2008.02.004. ТРИПАТИ С. ИНДИЙСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ: ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ИЗВИЛИСТОЙ ТРАЕКТОРИИ.
TRIPATHI S. India's growth path: Steady but not straight // Issues in science and technology online. - 2007, Spring. - 16 p. - Mode of access: http://www.issues.Org/23.3/tripathi.html
Ключевые слова: Индия; научно-техническая политика Индии; экономическая политика Индии; место Индии в мировой науке и экономике.
Автор - писатель и журналист, работающий в Лондоне, анализирует современное положение Индии, ее место в мире, темпы, тенденции и перспективы развития.
Если судить по всем показателям, экономика Индии процветает. В 2007 г. правительство пересмотрело данные о росте ВВП за 2006 г.: вместо 8% он оказался равным 9,3%. На этом уровне данный показатель держится уже ряд последних лет, а это означает, что национальный доход страны удваивается каждые 8-9 лет (с. 1). Еще в 1991 г. такую ситуацию трудно было себе представить, считает автор. Тогда экономика была в упадке, валютные резервы сократились до такой степени, что для оплаты импорта их хватило бы всего на три недели, а основной рынок экспорта индийских резервов (в СССР и страны Восточной Европы) развалился. Вынужденная менять структуру экономики, Индия провела серию реформ, снявших многие ограничения, которые сдерживали предпринимательскую активность:
- зарубежным фирмам было разрешено владеть большинством акций своих индийских филиалов;
- таможенные пошлины, особенно на капитальную продукцию, были снижены, торговля либерализирована;
- ввоз и вывоз капиталов был упрощен;
- ограничения на получение индийскими фирмами кредитов были сняты, предпринимателям разрешено закрывать не приносившие прибыли предприятия, а также расширять производство, не испрашивая разрешения у правительства;
- после длительных дебатов Индия начала выполнять требования ВТО и укреплять свое патентное законодательство (с. 2-3).
Последнее решение было особенно болезненным, поскольку в стране существует довольно широкое движение противников усиления патентного режима, особенно в отношении социально важных изделий, в первую очередь лекарств. Стремясь сделать лекарства доступными для бедных граждан, правительство Индии долгое время ограничивало и контролировало цены на медицинские препараты. Оно не разрешало зарубежным фирмам патентовать их, а разрешало получать патенты только на процессы изготовления лекарств. Такие патенты легко обходить, что и делали индийские фирмы, которые выпускали фактически контрафактные изделия, ничего не тратя на их разработку, а лишь слегка модифицировав технологию получения.
В результате реформ большинство секторов индийской экономики открылись для зарубежных инвесторов4. Те компании, которые ушли раньше, не соглашаясь с требованиями правительства Индии (IBM, Coca Cola и др.), вернулись, пришли новые фирмы. Инвестиции с 1991 по 2004 г. значительно выросли (см. табл.), а ежегодный рост ВВП составил в среднем 9,63% (с. 1). При этом ежегодный прирост ВВП Индии в 8% означает, что он каждый год прибавляет объем, равный ВВП среднего размера европейского государства, и теоретически каждый житель страны получает годовую добавку 200 долл. Практически же сегодня каждый четвертый житель имеет в день менее 1 долл. (с. 4). До нынешнего рывка ВВП Индии рос всего на 3% в год (с. 5). Но за последние 15 лет миллионы людей избавились от нищеты, средний класс начал владеть акциями котирующихся на бирже фирм, а некоторые индийцы стали миллиардерами. По данным журнала Forbes, «сегодня насчитывается более двух десятков индийцев в списке самых богатых людей планеты, и Индия уже активно участвует в давосских форумах» (там же). При этом в политическом плане упомянутые 15 лет были очень сложными: атаки террористов; религиозные распри и столкновения; кастовые противоречия, доходящие до насилия; стихийные бедствия; гонка атомных вооружений с Пакистаном; сепаратистские стремления ряда областей, стремящихся к большей
4 «С момента получения независимости в 1947 г. Индия проводила близкую к автаркии политику самодостаточности и опоры на собственные силы, устанавливая разного рода преграды проникновению иностранного и развитию национального бизнеса» (с. 2).
автономии и даже к независимости. За указанное время в Индии было пять парламентских выборов, пять разных правительств, опиравшихся на нестабильные коалиции. «А экономка росла, как на автопилоте, игнорируя перечисленные помехи» (с. 4).
Таблица (с. 6)
Прямые зарубежные инвестиции в экономику Индии за 1991— 2004 гг. по секторам
Сектор Млрд. долл. Процент от целого
1. Электрическая и электронная промышленность, программное обеспечение 3,8 15,1
2. Транспорт 2,9 11,4
3. Телекоммуникации 2,7 10,5
4. Нефть и электроэнергия 2,5 9,8
5. Услуги 2,2 8,2
6. Химическая промышленность 1,7 6,0
7. Пищевая промышленность 1,1 4,2
8. Металлургия 0,5 1,9
9. Прочие 15 32,9
Всего 32,3 100
Без сомнения, объем зарубежных инвестиций в индийскую экономику намного меньше, чем в китайскую, но национальный капитал в Индии масштабнее и активнее, и она меньше зависит от зарубежных партнеров, чем Китай. К тому же Индия в отличие от Китая - страна демократическая, правительству приходится считаться с довольно сильной оппозицией, открыто и громогласно противостоящей либерализации экономики. В Давосе и на международной арене в целом Индия позиционирует себя как «самая быстро растущая демократическая страна со свободной рыночной экономикой», подчеркивая тем самым свое отличие от Китая.
Сравнение с Китаем постоянно присутствует в статьях об Индии, и по числовым показателям, да и по многим другим параметрам оно пока в основном не в пользу Индии. Китай значительно опережает Индию в формировании современной инфраструктуры, привлекает во много раз больше иностранных инвестиций, доминирует в мировой торговле, а небоскребов в Шанхае больше, чем на Манхэттене. В 1949 г., когда коммунисты пришли к власти, железных дорог в Китае было очень мало, сегодня они протянулись
до западных окраин. Индия, получившая независимость в 1947 г., напротив, тогда располагала самой протяженной железнодорожной сетью в мире, а сегодня с трудом поддерживает и модернизирует ее. В Китае предпринимательство было ликвидировано, а предприниматели изгнаны из страны или отправлены в трудовые лагеря. В Индии, несмотря на то, что она тоже тяготела к социализму, предпринимателей не лишали возможности работать, хотя и относились к ним не очень хорошо. В Китае власть не имеет оппозиции, и у нее нет необходимости считаться с общественным мнением. Она хочет, чтобы страна развивалась и богатела, и закрывает глаза на принципиальный отход от многих коммунистических доктрин, но всякое неповиновение, все, что нарушает «гармонию по-пекински», немедленно подавляется. Китай очень сильно зависит от иностранного капитала (хотя с ростом национальных доходов эта зависимость несколько ослабевает), а в Индии собственный частный сектор инвестирует свои прибыли в производство и функционирует достаточно эффективно. В 2005 г. прямые зарубежные инвестиции в Индии составили 6,6 млрд. долл., в Китае -72,6 млрд. «Но никто не считает, что Китай в 12 раз привлекательнее Индии. К примеру, инвестиционный банк Goldman Sachs -один из крупнейших в мире - утверждает, что в дальней перспективе Индия будет развиваться быстрее Китая» (с. 7). На мировой шкале конкурентоспособности Индия занимает 50-е место, поднявшись за последние годы на пять позиций. Китай же опустился на три позиции и занимает 49-е место. Разрыв значительно сократился. По индексу доверия среди глобальных инвесторов Индия -на втором месте, после Китая, но впереди США.
Многие политические лидеры Индии убеждены, что Индию ждет большое будущее. По словам руководителя Совета по научным и промышленным исследованиям Рагхуната Машелкара (Raghunatha Mashelkar) (Council for Scientific and Industrial Research), «Индия станет уникальной интеллектуальной и экономической державой, с которой всем придется считаться» (с. 9). В далеком прошлом достижений было немало - от лучших в мире водопроводных и канализационных систем (2500 лет до н.э.) до концепции ноля в математике (I тысячелетие н.э.), целого ряда совершенствований десятичной системы счета, геометрии и изобретения сталеварения (там же).
Первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру прекрасно понимал значение науки для будущего его страны. «Только наука, - говорил он в одной из первых речей после освобождения, - может решить проблемы голода и нищеты, отсутствия санитарии и неграмотности, суеверий и кастовых предрассудков» (там же). Наука, по мнению Неру, должна была проложить Индии путь к самодостаточности, которую он считал залогом национальной безопасности. Поклонник плановой экономики в советском стиле, Неру создал массивный общественный сектор. Металлургические заводы и электростанции он называл «храмами современной Индии». Приоритетное значение науки постоянно отмечали и все последующие индийские лидеры. В 2003 г. правительство опубликовало основные направления научно-технической политики, где подчеркивалась «центральная роль науки в повышении качества жизни народа, особенно его беднейших и бесправных слоев» (с. 10).
Нынешний президент Абдул Калам - специалист в области ракетостроения, руководивший до избрания одной из крупных лабораторий, - продолжая политику своих предшественников, создал Совет по оценке и прогнозированию технологий (The Technology Information Forecasting Assessment Council), в задачи которого входят анализ мировых тенденций развития технологии и определение приоритетных направлений для Индии, содействие развитию ключевых областей и подготовка информационно-прогностических докладов правительству. Советом подготовлены два крупных документа: «Состояние науки и технологии в Индии» и «Перспективные направления развития технологии до 2020 г.». В последнем документе перечислены 16 технологических групп, охватывающих все основные звенья индийской экономики: прогрессивные сенсоры (механические, химические, магнитные, оптические и биологические); полеводство и скотоводство; агротехника и пищевая промышленность; химическая промышленность; гражданская авиация; электроэнергетика; электроника и коммуникационная техника (базовые элементы, фотоника, оптоэлектроника, компьютеры, компьютерные сети, световоды, телематика); промышленные отрасли (литейное производство, кузнечно-прессовое, текстильное машиностроение); медицина и здравоохранение; материаловедение, добыча и производство различных материалов, включая атомные и полупроводниковые; науки о жизни и биотехнология; дорожное
строительство и транспорт, включая метро; развитие услуг (финансовых, туристических, защита интеллектуальной собственности); стратегические отрасли (самолетостроение, метеорология, радарная техника, системы связи с использованием спутников, мониторинг земной поверхности из космоса, робототехника); телекоммуникации; развитие водных путей и водного транспорта (с. 7-8).
Перечислить задачи довольно просто. Однако автор задает вопросы: есть ли в Индии кадры, способные выполнять эти задачи; есть ли у них стимулы к работе, к развитию науки и технологии; какие секторы ИР наиболее перспективны; насколько серьезно должен воспринимать мир стремления Индии?
Хотя проблема количества и качества специалистов сохраняется, сегодня в Индии действуют институты по подготовке квалифицированных кадров. Индийские институты технологии (ИИТ) -элитные высшие учебные заведения по подготовке инженеров и управленцев. Первый из ИИТ был основан еще Д. Неру, сегодня их уже семь, однако многие штаты требуют увеличить их число. Существуют трудности подбора и сохранения квалифицированных преподавателей: удержать их сложно, так как в частном секторе такие специалисты могут зарабатывать больше. Некоторые ИИТ и сегодня приглашают профессоров из зарубежных стран.
Особенностью ИИТ является крайне жесткий отбор абитуриентов. Ежегодно все семь институтов принимают около 4 тыс. человек. Поступает в ИИТ один абитуриент из 100 желающих. Государство компенсирует основную часть платы за обучение. Билл Гейтс, глава фирмы Microsoft, оценивает ИИТ как «потрясающие учреждения, которые действительно изменили мир и обладают потенциалом совершить еще больше в будущем» (с. 11). В последние 50 лет до 70% выпускников покидали Индию, и многие из них делали прекрасную карьеру в транснациональных корпорациях, достигая руководящих должностей. В последние годы уезжают не более 30% молодых специалистов. Вокруг ИИТ в Индии немало споров. Многие считают, что вместо того, чтобы тратить деньги на немногочисленные институты экстра-класса, благоразумнее использовать их для ликвидации неграмотности (неграмотных в стране около 300 млн. - приблизительно 1/3 населения). Некоторые предлагают также изменить систему приема: вместо отбора талантов ввести квоты для разных социальных групп. Но в планы прави-
тельства это не входит. По мнению автора, ИИТ готовят в первую очередь хороших менеджеров, крупных ученых среди их выпускников не числится. Не являются они и инкубаторами новых предпринимательских идей, как это имеет место в лучших западных университетах. Сегодня руководство ИИТ пытается откорректировать ситуацию, поощрять инновации, но, к сожалению, «мощный исследовательский потенциал Индии создается не в университетах» (с. 12).
В 1991 г. Индия ослабила препоны на пути внешних инвестиций, вступила в ВТО, приняла соответствующие правила защиты интеллектуальной собственности. Как развивающейся стране ей было предоставлено пять льготных лет (1995-2000) на приведение своего законодательства в соответствие с международными требованиями. Еще пять лет льготы распространялись на фармацевтическую промышленность и производство химических удобрений для сельского хозяйства. Тем временем Индия подписала Бернскую конвенцию об авторских правах и вступила в Мировую организацию интеллектуальной собственности.
Транснациональные компании, оценив эти перемены, начали создавать в Индии филиалы своих исследовательских служб. Первый такой филиал был организован (правда, еще в 1985 г.) фирмой Texas Instruments. Сегодня их примерно 150, в том числе концерны GE и Microsoft. Сумма инвестиций в исследовательские центры зарубежных компаний превышает 1 млрд. долл. Опрос, проведенный фирмой PriceWaterhouseCoopers среди транснациональных корпораций, показал, что 5% из них готовы создать свои центры ИР в Индии, 22 - в Китае и только 12% - в России (с. 12). Texas Instruments, Oracle и Adobe организовали в Индии полный производственный цикл - от ИР до готовой продукции. Microsoft имеет в Бангалоре лабораторию, в которой работают 700 исследователей; это третья по величине из зарубежных лабораторий этой корпорации. GE в том же Бангалоре имеет центр ИР с 2300 работниками; это самый крупный исследовательский центр этой фирмы во всем мире, включая США. Дж. Уэлч (J. Welch), исполнительный директор GE, открывая центр, заявил: «Индия - это развивающаяся страна, но с точки зрения интеллектуальной инфраструктуры она вполне развита. Здесь мы имеем самый высокий показатель размера интеллектуального капитала на доллар затрат» (там же). Автор
приводит в качестве примера и опыт Microsoft. Ее индийский центр разрабатывает цифровые географические, коммуникационные и многоязыковые системы, сложные инженерные программы и криптографию.
В то же время автор подчеркивает, что в индийском обществе не утихает острая дискуссия за и против проникновения зарубежного капитала в страну, хотя перевес сохраняется на стороне тех, кто понимает полезность этого процесса для экономики страны. Что касается собственно индийского научно-технического инновационного потенциала, то ситуация здесь с точки зрения содействия экономическому росту пока далека от оптимальной. Дело в том, что правящие круги Индии многие годы после освобождения от колониальной зависимости крайне негативно относились к капиталистическим моделям развития. Налоговое, патентное и другое законодательство было направлено на то, чтобы не позволить конкретным лицам получать крупные финансовые выгоды от своих изобретений. Поэтому многие граждане, склонные к новаторству и активной предпринимательской деятельности, эмигрировали. Наука Индии, если считать прямое финансирование исследовательских учреждений и затраты государственных предприятий, финансировалась на 85% правительством. До реформ частные фирмы не инвестировали в ИР, так как выгоды от инноваций им не доставались. В 2003 г. обследование, проведенное Колледжем по подготовке кадров для госаппарата (Administrative Staff College), показало, что 86% из 8334 индийских фирм, зарегистрированных на бирже, вообще не вкладывают в ИР. Даже такая фирма, как InfoSys (одна из лидирующих компаний, разрабатывающих программное обеспечение), расходует на исследования всего 1% годовых доходов, так же поступают и другие фирмы информационных технологий (с. 13). При этом индустрия программного обеспечения за последнее десятилетие растет колоссальными темпами (число занятых в 1999 г. -284 тыс. человек, а в 2006 г. - 1,3 млн.) и обеспечивает сегодня 5% ВВП страны. В 2008 г. экспорт этой продукции, по прогнозам, составит 1/3 всего индийского экспорта (там же).
Однако проблема заключается в том, что между наукой и экономикой в Индии нет тесной связи, нет венчурного капитала, не практикуется коммерциализация результатов исследований.
Управляемая государством наука занимается фундаментальными проблемами, которые не дают быстрой коммерческой отдачи.
Признаки перемен наблюдаются в фармакологической промышленности. Индийский рынок лекарств составляет 1/6 мирового, и индийские фармацевтические компании успешно разрабатывают патентно чистые препараты для экспорта. Эти фирмы тратят на ИР до 15% своих доходов, и за последние пять лет их затраты такого рода выросли на 300% (с. 14). Сегодня большинство действующих в Индии патентов на лекарства принадлежит индийским компаниям. Что касается патентования вообще, можно отметить, что индийские фирмы становятся все более активными. По данным патентного бюро США, в 2003 г. индийцы получили там 341 американский патент, и от бюро ожидают решения еще 1164 заявок. В 1993 г. заявок было всего 54. Растет и число научных публикаций индийских авторов в ведущих мировых журналах (с. 9).
«Несмотря на все эти обнадеживающие факты, в Индии все еще сохраняется множество крупных проблем. В стране масса болезней, которых в наше время легко можно избежать; общественный транспорт всегда переполнен, на горных дорогах автобусы падают в пропасть, мосты рушатся; водопровод не работает (а если и работает, вода бывает загрязненной); электрические сети тоже часто выходят из строя (во многом из-за широко распространенного воровства энергии как богатыми, так и бедными). И можно добавить к этому списку 300 млн. граждан, не умеющих ни читать, ни писать» (с. 15). Однако надежду вселяет тот факт, что 30% населения страны - молодежь, которая легко воспринимает достижения современной цивилизации. Несмотря на то что в силу традиций, особенностей политической системы и многих иных причин Индия не может совершать «великих скачков», она неуклонно и верно движется вперед.
А.Н. Авдулов