но и повлияло на формирование особого «характера» магрибинцев. Сама магрибинская диаспора весьма гете-рогенна по своему происхождению. Страны Магриба были издавна местом пересечения миграционных потоков, что предопределило особенности исторического развития этого региона. Данные потоки двигались с юга, из Сахары, с востока, из районов Нубии и Египта, Передней Азии и даже, по некоторым гипотезам, с Кавказа и Иранского плоскогорья. С запада миграция шла с Иберийского полуострова, а в колониальную эпоху - из Франции, Италии, Мальты, Ирана, Греции и других европейских стран. Каждый из завоевателей привносил в Северную Африку свои общественные порядки, традиции, культуру. Раскинувшись на перекрестке континентов и цивилизаций, эта земля сохранила элементы культурного наследия карфагенян и эллинов, жителей латинского Юга Европы и Западного Судана, кочевников Сахары и горцев Атласа, духовные традиции приверженцев ислама, иудаизма, христианства, а также всевозможных языческих культов.
Позднее поворотным пунктом в отношениях между Востоком и Западом стала эпоха французской колонизации Магриба. Автор рассматривает ее на примере Алжира, так как именно там она была особенно длительной. Для Алжира, как, впрочем, для Туниса и Марокко, уже начиная с XVIII в. было характерно сочетание различных культурных составляющих. Деление на арабов и берберов,
кочевников и оседлых, на свободные и податные племена, приверженцев марабутских братств и ортодоксального ислама, наконец, на мусульман и представителей иных конфессий (христиан, иудеев) наблюдалось и тогда, когда страна объявляла себя «единым» государством. Арабы, изначально составлявшие меньшинство населения, смешивались с другими этническими группами: берберами (а в Марокко и Тунисе нередки случаи смешения и берберов, и арабов с местными евреями), морисками (потомками выходцев из мусульманской Испании), «мевледурами» (потомками христиан из числа принявших ислам европейских пленников, также ренегатов, бежавших от преследований из Испании, Франции, Италии), арабо-африканцами из Марокко (из «абидов» - черных рабов, составивших в ХУП-ХУШ вв. 150-тысячную гвардию султана), турками.
В результате сложилось этническое образование с достаточно сложными культурно-лингвистическими и социальными характеристиками, противостоящее собственно европейскому населению. На этой основе в ходе противодействия французской колонизации и политике ассимиляции формировались алжирская, марокканская, тунисская «нации», каждая со своим общим языком (его роль играл местный диалект арабского) при сохранении других форм языкового общения - французского языка для большинства горожан, берберских и других языков для соответствующих регионов. Традиции антиколониального сопротивления и противостояния угрозе национального обезличивания автохтонного населения стали основными составляющими самосознания магрибинцев, т.е. процесса политической самоидентификации, катализатором которого стала сама колонизация.
Первые исторические симптомы такой самоидентификации были связаны со стремлением магрибинских народов к самоопределению и независимости после Второй мировой войны. Вместе с тем и колонизация, и сама эпоха антиколониальной борьбы, и период независимого развития (Туниса и Марокко с 1956, Алжира - с 1962 г.) породили новые кризисные явления внутри магрибинского общества, связанные с «исходом» местного населения Северной Африки на Запад в форме экономической и политической эмиграции.
В настоящее время и эксперты, и сами выходцы из иммигрантской среды признают наличие ситуации столкновения и кризиса идентичностей во Франции, пишет автор в заключение. В соз-
нании молодых людей североафриканского происхождения постепенно формируется целостная модель самовыражения и самоощущения. И принимающее общество, и иммигрантская среда переживают взаимосвязанные трансформации, в основе которых -взаимодействие разных цивилизационных основ. При всей очевидности процесса глобализации и смешения культур нельзя не замечать голоса нового поколения, требующего уважения своего права на «особость» в рамках французского общества.
В. П. Любин
2009.04.039. ДИ МИКЕЛЕ А. ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИТАЛИИ (1948-2008).
DI MICHELE A. Storia dell'Italia repubblicana (1948-2008). - Milano: Garzanti, 2008. - 491 p.
Ключевые слова: Италия, вторая половина XX- начало XXI в., республиканская Италия.
Монография итальянского историка Андреа Ди Микеле, сотрудника Архива провинции Больцано, посвящена истории республиканской Италии во второй половине ХХ - начале XXI в. Как отмечается во введении, автор стремился дать общую картину последних событий в стране, ее роли в международных делах, ее необычайного прогресса и ее нерешенных проблем, начиная с комплекса отношений между «дворцом» и гражданским обществом. Целью своего исследования автор называет желание «отразить сложные события в истории республиканской Италии, уделив одинаковое внимание глубоким социальным переменам, а также параллельно развивавшимся динамичным экономическим и политико-институциональным изменениям» (с. 9). Ди Микеле обосновывает избранные хронологические рамки тем, что именно в 1948 г. вошла в силу Конституция и были проведены первые политические выборы, в результате которых выявилось преимущество Христианско-демократической партии и началось ее господство в национальной политической жизни.
Монография состоит из введения, пролога и пяти глав. В прологе, озаглавленном «Предыдущее: фашизм, война и реконструкция» (с. 15-31), дана краткая характеристика предыдущего периода итальянской истории ХХ в. Первая глава названа «Между