2009.02.070
2009.02.070. САУЛ Б. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.
SAUL B. Defining terrorism in international law. - Oxford: Oxford univ. press, 2006. - VI, 373 p.1
Сегодня все чаще звучат предложения создать международный уголовный орган, который бы осуществлял уголовное преследование террористов. Однако у этой идеи, отмечает автор, много недостатков, начиная с того, что до сих пор не существует единого подхода к вопросу о составе такого преступления, как терроризм, и заканчивая сомнениями относительно согласия Америки признавать решения подобного международного органа в случаях, когда речь идет о террористической угрозе США.
Профессор Университета Нового Южного Уэльса Бен Саул уверен, что международное определение понятия «терроризм» могло бы служить многим желательным целям, включая ограничение Совета безопасности США в принятии односторонних, чрезмерных и непредсказуемых контртеррористических мер.
Трудности, возникшие при попытке определения международного терроризма, связаны и с необходимостью установить границы исключений из террористического поведения, в частности по двум вопросам: 1) должны ли быть исключены из субъектов ответственности за терроризм национальные освободительные движения и движение за самоопределение конкретного народа; 2) должно ли такое определение распространяться на насилие государства?
Саул полагает, что верным подходом будет начать с определения того, «что неверно в отношении терроризма», а не пытаться свести воедино разнообразные определения, содержащиеся в национальных законах и международных договорах. Таким образом, терроризм можно определить как: 1) серьезное насильственное уголовное действие, имеющее целью убийство или тяжкие телесные повреждения; 2) совершенное вне рамок вооруженного конфликта; 3) с политическими, идеологическими, религиозными или этническими целями; 4) имеющее целью вселить крайний ужас с
1 Свед. о кн. см.: Amer. j. of intern. law. - Wash., 2007. -Vol. 101, N 4. -P. 939-941.
2009.02.070
тем, чтобы незаконно заставить власти совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия.
Для того чтобы помешать государствам использовать международный терроризм в качестве механизма подавления легитимного протеста, автор исключил из своего определения действия, не имеющие целью причинение серьезного ущерба.
Сформулировав определение терроризма, автор рассматривает возможные способы противодействия ему, обратившись к одному из наиболее сложных вопросов: как использовать асимметричные военные меры в отношении движений за самоопределение? Конвенционный взгляд, по мнению автора, опасен тем, что позволяет государствам легитимировать репрессии против внутренних диссидентов. Он предлагает использовать международное гуманитарное право.
Саул исследует, насколько согласуются в определении терроризма международные договоры, международное право и международное гуманитарное право; описывает, как многообразно и зачастую противоречиво определяется терроризм в указанных нормах.
Вторая часть книги посвящена обзору существующих договоров и норм международного права и международного гуманитарного права.
С.И. Коданева