2008.01.025. ЛАРСОН Ч. ИЗМЕНЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ТЕХНОЛОГИЕЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 50 ЛЕТ.
LARSON Ch. 50 years of change in industrial research and technology management // Research-technology management. - Wash., 2007. -Vol. 50, N 1. - P. 26-31.
Ключевые слова: промышленные ИР в США; креативность; исследование исследований; инновации; инвестиции в ИР; кадровые ресурсы и управление ИР.
Автор - президент компании Innovation Research International (США), почетный президент Института промышленных исследований; в течение 26 лет он был издателем журнала Research technology management (RTM). Статья написана в связи с предстоящим в 2008 г. пятидесятилетием данного журнала. Это издание было инициировано как орган пропаганды новых идей в сфере управления исследованиями. Первоначально журнал предназначался для компаний - членов Института промышленных исследований (Industrial research institute - IRI); организаторы этого издания намеревались также использовать его для распространения среди руководителей ИР в университетских лабораториях. Автор поставил перед собой задачу показать картину промышленных ИР в динамике так, как это проявилось в публикациях журнала за 50 лет.
Первая публикация, появившаяся в рассматриваемом издании, которое тогда называлось Research management (RM), была посвящена проблемам креативности. Об интересе к данной теме говорит появление в конце 50-х годов еще нескольких аналогичных публикаций. Среди проблем, обсуждавшихся на собраниях IRI и на страницах RM, - результаты обследований промышленных ИР, кадровые ресурсы, система управления и оплата труда, финансирование ИР, патентная политика, система двойного продвижения, или «двойной лестницы» (dual ladder). Основное внимание уделялось не столько внешним, сколько внутренним проблемам управления ИР.
Одно из направлений в деятельности IRI, к разработке которого приступили в 1959 г., - организация программ обучения менеджеров. С середины 60-х годов повышенное внимание было привлечено к управлению инновационным процессом. В 1969 г. в
рамках IRI был сформирован специальный комитет по проблеме «исследования исследований» (research on research). Первоочередной его задачей стал сбор и изучение информации, касающейся различных сторон исследовательского процесса, прежде всего в тех областях, которые были интересны компаниям - членам IRI. Были идентифицированы пять направлений деятельности данного комитета: связь ИР с целями организации; выбор проектов; креативность (творческий потенциал); оценка результатов исследований; связь ИР с прочими корпоративными функциями.
Автор обращает внимание на то, что статьи, в которых обсуждались названные темы, составили 10% от общего числа (2 тыс.) публикаций, помещенных в RM. В целом за прошедшие годы тематика таких публикаций изменилась мало. Причину он видит в том, что «простой формулы» для управления ИР, технологией и инновациями не существует.
В 70-е годы ИР начинают все более активно ориентироваться на проекты производственного и маркетингового характера, что приводит к более широкому распространению такой организационной формы инновационного процесса, как работа в группах.
В 70-е и 80-е годы в круг внимания исследователей попали проблемы рыночного и технологического «давления» на процесс инноваций. Дискуссии 80-х годов развернулись вокруг вопросов относительной значимости приростных и радикальных инноваций. Отмеченная дискуссия дала толчок к серии исследований о наиболее эффективных методах стимулирования радикальных инноваций с помощью моделей управления и организации.
В целом в 80-е годы центр внимания технических лидеров переключился с управления исследованиями на управление технологией. Это нашло отражение в изменении названия журнала Research management. С 1988 г. он стал выходить под названием Researchtechnology management («Управление исследованиями и технологией»). В указанный период в связи с экономическим спадом и сокращением бюджетов ИР особую актуальность приобрели проблемы оптимального сочетания ИР, нацеленных на краткосрочную отдачу, и ИР новых рискованных технологий. Такого рода задача стала одной из главных управленческо-технологических проблем.
В первой половине 90-х годов в США были проведены радикальные реформы в сфере управления и организации ИР, что по-
зволило стране занять лидирующие позиции в системе глобальной конкуренции. Области, обеспечивающие научное лидерство США, -это прежде всего ИР в сфере услуг и инноваций. Отмеченный период характеризуется быстрым ростом новых компаний.
Конец 1990-х и начало 2000-х годов - время заметных перемен в системе промышленных ИР. Автор считает необходимым выделить следующие три направления: вложения в ИР; кадровый потенциал ИР; управление и организация.
Вложения в ИР. За 50 лет вложения промышленности в ИР выросли с 3,6 млрд. в 1958 г. до 212 млрд. долл. в 2006 г. Среднегодовой рост составил 9% (с. 28). За отмеченный период заметное снижение вложений в ИР происходило трижды: в 1986-1987 гг., в 1992-1993 гг. и в 2001-2002 гг. К 2008 г. затраты промышленности на ИР должны составить, по оценкам, 240 млрд. долл. Основной поток инвестиций направляется в биотехнологию и телекоммуникации.
Интенсивность ИР в разных отраслях приблизительно одинакова, и в последние несколько лет этот показатель был равен 4,4%. Затраты на фундаментальные исследования в промышленности выросли с 252 млн. долл. в 1958 г. до 8,3 млрд. долл. в 2006 г. (оценочные данные), при этом доля промышленных ФИ снизилась с 27% в 1958 г. до примерно 13% в 2006 г. Поддержка университетских ИР из промышленных источников составила за 1958 и 2001 гг. соответственно 24 млн. и 1,52 млрд. долл. Автор обращает внимание на то, что участие промышленности в финансировании университетских подразделений ИР в последние годы постоянно снижается. Главная причина - недостаточная защита прав интеллектуальной собственности во многих университетах США (с. 28).
Кадровый потенциал промышленных ИР, его продуктивность. После 1958 г. количество исследователей и инженеров, занятых в промышленных ИР, выросло с 25 тыс. до 1 млн. Кадровый потенциал увеличивался более низкими темпами по сравнению с динамикой вложений в ИР. Специалисты считают, что причину следует искать в возросших возможностях технического обеспечения ИР, главным образом за счет роста информационных технологий, которые позволили заметно повысить продуктивность трудовых усилий профессионалов.
Ключевым элементом успеха ИР, ориентированных на нужды потребителей, следует считать диверсификацию трудовых ре-
сурсов. Стандартной практикой стало использование системы «двойной лестницы» (dual ladder system). Правда, проблемой пока остается эффективная организация оценки труда; специалисты считают, что такая оценка должна проводиться не один раз в год, а с интервалом - либо раз в два года, либо раз в два месяца (в зависимости от характера задач). На смену внешним источникам подготовки профессионалов-лидеров пришли программы обучения сотрудников силами собственных экспертов.
В статье отмечается, что проблемы развития креативности и стимулирования идей, активно обсуждавшиеся на страницах журнала RM, продолжают оставаться ключевым элементом успешных ИР. Крупные корпорации поощряют такого рода усилия всех сотрудников, а не только тех, кто занят в исследовательских подразделениях. Оптимальным путем распространения новаторских идей считается перемещение кадров.
Управление в сфере ИР, организация и проблемы лидерства. Культ инноваций стал жизненно важным для фирм, конкурирующих на глобальных рынках. Автор обращает внимание на то, что традиционная лаборатория ИР не находится более в центре инновационной стратегии и организационной структуры компаний. Высококачественные ИР могут проводиться в самых разных регионах, свидетельство тому - создание американских лабораторий во многих странах, например в Индии и Китае. Другая характерная тенденция -внутренние ИР во многих компаниях дополняются внешними программами с использованием внештатных специалистов, как отечественных, так и иностранных. В таких программах могут быть задействованы ресурсы конкурентов, других фирм, контрактных лабораторий, правительственных подразделений и университетов.
Говоря о формировании бизнес-стратегии и роли руководителя ИР в данном процессе, автор отмечает: хотя лидер ИР имеет голос в разработке указанной стратегии, ему все же приходится доказывать полезность и значимость вложений фирмы в ИР. В связи с этим весьма полезными являются формальные измерения и оценки ИР и инноваций. На основании такого рода оценок выявлено, в частности, что временной цикл ИР, составлявший в 50-е годы от пяти до десяти лет, постепенно сокращается до нескольких лет, а в отдельных случаях и до нескольких недель (с. 30).
Проблема руководства становится особенно значимой для крупных фирм. Одна из задач лица, ответственного за ИР, - как можно более оперативная «обработка» обещающей идеи и налаживание нового бизнеса; важная задача лидера - разработка новых моделей стратегии. В 50-е годы большинство компаний имели при своих производственных подразделениях одну центральную лабораторию ИР и отделы технической поддержки. В течение 80-х и 90-х годов отмечается процесс децентрализации ИР. Центральные лаборатории продолжали действовать и рассматривались как важное звено в реализации ИР. Такого рода подразделения выступают в роли «центров глобальных ИР» или «глобальных инновационных центров». Как правило, такие подразделения занимаются немногими проектами с высокой степенью предполагаемой отдачи.
Тормозом на пути активизации промышленных ИР является неизжитый подход к «чужим ИР» (принцип «изобретено не нами»). В последние годы на лидеров ИР усиливается давление, цель которого - заставить их «сделать большее при меньших затратах». Отмеченные подходы специалисты расценивают как «контрпродуктивные» и требуют изменения в данной сфере. Положительный сдвиг - рост авторитета финансовых аналитиков, убеждающих, в частности, членов 1Ы в необходимости понимания и признания значимости долгосрочных, наукоемких ИР, стратегических вложений в ИР и технологию.
Заключительную часть реферируемой статьи автор посвятил перспективам промышленных исследований в США. Он задается вопросом: продолжатся ли нынешние тенденции или произойдут еще более радикальные перемены? Существует большая вероятность сценария по последнему варианту. Новые стратегии бизнеса станут двигателем крупных перемен в сфере ИР. Этому будут способствовать новые методы «создания знаний» и преобразования результатов ИР в коммерчески прибыльные продукты, процессы и услуги. Есть основания предполагать, что исследователям придется еще в большей степени приспособиться к переменам. Будет расти интеллектуальный потенциал исследовательских организаций, их информационная база и внутренние базы данных. В случае такой перспективы американские компании смогут наращивать свое присутствие на глобальных рынках.
Моделирование всех ступеней от концепции разработки до стадии производства должно, как считает автор, привести к дальнейшему сокращению сроков освоения новой продукции. Политика, нацеленная на рискованные ИР, будет поощряться и поддерживаться.
Т.В. Горбунова