2002.04.006. ЧЕЙЗ-ДАНН К. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: МИР-СИСТЕМ-НЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.
CHASE-DUNN. C. Globalization: a world-systems perspective. - J. of world-systems research.-Binghamton (N.Y.), 1999.-Vol. 2.-P. 187-215.
К. Чейз-Данн отмечает, что рассуждения о глобализации приобрели в последнее время характер наводнения. Каковы же тенденции и процессы, которые составляют это явление? Как они сочетаются с краткосрочными и долговременными изменениями в мировой экономике и политике? Как интересы различных групп реализуются в различных представлениях о глобализации? Каков ответ тех, кто стоит левее проектов всемирного дерегулирования и свободного царства капитала? На эти вопросы автор пытается дать ответ с позиции мир-системной теории.
Сегодня термины «мировая экономика», «мировой рынок» и «глобализация» стали общим местом. Но немногие знают, что самым важным источником соответствующих представлений стали труды социологов начала 70-х годов. Тогда группа ученых выдвинула тезис, что национальное развитие может быть адекватно понято как комплексный результат взаимодействия отдельных стран с агрес-сивно
распространяющейся европоцентричной мир-системой (Wallerstein, 1974; Frank, 1978).
Глобализация стала предметом дискуссий главным образом в последние десять лет. Использующие это понятие часто предполагают, что недавние изменения в информационных технологиях создали контекст, в котором глобальный рынок более, чем национальные рынки, соответствует требованиям экономической конкуренции. Эти представления используются для оправдания применения фирмами и правительствами всего мира новых форм деятельности.
Первая задача мир-системной теории, как указывает автор статьи, заключается в помещении этих явлений в исторический контекст. Международная геополитика и геоэкономика являются адекватной ареной конкуренции национальных государств, классов и компаний уже в течение нескольких столетий. Уровень развития международных связей был значителен в XIV и XV вв., а первые транснациональные компании (ТНК) возникли еще в XVII в. Современная мир-системная гегемония США подобна домини-рованию Голландии в XVII в.
Мир-системная теория выявила цикл развития и упадка гегемонии, цикл войны среди государств ядра (Goldstein, 1988), циклы колонизации
и деколонизации (Bergesen and Schoenberg, 1980), долговременный тренд пролетаризации мировой рабочей силы, роста концентрации капитала и интернационализации инвестиций и торговли и т.д.
С этих позиций, полагает Чейз-Данн, глобализация является долгосрочной тенденцией политических и экономических измене-ний, подчиненной циклическим процессам. Вопрос заключается в том, как недавние перемены сопоставить с долговременными тенденциями?
Автор выделяет, по меньшей мере, пять различных измерений глобализации. 1. Общие экологические угрозы. В этом случае утверждают, что глобализация обусловлена общемировым ухудшением природной среды. 2. Культурная глобализация. Речь здесь идет, с одной стороны, о распространении индивидуальных западных ценностей (права человека) на большую часть населения мира, с другой, о принятии западных институциональных практик (бюрокра-тическая организация, рациональность, вера в естественные законо-мерности, ценности экономической эффективности и политическая демократия), распространившихся во всем мире. 3. Глобализация коммуникации. В этом случае глобализацию связывают с наступлением новой эры информационных технологий. Э. Гидденс (1996) утверждает, что социальное пространство приобрело новое качество с развитием электронной коммуникации. Доступность, стоимость и скорость общения сделали локальное общезначимым. Быстрое уменьшение стоимости коммуникаций качественно изменили отношения между государствами и сознанием людей, и это может стать основой для формирования более мощного глобального гражданского общества. 4. Экономическая
глобализация. Речь идет о возникновении экономических отношений всемирного характера. Переплетение рынков, финансов, товаров и услуг, созданных ТНК, является самым ярким проявлением этого процесса. Капиталис-тическая мир-система имела международный характер еще несколько веков назад, но объем и степень глобализация торговли и инвестиций выросла в огромных масштабах в последние десятилетия. 5. Полити-ческая глобализация. Политическая глобализация состоит в институционализации международных политических структур. Это явление имеет долгую предысторию: европейский «концерт держав», Лига наций, ООН. Чейз-Данн полагает, что политическая глобали-зация, как и экономическая, является циклической.
Автор статьи предлагает в качестве показателей экономической глобализации индикаторы отношения величин мирового экспорта к
валовому внутреннему продукту (ВНП) различных стран мира, с одной стороны, и отношения величин зарубежных инвестиций к ВНП, с другой. Речь идет о данных с 1820 по 1992 г. Согласно первому индикатору, глобализация в целом имеет позитивную динамику; исключением является только период с 1929 по 1950 г., когда произошел некоторый спад. Второй индикатор дает более сложную картину: глобализация прогрессирует до 1913 и после 1992 (эти годы характеризуются примерно одинаковыми данными), а промежуток между ними представляет собой падение (до 1960-1970), а потом подъем до уровня 1913 г. Третьим индикатором (Grimes, 1993) может послужить уровень корреляции величин роста национальных ВНП. По данным с 1860 по 1988 г., стадии высокой корреляции наблю-дались в 1913-1927 гг. и после 1970 г. Таким образом, первый индикатор говорит о долговременном росте, а второй и третий- о цикличности процессов экономической глобализации.
Дж. Арриги (1994) показывает, как гегемония в современной мир-системе сопряжена с «системными циклами аккумуляции», во время которых финансовый капитал принимает различные организационные формы и проявляет различные отношения с государственной властью. Эти циклы характеризовали европоцент-ричную мир-систему с XIV в.
Подытоживая свой анализ циклов экономической глобализации, Чейз-Данн высказывает убеждение в необходимости исследований временных характеристик других типов глобализации - культурной, политической, технологической и экологической. Он предполагает, что все типы глобализации имеют долговременный и циклический характер. Автор статьи выдвигает гипотезу, что культурный и политический типы глобализации следуют с некоторым запозданием за столетним трендом роста экономической глобализации. Это предположение ставит вопрос о приспособлении политических и культурных институтов к росту экономической и технологической глобализации.
Взаимодействие между экспансией различных модификаций капитализма и движений антикапиталистического сопротивления может быть охарактеризовано как «спираль капитализма и социа-лизма». Перспектива развития мир-системы предполагает долго-временное взаимодействие между экспансией капитализма вширь и вглубь и борьбы людей против эксплуатации и подавления. История и траектория развития коммунистических государств может быть охарактеризована как история социалистических движений на полупериферии, которые попытались трансформировать базисную логику капитализма, но пришли
к использованию социалистической идеологии в целях осуществления индустриализации в целях конкуренции со странами капиталистического ядра. Метафора спирали означает следующее: капитализм и социализм воздейст-вовали на рост и организационные формы друг друга, стимулировали друг друга.
Автор статьи определяет социалистические движения как политические и организационные средства, с помощью которых люди стремятся защититься от рыночных сил, от эксплуатации и подавления, и создать различные формы кооперации. Это происходило по-разному в разных частях мир-системы. В странах ядра мир-системы возникли профсоюзы и рабочие партии, которым удалось впоследствии достичь существенных результатов и оказать серьезное влияние на развитие политической демократии, что привело к возникновению социальных государств. В некоторых странах полупериферии социалистам удалось прийти к власти и использовать ее для создания механизмов защиты перед лицом конкуренции с капиталом стран ядра мир-системы. Но эти страны (коммунистические) - не были в полной мере автономны по отношению к капиталистической мир-системе.
Коммунистические государства ограничили доступ фирм из стран ядра к своим внутренним рынкам и сырью, что создало серьезные препятствия для мобильности капитала в мир-системе. Капитализм, как указывает автор статьи, был вынужден в ряде регионов революционизировать производственные технологии или под давлением демонстрационного эффекта политики коммунис-тических государств улучшить условия жизни рабочих и крестьян. В частности, поддержку США индустриализации Японии и Южной Кореи-в противовес политике по отношению к Латинской Амери-ке - мжно понять только в геополитическом контексте противо-стояния китайской революции. Существование двух сверхдержав создало благоприятную почву для развития международного либерализма в капиталистическом блоке. Это было политической и военной основой для быстрого роста транснациональных корпораций и сжатия пространства-времени (D. Harvey). Технологическая рево-люция реструктурировала
международное разделение труда и создало новый режим регулирования трудовых отношений. Процесс реинтеграции коммунистических государств был долгим и финальная фаза этой реинтеграции была вызвана неспособностью конкури-ровать с новой формой капиталистического регулирования. Следовательно, утверждает Чейз-
Данн, речь шла о многоступенчатом взаимном стимулировании капитализма и социализма.
Экономическое встраивание коммунистических государств в капиталистическую мир-систему происходило постепенно. Оно началось с автаркической индустриализации, проводившейся с использованием социалистической идеологии. Эти усилия оказались вполне успешными в рамках стандартных измерений экономического развития. По данным Мирового банка, большинство плановых экономик вплоть до 1989 г. показывало рост валового внутреннего продукта (ВВП).
Как показали тенденции последних двух десятилетий, дерегулирование и переход к рыночным отношениям почти во всех коммунистических государствах происходили одновременно с аналогичными процессами в некоммунистических государствах ядра, полупериферии и периферии. Это связано, как полагает автор статьи, с вступлением мир-системы в фазу снижения деловой активности (фазу Б) по модели Кондратьева. Недавняя экспансия капиталистической интеграции, именуемая «глобализацией экономики», превратила автаркическое экономическое планирование в анахронизм. Политическая реакция на экономическую глобализацию происходит ныне в форме возрождения экс-коммунистических партий, партий экономического национализма (например, П. Бьюкенен, бразильские военные) и коалиции оппозиционных сил, которые критикуют гегемонию неолиберализма (экологисты, правые популисты и т.д.).
Далее автор рассматривает перспективы мир-системы. Эпоха упадка гегемонии США и постмодернистской философии «выбро-сила» либеральную идеологию европейского Просвещения (наука, прогресс, рациональность, свобода, демократия и равенство) в «мусорный ящик» универсализма. Считалось, что эти ценности являются основой империализма и подавления и их должны заменить ценности мультикультурализма. Чейз-Данн к этой позиции относится критически. Он полагает, что для гуманизации мир-системы необходимо создать новую философию демократического и эгалитарного равенства. По сути, многие из основных идей левой критики капитализма были сформулированы неевропейской философией. Новый эгалитарный универсализм мог бы почерпнуть многое из универсалистских идей европейского Просвещения.
Центральным для любой стратегии трансформации является вопрос субъекта. Кто будет эффективно сопротивляться капитализму и
создавать демократический социализм? С. Амин полагает, что субъекты социализма сконцентрированы на периферии мир-системы. Рабочим и крестьянам периферии, составляющим большую часть мирового пролетариата, есть что приобретать и нечего особенно терять. Однако Маркс и многие современные марксисты доказывали, что социализм должен быть создан пролетариатом стран ядра. Чейз-Дан полагает, что обе позиции содержат истину. Но есть и альтернатива: полупериферия как слабое звено мир-системы.
В полупериферии существует значительные мотивация и возможности для построения социализма. Особенно это касается стран с крупными людскими и сырьевыми ресурсами (Россия, Китай и т.д.). Однако полупериферийные революции не всегда имеют социалистический характер (Иран). Но, если социалистические интенции сильны, то существуют реальные возможности для трансформации несоциалистических движений. Вместе с тем, в полупериферийных странах нередко реализуются тенденции авторитаризма, и коммунистические страны, как показывает история, во многом отступали от идей Маркса о социализме как свободной ассоциации непосредственных производителей. Демокра-тия внутри наций и в отношениях между нациями должна быть важным элементом подлинного социализма, считает автор статьи. Позитивное значение революций в СССР и Китае, которые не привели к созданию демократического социализма, он видит в накоплении знаний о том, как строить социализм.
В связи с тем, что страны ядра мир-системы развивают авангардные технологии (компьютеры, биотехнологии), тяжелая индустрия - классическая сфера активности сильного рабочего движения и социалистических партий - перемещается на полупе-риферию. Это означает, что притязания социалистических сил на власть в полупериферии (например, Южная Африка, Бразилия, Мехико, возможно, Южная Корея) будут в большей степени, чем ранние полупериферийные революции, основываться на крупной промышленности. Это сделает отношения между городом и деревней внутри менее антагонистичными, и, следовательно, перспективы социализма-более демократичными.
Важным, развивает свою мысль автор, является дискуссия о социалистических отношениях в рамках мир-системы в целом. Речь должна идти о демократической федерации, которая исключала бы
войны в отношениях между ее членами. Но как может возникнуть мировая социальная демократия?
Международный сегмент мирового капиталистического класса, между тем, понемногу движется к формированию глобального госу-дарства. Всемирная торговая организация является одним из недавних элементов этого процесса. Необходимо демократизировать возника-ющее глобальное государство; трансформировать возникающее глобаль-ное общество в глобальное демократическое содружество, основанное на коллективной рациональности, свободе и равенстве. Субъектами этих изменений являются все те, кто стремится к гуманной, устойчивой и справедливой мир-системе. А к числу таковых относится большинство людей на Земле, заключает автор статьи.
А.Б. Рахманов