Научная статья на тему '2003. 04. 018. Этика и международные экономические отношения. Ethique et relations economiques internationales // problemes Econ. P. , 2002. № 2778. P. 19-24'

2003. 04. 018. Этика и международные экономические отношения. Ethique et relations economiques internationales // problemes Econ. P. , 2002. № 2778. P. 19-24 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 018. Этика и международные экономические отношения. Ethique et relations economiques internationales // problemes Econ. P. , 2002. № 2778. P. 19-24»

бальному снижению тарифов. Таким образом, заключает автор, уступки протекционизму необходимы для достижения более значительных целей глобальной либерализации торговли.

Критики американской торговой политики указывают на два серьезных ее недостатка: очевидную враждебность конгресса в отношении либерализации существующей антидемпинговой практики и принятие нового закона о сельскохозяйственном производстве. Однако, замечает автор, оба эти недостатка могут быть преодолены в ходе многосторонних переговоров (как была решена в ходе Токийского раунда проблема компенсационных пошлин, а в ходе Уругвайского раунда проблема импортных квот на текстиль и готовую одежду), если будут проявлены достаточная гибкость и изобретательность в ходе раунда Доха.

В заключение подчеркивается, что, несмотря на существующие недостатки в современной американской торговой политике, в ней имеются два значительных достижения: «защж» нового раунда переговоров в рамках ВТО (раунд Доха) и создание нового органа для принятия быстродействующих законов, связанных с торговлей, которые будут способствовать либерализации мировой торговли.

Н.Н.Иванова

2003.04.018. ЭТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

Ethique et relations economiques internationales // Problemes econ. — P., 2002. - № 2778. - P.19-24.

В статье рассматриваются проблемы развития справедливой (так называемой «этической) международной торговли. Этическая торговля обеспечивает потребителям уверенность в том, что производственные и торговые компании являются социально ответственными, т.е. соблюдают права человека, социальные и природоохранные нормы. Часто инициаторами принятия и соблюдения этических норм выступают сами предприятия, которые с помощью таких норм регулируют свои отношения с наемными работниками, подрядчиками, акционерами, сбытовиками и т.д. Развивается также практика заключения коллективных кодексов поведения, разрабатываемых объединениями предпринимателей, международными и неправительственными организациями и даже правительствами некоторых стран.

До сих пор не существует полных данных о масштабах этической и справедливой торговли. Тем не менее отдельные показатели позволяют судить о масштабах ее распространения. По данным Института деловой этики (Великобритания), в настоящее время 57% самых крупных английских компаний имеют либо разрабатывают кодексы деловой этики, в 1995 г. их доля составляла 47%. Почти половина из 300 крупнейших датских предприятий разработали этические кодексы. Из 223 кодексов, зарегистрированных в ОЭСР, 27% разработаны в США и 9% в Великобритании (с.20). Эти кодексы различаются между собой по содержанию и положенным в их основу принципам. Только в 18% кодексов включены положения о соблюдении международных стандартов, разработанных Международной организацией труда.

По данным Международной федерации справедливой торговли, в 1998 г. объем соответствующей торговли составил 400 млн. долл., или 0,008% мирового экспорта. Конечно, с тех пор этот показатель существенно возрос, особенно в отношении некоторых видов товаров. Сейчас в мире насчитывается более 100 организаций, занимающихся импортом соответствующей продукции и обладающих сетью из 3 тыс.пунктов продажи, в том числе 2,5 тыс.в Европе. За последние два года их численность возросла в четыре раза (с.20). Фактически наблюдается формирование нового рынка продукции, производимой и сбываемой с учетом этических норм и критериев. Одновременно с этим возникает сеть агентств, которые определяют «этические» или социальные рейтинги предприятий. Подобное развитие не может оставить в стороне ни одного из субъектов, к числу которых относятся предприятия, профсоюзы, неправительственные организации (НПО) и государства. Их политика в отношении этических стандартов может проявляться в разработке соответствующих стандартов, в присоединении к стандартам, разработанным другими организациями, а также в отказе от подобных стандартов.

Многие предприятия, особенно крупные, за последние два десятилетия стали добровольно брать на себя социальную ответственность за соблюдение этических норм, а также интегрировать в свою деятельность этические стандарты, разработанные другими, в том числе международными, организациями. Одним из таких стандартов является норма 180 14001, разработанная Международной организацией по стандартизации и касающаяся качества окружающей среды.

Среди НПО выделяются четыре типа организаций: 1) организации, устанавливающие рейтинги для компаний, осуществляющих международную торговлю «этическими» товарами и услугами; 2) НПО, разрабатывающие этические стандарты, принципы отчетности, кодексы поведения и т.д.; 3) НПО, осуще-ствляющие «этивскую» экспертизу различных инициатив; 4) НПО, осуществляющие мониторинг и надзор за соблюдением этических стандартов и норм. В последние годы развивается настоящее партнерство между НПО и предприятиями, которое принимает различные формы: соглашений об использовании «этических» лейблов и рейтингов, технического сотрудничества, помощи в публикации соответствующих материалов и т.д.

Профсоюзы в целом поддерживают движение за развитие этической и справедливой международной торговли. Вместе с тем они опасаются того, что добровольные инициативы предприятий в этой области могут стать лишь паллиативом, маскирующим слабость государственных мер. Кроме того, они выражают сомнение в способности некоторых НПО осуществлять эффективный контроль за политикой предприятий в области соблюдения этических стандартов и требуют включения соответствующих положений в тексты коллективных соглашений между профсоюзами и предпринимателями. Некоторые профсоюзы стремятся к тому, чтобы уже разработанные международные принципы и стандарты (МОТ, ОЭСР и др.) стали основой для ведения коллективных переговоров между ними и предпринимателями на глобальном уровне

Различные международные организации занимаются разработкой стандартов и принципов этического поведения. Еще в 1966 г. в ООН были разработаны документы о социальных, экономических и культурных правах человека. В последующем были приняты документы о гражданских и политических правах, международная конвенция о правах детей и т.д. Все эти документы были ратифицированы более чем 120 странами мира, хотя контроль над их реальным соблюдением пока весьма слаб. В 1998 г. в МОТ была принята Декларация об основных правах трудящихся, которые должны соблюдаться во всех 174 странах — участницах МОТ. Документы, касающиеся различных аспектов деятельности предприятий и соблюдения ими этических норм, разрабатываются в рамках ОЭСР, ВТО и других международных организаций. Разработанные в ОЭСР в 1976 г. и обновленные в 2000 г. основные принципы деятельности ТНК предусматривают ши-

рокий круг мер, направленных на борьбу с коррупцией, сохранение окружающей среды, уважение социальных прав трудящихся, исключение детского труда и т.д.

В отличие от крупных предприятий и международных организаций правительства разных стран относятся к соблюдению справедливости и этических норм в международной торговле по-разному. Наибольшую сдержанность в этом отношении проявляют правительства развивающихся стран (РС), которые опасаются использования этих норм в качестве мер протекционистской защиты рынков промышленно развитых стран (ПРС). Последние, в свою очередь, все чаще пытаются учитывать этические принципы и соображения при разработке и проведении своей торговой политики, осуществлении государственных закупок, предоставлении экспортных кредитов, информировании потребителей. Так, министерство труда США регулярно публикует список товаров, произведенных в РС с применением детского труда. Бельгия является первой страной, в которой введен «юциальный лейбл», гарантированный госу-дарством и присваиваемым товарам, произведенным на социально ответственных предприятиях с соблюдением норм МОТ. Правительства ряда ПРС (США, Великобритании, Швейцарии и др.) активно поддерживают частные инициативы по развитию справедливой и этической торговли. В 1998 г. правительство Великобритании участвовало в реализации проекта Ethical Trade Initiative, предусматривающего включение международно признанных стандартов и принципов в кодексы поведения предприятий. В последние годы развивается межгосударственное сотрудничество в разработке этических стандартов. В 2000 г. Госдепартамент США совместно с английским Foreign & Commonwealth Office разработал «кодекс хорошего поведения» для действующих в разных странах нефтяных компаний, в который были включены принципы обеспечения безопасности и соблюдения прав человека.

В заключение подчеркивается, что «глобализация этики» является всеобщим благом, отражающим возрастание интереса гражданского общества и предприятий к проблемам устойчивого развития (с.24). В этой области партнерство между органами государственного регулирования и частным сектором возможно и желательно. Государство должно поддерживать частные инициативы в разработке этических норм и следить за тем, чтобы эти нормы соответствовали международным стандартам. Л.А.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.