формирование нового витка реформ, вызывающих новое сопротивление со стороны общества. Современной России предстоит решить, как преодолеть цикл «рывков и остановок». Однако, по мнению автора, она пока не определила направление своего дальнейшего экономического развития и пути интеграции в мировое хозяйство.
Н. П. Кононкова
2003.02.049. НЕНОВСКИЙ Н., ХРИСТОВ К., МИХАЙЛОВ М. СРАВ-НИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ОРГАНИ-ЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ВАЛЮТНЫХ
УПРАВЛЕНИЙ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. NENOVSKY N., HRISTOV K., MIHAYLOV M. Comparing the institutional and organizational design of currency boards in transition countries // East. Europ. economics. - Armonk (N.Y.), 2002. - Vol.40, № 1. - P.6-35.
Западные экономисты проводят сравнительный анализ институциональных, организационных, юридических и политических особенностей валютных управлений (ВУ) Болгарии, Эстонии и Литвы. В результате исследования выявлены значительные различия в функционировании ВУ, а также в их институциональной и организационной структурах.
По мнению авторов, в предыдущих исследованиях, посвященных ВУ, не уделялось достаточного внимания изучению общего состояния экономики, политической ситуации и другим факторам, формирующим экономическую среду, в которой создавались ВУ. Однако именно общее состояние экономики, по их мнению, определяет особенности их функционирования. Опыт стран с переходной экономикой (СПЭ) показывает, что основными мотивами создания ВУ являются: 1) укрепление валютного суверенитета и доверия к вновь созданной национальной валюте после выхода из рублевой зоны (Эстония); 2) следование примеру других стран со сходными экономическими структурами (Литва); 3) необходимость передачи ряда функций центрального банка (ЦБ) ВУ для укрепления национальной валюты и преодоления глубокого финансового кризиса (Болгария). При этом Эстония инициировала создание ВУ без предварительного согласования с МВФ, тогда как Литва и Болгария приняли соответствующее решение под давлением этой международной организации (с.7).
Учреждение ВУ в Болгарии, Эстонии и Литве авторы рассматривают как значительное институциональное преобразование. Так как устанавливаемая благодаря этому система правил организации предложения денег и функционирования монетарного механизма влияет на поведение всех экономических агентов, авторы сосредоточились на анализе следующих вопросов: 1) проявленной политической воли к созданию ВУ; 2) создание законодательной базы для их введения; 3) институциональное устройство ВУ;
4) макроэкономическая либерализация, предшествовавшая их учреждению.
В Эстонии ВУ было создано в 1992 г., тогда же национальной валютой стала эстонская крона. Эстония отказалась от параллельного хождения рубля и собственной валюты в течение переходного периода, как это было в других Прибалтийских республиках. Законодательную базу функционирования ВУ составили такие законы, как Закон о валюте, Закон об иностранной валюте и Закон об обеспечении безопасности эстонской кроны. Последний определяет принципы деятельности ВУ и функционирования валютной системы, а именно: фиксированный курс кроны по отношению к немецкой марке в пропорции 8:1; 100%-ное покрытие валютных обязательств валютными резервами и свободная конвертация национальной валюты в резервную. Привязка кроны к одной иностранной валюте, а не к валютной корзине, объяснялась стремлением к большей прозрачности валютной системы (с.14). Кроме того, Банку Эстонии было вменено в обязанность осуществлять безлимитную конвертацию американского доллара, японской йены, шведской кроны, английского фунта стерлинга и евро для лицензированных кредитных институтов. Для обеспечения прозрачности валютной системы Банк Эстонии был разделен на эмиссионный департамент и департамент банковской деятельности. Эмиссионный департамент регулирует движение высоколиквидных активов и обязательств, являясь де-факто ВУ.
Авторы отмечают, что в отличие от Болгарии и Литвы, эстонское правительство не имеет счетов в ЦБ, что также обеспечивает прозрачность системы денежных и валютных резервов. Фонд страхования депозитов был создан только в 1998 г., поскольку до этого проблемы асимметричности информации решались на рыночной основе.
Рыночные преобразования и либерализация экономики, необходимые для эффективного функционирования валютной системы в
Эстонии, в отличие от других стран с переходной экономикой, были достаточно успешно реализованы. Так, уже в 1999 г. 75% ВВП было создано частными предприятиями. Эффективность валютной системы Эстонии проявилась в ее способности быстро реагировать на азиатский и российский финансовые кризисы в 1997—1998 гг. адекватным изменением процентных ставок.
Опыт использования ВУ в Литве авторы характеризуют как «опыт колебаний и неуверенности». На решение литовского правительства об учреждении ВУ прежде всего повлияла успешная монетарная реформа в Эстонии. Этому предшествовало введение в 1992 г. временной валюты (талонов), равной по стоимости рублю, которая в течение полугода имела параллельное хождение с российской валютой, а затем полностью заменила ее. В 1993 г. талоны были отменены и в оборот вошла новая национальная валюта Литвы — лит. В начале реформ Литва столкнулась с гиперинфляцией рубля. Отсутствие жесткой фискальной и денежно-кредитной политики привело к обесценению талонов на 50% (1992) и к тому, что 80—90% расчетов на территории Литвы осуществлялось в иностранной валюте (1993) (с.18).
В 1993 г. правительство Литвы объявило о своем намерении учредить ВУ, что привело к столкновению различных экономических и политических интересов. Так, ЦБ Литвы был против новой системы регулирования, так как считал успешной свою политику в области обуздания инфляции и стабилизации обменного курса лита. Федерация промышленников Литвы выступала за искусственное занижение курса лита для обеспечения конкурентоспособности литовского экспорта. Слабая политическая воля и «нерешительность» правительства отразились на законодательном процессе. Закон о стабильности лита (1994), которым было учреждено ВУ, закрепил право изменения обменного курса за правительством, не определяя при этом ни предела возможного занижения курса, ни резервную валюту. В дальнейшем поправки к данному закону передали право на изменение курса ЦБ Литвы. Кроме того, была определена резервная валюта (американский доллар) в меморандуме, подписанном в 1994 г. Литвой и МВФ.
В 1997 г. ЦБ Литвы сформулировал программу денежной политики, которая предполагала постепенное сокращение функций ВУ и в дальнейшем отказ от него. Первый этап программы предусматривал стабилизацию процентной ставки, развитие вторичного рынка госу-
дарственных облигаций и повышение эффективности регулирования банковской ликвидности. Второй этап предполагал увеличение резервов, обеспечивающих покрытие денежной массы, прежде всего за счет национальных активов, таких как казначейские обязательства, кредиты коммерческим банкам и др. На третьем этапе (с начала 2002 г.) обменный курс лита был зафиксирован по отношению к евро (с.22—23).
Опыт создания ВУ в Болгарии является примером проведения институциональных изменений под давлением внешних кредиторов и МВФ. Неудача радикальной структурной реформы экономики, начатой в 1991 г., привела к микро- и макроэкономической нестабильности в стране, что в свою очередь негативно сказалось на состоянии финансового сектора. Многие государственные предприятия оставались убыточными, а бремя убытков ложилось на банки либо покрывалось напрямую за счет средств государственного бюджета. Покрытие бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии вызвало гиперинфляциею. Так, девальвация лева на 240% в феврале 1997 г. привело к банкротству 14 болгарских банков. В итоге создание ВУ в Болгарии в 1997 г. было необходимой мерой, на которой настаивали иностранные кредиторы и МВФ, для гарантии прове-дения успешной стабилизационной программы, установления финансовой дисциплины и обслуживания внешнего долга (с.24).
Закон о Национальном банке Болгарии, вступивший в силу в июне 1997 г., определил рамки и принципы функционирования ВУ. Немецкая марка была резервной валютой до ее замены на евро. Закон также требует, чтобы ВУ обеспечивало покрытие обязательств ЦБ резервами в иностранной валюте и гарантировало безлимитную конвертацию ЦБ национальной и резервной валют. Для обеспечения прозрачности ЦБ, так же как и в Эстонии, был реструктурирован и состоит из эмиссионного департамента и департамента банковских операций. Деятельность ВУ, а также его наиболее ликвидные активы и обязательства отражаются в балансе эмиссионного департамента.
Рассматриваемые ВУ, по мнению авторов, принципиально отличаются от традиционных тем, что их деятельность законодательно защищена от государственного вмешательства. Сравнительный анализ показал, что наилучших результатов в институциональном строительстве и в создании законодательной базы для функционирования ВУ добилась Эстония, за ней следует Болгария и Литва. В качестве
недостатка авторы отмечают тот факт, что в Болгарии и Литве правительства имеют счета в ЦБ и могут оказывать влияние на объемы резервов ЦБ.
О.Н.Пряжникова