2007.01.035. ВАСИЛЬЧИКОВА Т.Н. ДРАМАТУРГИЯ ХАНСА ХЕННИ ЯННА. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2005. - 330 с.
В монографии Т.Н. Васильчиковой анализируется драматургическое наследие немецкого писателя и культурного деятеля первой половины ХХ в. Х.Х. Янна (1894-1959). Его творчество рассматривается в контексте немецкой драмы экспрессионизма, прослеживаются мировоззренческая позиция и творческая эволюция писателя, своеобразие его драматургической поэтики. Автор посвящает свое исследование проф. А.А. Фёдорову, которому отводит роль первопроходца на пути изучения культурного и духовного феномена немецкого экспрессионизма отечественным литературоведением уже в 70-е годы прошлого столетия.
Философская концепция Х.Х. Янна на протяжении всей его жизни была динамически подвижной по мере формирования его творческой личности и вбирала все новые грани духовного опыта. Так, его увлечение во время первой эмиграции в Норвегии культурами Древнего Востока и Греции немедленно отзывалось в творимой им художественной ткани текстов. Шумеро-вавилонский эпос о Гильгамеше, миф об Изиде и Озирисе, миф об аргонавтах содержат ту первичную «матрицу», на основе которой он создавал «истории великой любви - нерасторжимой привязанности его героев» (с. 41). Хронотоп произведений Х.Х. Янна формировался, как пишет Т.Н. Васильчикова, под двойственным влиянием открытий современной ему физики, с одной стороны, и интуитивных предвосхищений этих открытий в архаических культурах - с другой. Как художник он был трагически серьезен. «Искатель и провидец» -так писатель называл настоящего художника, каковым был и он сам. Будучи личностью интуитивного склада, музыкально одаренный, Х.Х. Янн не только воспринимал внешний лик жизни, но и постоянно прислушивался к вечному «гулу бытия».
Две первосилы сталкивал он в своем художественном мире -силу жизни (понимаемую как творящую силу любви, эроса) и силу смерти. Арена их столкновения и есть человек, а так как его удел -смерть, то исход борьбы предопределен. Х.Х. Янн ввел в свою философию бытия понятие «Ablauf» (автор книги предлагает вариант перевода - «проистекание»). В этом понятии содержится суть философской идеи вечного повтора, мультиплицирования одной и
той же первоформы во вновь и вновь возникающих пространственно-временных картинах. Ключевое понятие его поэтики - инверсия времени. Писатель отказался от традиционного представления о линейно-векторном движении временного потока и разрабатывал концепцию его обратимости. Такой тип хронотопа, по определению исследователя, служит ключом, позволяющим если не проникнуть до конца в загадку жизни, то хотя бы приблизиться к ее пониманию, что, в свою очередь, делает невозможной прежнюю жизнь по стандартному шаблону современной писателю цивилизации.
Антицивилизаторство более всего сближает его с младшими современниками-экспрессионистами, хотя сам Х.Х. Янн себя в таком качестве нигде и никогда не рассматривал. Трагедия современного человека, по Х.Х. Янну, в том, что он живет вопреки закону творения. Человек же, осознавший закон творения, станет качественно другим, «избранником»; он противостоит человеку обычному, живущему по стандартам цивилизованного мира, отрицавшегося экспрессионистами. Помимо реального плана и реального сюжета в произведениях Х.Х. Янна присутствует второй план, особая «надреальная» перспектива не обыденной жизни, а бытия как такового, существующего помимо человеческой воли и сознания. Трагизм непонятости передан в самой ткани пьес и романов писателя, где «избранник» всегда подвергается остракизму «кастрированного», по его выражению, мира. Однако это лишь одна сторона трагедии человека как существа дуалистического по своей природе - биологической особи и носителя духовной энергии одновременно. Страшнее другое - прекрасный, гениальный и свободный, он так же, как все, обречен смерти. Жестокость конкретного бытия сплетается в концепции Х.Х. Янна с жестокостью самой жизни.
Т.Н. Васильчикова выявляет в его драматургии два периода: первый длился с 1919 по 1929 г., второй - с 1930 по 1959 г. Анализу основных произведений предшествует обзор ранних юношеских пьес, написанных до 1919 г. С пьесы «Пастор Эфраим Магнус» (1919) ведет начало его драматургическое творчество. Традиционный для немецкого национального самосознания «фаустовский» вопрос о смысле и цели бытия ставился и решался Х. Х. Янном нетрадиционно. В этой пьесе формировалась концепция времени и пространства, которая находила выражение в последующих произ-
ведениях. Трагически осознавая жизнь как вечный повтор смертей-рождений, Х.Х. Янн на первых этапах творчества еще верил в возможность противостоять этому порядку вещей. Спасения для человека он искал в абсолютных началах любви и творчества. Хотя в центре драмы остается судьба пастора и его детей, одним из ведущих мотивов у Х.Х. Янна является полное отрицание всех христианских этических норм. Драматург оценивал христианство как догматизм, извращающий природную естественность личности и поведения человека. Первая зрелая драма Х.Х. Янна являет собой яркий образец экспрессионистской «драмы состояний». Найденные здесь приемы особой, даже шокирующей выразительности войдут в художественную палитру драматурга. Идейным центром этой пьесы навсегда останется герой - ниспровергатель всех основ, будь они установленными Богом или людьми.
Следующим творческим шагом Х.Х. Янна явилась пьеса «Коронация Ричарда III» (1923). Реальные политические и психологические мотивировки поступков короля программно устраняются в изображении всех его злодеяний. Возникает впечатление, что он убивает ради того, чтобы убивать. Мотив человека-«куклы» -носителя стихийных и не зависящих от его воли сил первохаоса, проходит через пьесу. Темные стороны человеческой натуры не только показаны автором, но абсолютизируются как полный внутренний духовный мрак. Король Ричард у Янна боится себя самого, на нем «лежит ужас мира» (с. 112). Он не в силах вынести одиночество и кошмар как уже содеянного, так и того, что ему предстоит совершить.
К числу первых опубликованных литературных опытов Х.Х. Янна относится пьеса «Врач, его жена, его сын», написанная в 1921-1922 гг. Протест против мировой цивилизации приобретает в пьесе характер тотального отрицания; шокирующий мотив инцеста органичен в контексте общей антицивилизаторской критики писателя и рождающейся на этой основе «языческой» утопии. Мотив «больного мира» обретает особый смысл и выразительность в устах героя-врача. Мучаясь вопросами бытия, он приходит к мысли, что человека надо понять и представить как первосущность, не детерминируемую никакими посторонними внешними факторами: религией, этикой, понятиями долга и морали. На примере центрального персонажа в пьесе Х.Х. Янна показан момент экспрес-
сионистического «прорыва» (Aufbruch) сквозь пелену повседневности к истине.
Вершиной драматургии Янна первого периода Т.Н. Василь-чикова считает его пьесу «Медея» (1925). Общую структуру художественного текста, основанного на мифе, определяет принцип параболичности, когда один конец параболы касается мифологического правремени, а другой остается в современности. В мифе ищут и находят как оправдание происходящего сегодня, так и его опровержение, трактуя миф свободно, подчиняя его авторской воле. Медея Х.Х. Янна является воплощением неумолимой, не знающей преград силы. Это один из крайних вариантов экспрессионистского «нового человека», носителя «самого сильного вида энергии», по определению Г. Кайзера. Для героини не существует компромиссов, все свои деяния она доводит до крайнего предела. Когда она решает мстить, то также доводит свою месть до абсолютного уничтожения всего, что имеет отношение в предавшему ее Ясону. Причем Медея Янна не подлежит осуждению. Логика ее поведения не объясняется с позиций здравого смысла и с точки зрения принятых в цивилизованном обществе этических категорий. Это тем более понятно, что именно на законы цивилизованного мира направлена вся сила отрицания писателя.
Две пьесы следующего периода творчества Х.Х. Янна - «Перекресток» (1931) и «Новый Любекский танец смерти» (окончательный вариант - 1954) - обнаруживают новые тенденции в его драматургии. Начинался этап драматургического и театрального эксперимента. Мифологический подтекст присутствует в драме «Перекресток», что придает ее действию многомерность, пространственную и временную «бесконечность». Фактически пьеса представляет собой эпическое повествование - рассказ героя, оживающий в лицах и картинах. Применяется прием монтажа, приближенный к раскадровке в кино. Мифологизация событий, их истоков, течений и последствий в данном случае является органической формой для решения задачи драматурга - показать непрерывную цепь насилия и зверств, имеющую прецедент в мифе и приводящую к циклическому повторению ситуации принесения в жертву совершенно невинного и совершенного существа.
Учитывая принцип инверсии времени, составляющий основу хронотопа пьес Х.Х. Янна, можно сказать, что он показывает сво-
его героя в разные моменты времени, поднимая его из временного потока то в один, то в другой день его жизни. В мифологической вневременной перспективе фигура протагониста соотносится со Святым Якобом, мучеником за веру, при этом Янн последовательно отрицал христианство, вменяя ему в вину жажду истребления, уничтожения тела и духа. Мотив христианизации и мук целых народов переплетен в пьесе с мотивом расовой дискриминации, линчевания тех, кто являет собой отклонение от природной и социальной «нормы». В лице Джеймса драматург создавал образчик человеческой породы и идентифицировал эту фигуру, воплощающую идею физического совершенства, с демиургом. Джеймс -юный бог, приносимый в жертву. В пьесе «Новый Любекский танец смерти» писатель перенес средневековую символику смерти в область философских категорий, включив ее в созданную им общую картину бытия. Он принял идею природного равенства всех перед лицом смерти, но не в ее примиряющей тональности, а в трагическом ключе обреченности всего живого, неизбежности «развеществления», особенно в губительной атмосфере технократического общества.
Пьесу «Бедность, богатство, человек и зверь» (1933) Т.Н. Васильчикова считает самой гармонически ясной и поэтичной из всех пьес драматурга. Исключительность произведения определяется наличием в нем отчетливо выраженных нравственных критериев, что соответствует характерному для классической литературы представлению о причинно-следственной зависимости между виной и воздаянием. Два мира в пьесе (реальный и потусторонний) не разделены непроницаемо, а сообщаются, таинственным образом взаимодействуют. Герой-«избранник», норвежский крестьянин, призван найти путь к законам первотворения, трактуемым Х.Х. Янном как «сбалансированные», гармоничные, а затем жить по этим законам. Здесь нет момента «прорыва» к внутренней сути бытия, герой изначально наделен даром нестандартного видения.
Пьеса «След темного ангела» (1952) проникнута психологизмом, содержит диалектику характеров, не свойственную драматургии экспрессионизма в целом. Психологически сложными представлены в первую очередь Давид и король Саул. В Давиде показано борение двух страстей - воли к власти и любви к принцу Ионафану. В короле Сауле - сложное переплетение чувств - вос-
хищение и преклонение перед совершенством Давида и страстная любовь-ненависть к нему же, претендующему на трон. Накал страстей героев выражается как в их монологах, так и в поступках, и составляет стержень событийного ряда пьесы в большей мере, чем объективные законы истории и заданность библейских ситуаций. Три основных мотива драмы намечены сразу же, в первой сцене - власть, гений и любовь; контрапунктически перекликаясь, они развиваются до последней сцены. Тема Гения задана Х.Х. Янном изначально в трагическом ключе, ибо трагична судьба избранника в условиях реальной действительности, где никогда не будут признаны его природные права. Однако и гений в данном произведении имеет темную изнанку; ему покровительствуют незримые темные силы, которые помогают ему не только избегнуть уничтожения, но самому одержать победу над всеми, кто на него посягает. В концепции пьесы «гений и злодейство» не только совместимы, но совместимы в одном персонаже. Гений здесь проницаем для предательства, жажды власти, славы и богатства.
Герой драмы Х.Х. Янна «Томас Чаттертон» (1955) - реальное лицо, английский поэт XVIII в., не понятый и не оцененный современниками, умерший в нищете. Реалистический хронотоп жизни протагониста оказывается условностью, он мнимо реален. Подлинная реальность - в душе и воображении гения-избранника - воссоздается в его творениях. В этой пьесе Х.Х. Янн как никогда остро ставил вопросы не просто творчества и творческой личности, а творчества литературного и задач писателя. Поэт - ключевая фигура в драме экспрессионизма, где он должен посредством поэтического слова создать новый мир, а не только литературное произведение. Но герою Х.Х. Янна выполнить свою созидательную функцию не дано.
Пьесу «Пыльная радуга» (1959) критики называют «атомной драмой». Модель антиутопии, воссозданная в пьесе-завещании Х.Х. Янна, является завершающим словом его драматургии в целом. У истоков такой концепции мира находятся экспрессионистская антиутопия, образцом которой стала «Газ-трилогия» Г. Кайзера, завершающаяся картиной апокалипсиса. Времени, изображенному в трилогии, соответствует применение на фронтах Первой мировой войны отравляющих газов. «Атомная драма» Янна отображает следующую ступень «механизации духа»: она могла
возникнуть только после открытия атома и начала применения атомной энергии - как в военных, так и в мирных целях. Взрыва бомбы как такового в драме не происходит, но звучит тема насильственного истребления человечества. В концепцию пьесы включен вопрос о границах моральной дозволенности научного поиска. С точки зрения «чистой науки» пределов быть не может, с точки зрения гуманной науки - пределом является жизнь человека. Образ реки времени, потока бытия присутствует в топосе этого произведения, как и в топосе других пьес Янна. Проблема завтрашнего дня человечества решается на философском уровне - символом конечности бытия становится мертвый, остановившийся поток.
Экспрессионизм явился промежуточным звеном между искусством прошлого и настоящего. В выразительной художественной форме писателям этого направления удалось выразить катастрофический, деструктивный тип мироощущения человека ХХ в. - эпохи тоталитаризма и эпохи величайших научных открытий, доказавших, что в природе нет понятия стандарта и стабильности, - века, в который человек осознал трагическую абсурдность своего бытия.
О. В. Михайлова