2007.03.017. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: КОНТРАКТНЫЕ ИР, ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО И
ПРОМЫШЛЕННЫЕ АЛЬЯНСЫ.
Technology linkages: Contact R&D, public-private partnerships and industrial alliances // Science and engineering indicators 2006 / Nat. science board. - Vol. 1., Chapt. 4 - P. 4-31 - 4-38. - PDF version. -Mode of access: http://www.nsf.gov/statistics/seind06/pdfstart.htm
Ключевые слова: кооперационные ИР в США; законы о кооперации ИР; контрактные ИР; промышленные технологические альянсы; частно-государственное партнерство.
В докладе об индикаторах науки и техники эксперты ННФ США посвятили специальный параграф состоянию технологических связей между промышленными и частно-государственными исполнителями ИР в США. Значимость такой формы проведения ИР определяется возможностью сократить затраты, ускорить разработку проектов, расширить материально-техническое обеспечение исследований, оптимизировать организационные и управленческие проблемы. Связи на макроуровне, в частности между секторами исполнения ИР, между исполнителями и потребителями «научного продукта», рассматриваются как стратегически важные для ускоренного развития экономики.
Специальное примечание составители посвятили характеристике законодательных актов, касающихся кооперационных ИР и передачи технологий. Информация о таких законах представлена в табл. 1.
Освещение темы, заявленной в данном разделе реферируемого доклада, составители ведут по следующим направлениям: затраты на контрактные ИР; промышленные технологические альянсы; частно-государственное технологическое партнерство.
Таблица 1 (с. 4-32)
Законодательные акты о кооперационных ИР и передаче технологий
Год принятия
Название
Содержание закона, его цели
или пересмотра
1 2 3
1980 Закон об инновационной технологии Стивенсона - Уайд-лера (Stevenson-Wydler technology innovation act) О поощрении федеральных лабораторий, передающих технологию, находящуюся в федеральной собственности, в распоряжение местных властей или предприятий частного сектора
1980 Закон Бей-Доула о патентах для университетов и мелких фирм (Bayh-Dole university and small business patent act) О разрешении лицам, получающим правительственные гранты и контракты, сохранять право собственности на изобретения, профинансированные из федерального бюджета; стимулирование вузов к лицензированию своих изобретений в промышленности, что, как полагают, будет способствовать взаимодействию университетов с бизнес-сообществом
1982 Закон о развитии инноваций в мелком бизнесе (Small business innovation development act) Организация программы инновационных исследований мелкого бизнеса (SBIR). Цель - расширение государственного финансирования ИР коммерческой значимости в мелких высокотехнологичных компаниях
1984 Закон о национальных кооперационных исследованиях (National cooperative research act) Стимулирование компаний США к сотрудничеству в сфере «побуждающих» и доконкурентных технологий
1986 Закон о передаче федеральной технологии (Federal technology transfer act) Пересмотр Закона Стивенсона -Уайдлера от 1980 г. Разрешение на заключение кооперационных соглашений об ИР (CRADA) между федеральными лабораториями и прочими подразделениями, в том числе с местной администрацией, университетами, бесприбыльными организациями и с промышленными компаниями
Продолжение табл. 1
1 2 3
1988 Общий закон о торговле и конкурентоспособности (Omni- Об организации Политического совета по конкурентоспособности, призванного разрабатывать рекоменда-
bus trade and competitiveness act) ции для национальной стратегии в области промышленной конкурентоспособности. Закон предусматривал введение Программы новейших технологий и центров технологии в обрабатывающей промышленности
1989 Закон о передаче технологий в интересах национальной конкурентоспособности (National competitiveness technology act) Является дополнением к Закону Стивенсона - Уйдлера от 1980 г. Разрешает правительственным лабораториям, выполняющим ИР по контрактам, вступать в CRADA
1993 Закон о национальных кооперационных исследованиях и производстве (National cooperative research and production act) Снятие некоторых ограничений, касающихся кооперационной деятельности: возможность для венчурных партнеров, реализующих совместные ИР, объединять усилия в их освоении
2000 Закон о коммерциализации передачи технологий (Technology transfer commercialization act) Поправка к Закону Стивенсона-Уайдлера и Бей-Доула от 1980 г.; призвана повысить способность федеральных агентств осуществлять мониторинг и лицензирование изобретений, находящихся в федеральной собственности
Затраты на контрактные ИР. В 2003 г. компании США, выполняющие ИР, сообщили, что объем контрактов, заключенных ими с внешними исполнителями, составил 10,2 млрд. долл. (в том числе 5,2 млрд. для фирм обрабатывающей промышленности). Объем ИР, проведенных в собственных подразделениях промышленных компаний, был равен в том же году 183,3 млрд. долл. (с. 433). Сопоставление показателей внешних и внутренних затрат позволяет получить представление о роли внешних источников ИР в условиях растущего спроса на инновационную продукцию.
За 1993-2003 гг. среднегодовой реальный рост контрактных ИР в США в 2 раза превышал аналогичные показатели внутренних промышленных ИР - соответственно 9,4 и 4,9%. К внешним (контрактным) источникам финансирования особенно часто обращаются химические компании. По данным за 2003 г., объем контрактных
ИР в данной отрасли составил 2,8 млрд. долл., из них 2,7 млрд. приходилось на фармацевтические компании. В последних отмечена самая высокая доля контрактных ИР по сравнению с внутренними - 17,1%. Вторую позицию по объему внешних источников финансирования ИР занимает сектор услуг (в том числе услуг по проблемам ИР); соотношение внешних и внутренних затрат в этом секторе составляет 1,5 млрд. долл. против 10,5 млрд. На третьей позиции находятся компании транспортного оборудования с долей контрактных поступлений в 4,3% (с. 4-33).
Промышленные технологические альянсы. В докладе ННФ отмечается: такого рода «альянсы» ориентированы на совместные ИР, которые, как полагают, могут привести к снижению издержек, позволить реализовать долгосрочные цели компании, например, при решении вопроса о приобретении инновационного оборудования или организации рынка для новой продукции.
Развитию межфирменных альянсов способствовала отмена некоторых ограничений на кооперирование в промышленности, проведенная законом от 1984 г. Этот шаг, подчеркивают составители, был продиктован озабоченностью правительства в связи с угрозой утраты технологического лидерства и потерей конкурентоспособных позиций США на мировом рынке в начале 80-х годов. Формированию благоприятного климата для развития межфирменных альянсов способствовали также законы, направленные на стимулирование патентования изобретений, полученных в ходе кооперационных усилий компаний или организаций.
ННФ США поддерживает разработку двух баз данных о числе технологических альянсов: первая - CORE (Cooperative research database) - учитывает масштабы кооперационных исследований; вторая - CATI-MERIT (Cooperative agreements and technology indicators database - Maastricht economic research institute on innovation and technology) (Индикаторы кооперационных соглашений и технологии) разрабатывается Маастрихтским институтом экономических исследований и технологии в Нидерландах. В рамках CORE учитываются альянсы в США, зарегистрированные в Министерстве юстиции этой страны; в рамках CATI-MERIT ведется учет международных и отечественных технологических соглашений.
В 2003 г. в США было впервые зарегистрировано 22 промышленных альянса в сфере ИР, за 1985-2003 гг. таких альянсов
было выявлено 913. Из них 133 (15%) - с участием университетов, 111 (12%) - с привлечением в качестве партнеров федеральных лабораторий (с. 4-34). Важно заметить, что приведенные данные не являются полными и не отражают исчерпывающим образом действительные масштабы кооперации в промышленности США.
На основе информации, учитываемой в CORE, можно получить представление об отраслевом распределении альянсов в период 1994-2003 гг. Из учтенных 446 альянсов 2/3 классифицированы как относящиеся к четырем отраслям обрабатывающей промышленности: электротехника; транспортное машиностроение; химико-фармацевтическая промышленность; производство компьютеров и электронного оборудования. 31 альянс (7%) проходит по графе профессиональных, научных и технических услуг (с. 4-34).
В базе данных CATI-MERIT представлена информация о промышленно-технологических альянсах. Согласно этой базе данных в 2003 г. в мире действовали 695 таких альянсов. В это число входили в основном компании из США, Европы и Японии, в основном занимавшиеся ИР в области биотехнологии и информационной технологии, среди прочих направлений - разработка новых материалов, аэрокосмические и оборонные ИР, автомобилестроение и химическая продукция.
Характеризуя сдвиги в приоритетах ИР, составители обращают внимание на то, что в 90-е годы в деятельности альянсов доминировали информационные технологии, однако в течение последнего десятилетия неуклонно увеличивалась доля биотехнологических ИР, и к 2002 г. альянсы, занимающиеся разработкой таких ИР, составляли 63% в общем числе объединений данного типа (с. 4-34).
С точки зрения национальной принадлежности партнеров наиболее заметную долю начиная с 80-х годов имели США, вторую позицию занимали американо-европейские альянсы. Годовые показатели количества японо-американских альянсов с начала 80-х и до середины 90-х годов снизились примерно на 10%; аналогичные показатели для альянсов, действовавших в Европе, варьировали от 10 до 20% (с. 4-34).
Частно-государственное технологическое партнерство. Такое партнерство выступает в форме кооперационных ИР с участием промышленности, университетов и правительственных ла-
бораторий. Считается, что подобная кооперация стимулирует передачу технологий из исследовательских лабораторий, содействует региональному или национальному экономическому росту на базе новых технологий.
Особое внимание составители реферируемого доклада уделили проблеме передачи технологии из федеральных лабораторий. Они подчеркивают, что такие лаборатории являются ключевым компонентом инновационной системы США и действуют не только в интересах обороны, здравоохранения и энергетики, но и выступают в качестве источника знаний, имеющих непосредственное отношение к промышленному сектору.
Одна из форм кооперирования технологоемкой промышленности и федерального сектора ИР в США - CRADA (Cooperative research and development agreements) (Соглашения о кооперационных ИР). Такие соглашения предусматривают, что федеральные лаборатории - участницы CRADA могут предоставлять своим партнерам в долевое пользование услуги своего персонала, вспомогательные службы, установки и оборудование как условие участия лаборатории в совместных ИР-проектах. При этом финансовое участие не предусмотрено. Частные партнеры могут получить право собственности или права на исключительную лицензию для защиты разработанной совместно технологии.
О динамике CRADA и составе участников подобных соглашений свидетельствует информация, получаемая от десяти правительственных агентств. По обнародованным данным в 2003 фин. г. федеральные лаборатории участвовали в 2936 CRADA, что на 4,3% выше уровня 2002 фин. г. Не все агентства в одинаковой степени реализуют указанное партнерство: по данным за 2003 фин. г., 3/4 такого рода соглашений приходилось на два ведомства: Министерство обороны и Министерство энергетики. Патентную активность в наибольшей степени проявили также еще два ведомства - Министерство здравоохранения и социальных служб и НАСА. Соответствующая информация представлена в табл. 2. Комментируя данные таблицы, составители поясняют: понятие «раскрытие изобретений» предусматривает «задокументированное изобретение», по которому не обязательно оформляется патентная заявка.
Таблица 2
Показатели передачи технологий из федеральных лабораторий, по некоторым федеральным ведомствам (2003 фин. г.)
Ведомство Раскрытые изобретения Выданные патенты Лицензии на действующие изобретения
Первые десять ведомств 4348 1607 3656
В том числе:
Министерство обороны 1332 619 361
Министерство энергетики 1469 627 1223
Министерство здравоохранения и социальных служб 472 136 1298
НАСА 736 136 295
Составители обращают внимание на то, что четыре ведомства, представленные в таблице, располагали самыми большими бюджетами внутренних ИР и самыми крупными центрами ИР.
Специальный параграф доклада посвящен характеристике научно-технологических программ, реализуемых в рамках частно-государственного партнерства. С начала 80-х годов в США действуют программы, ориентированные на стимулирование ИР в рамках мелкого бизнеса или в так называемых «стартовых» компаниях. К последним относятся, в частности, фирмы, «отпочкованные» от университетов. Экономическая значимость подобных компаний все более широко признается в странах, реализующих программы интенсивных ИР.
Одна из инициатив правительства США нацелена на стимулирование мелкого бизнеса в рамках программы SBIR (Small business innovation research). Она действует в стране с 1982 г. По состоянию на 2004 фин. г. в SBIR участвовало 11 федеральных агентств, включая недавно созданное Министерство национальной безопасности. В 1992 г. введена в действие родственная SBIR программа, нацеленная на стимулирование кооперационных ИР и передачу технологий в сферу малого бизнеса - программа STTR (Small business technology transfer program). Обе программы находятся в ведении агентств, непосредственно участвующих в их реализации, координацию осуществляет Администрация по делам малого бизнеса.
По закону об организации SBIR федеральные агентства с внешними обязательствами на ИР, превышающими 100 млн. долл., должны
выделять определенный процент на финансирование проектов SBIR. После 1997 г. указанная доля составляет 2,5%. Мелкие или стартовые компании, получившие право на участие в данной программе, могут претендовать на получение гранта в сумме до 100 тыс. долл. на срок до шести месяцев. Если заявленная соискателем идея получает одобрение как потенциально полезная с коммерческой точки зрения, фирме предоставляется возможность участвовать во второй фазе Программы. В случае победы при конкурсном отборе соискатель получает до 750 тыс. долл. на срок до двух лет (с. 4-37).
В течение 2003 фин. г. в рамках SBIR было выделено 15 млрд. долл. для финансирования 76 346 проектов. В том числе было профинансировано 6224 новых проекта на сумму 1,67 млрд. долл.; от 60 до 80% фондов Программы обеспечивается за счет двух ведомств - обороны и Министерства здравоохранения.
Вторая программа (STTR), родственная по целям SBIR и также ориентированная на мелкие фирмы, призвана обеспечивать кооперационные усилия таких компаний и некоммерческих исследовательских организаций. В 2003 фин. г. в STTR участвовали пять федеральных агентств, бюджет каждого ведомства на внешние ИР превышал 1 млрд. долл. Федеральные отчисления на Программу от каждого ведомства-участника составляют до 0,3%. За 1994-2003 фин. г. в рамках STTR было профинансировано 3422 проекта на общую сумму более 640 млн. долл. (с. 4-38).
С 1988 г. в США реализуется Программа новейших технологий (ATP - Advanced technology program), нацеленная на поощрение разработки и коммерциализации «генерирующих» технологий. В рамках АТР предусмотрено финансирование проектов с высокой степенью риска. Такие проекты отбираются в ходе конкурса заявок на условиях равного долевого финансирования со стороны частных и государственных партнеров.
Разработки в рамках АТР ведутся по пяти крупным направлениям: биотехнология, электроника, информационные технологии, новейшие материалы и химия. В 2004 г. было профинансировано 768 проектов на сумму 4,37 млрд. долл. В разработке было задействовано более 1,5 тыс. исполнителей. В том же году в рамках Программы инициированы 59 новых проектов на сумму 270 млн. долл. (с. 4-38).
Т.В. Горбунова