2003.01.017. ХАУШИЛЬДТ Ю., КИРХМАН Э. ТРИАДА ПРОМОУТЕРОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
HAUSCHILDT J., KIRCHMAN E. Teamwork for innovation - the «troika» of promotors // R & D management, - Oxford, 2001. - Vol. 31, № 1. - P. 41-49.
Юрген Хаушильдт - сотрудник Кильского университета (г. Киль, ФРГ). Эдгар Кирхман работает в Обществе планирования предпринимательской деятельности (г. Франкфурт, ФРГ). Во введении авторы отмечают, что понятие «промоутеры нововведений» впервые ввел Эберхард Витте. Он утверждал, что инновация имеет шансы на успех лишь тогда, когда ее поддерживает энергичный человек. Любая инновация неизбежно вызывает сопротивление, стимулируя различные типы конфликтов. Причины кроются и в невежестве, и частично в нежелании быть активно вовлеченными в инновационную деятельность. Для преодоления этого сопротивления необходим, как подчеркивают авторы, активный и эффективный «вкладчик» в продвижение инновационного процесса с исполь-зованием специфических технологических знаний. Такое лицо авторы определяют термином «промоутер технологии».
Для преодоления психологического барьера, нежелания заниматься инновациями нужен промоутер, обладающий иными качествами и властными полномочиями. Это «силовой» или «властный» промоутер. Он использует свои иерархические полномо-чия, чтобы защитить нововведение от его противников. Оба типа перечисленных промоутеров, подчеркивают авторы, образуют так называемую «диаду». Они тесно сотрудничают, находят общий язык и обеспечивают горячую поддержку новой идее.
Некоторые исследователи полагают, что диаду промоутеров следует дополнить третьим лицом - «промоутером инновационного процесса». Такой специалист особенно востребован в тех случаях, когда инновационные проекты выполняются в крупных комплексных фирмах. Перед таким промоутером стоит задача преодолевать барьеры «безответственности и равнодушия», создаваемые организационным и административным сопротивле-нием новой идее. Промоутер процесса должен быть поэтому специалистом в организационных ноу-хау. Он «выковывает» связь между двумя другими промоутерами. Именно ему приходится решать задачу превращения идеи в план конкретных действий.
В последние годы инновационный процесс все чаще приводит к кооперации нескольких фирм. В этой связи получает распространение идея о преодолении новых форм сопротивления на межфирменном уровне с помощью еще одного типа промоутера - промоутера по связям. Правда, отмечают авторы, пока неясно, идет ли речь о четвертом лице или о замене одного из охарактеризо-ванных типов специалистов. Насколько широко применяется триада или даже квадрига промоутеров? В какой мере использование трех промоутеров может оказаться более эффективным, чем услуги двух или одного специалиста подобного типа? Ответ на такого рода вопросы авторы пытались найти в проведенном ими обследовании.
Объектом опроса стали фирмы машиностроительной промышленности и промышленности стройматериалов в ФРГ. Устным опросом охвачено 30 компаний, с руководителями которых прове-дены интервью. Кроме того, 203 средние фирмы получили анкеты, на которые ответили 123 компании. Таким образом авторы получили в свое распоряжение материал по 153 респондентам. Правда, 20 анкет оказались
непригодными для последующего анализа.
Респондентам было предложено определить, есть ли у них в компании лицо, которое можно идентифицировать как промоутера новой технологии. При этом от опрошенных пытались получить информацию о том, какие задачи предпочитают выполнять промоутеры: предлагалось обозначить «силового или властного промоутера», «промоутера
технологии» или «промоутера процесса». Обследователи пошли по пути не столько прямого обозначения определенных лиц в качестве промоутеров, сколько просто выявления лиц, выполняющих определенные функции. В частности, респондентам предложили перечислить сотрудников, обладающих качествами промоутера; определить их роли, которые позволили бы отнести таких специалистов к определенному типу промоутеров.
Результаты, полученные авторами, представлены ими в таблице на с. 45. Комментируя данные опроса, авторы обращают внимание на следующий «поразительный», на их взгляд, факт: ни один из 133 респондентов не подтвердил сколько-нибудь существенной роли силового промоутера, если он представлен в единственном числе, при отсутствии иных промоутеров. В то же время в 39% всех случаев разработки нового продукта признается решающая роль промоутера технологии, даже если он представлен в единственном числе (с. 44).
Таблица (с. 45) Структура и характер деятельности промоутеров
Структура Характер деятельности Число компаний Доля в %
Отсутствие промоутера инновационный процесс идет при отсутствии промоутера 37 28
Единственный «промоутер технологии» инновационный процесс идет при содействии промоутера 52 39
Единственный «силовой промоутер» участие в инновационном 0 0
Двойная роль процессе выполнение одним лицом нескольких промоутерских 4 3
Диада задач участие в инновационном процессе двух промоутеров: силового и технологического 19 14
Триада инновации поддерживаются тремя типами промоутеров: силового, по технологии и по организации инновационного 21 16
процесса
В ходе обследования собирались данные о связи промоутеров с приобретением информации. Наименьший вклад в этом плане вносит промоутер технологии. Это объясняется тем, что специалисты такого рода обычно критически относятся к приобретению информации со стороны и неохотно берутся за открытия, сделанные внешними исполнителями. При подключении силового промоутера объем приобретаемой информации растет. Однако наилучший результат достигается при подключении третьего лица - промоутера инновационного процесса. Один из вопросов, который авторы хотели выяснить в ходе обследования, касался возможной связи промоутерских структур и степени инновационности компании. Респондентам
предложили оценить степень инновационности по семибалльной шкале. Нарастание степени инновационности, как оказалось, напрямую связано с диадой промоутеров. Добавление к этой диаде третьего лица -промоутера процесса - повышает инновационные возможности компании.
Для получения более точной картины отмеченного воздействия авторы провели раздельную оценку технических и финансовых успехов компаний, использующих разные промоутерские структуры. Оказалось, что с точки зрения технически успешных инноваций существует заметная разница (до 10%) между компаниями, не обладающими такой структурой, и теми фирмами, в которых действует триада промоутеров. Более значимыми авторам представля-ются параметры коммерческого успеха. Разница между компаниями, не использующими промоутеров, или теми, которые прибегают к услугам единственного сотрудника данного типа, с одной стороны, и фирмами с триадой - с другой, оказалась, по оценке авторов, весьма значительной: соотношение баллов 4,5 и 5,3 (с. 47 ).
В заключительном разделе реферируемой статьи авторы отмечают, что проведенное ими обследование подтвердило положительное воздействие промоутеров и разделения труда между ними на инновационный процесс. Подчеркивая значимость рассматриваемой проблемы, авторы выражают надежду на то, что ее дальнейшее исследование будет продолжено. Особого внимания, на их взгляд, заслуживают такие темы, как согласование действий в триаде, изучение причин ее распада, разработка стимулов для привлечения и удержания такого рода специалистов.
Т.В.Горбунова