Научная статья на тему '2003. 03. 031. Истомина Л. Б. , Куценко Г. И. , герасименкон. Ф. Правовые основы охраны здоровья населения / под общ. Ред. Акад. Ман, проф. Григорьева Ю. И. , член-корр. РАМН, проф. Герасименко Н. Ф. М. : РПА, 1999. 522 с'

2003. 03. 031. Истомина Л. Б. , Куценко Г. И. , герасименкон. Ф. Правовые основы охраны здоровья населения / под общ. Ред. Акад. Ман, проф. Григорьева Ю. И. , член-корр. РАМН, проф. Герасименко Н. Ф. М. : РПА, 1999. 522 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАНАДА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РФ / ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 031. Истомина Л. Б. , Куценко Г. И. , герасименкон. Ф. Правовые основы охраны здоровья населения / под общ. Ред. Акад. Ман, проф. Григорьева Ю. И. , член-корр. РАМН, проф. Герасименко Н. Ф. М. : РПА, 1999. 522 с»

ПРАВО И МЕДИЦИНА

2003.03.031. ИСТОМИНА Л.Б., КУЦЕНКО Г.И., ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / Под общ. ред. акад. МАН, проф. Григорьева Ю.И., член-корр. РАМН, проф. Герасименко Н.Ф. - М.: РПА, 1999. - 522 с.

В монографии содержится анализ и оценка важнейших международных, национальных зарубежных и российских федеральных и региональных правовых документов, в том числе основных федеральных законов и нормативно-правовых актов медико-социального характера, ряда законов, законопроектов и иных актов в сфере охраны здоровья граждан субъектов Федерации. Отмечается заметное снижение уровня управления отраслью здравоохранения и утрата комплексного подхода к охране здоровья.

Монография включает восемь глав.

В последнее десятилетие государственные проблемы охраны здоровья населения в России решаются преимущественно региональными и муниципальными органами управления и учреждениями здравоохранения. При этом акцент делается только на оказание медицинской помощи в строго ограниченных пределах, установленных федеральными и региональными программами минимальных государственных гарантий.

Система здравоохранения разделилась на государственную, муниципальную и частную, а также возникли два новых сектора в сфере обязательного медицинского страхования - бюджетный и страховой. Однако органы управления здравоохранением и структуры обязательного медицинского страхования (ОМС) не могут реально влиять на эффективность оказания медицинской помощи.

Первая глава посвящена вопросам управления правовым регулированием в сфере охраны здоровья, в частности, анализу взглядов российских и зарубежных исследователей на развитие медико-

социального законодательства в странах Западной Европы, Японии, США, ЮАР. В главе также рассматриваются международные правовые документы в области здравоохранения - Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, правовые акты международного значения, принятые с начала 70-х годов, Европейская социальная хартия; особое внимание уделяется анализу Конвенции о правах человека и биомедицине, в которой указано на необходимость принятия в области биологии и медицины мер, способных гарантировать человеческое достоинство, а также основные права личности.

Подчеркивается, что в западноевропейских странах в отношении государства к охране здоровья сложился приоритет человеческого фактора, т.е. права гражданина на выбор медицинского персонала. В иностранной юридической литературе существует мнение о том, что права и обязанности сторон в отношениях, формирующихся по воле пациента, также возникают из закона. При этом договорная форма отношений отвергается, поскольку врач не может дать договорное обязательство уменьшить страдание, тем более сохранить здоровье обратившемуся к нему человеку или полностью вылечить пациента.

В последние десятилетия международным медицинским сообществом и юристами многих стран широко обсуждаются правовые аспекты при проведении медицинских экспериментов. Авторы монографии подробно останавливаются на правовых вопросах сохранения медицинской тайны во время заболевания и после смерти пациента, вопросе о праве на эвтаназию, применения трансплантации, проблеме донорства.

Анализ зарубежного медицинского законодательства показывает, что устойчивая тенденция правового регулирования современной медицины происходит не за счет ведомственного правотворчества, а основывается на законах о защите здоровья людей, изданных высшими органами государственной власти различных стран мира или их субъектов (например, штатов в США), а также на правовых актах международных медицинских организаций, на основе научных рекомендаций в этой области. В тех странах, где центр тяжести правового регулирования перемещается с правовых государственных актов на предписания органов государственного управления, большинство актуальных вопросов здравоохранения остается за рамками законов о защите здоровья граждан, тем более, что многие из ожидающих

своего правового решения вопросов министерства здравоохранения вообще не в состоянии урегулировать.

Среди причин, обусловивших противоречивость и непоследовательность реформы российского здравоохранения, авторы называют недостаточную, а в отдельных случаях, откровенно слабую научную проработку юридических и правовых вопросов обеспечения управления и финансирования отрасли.

В последующих двух главах рассматриваются проблемы организационно-методического обеспечения исследований правотворчества в сфере охраны здоровья, анализируются медико-демографические показатели здоровья населения России и особенности этих показателей на примере Тульской области.

В четвертой главе анализируются организационные основы управления юридической ответственностью в области медицины, некоторые аспекты правовых взаимоотношений при оказании медицинской помощи гражданам РФ, а также основные принципы применения права в области здравоохранения в зарубежных странах. Проводится сравнительный анализ французского и российского вариантов государственного правового регулирования сферы здравоохранения, формы применения административной ответственности на основании публично-правовых норм, когда местное само-управление должно возместить убытки, вменяемые ему в вину. Подчеркивается, что в разрабатываемом российском законода-тельстве в сфере охраны здоровья и законах о здравоохранении субъектов Федерации правовое обеспечение деятельности врача должно быть отражено более конкретно и точно, а не ограничено общими фразами. Отмечается актуальность заключения договоров, являющихся по своему содержанию соглашениями о взаимных обязательствах в виде двух- или многосторонней сделки.

Пятая глава, посвященная оценке медико-социального правотворчества в сфере охраны здоровья, основана на результатах анкетирования субъектов Федерации по широкому перечню вопросов, касающихся современного состояния законодательства, приоритетности принятия федеральных законов в области в перспективе, разработки модельных законов для субъектов РФ, трудностях, испытываемых субъектами РФ при разработке собственных законов и др. Приводятся 18 таблиц, данные которых отражают мнение субъектов Федерации по указанным проблемам. Далее дается оценка нормотворческой

деятельности в области здравоохранения на региональном и федеральном уровнях. Базой для оценки служит информация, собранная Комитетом Государственной Думы по охране здоровья. Структура и содержание нормативно-правовых актов рассматриваются на примере Тульской области.

В шестой главе подробно изучаются правовые основы управления по некоторым направлениям деятельности отрасли здравоохранения. В ней приводится анализ постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня социальных показателей для искусственного прерывания беременности», правового обеспечения развития общей врачебной и семейной практики в России. Специальное внимание уделяется организационно-правовым основам внедрения контрактных отношений в систему территориального управления, а также правовым гарантиям оказания бесплатной медицинской помощи.

Седьмая глава посвящена организационно-правовому обеспечению здравоохранения в России.

В заключительной главе рассматриваются организационно-технологические основы управления медико-социальным правотворчеством. Здесь анализируется понятие и медико-юридическое значение административно-правовых актов управления, рассма-триваются требования, предъявляемые к административным актам, и последствия несоблюдения этих требований, а также процедура издания и порядок действия административно-правовых актов.

Делается вывод о необходимости разработки и принятия законодательства, обеспечивающего, во-первых, эффективную деятельность лечебно-профилактических учреждений по всем основным направлениям оказания медико-социальной помощи гражданам РФ, во-вторых, защиту прав не только пациентов, но и медицинских работников, а также внесение новых субъектов права в правовое поле сферы охраны здоровья населения.

А.В. Четвернина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.