ясно показывать, какие части учебного материала необходимо повторить или усвоить глубже;
- обобщающий, или выходной, контроль должен показывать уровень усвоения содержания образования модуля в виде рейтингового индикатора;
- предлагать обучающемуся повторить материал в виде конкретных учебных элементов в случае недостаточного усвоения материала и проводить повторный контроль.
По сравнению с традиционными технологиями обучения рейтинговая технология обладает рядом преимуществ, а именно:
- она позволяет ввести усовершенствованную форму диагностики состояния учебного процесса в целом и конкретно для каждого учащегося, что невозможно в традиционных формах контроля;
- она более полно использует возможности обратной связи по сравнению с традиционным текущим и рубежным контролем;
- она дает возможность в необходимых случаях усиливать мотива-ционный компонент учебного процесса;
- она позволяет использовать инновационные свойства, т.е. рейтинговая технология обучения помогает педагогу целесообразно перестраивать в требуемом направлении нормы социального типа у учащихся.
В заключение Т.Н. Базенков и В.И. Гладковский пишут, что мо-дульно-рейтинговая и мультимедийная технологии обучения применяются на отдельных кафедрах Брестского государственного технического университета уже более 10 лет.
Е.Н. Рачкова
2006.01.023. ТЕФЕРРА Д., АЛЬТБАХ Ф.Г. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АФРИКЕ: ИЗМЕНЕНИЯ В XXI в.
TEFERRA D., ALTBACH Ph.G. African higher education: Challenges for the 21st century // Higher education. - Dordr., 2004. - Vol. 47, N 1. - Р. 21-50.
Ключевые слова: академические свободы, успех, Африка, утечка умов, тендер, частное высшее образование.
Авторы статьи - сотрудники Центра международного образования (США) - пишут о недостатках, трудностях и позитивных изменениях в африканском высшем образовании, происходящих в начале XXI в.
Сегодня, в первые годы нового тысячелетия, в Африке происходят беспрецедентные изменения в сфере высшего образования, которое теперь признается главной движущей силой на пути модернизации и развития. На Африканском континенте и островах находится свыше 50 государств, и довольно сложно охарактеризовать высшее образование в целом, поскольку между странами существует большой разрыв в экономическом уровне. Однако есть и немало общих черт, присущих всем государствам.
На сегодняшний день в Африке на 54 государства приходится всего 300 образовательных учреждений, попадающих под определение университета. Что касается высших учебных заведений и численности студентов, то, по международным стандартам, Африка считается наименее развитым регионом. По последним данным, в Нигерии имеется 45 университетов, в Судане - 26, в Южной Африке - 21, в Египте - 17, а также в каждой из этих стран есть аспирантуры. В Джибути, Гамбии, Гвинее-Бисау, на Сейшельских островах, Сан-Томе и Принсипи нет ни одного университета. В других странах, включая Сомали, Анголу и Конго, есть вузы, которые можно отнести к университетам низшего разряда.
Высшее образование в Африке имеет давнюю традицию, авторы сравнивают его с египетскими пирамидами. В Египте расположен самый старый университет в мире, действующий до сих пор, - Аль-Азхар (Al-Azhar). Это главное и единственное образовательное учреждение, созданное по подлинной исламской модели, остальные вузы в Африке наследовали западную модель академического образования. Главную роль в этом сыграли страны, которым подчинялись африканские колонии, - Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Португалия и Испания. Эти страны-колонизаторы не были заинтересованы в том, чтобы подчиненная им африканская молодежь получала высшее образование, а в бельгийских колониях вузы были вообще запрещены. Поэтому во время освобождения и получения независимости страны имели небольшую систему высшего образования. По данным Всемирного банка (World Bank, 1991), в Замбии, например, насчитывалось всего 100 специалистов, окончивших университет. В 1961 г. Университет в Южной Африке, который обслуживает Кению, Танзанию и Уганду, выпустил всего 99 специалистов (на общее число населения этих стран - 23 млн. человек). Заир (сегодня Демократическая Республика Конго) к моменту своего освобождения не имел среди населения ни одного инженера, юриста или врача. В период между 1952 и 1963 гг. франкоговорящая Африка выпустила четырех специалистов в области сельского хозяйства, в то время как англоговорящая Африка - 150.
В настоящее время положение в сфере высшего образования в Африке резко изменилось. Так, в 2000 г. в аспирантуре учились в общей сложности 3 483 тыс. человек. Египет имеет наибольшее число студентов вузов на континенте - свыше 1500 тыс. человек, а также занимает лидирующую позицию по числу академических работников - свыше 31 тыс. человек. На втором месте после Египта находится Нигерия - 900 тыс. студентов-аспирантов. Сегодня Нигерия насчитывает 45 университетов, 63 педагогических и 45 политехнических колледжей (наибольшее число по всей Африки). Из общего числа нигерийских студентов 35% учатся в университетах и 55% - в педагогических колледжах. Третье место занимает Южная Африка, где в 22 университетах учатся 500 тыс. студентов.
Авторы замечают, что в других странах количество вузов не является показателем популярности высшего образования. Так, например, в Судане действуют 26 государственных и 21 частный университет, однако учатся там в общей сложности всего 40 тыс. человек.
Самой острой проблемой для высшего образования всех африканских стран является финансовый кризис. Даже в развитых европейских государствах в академическом секторе наблюдается нехватка финансовых средств, но в Африке отсутствие денег сказывается тяжелее всего. Можно выделить несколько причин сложившегося положения:
- резко увеличилось количество молодежи, желающей получить высшее образование;
- проблемы в экономике большинства африканских стран оказывают непосредственное влияние и на состояние высшего образования;
- состояние экономики африканских стран напрямую зависит от положения дел во Всемирном банке и Международном валютном фонде;
- очень многие студенты происходят из бедных семей и не в состоянии оплачивать свою учебу, поэтому большинство вузов лишено этого источника доходов.
Авторы пишут, что ежегодные расходы на высшее образование во всех странах континента не идут ни в какое сравнение с бюджетом любого богатого университета в США. Но все же в некоторых странах университеты пытаются бороться с собственной бедностью. Так, в Лесото студенты университета платят за учебу уже после того, как получили диплом и вышли на работу. Эти деньги и являются основным источником дохода университета.
Для того чтобы оценить размер финансовой поддержки правительств, авторы сравнивают суммы, которые запрашивают университеты, с суммами, которые они получают. Так, в Гане в 2000 г. пять университетов
подали запрос в правительство на оказание материальной поддержки в 32 млн. долл., а получили только 18 млн., что составляет 56% от требуемой суммы. В Уганде в 1999/2000 уч. г. образовательный сектор получил 33% от ожидаемой суммы. Таким образом, африканские вузы испытывают большие финансовые трудности, и в основном они надеются на поддержку Всемирного банка, Международного валютного фонда, благотворительных организаций и, конечно, самих студентов.
Что касается структуры педагогического состава, авторы отмечают, что в подавляющем большинстве африканских университетов общее число преподавателей намного меньше, чем остальных сотрудников. Административная бюрократия там раздута до неимоверных размеров. Так, в Национальном университете Лесото обычных сотрудников в 2 раза больше, чем профессоров, и на их содержание уходит более 60% всего университетского бюджета. На Мадагаскаре на шесть студентов приходится один администратор. При этом качество управления в таких университетах остается под вопросом.
Одна из проблем африканских университетов - коррупция и злоупотребления положением. К примеру, в 1995/96 уч. г. в кенийском университете Масено администрация сумела растратить на свои нужды свыше 660 тыс. долл. США, в то время как их студенты жили и учились в очень стесненных условиях.
В последнее время в странах Африканского континента быстрыми темпами развивается частное высшее образование. В некоторых странах число частных вузов даже превысило число государственных, однако следует учитывать тот факт, что частные институты имеют меньшие размеры и узкую специализацию. Авторы приводят некоторые данные по развитию частного высшего образования в Африке.
- в Кении 19 университетов, из них 13 - частные;
- в Судане число частных университетов выросло с одного в 1989 г. до 16 в 1996 г. и до 22 в 2001 г. За четыре года число студентов, поступивших в частные вузы, увеличилось в 4 раза - с 3 тыс. в 1990-1991 гг. до 24 тыс. 1994-1995 гг;
- в Республике Конго в 1996 г. насчитывалось свыше 260 частных вузов, имеющих государственную лицензию. Позднее появлялись новые частные вузы, но многие из них не отвечали стандартам высшего образования;
- в Гане частные институты стали появляться лишь несколько лет назад. Сегодня в стране 5 государственных университетов и 11 частных вузов;
- в Уганде действуют 4 государственных университета и свыше 10 частных;
- в Того работает один главный государственный университет и 4 вуза с аспирантурой. В конце 90-х годов в стране частное высшее образование получило резкое развитие: с 1998 по 2000 г. были открыты 18 частных вузов. Сегодня их 22;
- в Эфиопии, где слабо развит государственный академический сектор, на сегодняшний день работают 20 частных вузов.
Следует отметить, что большинство вузов в африканских странах находится в больших городах с хорошо развитой инфраструктурой. Авторы указывают также, что, несмотря на то что количество частных вузов практически во всех странах абсолютно превосходит количество государственных, число студентов в них меньше, чем в государственных. Например, на Мадагаскаре в шести государственных вузах учатся больше 9 тыс. студентов, а в 16 частных вузах - менее 2 тыс., и ни один частный вуз не насчитывает более 500 учащихся. В Кении, одной из немногих африканских стран, где хорошо развита система частных университетов, 13 из них посещают только 20% учащихся от общего количества в 50 тыс. человек. В Уганде общее число студентов десяти частных вузов составляет 3600 человек, в то время как два государственных университета посещают 23 тыс. студентов. Основная причина такого различия в численности студентов частных и государственных вузов - плата за учебу, которую многие африканские семьи просто не могут себе позволить.
Правительства большинства стран Африки не оказывают никакой материальной поддержки частным вузам. Есть лишь некоторые исключения: в Мозамбике некоторые студенты получают государственную стипендию; в Того частные вузы, предлагающие краткий курс обучения техническим профессиям, получают финансовую поддержку от государства наравне с другими государственными институтами.
Далее авторы пишут о гендерном дисбалансе, присущем высшему образованию всего Африканского континента. Так, в Эфиопии только сейчас стал увеличиваться процент женщин в высшем образовании, в то время как еще несколько лет назад он составлял всего 15%. В Малави женщины составляют 25% от общего числа студентов. В Мозамбике в государственном секторе высшего образования женщины-студентки составляют 25%, зато в частном секторе их доля составляет уже 43%. В Танзании власти пытаются исправить положение, с недавних пор число женщин в танзанийских вузах увеличилось с 25 до 30%. В 2000-2001 гг. на факультетах естественных и социальных наук университета в Дар-Эс-Саламе учились 49% женщин. В Уганде в последние 10 лет гендерное неравенство постепенно
выравнивается. Если в 1990-1991 гг. в Университете Макерере учились 27% женщин, то сегодня их уже 34%. В Зимбабве тоже постепенно увеличивается число женщин-студенток.
Однако значительный разрыв между числом женщин и мужчин наблюдается еще на факультетах, где имеется большой конкурс при поступлении, и на факультетах технических наук. В Кении, к примеру, в государственных университетах учатся в среднем 30% женщин, а на инженерных и технических специальностях - всего 10%. Но есть и исключения, когда студенты мужского пола остаются в меньшинстве: на Маврикии в вузах с факультетами социальных и гуманитарных наук учатся 68% женщин; в Университете Лесото - 56% женщин; в Уганде в частном университете Нкумба - 56% студенток; в Тунисе число женщин-студенток увеличилось с 21,1% в 1987-1988 гг. до 50,4% в 1999-2000 гг., а еще через пару лет их число впервые превысило число мужчин-студентов - 51,9%. Что касается академических профессий, то разрыв между мужчинами и женщинами ощущается еще больше: в Гвинее женщин 2,5%; в Эфиопии - 6%; в Конго, Нигерии и Замбии - не больше 15%; в Уганде на всех академических постах занято меньше 20% женщин. Лишь в нескольких странах положение немного лучше: в Марокко женщин - 24%; в Тунисе - 33; в Южной Африке - 36%. Профессоров-мужчин в Южной Африке в 1997 г. было 90%.
Далее в статье обсуждается тема научных исследований и публикаций. В эпоху знания и информации исследовательская деятельность приобретает наибольшее значение, университеты остаются основными производителями знания. По словам авторов, исследования и разработки (ИР) в африканских вузах находятся в критическом состоянии. В большинстве африканских стран из-за бедности не хватает средств на серьезную исследовательскую работу. Существуют и другие проблемы: ограниченное число высокопрофессиональных специалистов; недостаточное количество научной литературы в библиотеках; катастрофически низкая зарплата у научных работников и профессоров. В бюджетах многих африканских университетов нет статьи на ИР. В Гане, например, в период 1983-1987 гг. из общего бюджета страны на исследовательскую работу выделялось 0,10,2% от ВВП. В Уганде исследовательская работа проводится в основном на средства спонсоров. В 1999 г. в Университете Малави на ИР и публикации было выделено 0,7% от всего бюджета университета.
Немаловажная проблема высшего образования Африки - академические свободы. Свободы обеспечивают ученым и преподавателям возможность выражать свое мнение, свободно преподавать, вести исследова-
ния, свободно обмениваться своими идеями и находками. Но во многих странах еще идут войны, царят диктаторские режимы, и ученые вынуждены ограничивать свою свободу: они не могут выражать свои мысли, опасаясь преследований, боятся вступать в дискуссии и критиковать, не имеют возможности общаться с зарубежными коллегами, выехать за границу. Авторы уверены, что только с установлением демократии в африканских странах ученые и преподаватели смогут в полной мере получить академическую свободу и жить полнокровной научной и творческой жизнью.
Из-за бедности и нестабильности в странах Африки велика проблема «утечки умов». Лучшие специалисты уезжают в развитые страны, а профессора, оставшиеся в своих вузах, вынуждены искать дополнительную работу «на стороне», что очень влияет на качество работы на своем основном месте работы. Многие уходят из университетов на более высокооплачиваемую работу. Этим охотно пользуются частные вузы. Так, частные колледжи в Эфиопии предлагают профессорам оклад в 3 раза выше, чем в государственном вузе. В больших масштабах «утечка умов» наблюдается в Сомали, Либерии, Эфиопии, Сьерра-Леоне и Нигерии. А в Руанде и Алжире систематически происходят убийства ученых и преподавателей из-за их этнической принадлежности и религиозных взглядов. Из Нигерии тысячи учёных выехали на постоянное место жительства в США, Южную Африку, Ботсвану, Саудовскую Аравию и в страны - члены Европейского союза. Только в США, по данным 2003 г., насчитывалось 10 тыс. ученых и 21 тыс. докторов наук из Нигерии. Из Южной Африки лучшие умы эмигрируют в Австралию, Великобританию, Канаду и США.
В заключение авторы пишут, что, несмотря на все трудности и тяжелое положение народов во многих странах, в целом на Африканском континенте все-таки происходят позитивные изменения, и в первую очередь они касаются высшего образования. Изменения эти можно назвать беспрецедентными, поскольку впервые в своей истории народам Африки дана возможность получить хорошее высшее образование и стать грамотными специалистами. При установлении политической стабильности и демократии на континенте высшее образование сможет развиться в полной мере и составить конкуренцию другим странам мира.
Е.Н. Рачкова