Научная статья на тему '2008. 01. 025. Ахмедова Л. Ш. Политика Англии в зоне Персидского залива в последней трети XIX - начале XX В. (1870-1914). - СПб. : Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2006. - 158 с'

2008. 01. 025. Ахмедова Л. Ш. Политика Англии в зоне Персидского залива в последней трети XIX - начале XX В. (1870-1914). - СПб. : Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2006. - 158 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛ ТРЕТЬ XIX - НАЧАЛО XX В / АНГЛИЯ / СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 025. Ахмедова Л. Ш. Политика Англии в зоне Персидского залива в последней трети XIX - начале XX В. (1870-1914). - СПб. : Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2006. - 158 с»

2008.01.025. АХМЕДОВА Л.Ш. ПОЛИТИКА АНГЛИИ В ЗОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX -НАЧАЛЕ XX в. (1870-1914). - СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 2006. - 158 с.

Ключевые слова: Посл. треть XIX - начало XX в., Англия и страны Персидского залива.

Монография посвящена истории английской колониальной политики в отношении государств Персидского залива. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

В главе «Княжества Персидского залива на рубеже 60-70-х годов XIX в.» рассмотрена геополитическая ситуация в регионе и начальные этапы экспансии европейских держав в зоне Залива.

Начало колониальной политике стран Западной Европы положили Великие географические открытия конца XV-XVI вв., и первым государством, вступившим в борьбу за обладание новыми владениями, была Португалия. Ситуация изменилась в середине XVI в., что было связано с возвышением Османской империи. Соперничество этих двух держав продолжалось недолго: к концу века португальцы утратили свое влияние в регионе, и доминирование турок стало преобладающим. Более опасного врага Турция обрела в конце XVIII в., когда в регионе появились англичане. Стратегические интересы Лондона в зоне Персидского залива были связаны, прежде всего, с тем исключительным значением, которое в Новое время обрели лежавшие на торговых путях из Европы в Индию княжества региона. «Установление полной гегемонии над этой огромной территорией, населенной свыше миллиона человек, главным образом арабами, и составляло цель британской политики» (с. 13).

Первым в орбиту английского влияния попал расположенный у самого входа в Залив Маскатский султанат, а вскоре и соседний Оман. После подписания англо-оманского договора (1798) Лондон стал действовать очень решительно, и появившаяся в здешних водах британская эскадра начала совершать устрашающие акции на побережье. В итоге 8 января 1820 г. генерал-майор сэр Уильям Грант Кейр и шейх Шахбут, выступавший от имени правителей Рас-эль-Хаймы, Абу-Даби, Дубаев, Шарджи, Аджмана и Умм-эль-

Кайвайна, подписали так называемый «Генеральный договор о мире». Статьи этого соглашения не препятствовали «дружественным шейхам» эмиратов вести войну между собой, а также предусматривали борьбу против «пиратства» и иных выступлений против английского флота. Тем самым было положено начало установлению английского господства над арабскими княжествами Персидского и Оманского заливов и «негласному введению британского протектората над северо-оманским побережьем», получившим название «Пиратский берег», а позднее - «Договорный Оман» (с. 15).

К середине XIX в. Великобритания, пользуясь ослаблением Порты, захватила Аден и сделала все возможное, чтобы раз и навсегда оторвать Договорный Оман от Омана и превратить его в протекторат. Было разработано «Первое соглашение о прекращении военных действий на море» (1843), обретшее статут межгосударственного договора «о вечном мире» десятью годами позже. Согласно этому документу, шесть княжеств - Абу-Даби, Дубаи, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Шарджа и Рас-эль-Хайма - окончательно подпали под юрисдикцию Великобритании, получившей право «силой оружия подавлять национально-освободительное движение арабских племен» (с. 16).

Другим важным объектом английской колонизации был Бахрейн. В 1622 г. после изгнания португальцев он оказался под властью Сефевидского Ирана. В 1793 г. катарский шейх Ахмед захватил Бахрейн, но уже его сын Салман под угрозой расправы со стороны вторгшихся из Неджда ваххабитов оказался вынужденным вернуться в Катар. Воспользовавшись обострением ситуации, англичане вторглись в район этого локального конфликта и нанесли ряд чувствительных поражений ваххабитам. В 1808 г. зависимый от Британии имам Маската Султан захватил Бахрейн, что вызвало гневную реакцию в Иране. Противостояние Лондона и Тегерана было урегулировано 30 августа 1822 г., когда в Ширазе стороны подписали соглашение, формально признавшее зависимость Бахрейна от Ирана (с. 20). Однако англичане продолжали вести политику открытого вмешательства в дела Бахрейна, и вопрос о принадлежности эмирата на долгие годы стал предметом споров и торгов Великобритании с иранскими властями.

Не менее ценным приобретением считались земли полуострова Катар. «Находясь в зависимости от Бахрейна, - пишет автор, -

шейхи Катара смогли избежать "союзнических отношений" с Великобританией», что продолжалось вплоть до 1871 г. (с. 30).

Что касается Кувейта, то его история фактически повторила участь других государств региона. Земли эмирата были объектом противоборства Османской империи, Ирана и европейских держав (Голландия, Франция, Великобритания). Первое появление официального представителя Лондона в Кувейте относится к 70-м годам XVIII в., и оно было связано с деятельностью британской Ост-Индской компании.

После англо-иранского военного конфликта из-за Герата (1856-1857) Тегеран был вынужден смириться с постоянным присутствием британских ВМС в зоне Залива. В 1858 г. Ост-Индская компания была ликвидирована, и дела региона Персидского залива перешли в руки английской колониальной администрации со штаб-квартирой в Бомбее. На следующий год Эль-Кувейт подвергся нападению недждских войск, но был освобожден английским флотом. Это предоставило возможность Лондону настаивать на установлении новых «союзных отношений» с властями эмирата. Но пришедший к власти шейх Сабах ибн Джабер ас-Сабах (18591866) и его сын и преемник Абдаллах (1866-1892) отвечали решительным отказом на попытки склонить Кувейт к «добровольному» признанию страны в качестве британского протектората.

Глава «Межимпериалистическое соперничество и политика Англии в зоне Персидского залива в последней трети XIX - начале XX в.» посвящена проблемам расширения британских владений в данном регионе.

Экономическое, военно-стратегическое и политическое значение Персидского залива возросло с открытием (1869) Суэцкого канала. «Монополия, которой пользовались британские колонизаторы в Персидском заливе в течение всего XIX в., не только облегчала им осуществление захватнических планов, но и крайне ограничивала маневренные возможности слабых и разобщенных местных правителей...» (с. 42). 19 марта 1891 г. Великобритания и Маскат заключили договор о дружбе, торговле и мореплавании, который установил британский протекторат над султанатом.

В середине 1871 г. правительство Великобритании официальной нотой уведомило своих европейских «партнеров» о решении установить протекторат над Бахрейном. Несмотря на требова-

ния Стамбула признать Аравию и Бахрейн частью Османской империи, положение не изменилось, чему во многом способствовало то, что правителем эмирата был ставленник англичан шейх Иса ибн Али аль-Халифа, правивший с 1869 г. до конца Первой мировой войны. Неудачи Порты в регионе Л.Ш. Ахмедова объясняет еще и тем, что «турки никогда не показывали своей большой заинтересованности делами Залива и никогда не играли важной роли в его судьбе» (с. 56).

90-е годы XIX в. ознаменовались укреплением позиций двух мощных политических игроков - России и Германии, которые, каждая в своих целях, усилили давление на позиции Великобритании. «Великобритания, - отмечает автор, - не хотела вступать в вооруженное столкновение с Россией, но и отказаться от принадлежащих ей центров в Заливе тоже не могла» (с. 59). Подтверждением тому стала декларация министра иностранных дел лорда Ленсдауна (май 1903), содержавшая положения, направленные против всех конкурентов Британии, особенно Германии, которая в марте 1903 г. учредила «Императорское Общество Багдадской железной дороги».

В условиях приближения Первой мировой войны особую актуальность обрела необходимость скорейшего разрешения англотурецкого спора относительно принадлежности княжеств Персидского залива. Оказывая давление на турецкого султана и его окружение, Великобритания эффективно сдерживала экспансию своих основных конкурентов. 29 июля 1913 г. была подписана англотурецкая конвенция, по которой Османская империя отказалась от своих притязаний на Бахрейн и Катар, а Кувейт объявлялся ее автономией и получал свой флаг. За Англией признавалось право контроля и защиты мореплавания в Персидском заливе и на всем протяжении от Катара до Индийского океана. Со своей стороны Лондон обязался не нарушать статус-кво в Восточной Аравии и не присоединять шейхства к британской короне.

Особо сложное положение создалось вокруг Кувейта, расположенного в стратегически важном районе у входа в Шатт-эль-Араб. «Не случайно Кувейт неизменно фигурировал в английском, германском и русском проектах строительства железнодорожной магистрали в качестве ее конечного пункта» (с. 67). Англичане никогда не признавали сюзеренитет Османской империи над Кувейтом и не отказались от планов включения эмирата в состав Британ-

ской империи. Долгожданный случай представился, когда Мубарак в 1897 г. предпринял попытку обсудить вопрос о «дружеском покровительстве» Великобритании в лице английского резидента Залива. «Этот шаг Мубарака весьма удивил и напугал турок», опасавшихся столкновений с Англией по «кувейтскому вопросу», и Стамбул решил не вмешиваться в ход событий (с. 71). Дабы не обострять отношения с Россией, Германией и Францией, англичане приняли решение установить британский протекторат над эмиратом в скрытой форме. 23 января 1899 г. политический резидент Великобритании в Заливе подполковник Мид и Мубарак подписали секретное соглашение, согласно которому шейх Кувейта за ежегодную субсидию в 1 тыс. ф.ст. обязался «за себя, своих наследников и потомков не отчуждать, не продавать, не сдавать в аренду, не закладывать, не допускать оккупации... территории любой другой державе без предварительного на то разрешения правительства Ее Величества» (с. 72-73).

В завершающих разделах монографии Л.Ш. Ахмедова рассматривает характер соперничества великих держав в связи со строительством Багдадской железной дороги, а также роль иностранных концессий в процессе колонизации эмиратов Персидского залива. Резюмируя сделанный в работе анализ, она отмечает, что «в результате соперничества за господство в районе Персидского залива в последней треть XIX - начале XX в. правящие круги Великобритании одержали победу. Упрочение британского господства, создание огромной ближневосточной империи на обломках турецких владений было одной из важнейших целей Великобритании в Первой мировой войне» (с. 122).

Приложение к работе (с. 125-156) содержит фотоматериалы и карты различных районов зоны Персидского залива.

А.А. Алиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.