2005.03.011. СОГЖД. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ.
SOGGE D. Une nécessaire reforme de l'aide internationale // Monde diplomatique. - P., 2004. - A. 51, N 606. - P. 10.
В настоящее время официальная помощь развивающимся странам (PC) превратилась, по словам автора, в «настоящую индустрию»: ее ежегодный объем превышает 60 млрд. долл., в ней прямо или косвенно занято более 500 тыс. человек. Но гораздо большее значение имеет сегодня обсуждение механизмов и последствий этой помощи. Как ни парадоксально, но государствами-банкротами являются именно те, которые получают наибольшие объемы официальной помощи развитию, например: Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне, Наитии, Гвинея-Бисау.
Исторически международная помощь развитию PC формировалась на принципах послевоенного «плана Маршалла», в рамках которого предоставляемой США западноевропейским странам помощью управляли сами западноевропейцы. При этом США не требовали от стран - получателей помощи отказа от протекционистской защиты их индустрии, дерегулирования их финансовых рынков и т.д. Успех «плана Маршалла» во многом связан с тем, что он в соответствии с принципами кейнсианства был предназначен для оживления европейского капитализма с помощью государственного регулирования и инвестиций в социальную сферу (с. 10).
С начала 50-х годов XX в. некоторые экономисты (например, известный американский экономист С.Кузнец) стали защищать идею о том, что наличие социального неравенства является неизбежным и необходимым условием экономического роста. При этом идея перераспределения доходов рассматривалась как нереализуемая и даже «попросту глупая». Сегодня эти идеи в полной мере продемонстрировали свои слабости: многие исследователи согласны с тем, что в действительности неравенство является барьером на пути развития и борьбы с нищетой. Однако система международной помощи PC по-прежнему строится на принципах ультралиберализма и шоковой терапии, что предполагает навязывание простым гражданам стран -получателей режима жесткой экономии. Отсутствие общественного контроля и механизмов ответственности приводят к тому, что главные выгоды от официальной помощи развитию PC достаются запад-
ным компаниям и «касте мафиозных олигархов» государств-получателей.
Сокращение бедности в РС стало официальной целью помощи развитию только в конце 90-х годов XX в. Вместе с тем за этими декларированными целями скрывается другая цель, связанная с желанием брать из стран-получателей средства, намного превышающие официальные показатели предоставляемой помощи. Это связано с погашением долга, бегством капиталов, незаконным переводом прибылей компаний из РС, закупкой по низким ценам сырья и материалов и т.д. Так, в 2001 г. РС получили субсидий на сумму в 29 млрд. долл., а перевели в западные страны 138 млрд. долл. в качестве погашения внешнего долга (с. 10). Не случайно некоторые обозреватели - от нобелевского лауреата Дж. Ста глица до известного финансиста Дж. Сороса - заявляют, что сегодня «именно бедные помогают богатым».
Система международной помощи развитию выступает как своего рода «театр теней», в котором скрываются истинные мотивы и цели предоставления помощи. Так, демпинговые цены на производимые на Западе зерновые, мясо и текстиль сводят на нет помощь местным производителям в РС. Многие бедные РС получают возможность повысить стоимость своего человеческого капитала, благодаря обучению своих студентов за границей за счет получаемой помощи. Между тем на деле треть африканцев, получаемых университетские дипломы за границей, работают вне Африки.
За последние 25 лет механизмы международной помощи развитию способствовали ослаблению национального суверенитета отдельных государств и государственной власти в целом. Дело в том, что те, кто оказывает помощь, предпочитают иметь дело с частными компаниями, неправительственными организациями или такими параго-сударственными структурами, как, например, общества оснащения и развития Западной Африки. По данным исследования, проведенного экспертами ОЭСР и посвященного положению дел в Мали, «внешняя помощь привела к ослаблению национальных институтов» и не способствовала сокращению бедности. В то же время процесс приватизации в этой стране, осуществленный по западным рецептам, привел к созданию слоя новых богатых, тесно связанных с западными интересами.
В середине 1990-х годов риски полного краха некоторых РС и их неспособность оплачивать внешний долг вызвали необходимость
переориентации критериев предоставления внешней помощи развитию в направлении введения таких критериев, как «хорошее управление», борьба с коррупцией, большая прозрачность в деятельности государственных властей. Однако на деле все меняется не так быстро, как необходимо, хотя многие РС (например, Индия и Бразилия) активно выступают против финансируемых за счет внешней помощи проектов, которые разрушают местные экосистемы или обескровливают государственные бюджеты стран-получателей.
Сегодня некоторые эксперты предлагают вообще отказаться от внешней помощи РС, за исключением чрезвычайных событий в странах-получателях. По мнению автора, необходимо пересмотреть принципы организации такой помощи таким образом, чтобы она действительно способствовала перераспределению богатства в мировом масштабе и социальному сплочению. Распределение помощи и результаты ее использования должны быть под демократическим контролем со стороны институтов гражданского общества, граждан и свободной прессы. В этих условиях внешняя помощь может приводить к укреплению общественного порядка в странах-получателях.
Л.А.Зубченко
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК
2005.03.012. ДИМОВА Р. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
ДИМОВА Р. Международните корпорации при глобализацията // Икон, мысъл. - С., 2004. - Г. 49, № 4. - С. 99-114.
В современных условиях ТНК являются основой развития многосторонних экономических отношений. В 90-х годах XX в. численность ТНК удвоилась, в 1992-2002 гг. обороты их зарубежных филиалов возросли в четыре раза, достигнув 26,5 трлн. долл. (с. 99). В условиях глобализации значение ТНК заключается в их способности создавать принципиально новые экономические институциональные структуры. Новая экономика, получившая развитие прежде всего в США, является результатом деятельности ТНК, которые создают, применяют, распространяют и управляют сферой телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий. Кроме того, ТНК во многом способствуют формированию мировых информаци-