ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
2002.03.029 ШИТКИНА И. С. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: Учеб.-практ. пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 384 с. -(Предпринимат. право).
Проблема правового регулирования объединений коммерческих организаций является дискуссионной в современной научной среде. Точка зрения автора напрямую связана со спором вокруг признания или непризнания предпринимательского права самостоятельной отраслью права, а также признания субъектами предпринимательского права различных форм предпринимательских объединений, не имеющих статуса юридического лица. В книге рассматриваются все возможные виды объединений коммерческих организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность - объединения в форме некоммерческих организаций, холдинговые компании, финансовопромышленные группы, объединения, основанные на договоре простого товарищества.
Новые для российского права виды объединений коммерческих организаций (холдинги, финансово-промышленые группы и др.) не являются самостоятельными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, предусмотренными Гражданским кодексом РФ. По мнению автора, такое положение не может опровергнуть факт наличия таких объединений и их существенного влияния на экономику, даже если это влечет не соответствует традиционному цивилистическому пониманию субъекта предпринимательской деятельности.
Гражданский кодекс РФ закрепляет следующие виды объединений: объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, а также общественные и религиозные объединения. Законодатель раскрывает эти виды через родовое понятие "объединение”, уточняя специфические особенности, характеризующие каждую форму. Так, ассоциации и союзы - некоммерческие организации, имеющие статус юридического лица, создаваемые коммерческими организациями в целях координации их представительских целей, защиты общих имущественных интересов. Общественные и религиозные объединения имеют статус юридического лица и также являются одним из видов некоммерческих организаций.
Общее понятие "объединение” в действующем законодательстве отсутствует и поэтому, делает вывод автор, "легитимное” применение данного понятия возможно только по отношению к перечисленным видам объединений - некоммерческим организациям. М.И. Кулагин предлагает называть объединения, имеющие целью,
предпринимательскую деятельность, - ”группами”, ”группами лиц”. Данная правовая категория наличествует в Законе о конкуренции. Однако, подчеркивает автор, не все виды интеграции коммерческих организаций можно отождествить с группой лиц. При этом получила распространение практика, когда организации и граждане,
объединившиеся для достижения общей цели и действующие под одним названием, именуются корпорациями или корпоративными объединениями.
Понятие "корпорация” не имеет однозначного определения. Широкое понимание корпораций, распространяющихся и на предпринимательскую деятельность, лежит в основе формирования в России концепции корпоративного права, охватывающего все виды хозяйственных товариществ и обществ, а не только открытые акционерные общества. Понятие "корпорация” в российской правовой доктрине гораздо шире, чем в англо-американском праве. Наверное, можно разграничить термины ”корпоративность” и ”корпорационность”, как предлагают некоторые исследователи. Но автор книги предлагает для обозначения различных форм интеграции, кооперации,
взаимозависимости коммерческих организаций в российском праве использовать общее понятие ”объединение”, а для отличия объединений предпринимателей от других коллективов, организаций,
территориальных образований именовать их предпринимательскими объединениями.
Коммерческие организации в настоящее время могут объединяться путем создания:
- ассоциаций (союзов), некоммерческих партнерств;
- холдингов;
- финансово-промышленных групп (ФПГ);
- простых товариществ.
Ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства не относятся к собственно предпринимательским объединениям. Однако они зачастую осуществляют согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции и монополизацию рынка. Именно поэтому данная
организационно-правовая форма также является предметом
рассмотрения.
Существуют разные основания классификации объединений:
- по способу организации (добровольный или принудительный) -объединения вертикального и горизонтального типов;
- по критерию правосубъектности. С точки зрения традиционного цивилистического подхода, признающего в качестве коллективных субъектов гражданских правоотношений исключительно юридические лица, к числу правосубъектных объединений относятся только ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства. Все иные объединения, которые не обладают статусом юридического лица -являются неправосубъектными.
Напротив, сторонники признания предпринимательского права как самостоятельной отрасли при определении субъекта и правосубъектности в хозяйственном обороте отказались от использования понятия юридического лица. Субъектами предпринимательской деятельности ими признаются носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом как базой для предпринимательской деятельности, зарегистрированные в
установленном порядке или легитимированные иным образом.
В юридической литературе существует точка зрения о возможности признания за предпринимательскими объединениями, не являющимися юридическими лицами, частичной правосубъектности. Так, В.В.Лаптев считает, что производственно-хозяйственные комплексы в целом, как система, включающая в себя предприятия и орган управления, не являясь юридическими лицами, обладают некоторыми элементами предпринимательской правосубъектности. Автор книги разделяет точку зрения В.В.Лаптева и делает вывод, что предпринимательские объединения: холдинги, финансово-
промышленные группы обладают частичной (неполной) правосубъектностью или отдельными элементами правосубъектности.
Российское законодательство вслед за законодательством западных стран признает экономическую зависимость и отношения субординации между формально независимыми, юридически самостоятельными лицами, защищая интересы участников гражданского оборота. Не отрицается и необходимость правового регулирования хозяйствующих субъектов, не обладающих статусом юридического лица.
Далее подробно анализируется правовое положение некоммерческих организаций. Ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства объединяют коммерческие организации с целью координации и оказания иного содействия в их предпринимательской деятельности. Некоммерческие партнерства, подобно ассоциациям, относятся к ассоциативным объединениям коммерческих организаций, создаваемым для достижения тех или иных общественных благ. Реализуя уставные цели в рамках специальной правоспособности, некоммерческие партнерства имеют право участвовать в предпринимательской деятельности, в том числе путем непосредственного производства, реализации товаров, услуг, ценных бумаг.
Исследуя сущность и правовое положение холдинговых компаний, автор останавливается на точке зрения М.И. Кулагина об отношениях экономической зависимости и контроля, лежащих в основе объединений вертикального или холдингового типа. Эти отношения ставят под сомнение основополагающий принцип гражданского права -принцип равенства субъектов. Холдинговые компании в юридической доктрине называются по разному: ”связанные предприятия”, ”системы компаний”, "товарищества товариществ”, а также "группы компаний” или просто "группы”. Группа - это экономическое единство или организация, состоящая из самостоятельных субъектов права. В результате можно с успехом обладать контролем без бремени собственности, господством - без хозяйственных рисков.
Группа имеет существенные преимущества по сравнению с другими способами объединения капиталов, например, с поглощениями, слияниями юридических лиц. Создание зависимой дочерней компании, как правило, не требует длительных и дорогостоящих процедур. Но самое главное - зависимое общество рассматривается как самостоятельный субъект права. Причем чаще всего дочерние компании учреждаются не по соображениям производственной необходимости, а из желания укрыть прибыли от фискальных органов или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства.
Автор приводит "классическое” определение холдинговых компаний: ”В наиболее общепринятом употреблении этого термина -холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом, дающим право голоса акциям другой корпорации, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль” (с.60-61).
Понятия "контроль” отличается от понятия "управление”. В холдинговых компаниях основные общества (товарищества) в результате владения контрольными пакетами акций (превалирующими долями участия) или вследствие иных обстоятельств участвуют в деятельности органов управления дочерних обществ и контролируют их. Автор книги разделяет точку зрения М.И. Кулагина, что контроль в таких случаях является синонимом господства.
Функционирование холдинговых компаний порождает ряд отрицательных явлений: монополизация рынков, возможность
ущемления интересов акционеров (участников) дочерних обществ, снижение гарантий кредиторам, которые должны нивелироваться законом, исходящим из принципов защиты прав и законных интересов всех участников правоотношений.
Н.В.Крысанова