Научная статья на тему '2003. 04. 040. Браун М. "от края образы теряют очертанья": о лирике дурса Грюнбайна и поэтике фрагментов. Braun M. "vom Rand her verlцschen die Bilder": zu durs grьnbeins Lyrik und Poetik des fragments // text+kritik. Mьnchen, 2002. H. 153. S. 418'

2003. 04. 040. Браун М. "от края образы теряют очертанья": о лирике дурса Грюнбайна и поэтике фрагментов. Braun M. "vom Rand her verlцschen die Bilder": zu durs grьnbeins Lyrik und Poetik des fragments // text+kritik. Mьnchen, 2002. H. 153. S. 418 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЮНБАЙН Д
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Соколова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 040. Браун М. "от края образы теряют очертанья": о лирике дурса Грюнбайна и поэтике фрагментов. Braun M. "vom Rand her verlцschen die Bilder": zu durs grьnbeins Lyrik und Poetik des fragments // text+kritik. Mьnchen, 2002. H. 153. S. 418»

авторов, повлиявших на развитие жанра романа в европейской литературе конца XIX — начала ХХ в.

Д.А.Бобков

2003.04.040. БРАУН М. «ОТ КРАЯ ОБРАЗЫ ТЕРЯЮТ ОЧЕРТАНЬЯ»: О ЛИРИКЕ ДУРСА ГРЮНБАЙНА И ПОЭТИКЕ ФРАГМЕНТОВ.

BRAUN M. «Vom Rand her verlöschen die Bilder»: Zu Durs Grünbeins Lyrik und Poetik des Fragments // Text+Kritik. — München, 2002. — H. 153. - S.4—18.

В реферируемой статье немецкий исследователь М. Браун анализирует некоторые особенности поэтики Дурса Грюнбайна (1964) на примере его стихотворения «Подражание фрагментам»/ «Nach den Fragmenten» из сборника «Изгибы и ловушки» / «Falten und Fallen» (1994), удостоенного премии им. Г. Бюхнера 1995 г.

Грюнбайн родился и вырос в ГДР в семье технической интеллигенции: его мать работала лаборантом-химиком, отец инженером-самолетостроителем. Поэт с ранней юности испытывал интерес к естественным наукам и после школы записался в университет Карл-Маркс-Штадта на специальность «инженер-электронщик в области строительства». Вскоре, однако, у него появилось желание изучать также и германистику. После армии - он служил в погранвойсках -Грюнбайн поступил в Берлинский университет Гумбольдта, где изучал театроведение. Но и там проучился всего четыре семестра, потому что в условиях ГДР не смог согласовать обучение по этой специальности с изучением философии и психологии. К 1986 г. он, по мнению М. Брауна, не видел уже никаких перспектив ни для себя самого в ГДР, ни для ГДР как отдельного государства, и решил перебираться на Запад. Однако до 1989 г. так и не успел этого сделать.

Встреча с писателем Хайнером Мюллером в 1986 г. сыграла в его судьбе важную роль. Мюллер, на которого стихи молодого поэта произвели впечатление, порекомендовал его Зигриду Унзельду, редактору издательства «Зуркамп», самого авторитетного в Западной Германии. В результате в 1988 г. «Зуркамп» выпустил сборник стихов Д. Грюнбайна — «Серая зона утром» / «Grauzone morgens», который

сразу же привлек внимание критики. С Франкфуртской книжной ярмарки 1988 г., куда молодому поэту разрешили приехать из ГДР, и началось, как считает М. Браун, стремительное восхождение «крупнейшего молодого поэта Германии» (Э. Фальке).

Будучи представителем того поколения, которое «выросло за стеной» и иного положения вещей никогда не знало, в процессах государственного распада ГДР конца 80-х Грюнбайн увидел интересный литературный материал. Распад как таковой становится для него предметом поэтического отображения, падение стены отождествляется им с освобождением из герметически закрытой государственной системы. Поэтической формой воплощения распада у Грюнбайна становится цикл: циклические структуры отражают процессы коллективной воли, наполняющие содержанием мир, который представляется поэту не чем иным, как «безумием отдельно стоящих образов». По такому принципу построено, например, стихотворение «Голоса Ничьей страны» / «Niemands Land Stimmen» из второго сборника «Лекция об основании черепа» / «Schädelbasislektion» (1991): лирическое «я» поэта обитает в подземельях Берлина и отслеживает признаки распада и разрушения в тоннелях и шахтах метро.

Поэтика фрагмента, характерная, по мнению М. Брауна, для Грюнбайна, особенно ярко проявилась в стихотворениях его третьего сборника — «Изгибы и ловушки». Экстремальность и парадоксальность суждений в этой книге приобретают самоценность и превращаются в средство формирования особой поэтической реальности. Важным вспомогательным средством становится эстетический интерес поэта к современному естествознанию: квантовой механике, астрономии, психологии, кибернетике, этнологии. Именно «естественнонаучный подход» позволяет поэту оставаться «по ту сторону "парадокса автономности и вовлеченности", он избирает для себя третий путь — путь позитивного познания в области поэзии». По мнению исследвателя, поэзия Грюнбайна развернута лицом к «церебральной стороне искусства», широко использует «нейрологические и биоэтические понятия и подходы» (с. 7). При этом поэт отнюдь не является эпигоном «нового натурализма». Применительно к Грюн-

байну можно скорее говорить о «нейроромантике» или «биологической поэзии» (с. 7).

Главную задачу своего искусства Грюнбайн видит в том, чтобы воспринять «многоголосую путаницу» разных эпох, разложить ее на отдельные кирпичики и воссоздать из них новое художественное единство, отчасти напоминающее «древние развалины».

Излюбленным выразительным средством Грюнбайна, по мнению исследователя, является сарказм. Сарказм, проникающий «под кожу» каждого слова, действующий подобно скальпелю. Подобный механизм самим поэтом осознается очень ясно — нередко даже тема-тизируется им, распространяется на построение как отдельных стихов, так и целых циклов и сборников («Лекция об основании черепа»). Поэт «хирургически» отделяет значения слов от обозначаемых ими вещей, собирает стихотворения, подобно скелетам, из отдельных «костей», «выворачивает» череп наизнанку.

Стилистически его поэтика подкрепляется подчеркнуто отстраненной интонацией, жесткой грамматикой, рублеными фразами. Однако четкость поэтической логики, виртуозное использование далеких от поэтичности метафор, холодный взгляд патологоанатома — все, что, казалось бы, пригодно лишь для создания упрощенного черно-белого мира, — на самом деле выявляет его сложность и многозначность.

М. Браун говорит о «законе многозначности», лежащем в основе стихотворения «Подражание фрагментам». Стихотворение разбито на две, на первый взгляд, мало связанные между собой части. По словам исследователя, в конце 80-х годов Грюнбайн написал трехчаст-ный цикл, который в середине 90-х сократил до двух частей. Тогда же появилось название: причем в нем просматривается явное сходство с названием следующего сборника Грюнбайна «Подражание сатирам» / «Nach den Satyren» (1999). Автор статьи толкует оба названия двояко. Во-первых, имеется в виду подражание древним жанрам: фрагментам в первом случае и сатирам — во втором. Но немецкий язык позволяет прочесть названия и по-другому: автор может подразумевать создание фрагментов (сатир) после того, как время этого жанра прошло. При этом из произведения неизбежно уходят серьезность и пафос, свойст-

венные исходному жанру, уступая месту комментарию к повседневности.

Е.В.Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.