Научная статья на тему '2002. 02. 026. Допуск и функционирование иностранных инвестиций. Admission et etablissement / nu. Conf. Sur le Commerce et le developpement. New York; Geneve: nu, 2000. VIII, 67 p. (coll. Consacree aux problemes relatifs aux accords Intern. D'investissements) bibliogr. : p. 57 63'

2002. 02. 026. Допуск и функционирование иностранных инвестиций. Admission et etablissement / nu. Conf. Sur le Commerce et le developpement. New York; Geneve: nu, 2000. VIII, 67 p. (coll. Consacree aux problemes relatifs aux accords Intern. D'investissements) bibliogr. : p. 57 63 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 026. Допуск и функционирование иностранных инвестиций. Admission et etablissement / nu. Conf. Sur le Commerce et le developpement. New York; Geneve: nu, 2000. VIII, 67 p. (coll. Consacree aux problemes relatifs aux accords Intern. D'investissements) bibliogr. : p. 57 63»

_2002.02.026. ДОПУСК И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.

Admission et établissement / NU. Conf. sur le commerce et le développement. - New York; Geneve: NU, 2000. - VIII, 67 p. - (Coll. consacree aux problemes relatifs aux accords intern. d'investissements) - Bibliogr.: p. 57 -

63.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) приняла программу разработки рамочных многосторонних договоров об инвестициях, призванных помочь развивающимся странам (РС) максимально эффективно участвовать в разработке правил регулирования иностранных инвестиций на двустороннем, региональном и многостороннем уровне. Эта программа предусматривает проведение семинаров и региональных коллоквиумов, стажировку специалистов из РС, налаживание диалога между инвесторами и гражданским обществом, а также публикацию соответствующих материалов. В данной работе, являющейся частью этой серии, изучаются вопросы соотношения между допуском иностранных инвестиций и учреждением их предприятий и проектов, влияния различных мер политики регулирования иностранных инвестиций на развитие экономики РС.

Во все времена государства обладали абсолютным суверенным правом контролировать допуск и учреждение предприятий иностранных инвесторов на своей территории. Хотя современная мировая экономика характеризуется все большей либерализацией международного движения капиталов, даже наиболее либеральные страны сохраняют отдельные меры по государственному контролю над притоком иностранного капитала. Различные формы отношения стран к допуску иностранного капитала могут быть сгруппированы в пять категорий:

1. Модель «контроля инвестиций», в рамках которой государство осуществляет полный контроль над допуском и функционированием иностранного капитала, осуществляя отбор предлагаемых инвестиционных проектов. Сегодня это наиболее распространенная модель регулирования иностранных инвестиций. Чаще всего она применяется в двусторонних соглашениях об инвестициях, в которых специально оговаривается, что каждая страна руководствуется собственными законами, регулирующими допуск иностранных инвестиций, а также в некоторых региональных соглашениях. Так, в рамках МЕРКОСУР каждая страна-участница группировки сохраняет за собой право регулировать инвестиции третьих стран в соответствии с действующими в ней законами.

2. Модель «избирательной (селективной) либерализации», в рамках которой право свободного допуска иностранных инвестиций предоставляется только предприятиям отдельных отраслей, включенных в текст договора, заключенного между сотрудничающими государствами; при этом может происходить постепенная либерализация импорта капитала на основе открытия отдельных секторов экономики. Эта модель принята Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС), допускающим, что государство может осуществлять так называемую «контролируемую либерализацию» в отношении некоторых отраслей, в том числе и в ответ на такие же («эквивалентные») меры других стран.

3. Модель «программы региональной индустриализации», когда национальный режим для иностранных инвестиций предоставляется только инвесторам из стран - членов региональной интеграционной экономической группировки, в целях реализации названной программы; при этом на региональной основе могут создаваться ТНК и другие формы совместного предпринимательства, способствующие экономическому развитию региона. Такая модель использовалась в ряде региональных группировок, в том числе в Общем рынке стран Восточной и Южной Африки, в Экономическом сообществе государств Западной Африки и в АСЕАН. Все эти соглашения предусматривали развитие межфирменного сотрудничества в рамках региона.

4. Модель «взаимного предоставления национального режима (НР)», когда страны - члены региональной интеграционной экономической группировки предоставляют инвесторам из стран -партнеров полную свободу допуска и учреждения иностранных предприятий. Наиболее яркими примерами такого подхода являются Договор о создании Европейского сообщества (ныне Европейского союза - ЕС) и Кодекс либерализации капиталов ОЭСР. В рамках ЕС устанавливается полная свобода движения капиталов и создания предприятий, принадлежащих физическим или юридическим лицам из стран-партнеров. Вместе с тем статье 56 Договора о ЕС предусматривает возможность дифференцированного подхода к иностранным инвесторам по соображениям политического характера или связанным с обеспечением национальной безопасности и общественного здоровья (с.27). В последнее время и другие региональные организации, создаваемые РС, также принимают эту модель, включая соответствующие статьи в тексте соглашений о создании региональных объединений. Примерами подобных объединений являются Сообщество стран Карибского бассейна (КАРИКОМ), Экономическое сообщество

стран Центральной Африки, Экономическое сообщество стран Великих озер и др. В отличие от названной выше модели «региональной индустриализации», которая предусматривает предоставление определенных преференций только предприятиям, участвующим в реализации программы региональной индустриализации, модель НР предоставляет общие и равные права всем предприятиям, происходящим из стран региональной группировки.

5. Модель «комбинации НР и режима наибольшего благоприятствования (РНБ)»; в этом случае составляется так называемый «негативный» список, включающий отрасли или сферы деятельности, в отношении которых названные режимы не применяются (с.3-4). Эта модель берет свое происхождения от практики заключения двусторонних соглашений между США и другими странами. В Соглашение о свободном обмене североамериканских стран - США, Канады и Мексики (НАФТА) включены статьи о том, что страны группировки предоставляют инвесторам из стран-партнеров НР и РНБ, вместе с тем ст. 1098 допускает возможность исключений в отношении предприятий и отраслей, перечисленных в приложении к договору (с.32). Хотя в МЕРКОСУР инвесторам из стран-партнеров по группировке предоставляются НР и НРБ, соглашение допускает для каждого члена возможность на определенный период вводить отдельные ограничения.

Меры, принимаемые отдельными государствами, с целью регулирования допуска и учреждения предприятий иностранных инвесторов, подразделяются на следующие группы:

1) контроль допуска в экономику принимающей страны: абсолютный запрет любых форм иностранных прямых инвестиций; запрет иностранных инвестиций в отдельные отрасли и сферы деятельности по экономическим, стратегическим или политическим соображениям; ограничение численности иностранных компаний в отдельных отраслях и сферах деятельности по экономическим, стратегическим или политическим соображениям; требование определенной юридической формы для предприятий с иностранным участием (например, создание его по местным законам); требование обязательно создавать совместное предприятие с участием государства или местного частного капитала; осуществление отбора (фильтрации) инвестиционных проектов и выдача государственных разрешений на их осуществление; ограничение некоторых форм ввоза капитала, например, слияний и приобретений местных компаний; запрет на инвестиции в отдельных зонах или регионах страны; ограничение участия

иностранных инвесторов в приватизации госпредприятий или требование дополнительных гарантий; меры валютного контроля;

2) общие условия ввоза капитала в принимающую страну: соответствие некоторым критериям развития, например, ответственность за состояние окружающей среды, выгоды для национальной экономики и т.д.; обязанность для иностранного инвестора удовлетворять требования, связанные с национальной безопасностью, политическими условиями, обычаями и нравами принимающей страны;

3) условия, касающиеся капитала: установление минимального объема капитала; осуществление дополнительных инвестиций или реинвестирование прибыли; ограничения на импорт необходимого оборудования и требования использовать местное оборудование или компоненты; обязанность для инвесторов предоставить определенные гарантии, например, для финансовых институтов;

4) прочие условия: особые условия, касающиеся форм финансирования инвестиций (лицензионные и др. соглашения); требования, связанные с регулированием той или иной отрасли или сферы деятельности; уплата налогов на импорт и сборов при создании предприятия; другие условия, связанные с функционированием иностранных предприятий (например, квоты на использование местной рабочей силы, требования реэкспорта и др.)

Меры, связанные с собственностью и контролем, включают:

1) меры контроля, связанные с собственностью: ограничение доли иностранных инвесторов в капитале совместных предприятий; обязанность через определенное время передавать собственность местным предпринимателям; ограничения на собственность в зависимости от национального происхождения иностранного инвестора;

2) меры контроля, направленные на ограничение власти акционеров: ограничения, связанные с типом акций или облигаций, которые могут находиться в собственности иностранных инвесторов (например, акции без права голоса); ограничения на свободную уступку иностранным инвесторам акций или других ценных бумаг (например, уступка акций только по разрешению); ограничения прав иностранных акционеров (например, при выплате дивидендов, возврате капитала в случае ликвидации предприятия, в праве голоса и т.д.);

3) меры контроля, основанные на вмешательстве государства в управление инвестициями: назначение государством одного или нескольких членов правления компании; ограничения, связанные с национальностью управляющих или с определением численности иностранцев, занимающих места высших управляющих; введение

принадлежащего государству права вето при принятии некоторых решений или требование принимать важнейшие решения на основе единогласия; приобретение государством «особой акции», позволяющей ему влиять на политику иностранных инвесторов; принятие некоторых решений только после предварительной консультации с местными властями;

4) другие типы ограничений в области управления монополией, контролируемой иностранцами или созданной в процессе приватизации; в защите интеллектуальной или промышленной собственности; ограничения на использование долгосрочных (на срок более пяти лет) займов, получаемых за рубежом (с. 11-12).

Все названные меры могут ограничить и даже запретить присутствие иностранного капитала в той или иной отрасли экономики принимающей страны. Однако чаще всего допуск иностранного капитала связан с соблюдением определенных требований и условий. Даже в странах с наиболее открытой экономикой сохраняются такие меры, как ограничение для иностранных инвесторов иметь право решающего голоса в местных акционерных компаниях, требования в отношении рекламы, предоставления отчетов и т. д. Эти меры могут сочетаться с относительно свободным допуском иностранного капитала в национальную экономику.

В основе предоставления права иностранным инвесторам вкладывать свои средства в экономику принимающей страны лежит принцип эффективного распределения производственных ресурсов на международном уровне, регулируемого рынком в условиях отсутствия политических барьеров, стоящих на пути свободного международного движения капиталов. В этом смысле можно сказать, что право на свободное учреждение предприятий предполагает отмену любых дискриминационных мер в отношении иностранных и национальных инвесторов и/или между инвесторами из различных стран (с.12).

Принимающие страны стремятся установить контроль над допуском иностранного капитала в национальную экономику с целью защиты и достижения целей экономической политики, национальной безопасности, общественного здоровья, моральных ценностей и других целей национальной политики (с.13). Эти меры вводятся под лозунгами национального суверенитета и экономического самоопределения, в соответствии с которыми государство оценивает иностранные инвестиции с точки зрения национальных приоритетов развития, а не интересов иностранных инвесторов. Но даже те государства, которые сохраняют за собой право контролировать допуск и функционирование

иностранных инвесторов, при заключении международных инвестиционных договоров могут включать в их текст специальные статьи (оговорки) о свободном допуске и функционировании иностранных инвесторов. Эти статьи основываются на договоре, а не на положениях обычного международного права. На практике на соглашения об инвестиционных проектах влияют и другие законы, действующие в принимающих странах, например, в области социальной ответственности бизнеса. Так, некоторые страны требуют, чтобы руководство создаваемых иностранными инвесторами предприятий консультировалось с занятыми или создавало советы занятых на предприятии.

ЛА.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.