производителем рекламируемых при реализации товаров, покупатель по закону вправе требовать «конкретных свойств приобретаемого товара».
Карола Глински (Carola Glinski) рассматривает политико-правовые инициативы концернов и их дочерних предприятий в промышленных странах, направленные на поддержание в мировом масштабе минимального стандарта защиты окружающей среды. Главное внимание уделяется внутренним правовым положениям концернов, таким, как кодекс поведения, внутренние директивы, руководства и аудит. Однако и процессы глобализации, и развитие международного права окружающей среды, и постепенное становление институтов и норм международного уголовного права показывают, что многие традиционные правовые средства в наши дни не являются и не могут быть эффективными.
Т.В. Вуколова
2007.03.027. ЕВРОПА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИК ЮРИДИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ В ЧЕСТЬ ЛЮДВИГА КРЕМЕРА.
Europe and the environment: Legal essays in honour of Ludwig Kramer / Ed. by Onida M. - Groningen: Europa law publ., 2004. - 274 р.
Содержание книги самым непосредственным образом связано с историей формирования и развития экологического права ЕС во всех его составляющих: законодательстве, доктрине и судебной практике. Она издана в честь проф. Л. Кремера - одного из основоположников европейского экологического права, многие годы (1986-2004) занимавшего пост руководителя Генеральной дирекции по вопросам экологии Европейской комиссии, автора учебников, комментатора судебной практики, инициатора ряда проектов директив, постановлений, других актов и участника рабочих групп по их подготовке. В предисловии к изданию президент Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) подчеркивает, что в результате 30-летней работы в Комиссии, посвященной проблемам окружающей среды, в процессе которой им было опубликовано множество работ (среди них выдержавшие несколько изданий учебник «Экологическое право ЕС»11, сборник нормативных ак-
11 EC Environmental Law. - 3 ed.. - L., 2000.
тов12; комментарий судебной практики Европейского суда13, сборник статей об экологической преступности в Европе14 и многие другие), Людвиг Кремер внес значительный вклад в развитие институтов экологического права в Европейском сообществе (Союзе). В качестве признания этого факта его коллеги и приняли решение опубликовать настоящее издание.
Книга содержит 11 разделов, библиографию, включающую более чем 140 ссылок на использованную авторами литературу, списки нормативных актов и практических примеров (решений Европейского суда справедливости и судов первой инстанции), а также полный перечень публикаций Людвига Кремера за период с 1986 по 2004 г., который состоит из 140 статей и 18 книг. Отметим, что и на русском языке опубликован ряд работ Л. Кремера, например, написанный им в соавторстве учебник по экологическому праву специально для российских студентов, статьи в журналах «Экологическое право», «Право и политика», сборниках научных трудов, а также рецензии на его книги и рефераты на них в реферативном журнале Российской академии наук.
Статьи, составляющие настоящее издание, распределены по трем основным темам: «Применение экологического права», «Горизонтальные меры» и «Особые линии поведения в сфере охраны окружающей среды».
Первая глава «Доступ к правосудию в сфере экологических проблем: фундаментальное демократическое право», автором которой является сотрудница Министерства окружающей среды, развития села и защиты прав потребителей Земли Гессен (Германия), бывший национальный эксперт Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды Биргит Дет (Birgit Dett), и вторая -«Процедура вмешательства Комиссии в случаях, связанных с окружающей средой», написанная сотрудницей Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды Сивиллой Гросс (Sibylle Grohs), имеют не столько теоретическую, сколько практическую направленность. Б. Дет сравнивает проблемы применения правосудия в международном законодательстве (Орхусская кон-
12 Umweltrecht der EG, Textsammlung. - 3 Aufl. - Baden-Baden, 1998.
13 Europäisches Umweltrecht in der Rechtsprechung des EuGH: Dargestellt anhand von 50 Urteilen. - Wien, 2002.
14 Environmental crime in Europe: Rules of sankctions. - Groningen, 2004.
венция), законодательстве ЕС, а также национальных правовых системах. Вторая глава основана на исследовании фактов, характеризующих развитие политики ЕС. В ней приведены интересные статистические данные из материалов Директората по охране окружающей среды Европейской комиссии. В главе 3 «Охрана окружающей среды путем применения уголовного права: судьба различных начинаний Европейского союза» администратор Европейской комиссии, Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды Франсуаза Комте (Françoise Comte) обосновала необходимость повышения эффективности применения экологического законодательства Сообщества (с. 43). Она приводит два примера из практики Отдела расследования преступлений в отношении дикой природы (National Wildlife Crime Intelligence Unit) (Великобритания), а также рассматривает с различных сторон катастрофу с танкером «Престиж»15 и действия, предпринятые непосредственно органами Европейского сообщества в этой связи. В кратком экскурсе в систему нормативных актов уголовного права Европейского сообщества автор знакомит читателя с Конвенцией Совета Европы по защите окружающей среды с помощью уголовного закона16, с так называемой «датской инициативой» (в феврале 2000 г. Дания представила Совету Европы проект решения по борьбе с опасными экологическим преступлениями), с процессом разработки Директивы по охране окружающей среды путем применения уголовного права и проекта решения Комиссии по тем же проблемам.
По мнению Ф. Комте, использование норм уголовного права применительно к правовому регулированию охраны окружающей среды становится все более необходимым и безотлагательным. Различия в национальных системах уголовного права дают воз-
15 В ноябре 2002 г. отслуживший в эксплуатации 26 лет танкер «Престиж», шедший под флагом Багамских островов, затонул, развалившись на две части в 130 милях от берегов Испании. «Престиж» осуществлял транспортировку 77 000 т нефти. Большая часть из них все еще находится на борту, остальное попало в воду, что вызвало образование нефтяного пятна у берегов Галисии.
16 О содержании этой конвенции на русском языке см.: Радецкий В. Развитие уголовно-экологического права в Польше с учетом требований Европейской конвенции об охране окружающей среды уголовным правом / Пер. с польск. Дубовик О. Л. // Государство и право. - М., 2002. - № 10. - С. 48-56.
можность нарушителям выбирать страну, где санкции менее строгие («уголовное убежище»). Экологическая преступность при этом очень часто транснациональна, а загрязнение окружающей среды не имеет границ. Поэтому, по ее мнению, нелогично и совершенно безрезультатно желание сохранять регулирование борьбы с преступностью такого типа исключительно на национальном уровне. Европейский союз представляет собой единое правовое поле во многих отраслях и, в особенности, в решении экологических проблем. Следовательно, и нормы уголовного права должны быть сопоставимыми и не сильно отличаться в рамках национальных законодательств. Именно в этом, как пишет автор, и заключаются требования справедливости и равноправия граждан Европы, подчиненных одним и тем же нормативным актам и защищающих свои права в соответствии с одними и теми же нормами (с. 60). В этой связи надо отметить, что процесс унификации уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления в странах ЕС достиг определенных успехов. Реформа этого сегмента уголовного закона, прошедшая в конце ХХ в. во многих странах ЕС (и не только в них), привела к выделению в уголовных кодексах специальных глав об экологических преступлениях, введению уголовной ответственности за создание угрозы загрязнения окружающей среды, за нарушение правил обращения с опасными отходами и опасными веществами и многие другие. В целом и реформа уголовной ответственности за экологические преступления в России развивалась аналогичным образом, но в то же время в некоторых странах, в том числе вступивших в ЕС с 1 мая 2004 г., ситуация складывалась иначе.
Автор четвертой главы «Оценка экологического воздействия: основные инструменты экологической интеграции» - сотрудник Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды Лиам Кашман (Ыат Cashman). Проблемам интеграции экологической политики в иные политики Европейского сообщества постоянно уделяется пристальное внимание со стороны европейских законодателя, общественности, судебной практики и ученых. В первую очередь речь идет об обеспечении проникновения и учета экологических требований при осуществлении транспортной, энергетической, торговой и сельскохозяйственной политики ЕС.
И здесь действительно возникает ряд проблем, о многих из которых в своих трудах пишет Л. Кремер17.
Пятая глава написана Александром Пако (Alexandre Paquot) -Министром окружающей среды Франции, главой органа по оценке воздействия промышленности на окружающую среду и здоровье человека, проработавшего в Комиссии с 1997 г. по 2001 г. Она носит название «Предотвращение и контроль промышленных выбросов: обзор правил ЕС и их особого воздействия на осуществление выбросов» и посвящена изучению данной проблемы не только в отношении разных применяемых веществ, существующих технологий, но в различных средах (водная и воздушная).
В шестой главе «Охрана окружающей среды политикой регулирования обращения продуктов: в фокусе опасные вещества», являющейся своеобразным и закономерным продолжением темы, поднятой Ф. Комте, сотрудник Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды Марко Онида (Marco Onida) анализирует основные направления политики ЕС по вопросам регулирования обращения с продуктами (продукцией). В частности, отдельные параграфы посвящены регулированию оборота химических продуктов, воздействий на воздух, воду, почвы, требованиям к правовому регулированию обращения с отходами и т.п. Традиционно проблемы загрязнения окружающей среды, в первую очередь привнесения вредных веществ в воздух и водные объекты, а также регулирование обращения с отходами наиболее часто встречаются на практике. Так, на уровне Сообщества первые положения были приняты именно в связи с промышленными эмиссиями, отходами и качественными показателями окружающей среды. Отрицательное воздействие выпускаемой продукции на окружающую среду, по мнению М. Онида, может быть снижено несколькими способами, а именно: 1) производство продукции, которая требует меньших затрат энергии и ресурсов или которая сохраняется дольше; 2) увеличение процесса кругооборота и возможности повторного использования продуктов; 3) изменение расходов/характера продукции; 4) изменение способов производства, если они требуют использования опасных веществ; 5) модификация внешнего вида и состава
17 См. подробнее: Кремер Л. Экологическая политика Европейского союза // Современное экологическое право в России и за рубежом / Под ред. Дубовик О. Л. - М., 2001. - С. 9-18; см. там же обзор его работ. - С. 153-174.
продуктов, влияющих на их спрос и т.п. То есть исследование обращения с продуктами и их влияния на окружающую среду непременно потребует проверки норм и положений, относящихся к производству энергии, эмиссиям CO2, сроку «жизни» продуктов, способам повторного использования и переработки и т. д.
М. Онида акцентирует внимание на возможностях развития и вероятных перспективах использования экологических норм Европейского союза в сфере производства продукции, что сузило рамки исследуемых факторов до промышленной продукции и товаров народного потребления.
Глава 7 «Европейский союз и охрана морской среды: реакция на развитие в правовой системе, практике и политике» написана преподавателем права в Университете Брюнел (Brunei University) Лондона, проработавшим два года в правовом бюро Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды, Мартином Хедеманом-Робинсоном (Martin Hedemann-Robinson). Автор анализирует правовые и организационные меры, предпринимаемые ЕС для охраны морской среды от загрязнения вредными веществами, для сохранения биоразнообразия, а также взаимодействие органов Евросоюза и стран - участниц ЕС в сфере предотвращения аварий и ликвидации их последствий.
Глава 8 «Законодательство Сообщества по охране вод: оценка его эволюции и вероятного будущего», подготовленная сотрудницей Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды Клаудией Олазабаль (Claudia Olazabal), посвящена правовому регулированию проблем водных эмиссий, использования воды, охраны качественного состава воды и т.п. Автор подробно рассматривает историю возникновения юридических актов в данной сфере, а также анализирует действующее законодательство ЕС: Директивы, касающиеся качественных характеристик воды для купания (Директива 76/160), питьевой воды (Директивы 80/778, 98/83), грунтовых вод (Директива 80/68, 1999/31 ЕС и иные Директивы, принятые в других отраслях, но содержащие нормы, имеющие отношение к грунтовым водам). И, наконец, отдельный параграф работы посвящен рамочной Водной директиве, принятой Сообществом в 2000 г. и устанавливающей более общий подход ко всем категориям вод (реки, озера, грунтовые воды, береговые воды
и т.д.), а также ко всей воде, используемой и предполагаемой к использованию в Европейском союзе.
В последних трех главах: «Развитие регулирования охраны почв в ЕС» - Лука Мармо (Luka Marmo) (гл. 9), «Развитие европейского законодательства по защите от шума» - Анна Карамат (Anna Karamat) (гл. 10) и «Действия Сообщества в борьбе с изменением климата» - Ивон Слингенберг (Yvon Slingenerg) (гл. 11), написанных сотрудниками Директората Европейской комиссии по охране окружающей среды, рассматриваются подходы к решению конкретных проблем, существующих на сегодняшний день в экологическом праве Европейского союза и не только в нем. В каждой из этих глав описываются основные нормативные акты, оценки их воздействия на ситуацию, определены перспективы дальнейшего развития охраны соответствующих средообразующих элементов и/или их свойств.
В заключение следует сказать, что данная книга, как и другие издания такого рода (юбилейные сборники), весьма представительна по статусу авторов и по содержащемуся в ней материалу. Здесь отражены новейшие теоретические и практические проблемы, широко обсуждаемые юристами-экологами. Во многих случаях поднятые в книге вопросы значимы и для российских специалистов, а опыт решения проблемных эколого-правовых ситуаций, накопленный за 30 лет существования экологического права ЕС, несомненно, надо использовать отечественному законодателю и субъектам реализации правовых требований охраны окружающей среды.
О. Л. Дубовик