_2002.03.060. КОСЕДОВСКИЙ В. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ // Белорус. экон. журн. - Минск, 2001. - № 2. - С.35-42.
Польский профессор В.Коседовский, заведующий кафедрой теории и региональной политики университета им. Н.Коперника, анализирует результаты экономического реформирования экономики бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые, по его мнению, в настоящее время переживают уже вторую за последние десятилетия трансформацию политико-экономической системы. Первая была вызвана Второй мировой войной и заключалась в замене рыночной экономики командно-распределительной в соответствии с требованиями модели так называемого реального социализма. Вторая, начавшаяся в Польше в конце 80-х годов, идет и сегодня в направлении, точно противоположном первой трансформации.
Связанные с нынешней трансформацией радикальные экономические реформы реализуются в условиях глубоких преобразований системы мировой экономики - глобализации и международной экономической интеграции. Возникающие при этом отношения между двумя процессами неоднозначны. По мнению одних ученых, это комплиментарные явления: международная интеграция ускоряет и облегчает процесс глобализации или является его частью. Другие ученые доказывают, что международная интеграция представляет собой своеобразную оборонительную реакцию на глобализацию. Принимая во внимание обе позиции, автор признает, что страны ЦВЕ попали в исключительно сложную ситуацию, когда одновременно с переходом к рыночной экономике оказались под давлением двух указанных процессов, на которые должны реагировать.
Исходя из этих теоретических посылок, автор объединяет "стратегические обусловленности" экономических реформ в три группы: 1) всемирные мегатренды; 2) европейская интеграция; 3) система трансформации.
Наиболее характерным мегатрендом эволюции современного мира является прогрессирующая интернационализация социально-экономического развития, распространение в глобальном масштабе идентичных или очень похожих форм и методов хозяйственной деятельности. Мировая экономика перестает быть множеством отдельных национальных хозяйств и превращается в одну экономическую мегасистему, охватывающую страны, регионы, предприятия и иные субъекты, между которыми возникают все более тесные связи. В этом смысле глобализация заключается в росте международного обмена товарами, услугами и капиталом, объединении и взаимном проникновении разного рода
рынков, развитии международного бизнеса (особенно ТНК), распространении похожих стиля жизни и потребления (особенно в больших городах). Факторами, оказывающими решающее влияние на темп глобализации, являются: либерализация международных отношений и развитие информационных, коммуникационных и компьютерных технологий.
По данным автора, процесс глобализации набрал очень высокие темпы. К 2000 г. он захватил более половины суммарного валового продукта всех стран мира и 80% мировой торговли (с.36). Влияя на трансформирующуюся экономику, глобализация предъявляет особые требования к экономической политике, в том числе касающиеся большей открытости, усиления конкурентоспособности, эффективности и иннова-ционности производства. Не все страны и регионы могут одинаково адаптироваться к требованиям современности. Особенно это заметно на примере стран, где реструктуризация протекает слишком медленно.
Наряду с глобализацией, как было отмечено выше, усиливается процесс международной экономической интеграции. Для стран ЦВЕ наиболее существенной ее формой является стремление к объединению с ЕС. В качестве главных целей экономического развития становятся: уменьшение цивилизационной дистанции по отношению к Западу, обеспечение политической и экономической безопасности, повышение уровня и качества жизни населения. Благодаря интеграции страны ЦВЕ получат возможность быстрее преодолеть экономическое отставание и стать участниками самого большого в мире Общего рынка. В то же время вхождение посткоммунистических стран в союзные структуры требует сложных адаптационных действий, направленных на гармонизацию правовых норм с европейским правом и обеспечение соответствия экономической, денежной, бюджетной, сельскохозяйственной и региональной политик стандартам ЕС.
Автор высказывает опасения, что многие предприятия ЦВЕ не справятся с новыми условиями деятельности. Эта угроза в наибольшей степени касается малых и средних предприятий и сельского хозяйства, которое должно быть подвергнуто глубокой реструктуризации. В целом претензии и требования ЕС касаются подъема сельского хозяйства, охраны окружающей среды и преодоления диспропорций в уровне экономического развития.
В отношении третьей группы "экономических обусловленностей" экономических реформ В. Коседовский отмечает следующее. Все страны ЦВЕ декларируют принципиальную перестройку экономической системы в соответствии с требованиями рыночной модели и предпринимают действия
по реструктуризации своих экономик. Наиболее распространенные инструменты политики реформирования он объединяет в три группы:
1) средства макроэкономической стабилизации (рестриктивная денежная и бюджетная политики);
2) средства макроэкономической либерализации (освобождение цен, отмена регламентации, либерализация внешней торговли, демонополизация);
3) средства институциональной перестройки (введение частной собственности, реформа налоговой системы, создание административно-правовой структуры) (с.37).
Результаты системной трансформации и связанных с ней экономических реформ в странах ЦВЕ по состоянию на 2000 г. характеризуются следующими макроэкономическими показателями. Суммарный ВВП стран ЦВЕ в период трансформации снизился довольно значительно - на 50%. Среди всех бывших социалистических государств только государства СЕФТА (за исключением Болгарии и Румынии) смогли наверстать потери ВВП, возникшие в 90-х годах. Особенно негативно выделяется на этом фоне Украина. В то же время самый высокий прирост ВВП за исследуемый период отмечен в Польше, которая единственная из бывших социалистических стран смогла достичь общемировых темпов роста ВВП (с.38).
Анализируя информацию о развитии международных экономических отношений в рассматриваемом регионе в период трансформации, автор указывает, что ранее они находились под полным контролем государства, в связи с чем объемы внешней торговли были очень низкими, а иностранные инвестиции почти полностью отсутст-вовали. Отставание в сфере внешнеэкономических связей стран ЦВЕ заметно и теперь, однако, по мнению автора, оно постепенно уменьшается. Так, во внешней торговле вперед вышли те страны, которые обладают наибольшим ВВП, - Словения, Чехия и Венгрия. Однако ни одна из перечисленных стран пока не достигла показателей, средних для стран ЕС. Среди государств бывшего СССР наибольших успехов в международной торговле достигла Эстония.
На страны ЦВЕ приходится сравнительно небольшая часть мировой миграции капитала, неадекватная их экономическому и демографическому потенциалу. Размер всех прямых иностранных инвестиций в странах СЕФТА в 1998 г. составлял только 1,5% их мирового оборота. По прямым иностранным инвестициям первое место среди стран ЦВЕ занимает Польша, однако в пересчете на одного жителя показатели лучше у Венгрии и Чехии. Значительных успехов в этой области достигли Прибалтийские страны, особенно Эстония. Экспорт из
стран ЦВЕ имеет почти символическое значение, наиболее высокие показатели у России и Венгрии (с.39).
Негативное влияние на темпы роста ВВП оказывает инфляция. Самые высокие темпы инфляции за восемь лет трансформации (1991— 1998) отмечаются в Белоруссии. Высокий рост цен в течение исследуемого периода отмечен также в Словении, Чехии и Венгрии. Польша оказалась единственной страной среди стран - членов СЕФТА, где наблюдалось систематическое падение цен. Этого удалось добиться и трем странам Балтии, которые наиболее последовательно проводили антиинфляционную политику.
В заключение В. Коседовский констатирует, что страны ЦВЕ должны предпринять все усилия для уменьшения цивилизационного разрыва, отделяющего их от развитых стран Запада. Лучшим способом достижения этой цели он считает интеграцию с ЕС.
Н.П.Кононкова