Научная статья на тему '2009. 01. 024. Палицын А. В. Апостольская миссия св. Климента Римского в Херсонесе в конце i - начале II В. И ее дальнейшая роль в традиции христианской России. (аналитический обзор. )'

2009. 01. 024. Палицын А. В. Апостольская миссия св. Климента Римского в Херсонесе в конце i - начале II В. И ее дальнейшая роль в традиции христианской России. (аналитический обзор. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМЕНТ СВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 01. 024. Палицын А. В. Апостольская миссия св. Климента Римского в Херсонесе в конце i - начале II В. И ее дальнейшая роль в традиции христианской России. (аналитический обзор. )»

2009.01.024. ПАЛИЦЫН А. В. АПОСТОЛЬСКАЯ МИССИЯ СВ. КЛИМЕНТА РИМСКОГО В ХЕРСОНЕСЕ В КОНЦЕ I -НАЧАЛЕ II В. И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШАЯ РОЛЬ В ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ РОССИИ. (Аналитический обзор.)

По-видимому, нет в современной исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и вместе с тем важного вопроса, чем вопрос о появлении, распространении и утверждении христианства в первые и последующие века ее христианизации. Примером тому может служить вопрос об апостольской миссии Климента, папы римского, в Херсонесе в конце I -начале II в. и ее дальнейшей роли в традиции христианской России. Достаточно посмотреть, что об этом пишут и говорят сейчас в средствах массовой информации, на страницах научной и церковной литературы.

1. Культ св. Климента Римского и его роль в христианизации

Древней Руси

Начальный период приобщения к христианству Руси, считает В. Л. Задворный, был во многом связан с именем св. Климента (2, с. 35). Князь Владимир, возвращаясь на родину после успешного взятия Херсонеса в 988 г. и принятия крещения в Херсонесе, привез с собой в Киев не только священников, но и множество предметов культа и реликвий, среди которых были часть мощей (глава) св. Климента и тело ученика его Фива. Построив в Киеве первый государственный кафедральный храм - Церковь Богородицы Десятинной - князь Владимир положил в ней мощи св. папы, которые становятся, считают современные исследователи Г. Ивакин и О. Иоаннисян, «первой христианской реликвией Десятинной церкви» (3, с. 42) и в течение многих лет были главной святыней Киева. Об этом пишут путешественники, прибывавшие в столицу Руси из разных стран. В 1018 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский, основываясь на рассказах саксонцев, побывавших в Киеве с войском Болеслава Польского и Святополка Ярополчича, даже назвал Десятинную церковь не Церковью Богородицы, а «храмом мученика во Христе и папы Климента». По замыслу равноапостольного князя, положение мощей святого папы в Киеве должно было подчеркнуть и святость столицы нового христианского государства,

охраняемого молитвами ученика св. апостола Петра, и благочестие его устроителей. Культ св. Климента чрезвычайно высоко почитался в Киевской Руси в первые десятилетия после ее христианизации. Это объяснялось тем, что князь Владимир - очевидно, из соображений большей независимости от Византии, - укомплектовал новый киевский клир из херсонесских (а не константинопольских) священников, для которых св. Климент занимал место в ряду первостепенных подвижников веры. Вполне естественно, что херсо-несские священнослужители приобщили к культу св. папы и свою славянскую паству на Днепре. Кроме того, князь Владимир принял за государственный герб Киевского государства личный символ св. Климента-папы - якорь, с которым этот святой отдал жизнь за Иисуса Христа. Через годы якорь был преобразован в современный герб Украины - трезуб. Поэтому нужно отметить, что Киевское государство единственное в мире в Х-Х11 вв. имело христианский герб (15). Вместе с тем примечательно, что при посредстве Руси культ св. Климента проник далеко на север Европы: друг князя Владимира норвежский король Олаф Тригвассон в 997 г. заложил в Трондхейме церковь, посвященную св. Клименту (20, с. 258). Культ св. Климента использовался для предотвращения «грециза-ции» Церкви на Руси, когда восточнославянские христиане отстаивали перед Константинопольской патриархией свое право на церковную самостоятельность и самобытность: в 1147 г. собор русских епископов поставил «главою Климента» митрополита из русских - Климента Смолятича, видного русского церковного деятеля и поборника независимости Русской церкви в XII в. Но эта попытка освободиться от зависимости Константинополя не удалась, и прибывший тогда из Византии митрополит Константин не только проклял Климента Смолятича и инициатора собора киевского князя Изяслава, но и стал смещать без какой-либо вины русских епископов, замещая их греками, чтобы Собор 1147 г. не мог повториться. В XII и в последующих веках почитание св. Климента, папы римского, на Руси продолжалось, что нашло выражение в строительстве храмов и написании мозаик, фресок и икон в его честь.

Храмы: 1. Первый каменный храм св. Климента Римского (от которого сохранились лишь фундаменты) был заложен на севере Киевского государства в 1153 г. в Старой Ладоге новгородским архиепископом св. Нифонтом. Этот храм относится к типу бес-

столпных крестообразных храмов с низкими угловыми пристройками. Прообразы его, считает Максимов П.Н. (7, с. 32), находят в Херсонесе (баптистерий), на Северном Кавказе (храмы на реке Зеленчук) и в других странах, где получила развитие и имела влияние византийская архитектура, восходящая к таким ранним крестообразным постройкам, как равеннский мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V в.). 2. В Пскове в XV в. была построена (одно-главная, трехапсидная, с притвором) Церковь св. Климента, папы римского. Располагалась она на территории Климентовского Дра-чилова монастыря, впервые упоминаемого в Псковских летописях под 1354 г. (монастырь был разорен в 1615 г. войсками шведского короля Густава-Адольфа и позднее упразднен). Примечателен барабан храма: полусферическая глава по форме близка к главам древних русских храмов X-XII вв., выстроенных на Руси византийскими мастерами. Церковь состоит на охране как памятник республиканского значения. В 1992 г. передана Псковской епархии. С ноября 1993 г. - действующая, восстановлена попечением знаменитого иконописца архимандрита Зинона (5, 9). 3. В Великом Новгороде в первой половине XVI в. (между 1519-1520 гг.) была построена Церковь Климента, папы римского. Построена по заказу московского купца Тараканова на основе каменной церкви XIV в. в формах новгородского зодчества конца XIV-XV вв. Восстановлена в 1953-1955 гг. Использовалась под склады объединения «Новгород-лес». В данное время закрыта и не используется (9).

Мозаики, фрески и иконы: 1. Мозаика. В Киевском Софийском соборе (середина XI в.) сохранилась мозаика, изображающая св. папу, которая расположена в левой половине алтаря в святительском чине (слева направо): свт. Епифаний Кипрский, свт. Климент, папа римский, свт. Григорий Богослов, свт. Николай, архидиакон Стефан (17). 2. Фреска. В Старой Ладоге, в Церкви св. Георгия (последняя четверть XII в.) сохранилась фреска, изображающая св. папу, которая расположена в правой половине алтаря (18). 3. Икона. В Церкви Покрова Богоматери г. Опочка сохранилась икона «Рождество Христово с избранными святыми» (Псковская школа, конец XV - начало XVI в.). Избранные святые: свт. Николай Мирликийский, свт. Климент Римский, Илия Пророк, Косьма и Дамиан (13).

С Киевской Русью св. Климента связывают также следующие произведения, упоминания и сюжеты: 1. Житие св. Климента, папы римского (мученическая гибель в 101 г. в Херсо-несе) 2. Житие свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (30 января 861 г. мощи св. папы были обретены на островке (ныне в районе Казачьей бухты) св. Кириллом и перенесены торжественным крестным ходом в Херсонес) 3. Житие благоверного князя Владимира, крестившего Русскую землю и Повесть временных лет (перенесение мощей св. Климента в Киев князем Владимиром) 4. Имя св. Климента упоминается и в Повести о новгородском клобуке 5. Русское Чудо св. Климента, папы римского, о отрочати (чудо св. Климента в Херсонесе) 6. Русский анонимный текст Слово на обновление Десятинной Церкви (название тексту дано князем М.А. Оболенским, на самом деле текст имеет название Месяца но-ембрия в 25 день. Мучение святаго священномученика епископа Климента), составленный в XI в., приравнивает св. Климента к «церковному солнцу», которое «от Рима убо в Херсон, и оттуда в нашу Русскую страну пришло». С того времени Киев, наполнившись Божьей благодатью, стал на Руси «всех град славнее». Слово называет св. Климента покровителем-защитником Киевского государства, связывая Рим, Херсонес и Киев в единую линию распространения христианства.

С Киевской Русью св. Климента связывают и богослужения: 1. В древнейшем киевском месяцеслове, сохранившемся в Остромировом евангелии 1056-1057 гг., указана дата памяти св. Климента Римского, приуроченная к 30 января, дню перенесения его святых мощей (1). 2. В древнейшей славяно-русской служебной Минее 1097 г. помещена служба св. Клименту, приуроченная к 25 ноября, дню мученической его кончины (14, с. 446-461). 3. В уникальной праздничной Минее XIII в. сохранилось богослужебное последование св. Клименту (ныне хранится в РГАДА, Синодально-типографское собрание (фонд 381), № 98, Январская Минея XIII в., листы 65-67 об.), приуроченная к 30 января, дню обретения его святых мощей.

Упоминания св. Климента в трудах русских святых: 1. Русские богословы, например св. Иосиф Волоцкий, в своих трудах ссылался на св. Климента. Это объясняется тем, что его труды были очень популярны, а частью и канонизированы Церковью.

2. В ноябрьской книге «Великих Миней Четиих», составленных под руководством митрополита Макария в XVI в., было собрано немало произведений, повествующих о св. папе, в том числе и славянская версия Клементин - «Беседы св. Климента», а также агиографические сочинения, прославляющие чудеса, сотворенные им в Херсонесе. 3. Житие св. Климента поместил в своей многотомной «Книге житий» и св. Димитрий Ростовский (XVII в.).

2. Культ св. Климента Римского и его роль в Российской империи и современной христианской России

Почитание св. Климента в Российской империи также продолжалось и продолжается до настоящего времени, что нашло выражение в строительстве, реставрации и возвращении верующим для богослужений храмов в его честь: 1. Деревянная Церковь св. Климента построена на Климентовском погосте до 1500 г. в деревне Заполье (Ленинградская область, Лужский район). В 1827 г. на месте деревянной была построена кирпичная Церковь Климента, папы римского. Церковь закрыта в 1939 г., затем действовала в 1942-1945 гг. К 1995 г. здание Церкви, нуждающееся в капитальном ремонте и реставрации, возвращено общине верующих (9, 11).

2. Церковь Климента Римского построена в 1685 г. на месте прежней в Торжке (Тверская область). С 1999 г. церковь передана Борисоглебскому монастырю (9).

3. В 1743 г. была построена в Новой Ладоге (Ленинградская область, Волховский район) Церковь Климента Римского. Закрыта в 1938 г. и перестроена под кинотеатр. В настоящее время не используется (10).

4. В Москве имя св. Климента носят два храма. 4.1. Это, прежде всего, храм священномученика Климента, папы римского, в Климентовском переулке (возле станции метро «Третьяковская»). Храм построен в 1762-1774 гг. на месте разобранного одноименного сначала деревянного, а затем каменного храма XVII в. Постройка этого храма связана с событиями отечественной истории XVIII в., а именно с восшествием на престол императрицы Елисаветы Петровны, которое совпало с днем празднования памяти святого. Строительство храма было закончено уже после кончины Елизаветы Петровны - при Екатерине Великой. В 1932 г. разрушили огра-

ду этой церкви, а через два года закрыли и сам храм, обложенный непомерными налогами, его священников арестовали. С 1934 г. храм закрыт под книгохранилище обменно-резервного фонда Библиотеки имени В.И. Ленина (ныне - Российская государственная библиотека). Решение о возвращении храма верующим было принято в начале 1990-х годов. В настоящее время книги из храма полностью вывезены, храм реставрируется. Другая, малоизвестная московская Церковь с приделом в честь св. Климента Римского находится у Варварских ворот (возле станции метро «Китай-город»). Главный ее престол освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, а Климентовский придел известен еще с 1619 г. - со времени самого основания церкви. Хотя этот храм был освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи, он назывался Церковью папы Климента у Варварских ворот, по посвященному св. Клименту приделу (19). Дожившая до наших дней церковь была построена (перестроена из старой) в 1741 г. фабрикантом Федором Подсевальщиковым в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны. Ее северный Климентовский придел еще обновлялся в первой половине XIX в. После закрытия церкви в 1920 г. в ней устроили детский сад, потом в изувеченном здании размещались различные учреждения, а в 1991 г. она была возвращена верующим (6, 9, 16).

5. В середине XVIII в., после присоединения Крыма к России, пробудился интерес к христианским древностям, вследствие чего оживился и культ св. Климента. В 1852 г. в Инкермане, недалеко от Севастополя, в пещерах существовавшего ранее, но заброшенного монастыря был снова открыт небольшой монастырь св. Климента, во имя его был освящен пещерный храм, строительство которого датируется VIII-IX вв. (2, с. 37). В 1931 г. богослужения прекратились в пещерных храмах, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. С 1991 г. началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса (4, 9).

6. Во время пребывания Его Императорского Величества в Севастополе в 1898 г. католики обратились с прошением о строительстве католической Церкви св. Климента. В мае 1911 г. было закончено строительство по проекту военного инженера Н.И. Тре-тесского по ул. Костельная, 1 (ныне - улица Шмидта). 20 сентября 1958 г. решением Севастопольского горисполкома костел реконст-

руирован под кинотеатр «Дружба» на 500 мест с «ликвидацией культового характера сооружения». В настоящее время верующие ходатайствуют о возвращении католического храма. И пока этот вопрос не решен, инициативная группа граждан-католиков собирается на частной квартире, где комната переоборудована под часовню св. Климента (12).

3. Современные торжественные мероприятия, посвященные Дню памяти св. Климента Римского (2001)

В 2001 г. на Украине отмечали 1900 лет со дня мученической смерти святого ученика апостолов Петра и Павла, третьего по счету римского епископа (папы) Климента Римского, имя которого стало частью истории Севастополя. В 96 г. (или около этого года) за проповедь христианства Климент был сослан императором Домицианом на каменоломни в Херсонес Таврический. За дальнейшее успешное миссионерство среди язычников он был утоплен с якорем на шее (в 101 г.) по приказу римского императора Траяна (98117 гг.) в бухте близ современного Севастополя, носящей имя Казачья бухта. Мощи св. Климента (привезенные из Киева) хранятся сейчас в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. 8 декабря (по новому стилю, по старому стилю - 25 ноября) 2001 г. в День памяти священномученика в Севастополе состоялась цер-ковно-общественная конференция1, в которой приняли участие священнослужители Украины и России, представители общественности, работники музеев и преподаватели вузов. В храмах города прошли праздничные богослужения и божественные литургии. По церквам провезли икону с частицами мощей священномученика. Комиссией по топонике принято решение о присвоении безымянному мысу в Казачьей бухте имени св. Климента. 8 декабря 2001 г. Украинской православной церковью в Крыму были выпущены юбилейные иконы с ликом св. Климента. Иконы инкрустированы частицами камней, не так давно поднятых со дна бухты Казачьей, сообщает НТВ. К юбилею были выпущены также памятный ме-

1 В принятом конференцией обращении к властям содержится просьба о разрешении на строительство в Севастополе Свято-Климентовской часовни и о введении в курсы вузов и школ изучения житий и трудов священномученика Климента и других крымских святых.

дальон и настенный календарь на 2002 г. с изображением св. Климента, изданы житие св. Климента и богослужебное последование ему с акафистом, буклет о Свято-Климентовском Инкерманском монастыре, а также книга о подвижнике (8).

Список литературы

1. Бегунов Ю.К. Св. Климент Римский в славянской традиции: Некоторые итоги и перспективы исследования // Византинороссика. - СПб., 2006. - Т. 4. - С. 1-61.

2. Задворный В. Л. Святой Папа Римский Климент и его культ в Древней Руси // Истина и жизнь. - М., 1994. - № 10. - С. 34-39.

3. Ивакин Г., Иоаннисян О. Богородица Десятинная. Первый каменный храм Руси в свете новых фактов // Родина: Рос. истор. журн. - М., 2008. - № 8 (август). - С. 39-42.

4. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь. - Режим доступа: Ьйр://т.шМре&а.о^/№1М/Инкерманский_пещерньш_ монастырь Климента, папы Римского, Церковь // Псковская энциклопедия, 903-2007. - Псков, 2007. - С. 371. - Режим доступа: http://www. someplaces. spb.ru/pskovobl/pskov/Images/Psk-19.htm;http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/245;http://www.pskovcity. ru/ts_zav_kliment.htm; http://www.russiancity.ru/text/psk08.htm; http://www.pskovgrad.ru/2006/04/23/cerkov_klimenta_papy_rimskogo_xvi.html; http://www.tours.ru/includes/photogal.asp?id_photo_img=7181

5. Лебедева Е. Храмы Климента, первосвятителя Римского. - Режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=5286

6. Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI - начала XVI в. // Архитектурное наследство. - М., 1960. - Вып. 12. - С. 25-46.

7. Массмедиа и новости. Мыс в одной из бухт Севастополя назовут в честь папы Климента. - Режим доступа: http://www.travel.ru/news/2001/12/06/15604.html; http://orthodox.sf.ukrtel.net/tavrida/2001/11/list2.htm; http:// www.mospat.ru/archive/nr202112.htm

8. Народный каталог православной архитектуры. Православные храмы св. Климента, папы Римского. - Режим доступа: http://sobory.ru/searcMndex.html?typeSch=obj&fNameObj=Климента0/o20папы0/o 20Римского&findBut=obj&wordsAndName=and&wordsAnd=and

9. Новая Ладога. Церковь Климента Римского и Петра Александрийского. - Режим доступа: http://sobory.ru/article/index.html?object=01188; http://www. enclo.lenobl.ru/show0bject.do?object=1803684323.

10. Православные храмы Ленинградской области. Церковь во имя Климента Римского. - Режим доступа: http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/lohram-luga.html

11. Римско-католическая община святого Климента в городе Севастополе. - Режим доступа: http://who-is-who.com.ua/bookmaket/sevast/7/101/1.html; http://who-is-who.com.ua/bookmaket/sevast/7/101/2.html

12. Рождество Христово. Иконы и фрески. - Режим доступа: http://rojdestvo. paskha.ru/iconi/galleryicon/?galleryicon_id=12

13. Ягич И.В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским летописям 1095-1097 гг. / Труд орд. акад. И.В. Яги-ча. - СПб., 1886. - CXXXVI, 606 с.

14. Украшська Грекб-Католицька Церква в Севастопсш. «Под знаком святого Климента». - Режим доступа: http://grekkatsev.ru/climent.htm

15. Храм сщмч. Климента на Пятницкой. - Режим доступа: http://www. vozglas.ru/?id=12&sid=0&rid=18&urid=20&pid= 1&iid=476&PHPSESSID=f98031 505b9544f4ffb144aac5666795

16. Христианство в искусстве. Климент, папа Римский. Мозаики. - Режим доступа: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2492

17. Христианство в искусстве. Климент, папа Римский. Фрески. - Режим доступа: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2238

18. Церковь Климента, папы Римского, у Варварских ворот. - Режим доступа: http://www.nekropolis.ru/index1.php?id=61&r=22&f=19

19. Vlasto А.Р. The Entry of the Slavs into Christendom. An introduction to the Medieval history of the Slavs. - Cambridge, 1970. - XII, 435 p.

А.В. Палицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.