2006.04.016. ВЕДРЕН-ФАЖОЛЬ И. ОТШЕЛЬНИЦЫ В РОМАНЕ «ПОИСКИ СВЯТОГО ГРААЛЯ».
VERDRENNES-FAJOLLES I. À propos des recluses de la «Queste del Saint Graal» // Loxias. - P., 2005. - N 7. - Mode of access: http://revel.unice.fr/loxias/document.html?id=95
В центре внимания автора статьи - два женских персонажа романа «Поиски Святого Грааля» XIII в. из цикла «Ланселот-Грааль». Роль монахинь-отшельниц в структуре произведения зачастую недооценивалась исследователями, которые, как правило, не выделяли их из ряда отшельников-мужчин, появляющихся на страницах романа. Однако сам факт, что автор, столь жестко настроенный против поклонения женщине и куртуазной любви, выбирает для трансляции христианских истин двух женщин, не должен оставаться без внимания. Наиболее очевидная функция, которую они выполняют в романе, - создание религиозного фона, на котором развертываются поиски Грааля, - не исчерпывает всей значимости этих персонажей. Еще до появления в тексте сестры Персеваля две монахини «воплощают древние мифы о религиозной и сакральной власти женщин».
Изображение монахинь-отшельниц в «Поисках Святого Грааля» заставляет задуматься о том, насколько широко была распространена практика подобного уединения в Средние века, и о связи литературного образа и исторических данных. В городской среде сущность затворничества состояла в заключении монахини в келье, замурованной или запечатанной настоятелем. Келья была соединена с церковью или часовней специальным окошечком, так что отшельница могла получать пищу и участвовать в церковной жизни. Такие особенности женского затворничества обусловлены слабостью женщины и необходимостью защиты и поддержки. Затворничество - это опыт отказа от всех мирских благ, от земной жизни ради духовной. Оно во многом уподобляется смерти, а келья - могиле, хотя затворница и не отрезана полностью от мира благодаря молитвам, которые она должна возносить о спасении человеческих душ, оставшихся в миру. Наряду с городами, подобная практика существовала и при монастырях, где образ жизни был, по-видимому, более вольготным: затворница даже могла располагать собственным садиком для прогулок. Отшельники, жившие в полном одиночестве в пустынной местности, были же, как правило, мужчина-
ми; женщине необходим был духовный спутник, который жил в соседней келье и наставлял ее.
Литературное отражение феномена затворничества в «Поисках Святого Грааля» во многом соответствует реальной практике. И Персе-валь, и Ланселот, прибыв к затворницам, общаются с ними через специальное окошко; кельи присоединены к часовням; есть и духовный наставник - капеллан, осуществляющий церковные обязанности. Обе отшельницы живут в бедности; так, затворница, которую встречает Ланселот, угощает его только хлебом и водой. Тем не менее присутствуют и отклонения от практики отшельничества: хотя изображен «городской» тип затворничества, обе монахини живут в отдаленных от города местах. По-видимому, это обусловлено большими «романными возможностями», которые предоставляла авторам дикая местность по сравнению с городом. Обеих женщин отличает независимость и самостоятельность мышления, они не находятся под строгим церковным контролем. Особенно это касается затворницы, которая оказывается тетей Персеваля и бывшей королевой Пустынной земли. Она обладает ярко выраженной романной судьбой: ее уход в отшельничество обусловлен вполне «земными» причинами. Оставшись вдовой и хозяйкой большого количества земель, она была вынуждена скрыться из соображений безопасности. Однако ее вынужденное бегство превратилось в подлинное отшельничество «по духу». Будучи, в отличие от сына Ланселота Галаада или сестры Персеваля, персонажем изначально несовершенным, но пришедшим к духовности, она может служить образцом для артуровских рыцарей, начавших поиски Грааля. Независимость отшельниц проявляется также в том, что они свободно могут принимать у себя посетителей и вести с ними беседу, что не было характерно для реального затворничества. Отшельничество в литературе предстает в более мягкой форме, чем в жизни; отшельницы более свободны в выражении своих мыслей и действиях.
Что касается собственно романной функции персонажей, то они занимают ключевые позиции с точки зрения развития действия. Роман «Поиски Святого Грааля» имеет трехчастную структуру: первая часть -кратковременное появление Грааля, обязательство рыцарей начать его поиски, отъезд из Камелота; вторая - время индивидуальных приключений, превращение трех избранных героев в «небесных» рыцарей; третья часть - время Откровения, предназначенного для избранных. Обе отшельницы появляются во второй части романа. Хронологически
в этой части первыми выходят на сцену монахи-мужчины, в частности, отшельник, пытающийся вразумить Гавейна. Однако тетя Персеваля оказывается единственной, кто обладает провидческими знаниями о сути поисков Грааля и о роли, которую предстоит сыграть в них Галаа-ду. В этой роли она сопоставима с отшельником Насциеном из первой части романа. Однако тетя Персеваля, кроме того, благословляет арту-ровских героев на духовный поиск и совершенствование: именно эпизод с отшельницей дает толчок поискам Персеваля и Богорта, а также Ланселота.
Если тетя Персеваля открывает действие второй части романа, то появление другой отшельницы знаменует собой окончание индивидуальных поисков. Именно отшельница оказывается последней, кто наставляет Ланселота на пути раскаяния в любви к королеве Гениевре. К этому моменту приключения трех избранных рыцарей уже закончились. По наблюдению Жака Рибара1, женские персонажи обрамляют также весь роман. Начинается он появлением посланницы, которая ведет Ланселота в аббатство, где он должен посвятить в рыцари собственного сына Галаада, совершенного героя, а заканчивается погребением сестры Персеваля, которая сопровождает избранных рыцарей и Грааль в Саррас. Еще одно сопоставление, скрепляющее структуру романа, - сравнение Евы и девы Марии. Обе они также важны для поисков Грааля: если бы не Ева, из-за греха которой люди были изгнаны из рая и оказались вынуждены странствовать, чтобы вновь обрести Бога, приключения Грааля вообще не имели бы места; если бы не Мария, которая выносила Христа и дала людям надежду на спасение, эти поиски не имели бы шансов на успех. Две отшельницы, открывающие и завершающие этап поисков, также вписываются в эту структуру сопоставлений.
Автор статьи обращает внимание и на другие функции этих персонажей, в частности, на их значение для теологической и этической программы романа. Так, тетя Персеваля поднимает тему девственности и чистоты, необходимой, чтобы покорить Грааль. Она же, обосновывая преемственность артуровского мира по отношению к священной истории, проводит параллели между Круглым столом и теми столами, за
1 Ribard J. Figures de la femme dans «La Queste du saint Graal» // Figures féminines et roman / Ed. Bessiere. - P.: P.U.F., 1982. - Р. 33-48.
которыми сидели Христос, а затем Иосиф Аримафейский. Отшельница, принимающая Ланселота, предостерегает его от проявлений гордости и стремления к земной славе. Она говорит также о необходимости аллегорического, в первую очередь христианского, истолкования всех приключений. Не случайно подобные слова вложены в уста женщины. «Эта христианская интерпретация отсылает к древним индоевропейским верованиям, согласно которым женщина воплощает знание и инициацию». Можно предположить, что отшельница как персонаж заменяет волшебниц, фей из предшествующих артуровских романов. Отшельниц, благодаря их затворничеству, можно рассматривать как образы жертв, принесенных во имя спасения человечества; во многом они предвосхищают жертвенный подвиг сестры Персеваля.
Первая отшельница, которой отведена более значимая роль, чем второй, приобретает особую важность, так как она связана с мистическим родом Персеваля. Наличие биографии и описание психологических переживаний превращают ее в подлинно романного персонажа. Например, она волнуется за своего сына и высказывает пожелание, чтобы он присоединился к избранным героям - только тогда она могла бы быть за него спокойна. Исследователи часто рассматривают отшельницу как двойника матери Персеваля, такой, какой она предстает в «Сказании о Граале» Кретьена де Труа и особенно в романе «Перлес-во». Справедливость этого сопоставления подтверждают статус вдовы и королевы Пустынной Земли, а также материнство и принадлежность к роду Персеваля. Кроме того, тетя героя берет на себя функции креть-еновского отшельника - дяди Персеваля: она открывает герою божественные истины и рассказывает ему о смерти матери. Однако эти параллели не позволяют со всей полнотой осветить образ отшельницы в «Поисках Святого Грааля» и не исчерпывают его многогранности.
В заключение автор статьи говорит о вариативности как о присущей средневековым текстам особенности, способной порождать совершенно новые персонажи: образы монахинь-затворниц лишь на первый взгляд ничем не выделяются из ряда отшельников-мужчин, появляющихся на страницах романа. В произведении, где женщина предстает в первую очередь как грешница и искусительница, эти два персонажа воплощают другую сторону женской сущности: духовную силу, связь с божественным, принесение себя в жертву ради искупления грехов человечества.
Е.М. Королёва