ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
2006.04.034. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ДВАДЦАТЫЙ ТРИРСКИЙ КОЛЛОКВИУМ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ. (Обзор материалов конференции).
Экологическая ответственность является одним из важнейших инструментов экологического права Германии, наряду с торговлей сертификатами на эмиссии парниковых газов1, экологическим аудитом, проверкой экологической переносимости, стратегической экологической оценкой воздействия на окружающую сре-
2 3
ду , экологическими платежами .
Закон «Об экологической ответственности»4 (далее - Закон) действует в Германии с 1 января 1991 г. Согласно §1 этого Закона под экологической ответственностью понимается ответственность владельцев установок (перечисленных в Приложении 15 к Закону) в случае, если воздействие на окружающую среду повлекло за собой смерть, причинение вреда здоровью или имуществу какого-либо
1 См. об этом подробнее: Гиряева В.Н. Девятнадцатый трирский коллоквиум по экологическому и техническому праву// Экологическое право. - М., 2003. -№ 5. - С. 50-51; Гиряева В.Н. Торговля сертификатами на эмиссии парниковых газов// Экологическое право. - М., 2004. - № 3. - С. 4-51.
2 О стратегической экологической оценке см. подробнее: Hendler R. Der Geltungsbereich der EG-Richtlinie zur strategischen Umweltpruefung// Natur und Recht. - B., 2003. - N 1. - S. 1-11; Hendler R. Zum Begriff der Plaene und Programme in der EG-Richtlinie zur strategischen Umweltpruefung // Deutsches Verwaltungsblatt. -Koeln, 2003. - N 2. - S. 227-234. (Рефераты этих статей на русском языке см. Сер. «Государство и право». - М., 2004. - № 2. - С. 145-150).
3 См.: Гиряева В.Н. Экологические платежи в Германии// Экологическое право. - М., 2002. - № 5. - С. 45-57.
4 Umwelthaftungsgesetz (UMWELTHG) (BGBl I 1990, 2634).
5 К ним относятся установки: по брикетированию каменного и бурого угля; по переработке асбеста; по производству лаков мощностью 1 т в день и больше и пр.
лица. В таких случаях владелец установки должен возместить соответствующий ущерб. Под «установками» Закон понимает только те, которые «прочно привязаны к определенному месту», как, например, склад или производственное помещение, а также оборудование, средства передвижения и прочую технику, связанную с установками, если она может иметь значение в случае воздействия на окружающую среду (§3 Закона). Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца установки. «Экологическая ответственность» согласно этому закону является институтом частного права. Так, например, §14, 15 Закона закрепляют применение для регулирования экологической ответственности §843, 251 Гражданского уложения Германии. Причем, одной из важнейших характеристик Закона является объект охраны: здоровье или имущество, пострадавшие в результате воздействий на окружающую среду; сама окружающая среда этим законом не охраняется.
В апреле 2004 г. Европейский парламент принял Директиву 2004/3 5/EG «Об экологической ответственности для предотвращения и санации экологического вреда»1 (далее - Директива об экологической ответственности), которая принципиально отличается от существующего в Германии регулирования. Именно поэтому, подчеркивает профессор доктор Райнхард Хендлер (Reinhard Hendler - директор Института экологического и технического права Университета города Трир), Двадцатый трирский коллоквиум по экологическому и техническому праву посвящен теме: «Экологическая ответственность по новому европейскому праву».
Характеризуя Директиву об экологической ответственности, необходимо отметить следующее. Во-первых, она закрепляет совершенно иное, по сравнению с принятым в германском праве, понятие охраняемого блага. Данная Директива направлена на охрану не здоровья и имущества человека, а на охрану окружающей среды как таковой, а именно биологического разнообразия, вод и почв (ст. 2 Директивы). Во-вторых, Директива об экологической ответственности по своей сути является нормативным актом публичного права и регулирует правоотношения исходя из принципов и пользуясь инструментами публичного права. Это проявляется в праве
1 Richtlinie 2004/3 5/EG des Europaeischen Parlaments und des Rates vom 21. April 2004 ueber Umwelthaftung zur Vermeidung und Sanierung von Umweltschaeden.
государственных органов напрямую, без обращения в суд, принуждать эксплуататоров установок к мероприятиям по санации; в ответственности эксплуататоров перед государственными органами и в отсутствии у физических и юридических лиц притязаний по отношению к эксплуататорам установок1.
Традиционно в конференции, проходившей с 5 по 7 сентября 2004 г. в г.Трир, приняли участие как научные работники, так и юристы-практики: адвокаты, юрисконсульты крупных предприятий и союзов предприятий. Присутствовали и гости из Японии, Тайваня, Франции, Бельгии и России.
После приветственной речи вице-президента Университета города Трир профессора доктора Михаэля Йекеля (Michael Jaeckel) и выступления профессора доктора Пауля Мюллера (Paul Mueller), посвященного санации экологического вреда с естественнонаучной точки зрения, с докладом на тему: «Концепция экологической ответственности в европейском праве» выступил профессор доктор Маттиас Руфферт (Matthias Ruffert) - заведующий кафедрой государственного, конституционного и европейского права Университета им. Фридриха Шиллера города Йены. Он остановился на том, что в отличие от положения § 1 Закона «Об экологической ответственности» Директива об экологической ответственности регулирует вопрос экологической ответственности совершенно не в частноправовом ключе. Напротив, речь идет об ответственности причи-нителей вреда не перед собственниками пострадавшего имущества (как это регулируется в германском Законе «Об экологической ответственности»), а перед компетентными государственными органами (4).
1 В данном случае проявляется существенное теоретическое отличие публичного и частного прав в германской правовой теории. Частное право построено на системе взаимных «притязаний» двух равноправных сторон правоотношений. Принудить контрагента выполнить обязательства можно только через обращение в суд, в силу судебного решения. Публичное право построено на неравенстве сторон и праве государственных органов напрямую, в силу своих прав давать обязательные для исполнения указания, принуждать другую сторону правоотношений (например, эксплуататора установок) к совершению определенных действий (например, к проведению санации). О теории «притязаний» см.: Шапп Я. Основы гражданского права Германии: Учебник. - М.: БЕК, 1996. - 304 с.
Профессор доктор Герхард Вагнер (Gerhard Wagner) из Университета г. Бонна рассмотрел Директиву об экологической ответственности также с точки зрения частного права. До сих пор согласно §1 Закона «Об экологической ответственности» этот институт концентрировал свое внимание на защите индивидуальных благ (жизнь, здоровье и имущество человека). Европейское право трактует экологическую ответственность совершенно иначе. Согласно ст.2 Директивы охраняемыми благами являются: биологическое разнообразие, воды и почвы. Под экологическим вредом биологическому разнообразию понимается вред, наносимый охраняемым видам (животных и растений) и среде их естественного обитания. Экологический вред водам - любой вред, имеющий существенное воздействие на экологическое или химическое состояние вод или их экологический потенциал1. Экологический вред почвам - это загрязнение почв, которое влечет за собой риск воздействия на здоровье человека. Таким образом, сделал вывод профессор Вагнер, по новому европейскому законодательству только почвы защищаются с антропоцентрической точки зрения, для защиты биоразнообразия и вод выбрана экоцентрическая основа. Вторым существенным новшеством Директивы является закрепление ответственности эксплуататора установки перед государством. Частные собственники (например, собственники земельных участков) в соответствии с абз. 3 ст. 3 Директивы не могут от своего лица требовать возмещения нанесенного вреда, они должны действовать опосредованно, через государственные органы, перед которыми и будет отвечать причинитель.
Весьма расплывчато сформулировано в Директиве понятие «эксплуататора» установки, т.е. лица, несущего экологическую ответственность. Абзац 6 ст.2 Директивы понимает под «эксплуататором» любое физическое или юридическое лицо, производящие или определяющее профессиональную деятельность (имеется в ви-
1 Здесь Директива об экологической ответственности делает ссылку на положения Директивы 2000/60/EG Европейского парламента и Совета от 23 октября 2000 г. «Для создания организационных рамок для мероприятий Сообщества в области водной политики» (Richtlinie 2000/60/EG des Europaeischen Parlaments und des Rates vom 23. Oktober 2000 zur Schaffung eines Ordnungsrahmens fuer Maßnahmen der Gemeinschaft im Bereich der Wasserpolitik).