2001.03.035. МАХИНА С.Н. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВА-НИЯ. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. унта, 1999. - 232 с.
В монографии исследуются теоретические вопросы управленческого, административно -юрисдикционного и административ-ного судебного процессов, их современное состояние, проблемы правового регулирования и реформирования. Обосновывается необходимость формирования административного процесса как самостоятельной отрасли российского права.
Определение содержания административного процесса как порядка рассмотрения дела в суде, по мнению автора, подтверждается Конституцией РФ, в которой говорится о четырех видах судопроиз-водства: гражданском, уголовном, конституционном и администра-тивном. Развитие и законодательное оформление институтов административного процесса пока в перспективе, и возможность отправления административного судопроизводства является в определенном смысле фиктивным положением нормы Конституции РФ. Сложившееся в настоящее время понимание административного процесса весьма противоречиво. Часто в его содержание включаются практически любые или все виды процессуальной деятельности в административном праве, тем самым чрезмерно расширяется предмет административно-процессуального регулирования. В данной работе автор рассматривает административный процесс не только как судебный процесс, судопроизводство, но и с точки зрения других существующих в науке подходов к определению его содержания.
Административный процесс рассматривается в книге как форма правосудия по делам о спорах о субъективном публичном праве. Правосудие по этой категории дел характеризуется следующими признаками:
1) административное судопроизводство - вид государственной деятельности;
2) правосудие по административным делам осуществляется только судом;
3) отправление правосудия должно быть детально регламентировано в законе -Административно-процессуальном кодексе;
4) правосудие осуществляется по правилам искового производства;
5) отправление правосудия по делам о спорах о публичном праве связано с возможностью применения особых мер государственного принуждения.
Поскольку административный процесс должен составить часть судебного права, обладающую всеми характеристиками судебных процессов, то ему в полной мере свойственны основные институты юридического процесса - субъекты процесса, принципы процесса, стадии процесса, производства и др. Предлагается ряд положений о субъектах, принципах и стадиях административного судебного процесса, которые должны быть закреплены Административно-процессуальным кодексом.
Отмечается также, что в российской правовой системе наряду с традиционным юрисдикционным пониманием юридического процесса (как порядка рассмотрения дел в суде, судопроизводства) объективно уже сложилась и существует другая группа юридических процессов, имеющая свою специфику, - позитивные юридические процессы, целью которых не является применение юридической ответственности к правонарушителю и восстановление нарушенного права. К ним, как правило, относят управленческий, конституционный, законотворческий, бюджетный. Автор подчеркивает, что административная процессуальная деятельность не является в чистом виде ни позитивным процессом, ни юрисдикционным, в чем и заключается ее специфика. Каждой группе отношений, составляющих предмет административного права, соответствует свой, специальный вид процесса.
Исходя из этого, автор выделяет три вида процессуальной деятельности (три вида процесса): управленческий, административно-юрисдикционный и административный. Первые два "обслуживают" основные группы отношений, регулируемых материальным административным правом, - управленческие и юрисдикционные (полицейские), а административный процесс, выступающий средством судебной защиты нарушенного публичного права в сфере управленческих и полицейских отношений, представляет собой часть административной юстиции. Ни один из этих процессов не является определяющим по отношению к другим, они не соотносятся как общее и частное, а выступают в определенной степени независимыми по отношению друг к другу: управленческий и административно-юрисдикционный процессы - это институты (подотрасли) административного права, а административный процесс должен стать отраслью российского права.
Подчеркивается, что в настоящее время круг общественных отношений, составляющих предмет административного права, опреде-ляется некоторыми учеными не как ограниченный сферой государствен-но-управленческих отношений, а как охватывающий еще два вида общественных отношений - "полицейские" и отношения в области административной юстиции.
Но те и другие нуждаются в реформиро-вании их правового регулирования, приведении законодательства в соответствие с практикой и теоретическими разработками. По мнению автора, становление и развитие института административной юстиции в России позволит в будущем говорить о возможности выделения правовых норм, регулирующих отношения в сфере административной юстиции, за границы отрасли административного права и формирования самостоятельной правовой отрасли.
Всю процессуальную деятельность в административном праве, по мнению автора, возможно объединить понятием "административная деятельность", которая может осуществляется в позитивном (управлен-ческий процесс) и юрисдикционном (административно-юрисдикционный процесс) порядке; совокупность правовых норм, регулирующих осуществление административной деятельности, составит право административной деятельности. Делается вывод, что административное право РФ регулирует:
- отношения, складывающиеся в сфере управления, преимущественно "власти -подчинения", обязательный субъект которых - административный орган - управленческие отношения;
- отношения, складывающиеся по поводу охраны общественного порядка, основанные на возможности применения властных принудительных полномочий управомоченными субъектами - административно-юрисдикционные отношения;
- отношения в сфере развивающейся административной юстиции.
Это позволяет автору говорить о трех частях материального административного права, постепенно выделяющихся в качестве его подотраслей (отраслей): управленческом праве, административно-деликтном (административно-юрисдикционном) праве и администра-тивной юстиции.
Административную юстицию как комплексный институт автор понимает в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле под административной юстицией понимаются вся совокупность органов административной юстиции, порядок их формирования, функционирования и разрешения ими административно-правовых споров. Это понятие включает в себя понятие административного процесса. В узком же смысле под административной юстицией понимается материальная сторона, т. е. совокупность правовых норм, которая определяет систему органов административной юстиции, порядок их образования и функционирования, перечень дел, подлежащих рассмотрению посредством административного судопроизводства. В этом случае административная юстиция является частью российского права, регулирующего вопросы судоустройства.
Реальное существование административного судопроизводства станет возможным, по мнению автора, не только в результате создания системы судов административной юстиции, но при условии достаточной законодательной регламентации их процессуальной деятельности по рассмотрению споров о субъективных, публичных правах. Для реального наполнения положений Конституции РФ об административном судопроизводстве, создания органов административной юстиции необходимы скорейшая разработка и принятие целого ряда законодательных актов: Административного процессуального кодекса, Федерального закона "Об административной юстиции", а также внесение большого количества изменений в действующее законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.
Административному процессу и административному судопроиз-водству, по мнению автора, будет принадлежать главная роль в защите прав и свобод человека и гражданина от их нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
А.В.Четвернина