2007.02.014-015. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
2007.02.14. ДОУЛИНГ М., ВИГНАРАДЖА Г. Экономическое возрождение республик Центральной Азии: рубеж пройден // Центр. Азия и Кавказ. - Lulea, 2005. - № 6. - С. 120-133.
2007.02.15. РАХМАТУЛЛИНА Г. Интеграционные процессы в Центральной Азии. Возможности формирования общего рынка // Там же, с. 133-140.
М. Доулинг (Университет систем управления, Сингапур) и Г. Вигнараджа (Азиатский банк развития, Манила, Филиппины) 'подчеркивают, что стратегическое положение новых независимых государств Центральной Азии исключительно важно как для Запада, так и для Востока ввиду их значительного потенциала развития. Однако их переходный период затянулся, экономика развивалась медленно, росла нищета. В числе причин называются развал производства и прежних хозяйственных связей, утрата помощи, поступавшей ранее из центра СССР, слабый частный сектор, отсутствие рынка капитала, дефицит рыночных механизмов и инфраструктуры. «Тем не менее государствам Центральной Азии, кажется, удалось перейти этот опасный рубеж» (014, с. 120). Их беспрецедентный экономический рост в последние несколько лет (1997-2001 гг. -6%, 2002-2004 гг. - 9,7%) был обеспечен повышением цен и спроса на их экспортные товары, особенно на нефть и газ, ростом инвестиций, совершенствованием управления и развитием инфраструктуры. Это стимулировало развитие сферы услуг, особенно строительства и банковского дела, некоторых производственных отраслей, а следовательно, создание рабочих мест и сокращение бедности. По мнению некоторых экспертов, эти страны за 10 лет смогут войти в число государств со средним уровнем дохода.
Однако есть различия между экономической структурой и достижениями стран, богатых энергоресурсами, и странами, где они дефицитны.
Основные факторы, способствующие росту экономики в трех странах - экспортерах энергоресурсов, - повышение мировых цен на углеводороды и приток капитала в нефтегазовый сектор этих стран. К этому добавилось в Азербайджане - строительство трубопроводов, в Казахстане - диверсификация экономики. Что касается роста в странах-неэкспортерах углеводородов, здесь он тоже ускорился: в Киргизии благодаря добыче золота, в Узбекистане - за счет экспорта хлопка, в Таджикистане - в результате окончания гражданской войны. Здесь ускорялся рост ВВП и дохода на душу населения, снижалась инфляция, укреплялась бюджетно-финансовая дисциплина.
Таблица 1(014, с. 122)
Основные социально-экономические показатели стран ЦА
1997-2004 гг.
Страна Реальный рост ВВП в % в год Экспорт промышленных товаров на душу населения в долл. 2003 г. Доход на душу населения в долл. 2003 г. Масштаб нищеты (% населения)* последние данные
19972001 20022004
Экспортеры углеводородов
Азербайджан 9,5 10,6 16,4 865,0 49,6
Казахстан 5,2 9,5 142,1 1995,1 27,9
Туркменистан 10,2 21,3 46,9 1236,9 29,9
Неэкспортеры углеводородов
Киргизстан 5,3 4,7 38,2 344,0 52,0
Таджикистан 5,9 9,9 39,7 207,0 56,6
Узбекистан 4,4 5,3 30,7 389,0 27,5
ЦАР 6,1 9,7 57,1 839,3 40,6
*Так в тексте. - Прим. реф.
Подъем во всех странах был вызван структурными изменениями в экономике, что было результатом курса на повышение производства промышленных товаров и на рост добычи полезных ископаемых, но в то же время упали темпы развития сельского хозяйства. Хотя приоритетным направлением было развитие нефтегазового сектора, увеличилась доля промышленного сектора в ВВП и добавленной стоимости в промышленности. К 2003 г. Казахстан имел наиболее мощную индустриальную базу, Киргизия - самую незначительную.
Промышленный экспорт рос очень быстро - в 1998-2003 гг. примерно на 10% в год, при этом в экспортерах углеводородов на 11%, а в неэкспортерах - на 7,8% (014, с. 124). В Таджикистане и Туркмении более 80% промышленного экспорта приходится на продукцию текстильного и швейного производства (частично благодаря инвестициям из Турции и Южной Кореи), а в Казахстане преобладает продукция черной металлургии, химикаты и изделия из пластмассы, механическое и транспортное оборудование.
В результате подъема экономики во всех странах региона увеличились доходы бюджета, возросла финансовая деятельность и снизилась зависимость от внешних займов, сократился долг. Растут прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в страны - экспортеры углеводородов, большая часть из них направляется в Казахстан (2,2 млрд. долл. в 2003 г.); на первых порах они сосредоточиваются в нефтегазовом секторе, но затем постепенно направляются в электроэнергетику, горнорудную и обрабатывающую промышленность и в банковское дело. В странах, не экспортирующих нефть и газ, объем прямых иностранных инвестиций намного ниже (107,5 млн. долл. в 2003 г.)
Несмотря на все успехи стран ЦА, доходы на душу населения остаются низкими, хотя и несколько увеличиваются. С повышением бюджетных доходов правительства смогли увеличить расходы на социальные нужды, на здравоохранение и образование, улучшились показатели развития человеческого капитала и уровня бедности.
Главный вопрос, стоящий сегодня перед странами ЦА, продолжится ли в следующем десятилетии экономический бум, начавшийся в конце 90-х годов? В первую очередь это зависит от того, по какому пути пойдет мировая экономика. Принимая во внимание ресурсы стран ЦА, рост ВВП в них в 2005-2015 гг. будет стабильным и довольно высоким, в среднем 7,2% в год.
Таблица 2 (014, с. 127) Экономический прогноз
Страна Реальный Экспорт про- Доход на Масштаб
рост ВВП за 2005-2015 гг. мышленных товаров на душу населения в нищеты в 2015 г. (%
(% в год) душу населения в 2015 г. (в долл.) 2015 г. (в долл.) населения)*
Экспортеры
углеводородов
Азербайджан 11,2 37,4 2829 26,6
.Казахстан 7,5 365,3 5248 16,3
Туркменистан 5,8 136,2 1959 18,1
Неэкспортеры
углеводородов
Киргизстан 5,8 57,4 593 32,9
Таджикистан 6,1 83,0 375 31,3
Узбекистан 9,2 82,3 591 17,8
ЦАР 7,2 141 1933 23,8
Так в тексте. - Прим. реф.
Такой прогноз позволяет предполагать, что через 10 лет ЦА превратится в один из самых динамично развивающихся регионов мира. При этом страны региона обладают значительным потенциалом для структурных преобразований. Ожидается, что к 2015 г. экспорт нефти и газа составит примерно 32 млрд. долл., втрое больше, чем сейчас - 12 млрд. долл. (014, с. 128). Нефть и газ будут «мотором» экономического роста и динамического развития трех стран-экспортеров. В среднесрочной перспективе развитие нефтегазового сектора немного замедлится, но все же он будет расти быстрее, чем ВВП. С увеличением промышленного экспорта ускорится диверсификация экономики; рост экспорта произойдет, по всей вероятности, вследствие растущего вывоза пластмассы и нефтехимических товаров, металлоизделий, продукции машиностроения, текстильной и швейной промышленности. Возможна также и диверсификация экспортных рынков: с увеличением спроса со стороны Китая и Индии российский рынок окажется не единственным.
В расчетах платежного баланса стран-экспортеров углеводородов поступления от них преобладают, доходы этих стран относительно высокие и ПИИ достаточно велики, чтобы можно было обращаться на рынок капитала за дополнительными ресурсами. В Киргизии и Таджикистане, напротив, прогнозируется рост дефицита текущих статей платежного баланса в связи с ростом спроса на импортные товары для создания инфраструктуры и промышленных проектов. Сохранится накопленный внешний долг и ограниченность источников финансирования. В Узбекистане сохранится профицит текущего платежного баланса в результате значительного роста экспорта в Китай при замедленном увеличении импорта; будет продолжена ограничительная экономическая политика, отнюдь не содействующая либерализации торговли. Ожидается медленное снижение внешнего долга в Киргизии и Таджикистане, несколько более быстрое в Узбекистане, увеличение ПИИ во все эти три страны, реструктуризация долга в Киргизии и, возможно, в Таджикистане.
К 2015 г. средний доход на душу населения в странах ЦА (по прогнозам 2 тыс. долл.) позволит региону войти в категорию государств со средними доходами, а Казахстану - в группу стран с доходами выше среднего уровня. Таджикистан останется в группе стран с низкими доходами. Разница в уровнях экономического развития двух групп стран - экспортеров энергоносителей и неэкспортеров - будет увеличиваться. Казахстан, Азербайджан и Туркмения будут трансформироваться в центры притяжения трудовых мигрантов из более бедных стран ЦА, которые, в свою очередь, будут нуждаться во внешней помощи.
Быстрый рост доходов в регионе будет способствовать устойчивому снижению уровня бедности: к 2015 г. он сократится с сегодняшних 40,6% до примерно 23,8% (014, с. 130). Это сравнимо с нынешним показателем в Польше и чуть меньше показателя в сегодняшней России. Беднейшей страной в регионе останется Таджикистан - за чертой бедности будет жить почти треть его населения. В Киргизии масштабы бедности будут чуть меньше, в других республиках она сократится до 15-18%; во всех странах показатели бедности в сельской местности будут выше, чем в городах, что будет стимулировать миграцию сельских жителей (014, с. 130).
Прогнозные оценки могут быть подвержены рискам, связанным с процессами в мировой экономике, особенно в развитых странах, и с экономическими изменениями в самих странах ЦА. Самая большая непосредственная угроза - устойчиво высокие цены на нефть, что может замедлить рост экономики в США и других развитых странах и привести к неблагоприятным последствиям в мировой торговле. Еще один риск связан с Китаем: резкий подъем его экономики может смениться резким спадом, что повлияет на мировую экономику и азиатские страны в особенности. Риски, связанные с развитием ЦА, включают вялый рост или падение цен на энергоресурсы, падение спроса на хлопок, алюминий, золото, терроризм, этнические конфликты, политическую нестабильность и плохое управление. Реализация структурных и экономических реформ может замедлиться или вообще быть отложена.
Формирование внутренних товарных и трудовых рынков невозможно без развития регионального сотрудничества и трудовой миграции. Есть три приоритета, которые должны быть приняты на национальном и региональном уровне: дальнейшее развитие ресурсной базы региона и диверсификация экономики, создание конкурентоспособной инфраструктуры и развитие регионального сотрудничества, снижение уровня бедности.
Г. Рахматуллина (Институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, Алма-Ата, Казахстан) (015) пишет, что глобализация втягивает в свою орбиту и страны ЦА и что преимущества глобализации реализуются именно на интеграционном и региональном уровнях. Поэтому актуально создание Центральноазиатского общего рынка (ЦАОР). Однако интеграционные процессы в регионе еще не достигли желаемых темпов, не
решены многие вопросы взаимодействия стран в реальном секторе экономики, в социальной и культурной сферах. Важнейшая проблема экономического сотрудничества стран ЦА - рациональное использование их водно-энергетических ресурсов. Так, из-за недовыполнения Узбекистаном и Казахстаном своих обязательств ГЭС Киргизии не могут достичь заданных параметров, то есть механизм взаимных поставок воды и энергоресурсов практически не работает. Между Казахстаном и Узбекистаном сохраняются противоречия, связанные с превышением Узбекистаном лимитов забора воды из Сырдарьи и ее загрязнением. Это может вызвать обострение межгосударственных отношений. Для решения подобных вопросов предусматривалось в рамках Центрально-азиатского экономического сообщества (ЦАЭС) создание Международного водно-энергетического консорциума, но этот проект еще не вышел из стадии обсуждения.
Сохраняются проблемы в транспортной сфере, связанные с рациональным использованием транзитного потенциала стран ЦА. Например, тарифная политика Казахстана относительно сети железных дорог не способствует расширению торгово-экономических связей в регионе. Не реализован проект по созданию Международного транспортного консорциума, который способствовал бы формированию общей политики стран региона и эффективному развитию их транзитного потенциала. Нет согласованности в аграрной сфере: в середине 90-х годов Узбекистан пытался решить проблему «зернового самообеспечения», тогда как климатические условия Казахстана больше соответствуют выращиванию зерновых культур, чем в Узбекистане. Целесообразно формирование регионального разделения труда и специализация производств в этой сфере, а также развитие перерабатывающего сектора в пищевой промышленности. Следует принимать меры для реализации проекта Международного продовольственного консорциума. Таким образом, существуют серьезные проблемы в развитии интеграционного сотрудничества в ЦА, несогласованность их экономических политик. Не выполняются принятые договора и соглашения, отсутствует механизм реализации решений.
Важный сдерживающий фактор - разные темпы экономического развития этих стран, в том числе рыночных преобразований. Это влечет за собой ограничение взаимного доступа промышлен-
ного, торгового, финансового и страхового капитала на рынки стран-партнеров, низкую эффективность экономических связей и взаимной торговли. Росту товарооборота между странами ЦА препятствует и особая политика Узбекистана, который сокращает товарную номенклатуру торговых операций, изымая из режима свободной торговли ряд позиций (например, 100 позиций в торговле с Казахстаном), устанавливает высокие ставки таможенных пошлин, акцизных сборов, запрет на экспорт некоторых товаров, ограничения на регистрацию договоров между хозяйствующими субъектами различных стран.
В результате торгово-экономические связи стран региона ограничиваются преимущественно поставками энергоносителей и транзитом товаров. Объем взаимного экспорта и импорта промышленных товаров и продовольствия ограничен. В частности, в товарообороте Казахстана на страны региона приходится всего 2%. Правда, в последние годы взаимная торговля стала быстро расти: в
2003 г. товарооборот Казахстана с Киргизией вырос на 47%, в
2004 г. - на 48,4; с Таджикистаном - на 69 и 66%, с Узбекистаном -на 16 и 44% соответственно (015, с. 138). Однако потенциал странЦА позволяет поднять эти показатели гораздо выше.
Слабо развито и региональное инвестиционное сотрудничество. Так, в Узбекистане всего около 50 предприятий с казахстанским капиталом. Невысока доля казахстанских предприятий и в Киргизии и Таджикистане, где казахстанский капитал было бы целесообразно привлекать в развитие энергетического сектора. «Низким остается уровень реализации принятых решений, то есть повторяются ошибки СНГ, где подписано много документов, но мало действий, отчего эти документы остаются невостребованными» (015, с. 138). По многим вопросам выделяется особая позиция Узбекистана, без активного участия которого невозможны эффективные интеграционные процессы в регионе. На практике оно сводится не к взаимному сотрудничеству, а к взаимным опасениям и недорерию.
Для реализации Центральноазиатского общего рынка необходимо создание действующей зоны свободной торговли, развитие предпринимательства и инвестиционного сотрудничества, согласованная таможенная, налоговая и тарифная политика, гармонизация денежно-кредитных и валютных отношений., унификация национальных законодательств. Необходимы конкретные меры для
сближения темпов рыночных преобразований экономик, углубление сотрудничества в финансовой и валютной сферах, обеспечение свободы движения капитала, создание совместных производств, формирование финансово-промышленных групп. Развитие экономического сотрудничества стран ЦА, создание реально действующей зоны свободной торговли - важный этап формирования их общего рынка, функционирование которого будет способствовать устойчивому развитию и успешной интеграции стран-участниц в мировое сообщество, созданию в перспективе единого экономического пространства, повышению уровня жизни населения, обеспечению стабильности и безопасности в ЦА.
СМ. Макарова