Научная статья на тему '2005. 02. 011. Свенстром Н. Перспективы предотвращения многосторонних конфликтов и региональное сотрудничество в Центральной Азии. Swanstrom N. The prospects for multilateral conflict prevention and regional cooperation in Central Asia // centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. - Vol. 23, n 1. - P. 41-53'

2005. 02. 011. Свенстром Н. Перспективы предотвращения многосторонних конфликтов и региональное сотрудничество в Центральной Азии. Swanstrom N. The prospects for multilateral conflict prevention and regional cooperation in Central Asia // centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. - Vol. 23, n 1. - P. 41-53 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СВЯЗИ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ РФ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 011. Свенстром Н. Перспективы предотвращения многосторонних конфликтов и региональное сотрудничество в Центральной Азии. Swanstrom N. The prospects for multilateral conflict prevention and regional cooperation in Central Asia // centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. - Vol. 23, n 1. - P. 41-53»

43

2005.02.011

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

2005.02.011. СВЕНСТРОМ Н. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МНОГОСТОРОННИХ КОНФЛИКТОВ И РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

SWANSTROM N. The prospects for multilateral conflict prevention and regional cooperation in Central Asia // Centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. -Vol. 23, N 1. - P. 41—53.

Автор (Университет Уппсала, Швеция) исходит из тезиса, что распад СССР превратил Центральную Азию (ЦА) в проблемный регион с высокой степенью опасности внутренних и межгосу-дарственных конфликтов. Общая для всех угроза - Афганистан, откуда идет поток наркотиков, что усиливает организованную преступность и коррупцию в каждой стране, ее политическую нестабильность. Тем не менее не удалось создать эффективные механизмы предупреждения этой общей опасности из-за слабости государственных структур. «Слабость каждого из центрально-азиатских государств, внутренние и региональные конфликты породили общую слабость региона, и любой инцидент, который негативно повлияет на безопасность, может ввергнуть его в полномасштабную войну» (с. 42)1.

Все государства (особенно Узбекистан) подчеркивают свою национальную идентичность и не хотят, чтобы их рассматривали как части гомогенного региона. Поэтому столь мало удачных попыток многостороннего военного сотрудничества. В 1993 г. начались и только в сентябре 2002 г. завершились переговоры пяти республик о создании Центральноазиатской зоны, свободной от атомного оружия, но это не столько имеет реальное значение, сколько является символом взаимного доверия. На самом деле вся ЦА находится под российским «ядерным

1 International crisis group. Afganistan and Central Asia: priorities for reconstruction and development. - Brussels, 2001. - Описание здесь и далее по реф. источнику.

2005.02.011

44

зонтиком». Более важным для предотвращения конфликтов автор считает Центральноазиатский экономический союз, в котором было предусмотрено (1995 г.) и сотрудничество в области безопасности. Однако, когда в 1999 г. стала реальной угроза исламистсткой оппозиции, начались споры о том, кто и как должен действовать. В частности, Узбекистан критиковал Таджикистан за терпимость к боевикам, выступающим с его территории. После преобразования в 2001 г. Союза в Централь-ноазиатскую организацию сотрудничества (ЦАОС) функции координации политики в сфере безопасности еще более ослабли. В ЦАОС не прекратились подозрения о захвате лидерства одной из стран (прежде всего - Узбекистаном), и многосторонний диалог не получился.

Более успешной оказалась Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с включением России и Китая (автор не согласен с ее критикой рядом западных специалистов); она способствовала созданию атмосферы доверия и урегулированию вопросов о границах. Значение ШОС снизили антитеррористическая операция США в Афганистане и установившиеся двусторонние отношения США с государствами ЦА (особенно заметно предпочтение Узбекистаном двусторонних отношений многосторонним органи-зациям). «Кроме того, государства Центральной Азии справедливо опасаются возможного вмешательства Китая или России, ибо эти две крупные экономические и военные державы могут доминировать в регионе» (с. 46).

Действия СНГ в целом направлены не столько на предотвращение, сколько на урегулирование кризисов. То же самое можно сказать о политике НАТО, причем на двусторонней основе. ОБСЕ, напротив, фокусируется на предотвращении конфликтов1. Тем не менее «вряд ли можно признать успешным присутствие ОБСЕ в регионе» (с. 48). Китай и Россия, не желая длительного военного присутствия США в регионе, отдают предпочтение ШОС, а Россия добавляет, что ОБСЕ - лучшая альтернатива вовлечению НАТО или США.

В итоге нынешние перспективы создания эффективных механизмов предупреждения конфликтов в ЦА представляются автору весьма мрачными. Сейчас сотрудничество осуществляется в основном на двусторонней основе и направлено на урегулирование, а не на предупреждение конфликтов. Для изменения положения и создания дееспособной региональной организации необходимо усилить

1 Searching for peace in Europe and Eurasia / Ed. P.Tongeren et al. - L., 2002.

45

2005.02.012—013

национальные государства, добиться доверия между ними, поощрять региональное сотрудничество.

С. И. Кузнецова

2005.02.012—013. ИСЛАМСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

2005.02.012. TURAM B. A bargain between the secular state and Turkish Islam: politics of ethnicity in Central Asia // Nations a. nationalism. -Cambridge, 2004. - Vol. 10, pt 3. - P. 353—374.

2005.02.013. РУЗАЛИЕВ О. Исламское движение Узбекистана: штрихи к «портрету» // Центр. Азия и Кавказ. - Lulea, 2004. - № 3. - С. 24—36.

Берна Турам (Гемпширский колледж, Амхерст, США) (012) не согласна с тем, что в западной литературе в дискуссиях о национализме в современном исламском мире недостаточно учиты-ваются его исторические, культурные и политические особенности, в частности трансформация связей между этничностью, возрожденным исламом и государством. Поставив задачу преодолеть этот пробел в литературе о национализме, она проводила в 1999-2003 гг. опросы о деятельности исламского движения Гюлен (ИДГ), зародившегося в Турции в конце 70-х годов ХХ в. и распространившегося в Центральной Азии (ЦА) в 90-е годы.

Заинтересованность Турции в ЦА имеет давние исторические корни: в годы правления в Османской империи Абдул-Хамида II (1876— 1909) пантюркистские идеи усиленно пропагандировали младотурки. Кемалисты отказались от пантюркизма и панисламизма, но в ряде исторических работ 30-х годов ХХ в. проводился тезис о вкладе турок в цивилизацию ЦА задолго до Османской империи. После распада СССР Турция стала рассматриваться как явный кандидат на заполнение вакуума в ЦА. И ей, и новым независимым государствам ЦА присуща одна общая черта - отношение к исламу как к потенциальной угрозе.

Лидер ИДГ - проповедник Фетхуллах Гюлен (1938). В арабских странах это движение не нашло последователей, тогда как в Казахстане ему удалось открыть 29 школ, в Азербайджане - 12, в Туркмении - 13, в Киргизии - 12 (в Узбекистане они запрещены) (012, с.360)1. Это различие между тюркским и арабским мусуль-манскими мирами четко показывает

1 См.: Balci B. Fethullah Gilen's missionary schools in Central Asia and their role in the spreading of Turkism and Islam // Religion, state and society. - 2003. - Vol.31, N 2. - Описание здесь и далее по реф. источнику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.