(с.170-225)); проблемы социальной истории (А.В .Гордон. «Великая французская революция в ретроспективе 1917 г.»; А.Я.Гуревич. «Медиевистика на распутье»; Ю.Е.Арнаутова. «О некоторых особенностях становления исторической антропологии в Германии»).
Завершает сборник раздел «История России^ио уа^?», содержащий статьи И.М.Супоницкой, Л.М.Баткина, А.Я.Гуревича, М.Ю.Парамоновой, А.Б.Каменского, а также раздел публикаций и рецензий.
А.Л.Ястребицкая
ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР
2005.03.010. БУЛГАКОВ М.Б. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ ПОСАДСКИХ ЛЮДЕЙ В XVII ВЕКЕ. - М.: ИРИ РАН. - 2004. - 347 с.
Ключевые слова: Россия, XVII в., участие посадских людей в государственных службах.
Монография посвящена вопросам участия посадских людей в разнообразных государственных службах в качестве выборных голов, целовальников, судей, подъячих и прочих должностных лиц. Рассмотрена проблема участия выборных посадских представителей на земских соборах XVII в., их вклад в укрепление российской государственности в форме сословных представителей монархии. Автор стремится раскрыть «роль сословия в местных и высших органах управления, в финансово-хозяйственных структурах государства» (с.3).
Работа состоит из введения («Постановка вопроса и методика изучения темы»), трех глав («Участие посадских людей в органах местного и высшего управления»; «Судебная и административно- судебная службы посадских людей в XVII в.»; «Выборные службы посадских людей в казенных финансово-хозяйственных заведениях и по поручению правительства») и заключения («Службы посадских людей как необходимый элемент государственного управления и хозяйствования в XVII в.»).
Автор отмечает значительную роль этого сословия, несмотря на его малочисленность (в конце XVII в. оно составляло лишь 2% от всего семимиллионного населения России), в важнейших структурах власти - политической и экономической. В период сословно-представительной монархии посадское земство в немалой степени являлось той силой, при помощи которой правительство Михаила Романова после Смутного времени проводило
свою политику. Посадское земство было сильно своими традициями, не разрушенными еще никакими воздействиями. Используя традиции и принципы посадского самоуправления, государство привлекало посадских людей для решения политических и финансово-экономических задач, стоящих перед страной. Выборное посадское самоуправление представляло собой низшее звено государственного управления на местах, в обязанность которого входило: сбор государственных податей, выполнение государственных служб и повинностей, что означало поставку персонала для казенных заведений (таможни, кабаки, мельницы и т.д.) и промыслов (рыбное, соляное, поташное и т.д.), а также обеспечение острожного и городского дела, постоя, караула, подвод для хозяйственных нужд.
Выборные посадские люди, наряду с представителями элитного купечества, участвовали в работе высшего государственного органа - земских соборов, где принимали участие в обсуждении важнейших государственных вопросов. По подсчетам автора, число посадских людей на соборах XVII в. колебалось от 7 до 30%, что свидетельствовало об определенном политическом весе сословия в структуре феодального общества (с.110). Посадские люди были также представлены в местной губной (полицейской) и судебной (в некоторых городах) власти. С расширением масштабов государственного хозяйства посадские тяглецы и представители привилегированного купечества Москвы, Пскова, Новгорода и других городов все активнее привлекались к финансовому управлению казенными заведениями и промыслами в качестве головы, целовальников и тем самым участвовали в пополнении государственной казны и функционировании государственного хозяйства. Несмотря на то, что в некоторых государственных службах были заняты также представители других сословий (крестьяне черносошного Севера, дворянство и служилые «приборные люди» в городах, где не было посадской общины), посадские люди являлись главной опорой правительства в его финансово-хозяйственных мероприятиях. Они были более опытны, чем крестьяне, в торгово-промысловых делах, специфическая таможенная и кабацкая службы были им «за обычай», их не отвлекала сельскохозяйственная посевная и уборочная пора и т.д., а уездные «торгующие крестьяне» выбирались только им «в помощь». Характерно, например, что, губная служба «показала свою эффективность в борьбе с уголовной преступностью» (с. 172). Правда, казенные службы отвлекали выборных от торгово-промысловой деятельности.
Важным фактором, обусловившим ощутимую роль посадского населения в государственных службах, было совпадение интересов сословия и
государства. Участвуя в борьбе великих московских князей за единую державу против сепаратистской феодальной аристократии, посадские люди поддерживали идею единого государства, так как централизация давала больше возможностей для развития своих торгов и промыслов. В дальнейшем борьба за внутренний русский рынок была поддержана центральной властью (под их давлением). Поэтому, в надежде на поддержку государства, которое выступало «создателем и гарантом всеобщих условий производства», посадские люди выполняли принудительную и безвозмездную обязанность служить в казенных заведениях, что входило в комплекс государственного тягла. При этом государство оставляло в незыблемости их мирские порядки при «призыве» на государственные службы (выборность, очередность, поручительство и т.д.). Этот вынужденный шаг правительства навстречу сословию (в то время у государства был слабый и малочисленный аппарат) укреплял у посадских людей чувство своей необходимости государству, влиял на развитие самосознания и особого менталитета. Однако такая идиллия взаимоотношений сословия посадских людей с государством периодически нарушалась из-за воеводских злоупотреблений и усиления фискального бремени, что вынуждало власть корректировать свою политику по отношению к посадам. Введение воеводского управления в начале XVII в., кроме прочего, было продиктовано стремлением государства путем воеводского надзора еще более целенаправленно и жестко ориентировать функции посадского самоуправления на выполнение государственных потребностей. Отправление посадскими людьми государственных служб было под двойным местным контролем - земским и воеводским. Однако из- за злоупотреблений воевод этот контроль в конце 70-х годов XVII в. был оставлен за земством как реальной опорой центральной власти. На основных государственных службах в земской избе, в губной избе, на таможнях, кабаках, банях, мельницах, житницах и т. д., по подсчетам автора, ежегодно посадских выборных людей на разных должностях было занято до 20-25% их численности. В городах с небольшим числом тяглецов эта доля могла доходить до 70-80% (Зубцов, Старица, Руза, Клин и др.) (с. 291). Кроме того, в крупных городах население постоянно привлекалось на «отъезжие» сезонные службы при «государевых промыслах» - рыбном, соляном, поташном, селитренном и др., на эпизодические службы для торговли царскими товарами, для сопровождения государственных грузов и на временные службы для различных мероприятий, например, целовальниками «городового и острожного дела», «писцового, межевого и сыскного дела» и т. д. В некоторых городах вместо наемных сторожей и ходоков при казенных заведениях выбирались посад-
ские люди из «молотчих». С учетом таких временных служб общее число выборных посадских людей, занятых во всех государственных службах, в некоторых городах могло доходить до трети их тяглого населения.
Государственная служба требовала большого числа «верных» голов и целовальников. Так, в середине XVII в. только в городских таможнях «за крестным целованьем» насчитывалось ежегодно «по 3 тыс. человек и больше». Правда, при этом надо учесть, что в это число вошли выборные уездные черносошные крестьяне и представители других сословий (в южных городах). То, что таможни некоторых городов находились в это время на откупной системе, также снижало численность «верных» (выборных) голов и целовальников. Так, число посадских людей, выбранных на таможенную службу, могло составить около 2 тыс. человек.
Численность ежегодных выборных, служивших при кабаках, очевидно также доходила до 2 тыс. человек. Общую же численность посадских годовых «верных» голов и целовальников на всех государственных службах определить невозможно, замечает автор, но предположительно она была не менее 5 тыс. человек в год (с. 292). Должностная номенклатура и численность выборных на службу зависели от целевого назначения постоянных государственных заведений. Например, выборный персонал земских изб насчитывал до десятка должностей: старосты, дьячки, различные целовальники (ларешные, рядовые, окладные, сборные, отвозные), ходоки, бирючи, сторожа. Персонал таможни мог насчитывать более 15 должностей (до таможенной реформы 1653 г.), а кабаков (кружечных дворов) - до десятка. При государственных хранилищах, промыслах и производствах число выборных должностей было минимальным, так как один целовальник мог выполнять различные функции. Например, целовальник денежного московского двора был организатором работы, контролером, приемщиком сырья, учетчиком и сдатчиком продукции мастеров. Кроме того, целовальники вели черновую приходно-расходную документацию на своих участках работы, т.е. выполняли и бюрократические функции. Действенность «верной» системы служб нарушалась случаями воровства казенных денег и продукции со стороны персонала, что служило поводом для усиления надзора за ним (на казенных промыслах присутствовали приказные люди из дворян). Кроме того, выборные тяглецы московских слобод и сотен привлекались для службы во многие центральные приказы, правда на вспомогательные работы под началом приказных людей.
Государство и посадское земство в отношении государственных служб шли друг другу на некоторые уступки. Центральная власть разрешала
посадскому земству в некоторых городах вместо выборных целовальников нанимать в губную службу людей со стороны, допускало существование посадского суда с выборными судейками - целовальниками, не возражало против «вахтенного» способа несения казенных служб, позволяло головам и целовальникам одновременно заниматься своими торгами и промыслами. Земство допускало нарушение властью некоторых общинных принципов и порядков: несоблюдение срока годовой службы (при «отъезжих» службах в сибирские посады он доходил до 4-5 лет), несоблюдение очередности выборов на службы, замена выборов прямым воеводским назначением на службы и т.д. Однако на такие шаги посадский мир шел крайне неохотно и старался их не допускать.
По мере укрепления самодержавной власти и перехода ее в форму абсолютной монархии правительство почти перестало проводить земские соборы, что отстраняло сословия от участия в работе на высшем государственном уровне. Однако на низшем местном уровне управления центральная власть отдавала предпочтение посадскому земству, не доверяя воеводам, особенно в сборе прямых и косвенных налогов. Такая разновекторная политика государства на примере сословия посадских людей, подчеркивает автор, была особенностью общественно-политического развития России в XVII в.
При казенных промысловых и торговых заведениях наряду с выборным началом стали чаще практиковать приказную, подрядную и откупную системы их функционирования. Тенденции же перехода от традиционного посадского самоуправления к олигархическому порождали различные нарушения земских порядков. Богатая верхушка посадов захватывала руководящие мирские должности, что приводило к социальной розни внутри посадской общины, к падению авторитета органов ее самоуправления.
Правительство, пытаясь противостоять этим нарушениям, в 1681 г. законодательно устанавливает порядок очередности выборов на государственные службы. Тем самым оно показало, что не может даже в изменяющихся социально-политических условиях в местном управлении обойтись без помощи сословия посадских людей. Таким образом, заключает автор, государственные службы посадских людей на протяжении всего XVII в. являлись необходимым инструментом государственного управления и хозяйствования и в высокой степени показателем участия сословия в общегосударственных делах в период сословно-представительной монархии, хотя и на принудительно-обязательной основе.
В.М.Шевырин