2004.04.032. РАВЕНСТВО В СФЕРЕ ТРУДА - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: Гло-бал. докл. генер. директора, представл. в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. - Женева: Междунар. бюро труда, 2003. - ХУ, 151 с. -(Докл./ Междунар. конф. труда., 91-я сесс. 2003; 1(В)).
Доклад МОТ посвящен проблемам равенства трудящихся и устранения дискриминации в сфере труда; он состоит из аналитического резюме, введения, четырех частей и приложений.
Как отмечается в аналитическом резюме, повсюду в мире и ежедневно дискриминация проявляется в той или иной форме. Ее ликвидация важна, для того чтобы все люди имели равную возможность свободно выбирать направление своей профессиональной деятельности, развивать свой талант и способности, а также получать соответствующее вознаграждение за свой труд. Обеспечение работников равными возможностями позволяет более эффективно использовать людские ресурсы, что положительно сказывается на общей производительности экономики. Ликвидация дискриминации в сфере труда является необходимым элементом стратегии сокращения нищеты и обеспечения устойчивого развития.
Дискриминация в сфере труда не исчезнет сама по себе, а рынок сам по себе не может ее устранить. Для этого требуются целенаправленные и планомерные усилия всех заинтересованных сторон в течение определенного периода времени - не только правительства, но и каждого члена общества, в том числе предпринимателей, организаций работодателей и работников, жертв дискриминации и их объединений.
В первой части доклада отмечается растущее понимание того, что дискриминация в сфере занятости недопустима. После Второй мировой войны основным инструментом устранения устоявшихся стереотипов и предубеждений и принятия мер на национальном и международном уровнях стали мобилизация и организация людей, подвергающихся дискриминации. МОТ удалось добиться международного консенсуса в этом вопросе и разработать соответствующие политические меры.
Среди форм дискриминации, вызывающих наибольшее осуждение международного сообщества, - расизм. Устав МОТ содержит положения, направленные против режима апартеида, а Конвенция МОТ 1958 г. составляет политическую основу для ликвидации всех форм дискриминации в сфере труда.
Другой важной формой дискриминации, привлекшей внимание международной общественности после Второй мировой войны, является дискриминация по признаку пола, в частности, дискриминация женщин. В последнее время в мировом сообществе стала проявляться озабоченность в связи с дискриминацией по таким признакам, как возраст, состояние здоровья, национальность. Несмотря на исчезновение наиболее одиозных проявлений дискриминации, многие ее формы сохраняются и принимают новые очертания. Сдвиги в структуре и динамике рынка труда, связанные с политическими, экономическими и культурными процессами, ведут к расслоению общества и социальной мобильности, что, в свою очередь, порождает новые формы неравенства и дискриминации.
Дискриминация может быть обусловлена восприятием способностей и поведения отдельных граждан. Восприятие формируется теми ценностями, которые превалируют в данном обществе в тот или иной промежуток времени. В то же время устоявшийся характер дискриминации часто не позволяет замечать ее и затрудняет борьбу с ней. На практике бывает трудно определить степень нарушения равенства прав и возможностей трудящихся, особенно при скрытых формах дискриминации. Кроме того, отсутствуют данные о том, в какой степени прямая или косвенная дискриминация влияет на положение людей в их повседневной трудовой жизни.
Во второй части доклада анализируются проблемы тендерного неравенства с точки зрения участия мужчин и женщин в трудовой деятельности, оплаты их труда, характера выполняемых работ и т.д. Эти проблемы в основном рассматриваются на основе приблизительных оценок. Примеры ликвидации гендерной дискриминации, несмотря на повышение трудового участия женщин в несельскохозяйственной наемной занятости, подчеркивается в докладе, до настоящего времени не носят необратимого характера. Уровень безработицы среди женщин остается более высоким, чем среди мужчин. В то же время в последние 20 лет в большинстве стран, особенно в странах ОЭСР и небольших РС, где ранее был высок уровень профессиональной сегрегации, расширился круг профессий, ставших доступными женщинам. Одновременно в ряде стран с переходной экономикой (бывших социалистических странах) отмечалась обратная тенденция.
Несмотря на сокращение разрыва в оплате труда мужчин и женщин, он пока остается очень большим. Незначительными темпами сокращался разрыв в оплате труда мужчин и женщин в РС Латинской Аме-
рики и странах ОЭСР. По мнению авторов, нельзя считать более низкий образовательный уровень женщин и прерывание их служебной карьеры в связи с рождением и воспитанием детей основными причинами разрыва в оплате труда в пользу мужчин. Для неравенства в оплате труда большое значение имеют профессиональная сегрегация, предвзятая структура оплаты труда, системы должностных классификаций и слабый уровень развития коллективных договоров.
Формы и структура тендерного неравенства определяются конкретными условиями каждой страны, ее финансовыми и людскими ресурсами, уровнем социально-экономического развития. Независимо от форм дискриминации (по признаку пола, расы, возраста, болезни или инвалидности) для ее ликвидации, как правило, требуется определенный набор политических инструментов: последовательные и эффективные меры, регулирующие и институциональные рамки, надлежащая политика в области профессиональной подготовки и занятости. Общей тенденцией в мире стало принятие законов, предусматривающих меры по предупреждению дискриминации и содействию равенству, вместо законов, просто запрещающих дискриминацию. Авторы доклада считают такой подход более эффективным с точки зрения устранения скрытой дискриминации, в частности профессиональной сегрегации. Для обеспечения эффективности законодательства по вопросам борьбы с дискриминацией следует иметь действенные правоохранительные органы, институты мониторинга и оказания содействия гражданам. Общим правилом стало формирование специализированных органов для решения проблем дискриминации и обеспечения равенства в сфере труда, с различными структурами, полномочиями и составом.
Для получения достойной работы обычно большое значение имеет образование; у лиц, подвергающихся дискриминации, уровень образования, как правило, ниже. Стратегия борьбы с дискриминацией, нацеленная только на обеспечение равного доступа к образованию, может оказаться недостаточной, а потому существенное значение приобретают меры по поддержке граждан в рамках социально-экономической политики.
В третьей части доклада рассматривается деятельность МОТ и социальных партнеров (работодателей и работников) по ликвидации дискриминации. Она зависит от двух основных условий: а) гарантии прав работников и работодателей в области создания демократических и представительных организаций; б) ответственности, которую несут организации работодателей и работников за выявление дискриминационной прак-
тики, а также за борьбу с ней. Приводятся примеры преодоления дискриминации с помощью социальных партнеров и использования коллективных переговоров для обеспечения равенства.
Принцип устранения дискриминации пронизывает всю нормативную деятельность МОТ, влияет на помощь, которую оказывает эта организация отдельным странам при разработке трудового законодательства. Как отмечают авторы, разрабатываемые МОТ программы и проекты призваны содействовать конкретным группам населения (женщинам, трудящимся-мигрантам, трудящимся- инвалидам, больным СПИДом, коренным народам и народам, ведущим примитивный образ жизни). МОТ ведет активную деятельность в решении гендерных вопросов. При этом она постепенно переходит от рассмотрения только проблем женщин определенных категорий (надомниц, менеджеров, предпринимателей) к общим гендерным проблемам. Помимо устранения барьеров на пути к занятости и профессиональной мобильности все большее внимание сосредоточивается на устранении неравенства в области профессиональной подготовки, заработной платы и конкретных условий труда, на преодолении культурных и политических болевых точек, связанных с дискриминацией, основанной на признаках пола, расы, религии и политических убеждений.
В четвертой части доклада представлен план действий по борьбе с дискриминацией в сфере труда, на основе совместных усилий трех сторон - государства, предпринимателей и работников.
По мнению авторов, эффективный план действий должен опираться на меры в трех областях: а) знания; б) информационно-просветительская деятельность; в) оказание услуг. В области знаний предполагается разработка показателей равенства в сфере труда, которые призваны стать основой «дорожной карты», отражающей нынешнее положение в плане дискриминации по различным признакам. Важным направлением ликвидации дискриминации в сфере труда является решение проблемы неравенства в области оплаты труда. Авторы выступают за использование набора инструментов, нацеленных на обеспечение равенства оплаты труда, который может стать составной частью более широкой политики в области заработной платы и трудовых ресурсов.
В области информационно-просветительской деятельности предлагается осуществлять меры по распространению информации об успешной ликвидации дискриминации среди широких слоев населения.
Что касается оказания услуг, то авторы предлагают усилить традиционную деятельность МОТ по оказанию помощи в подготовке проектов
законодательства по вопросам равенства или в его пересмотре. Эту деятельность также следует использовать для претворения в жизнь подобного законодательства. Возможны два направления действий: а) меры, способствующие тому, чтобы традиционные институты рынка труда занимались вопросами равенства на регулярной основе и опирались при этом на современную информационную базу; б) формирование или укрепление институтов, содействующих равенству и мониторингу в этой области.
Заинтересованные стороны (правительства, работодатели, работники) несут основную ответственность за ликвидацию дискриминации в сфере труда, и они получат основные дивиденды от полученных результатов. Они должны брать всю долю ответственности в этом вопросе в свои руки и претворять в жизнь принципы устранения дискриминации в области занятости. МОТ намерено и впредь содействовать им в достижении этой цели.
В.Г.Былов
2004.04.033. МЕЛЛО Л. де, ТИОНГСОН Э.Р. НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.
MELLO L. de, TIONGSON E.R. Income inequality and redistributive government spending. - Wash.: IMF, 2003. - 25 p. - (IMF working paper; WP/03/14). - Bibliogr.: p.22-24.
Сотрудники налогового департамента Международного валютного фонда (МВФ) отмечают, что страны с неравномерным распределением богатства тратят более значительные денежные средства на перераспределение доходов в сравнении с эгалитарными странами.
Сокращение бедности занимает важное место в политике отдельных стран и международных организаций. Широко распространено мнение, что государство может играть ключевую роль в перераспределении доходов посредством соответствующей государственной политики. Меры по обеспечению справедливости посредством инвестирования в человеческий капитал могут привести к устойчивому экономическому росту, сдержать политический и экономический кризис. В странах, осуществляющих структурную перестройку, обеспечение большей справедливости может создать стимулы для политической стабильности.
Государственное вмешательство в распределение доходов вполне оправданно, потому что устойчивый экономический рост сам по себе не может обеспечить сокращение неравенства в доходах. Периоды устойчи-