2008.02.009. РОШЕ Э. РИСКИ НОВОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. ROCHER E. Les risques de ré-endettement des pays en développement après les annulations de dettes // Bull. de la Banque de France. - P., 2007. - N 157. - P. 35-43.
В статье сотрудника Дирекции международных и европейских отношений Банка Франции на примере стран зоны франка анализируются риски возникновения новой внешней задолженности у бедных развивающихся стран, наиболее отягощенных внешним долгом ^ays pauvres très endettés - PPTE), который недавно был аннулирован.
Впервые инициатива по списанию внешних долгов PPTE была выдвинута в 1996 г. В рамках этой инициативы было предложено полностью аннулировать внешний двусторонний долг и частично международный долг (т.е. перед международными организациями - МВФ, Всемирным банком и региональными банками развития) 21 страны, в том числе 17 африканских стран. На 31 декабря 2006 г. сумма списания долгов по этой инициативе, выраженная в «чистой актуализированной стоимости на конец 2005 г.» (valeur actualisée nette - VAN), составила 30,3 млрд. долл., в том числе для африканских стран - 23,3 млрд. (75%) и для шести стран зоны франка - 4,6 млрд. долл. (15% общей суммы) (с. 37).
На саммите «Большой восьмерки» в июле 2005 г. было принято решение о дополнительном списании внешних долгов с PPTE, имеющих душевой доход менее 380 долл. в год. На 31 декабря 2006 г. к 21 PPTE, у которых долги перед международными финансовыми организациями были списаны на 100%, добавились еще две страны - Камбоджа и Таджикистан. Таким образом, для 23 стран сумма списания долга перед МВФ и Международной ассоциацией развития (МАР) достигла 31,2 млрд. долл. Для шести стран зоны франка сумма списания долга перед международными организациями составила около 9 млрд. долл. По оценке МВФ и Всемирного банка, на долю двусторонних кредиторов приходится 49% общей суммы списания долгов для 40 развивающихся стран (РС), в том числе 35% на долю стран - членов Парижского клуба. Среди многосторонних кредиторов доля Всемирного банка составляет 20%, МВФ - 9 и региональных банков развития - 7 (всего 46%).
Остальные 5% суммы списания приходятся на долю коммерческих структур. В результате списания долгов отношение суммы обслуживания внешнего долга к экспортным доходам соответствующих стран должно снизиться в среднем с 14 до 6%, а доля многостороннего долга в общей сумме внешней задолженности будет составлять 75% (с. 39).
Улучшение финансового состояния стран после списания внешнего долга способствовало повышению их рейтинговой оценки у ведущих агентств. Так, в июне 2006 г. Камерун получил у агентства «Fitch» рейтинг В вместо рейтинга В-. Между тем потребности PPTE в финансировании остаются огромными. Сумма финансирования на период до 2015 г., необходимая для достижения «Целей миллениума для развития» (Objectifs du Millénaire pour le Développement - OMD), составляет, по оценкам, 150 млрд. долл. В большинстве стран Африки южнее Сахары затраты на финансирование OMD должны составлять не менее 20% их ВВП. Реализация этих целей, одобренных Генеральной ассамблеей ООН в сентябре 2000 г., потребует масштабной мобилизации внешних ресурсов, что связано с действием следующих факторов: а) реализация OMD предполагает, что ежегодные темпы экономического роста PPTE должны составлять 7-8% (сейчас они не превышают 56%); б) PPTE испытывают значительные трудности в доступе к международным рынкам капитала, связанные с низким качеством их подписи.
Рост новой задолженности стран, которым списали долги, происходит в условиях появления новых стран-кредиторов из Азии и Латинской Америки, политика которых отличается от политики «традиционных кредиторов». Стремясь проникнуть на рынки РС, новые кредиторы предоставляют им огромные суммы, часто превышающие те, которые могут быть мобилизованы МВФ или МАР. При этом кредиты предоставляются без каких бы то ни было условий, в том числе и связанных с повышением качества внутреннего управления в странах-заемщиках. Чаще всего предоставление таких кредитов обусловлено поставкой оборудования в соответствующие страны, с продажей им нефти по заранее фиксированным ценам и т.д. Например, Республика Конго получила от Китая два займа: в декабре 2005 г. на сумму в 552 млн. долл. и в июне 2006 г. -32 млн. долл., причем второй без всяких условий.
В апреле 2005 г. МВФ и Всемирный банк приняли Рамки анализа приемлемости внешнего долга стран с низкими доходами (Debt Sustainability Framework - DSF). В соответствии с этим документом все страны делятся на три категории в зависимости от качества их институциональной структуры и экономической политики, которые оцениваются Всемирным банком с помощью рейтингов CPIA (Country Policy & Institutional Assessment). Каждому уровню качества (низкому, среднему и высокому) соответствуют максимальные коэффициенты задолженности (ratios d'endettement). Так, для стран с низким уровнем риска отношение суммы внешнего долга к экспортным доходам должно составлять 200%, для стран с умеренным риском - 150 и для стран с высоким уровнем риска - 100% (с. 40).
Для анализа долгосрочного долга применяется также метод разработки сценариев (стресс-тестирование), в которых учитывается возможное неблагоприятное изменение уровня экспортных доходов, сырьевых цен, основных макроэкономических показателей и т.д. Такой анализ позволяет разделить страны на три группы по уровню рисков дефолта: страны с низким, умеренным и высоким риском:
- к странам с низким уровнем риска относятся страны, у которых сегодня коэффициент задолженности не превышает максимального уровня и для которых различные сценарии не предусматривают его значительного повышения в течение ближайших 20 лет;
- к странам с умеренным уровнем риска относятся страны, у которых по различным сценариям коэффициент задолженности не превышает максимального уровня, но в некоторых сценариях предусматривается возможность повышения объема долга или суммы обслуживания долга;
- к странам с высоким уровнем риска относятся страны, у которых по всем сценариям предусматривается превышение максимального уровня коэффициента задолженности.
Уровень риска учитывается при распределении помощи, предоставляемой МАР: страны с низким уровнем риска дефолта могут получать от МАР только займы, страны с умеренным уровнем риска - половину суммы в форме займов и половину в форме даров, страны с высоким уровнем риска - только в форме даров, которые предоставляются без условий. Всемирный банк, проанализировав
группу из 39 РС, получающих дары от МАР, пришел к выводу о том, что в общей сумме задолженности этих стран растет доля средств, полученных без всяких условий: на конец 2004 г. она составила около 27%.
Переход от политики предоставления даров к политике участия внешних кредиторов в финансировании развития имеет ряд преимуществ, в том числе: с точки зрения заемщиков такая политика позволяет им пользоваться эффектом рычага; с точки зрения международных кредиторов она позволяет повысить ответственность стран-заемщиков и проводить регулярный диалог с их правительствами; получаемые странами финансовые ресурсы используются для финансирования конкретных проектов развития; страны-получатели внешних ресурсов несут ответственность за погашение внешней задолженности.
С этой точки зрения новые страны-доноры подвергаются справедливой критике за то, что, предоставляя займы и кредиты РС, они не участвуют в многосторонних организациях (Парижском клубе, ОЭСР и т.д.), которые выступают за соблюдение коллективной дисциплины в отношении политики содействия развитию. Подобная политика новых доноров («свободных рейдеров») создает дополнительные риски дефолта РС, внешний долг которых быстро растет. Кроме того, она не побуждает страны-получатели к тому, чтобы оптимизировать управление предоставленными средствами и бороться с коррупцией. В этих условиях международное финансовое сообщество стремится наладить диалог с новыми странами-кредиторами, чтобы побудить их к участию в многосторонних инстанциях по координации политики содействия развитию.
В июне 2006 г. в документе, посвященном 50-летней годовщине Парижского клуба, отмечалось, что некоторые новые кредиторы отныне должны присоединиться к принципам коллективной дисциплины в отношении финансирования РС, а также учитывать проблемы приемлемости их внешнего долга. Кроме того, в документе подчеркивалось, что международное сообщество должно найти средства для налаживания диалога с новыми кредиторами, чтобы убедить их в необходимости координации политики помощи РС. Министры финансов стран зоны франка, собравшиеся в сентябре 2006 г. в Париже, приняли резолюцию, в которой подчеркивалась необходимость «поддерживать среднесрочную приемлемость внеш-
ней задолженности стран зоны франка» и «уделять особое внимание темпам и условиям возрастания новой задолженности».
В рамках ОЭСР разрабатывается Кодекс хорошего поведения для государственных организаций, предоставляющих помощь развитию, и для агентств по финансированию экспорта. В отношении стран-дебиторов предпринимаются следующие меры: 27 ноября 2006 г. МВФ решил внести некоторые изменения в DSF, связанные с большим учетом объемов и долей внутреннего долга и частного внешнего долга при оценке уровня риска той или иной страны. Решено также обращать большее внимание на темпы возрастания новой внешней задолженности. 11 июля 2006 г. МАР одобрила механизм принятия санкций в отношении стран, для которых предусмотрено списание долгов, но которые получают финансирование без условий. Санкции, которые будут вводиться с учетом DSF, сводятся к уменьшению суммы даров, получаемых от МАР. Однако такие санкции не будут иметь смысла, если сумма даров окажется значительно меньшей, чем сумма займа, полученного без условий. Такая ситуация чаще всего будет возникать в РС, богатых природными ресурсами.
Л.А. Зубченко