2001.02.013. НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В МАЛЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ: РОЛЬ ОТДЕЛОВ ПО СВЯЗЯМ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ / ДЖОУНС-ЭВАНС Д., КЛОФСТЕН М., АНДЕРСОН Э., ПЭНДИА Д.
Creating a bridge between university and industry in small European countries: the role of the industrial liaison office / Jones-Evans D., Klof-sten M., Andersson E., Pandya D. // R&D management. - Oxford, 1999. -Vol.29, №1. - P.47-56.
Реферируемая публикация принадлежит четырем авторам: двум английским и двум шведским ученым. Джоунс-Эванс и Пэндиа работают в Школе бизнеса Глемогенского университета, г.Понтиприт, Южный Уэльс; Магнус Клофстен и Эва Андерсон -сотрудники Центра инноваций и предпринимательства при Линчё-пингском университете.
Обозначая актуальность выбранной ими темы, авторы отмечают, что значимость технологических сдвигов для национальной экономики приобретает особый характер в малых европейских странах. Это относится как к развитым государствам типа Швеции, так и к странам, "находящимся на периферии европейского развития", типа Ирландии. Резервы стимулирования инновационной активности промышленности - в налаживании эффективного межсекторального сотрудничества. Более активную позицию в этой связи должны занять университеты.
В дискуссиях о переносе технологий из университетских лабораторий в промышленные фирмы внимание концентрировалось на проблемах "принимающей стороны". Авторы предлагают взглянуть на проблему с точки зрения тех, кто "предлагает" новую технологию, т. е. с позиции университетов. В этой связи заслуживает внимания специальная университетская структура - отделы по связям с промышленностью. Обычная задача таких подразделений - налаживание взаимодействия между университетом и различными внешними учреждениями - промышленными, правительственными и др. Подобные отделы могут выполнять роль "справочной службы", направляя заинтересованных промышленников в необходимые им университет-
ские подразделения. Через такого рода службу университетские ученые могут принимать участие в промышленных разработках вне стен своего вуза; наконец, "продажа" знаний заинтересованным покупателям позволяет университетам получить дополнительные источники дохода. Впоследствии такого рода ресурсы могут направляться на разработки, представляющие интерес для потенциальных заказчиков.
Проблемы взаимодействия университетов и промышленных подразделений рассматриваются обычно на уровне личных контактов исполнителей, представляющих сотрудничающие стороны. Авторы полагают, что роли служб, выступающих посредниками в этом процессе, до сих пор не уделялось должного внимания. Выбирая в качестве объекта своего обследования университеты Швеции и Ирландии, авторы посчитали интересным сравнить, как работают отделы по связям с промышленностью в столь различных странах. Сопоставление основных показателей ИР в Швеции и Ирландии говорит о значительном отрыве первой страны в сфере финансового и кадрового обеспечения исследовательской деятельности (см.табл.).
Таблица (с.49) Показатели ИР в Швеции и Ирландии, 1993 г.
Основные показатели Швеция Ирландия
Доля валовых затрат на ИР в ВНП (%) 3,29 1,24
Занятость в ИР (тыс. человек) 13,0 6,8
Доля промышленного сектора в освоении затрат на ИР (%) 70,5 67,8
Доля занятых в секторе промышленных ИР (%) 62,5 47,2
Доля валовых ИР затрат, освоенных в вузах (%) 24,5 21,0
Исследователи вузов, доля в национальном кадровом потенциале (%) 40,0 49,9
Комментируя данные таблицы, авторы обращают внимание на сравнительно высокую долю персонала, сконцентрированного в ирландских вузах. Такие специалисты могут рассматриваться как не используемый полностью ресурс для расширения сотрудничества с промышленностью.
Существуют ли заметные различия в подходах университетского сектора к налаживанию связей с промышленностью в столь разных странах, как Швеция и Ирландия? Ответ на этот вопрос авторы попытались найти, знакомясь с деятельностью нескольких шведских и ирландских университетов. В Ирландии - университетские колледжи в Корке, Дублине, Голуэйе, университет в Лимерике и Тринити-колледж в Дублине. В Швеции - университеты в Линчё-пинге и Умео, технические университеты в Лулео и Гетеборге. В ходе обследования авторы провели интервью со специалистами из отделов по связям с промышленностью. В каждом из шведских вузов были опрошены 5-6 человек, в ирландских - 1-2 человека. Предварительно всем респондентам были розданы материалы, в которых сообщалось о целях обследования и предлагались перечни вопросов.
В ходе обследования авторов интересовали четыре главные темы: роль и задачи отдела по связям; степень непосредственного вовлечения университета в контакты с промышленными компаниями; главные помехи на пути развития контактов; выгоды, полученные университетом от такого рода связей с промышленностью, и предполагаемое мнение потребителей о значимости промышленно-университетских контактов.
Первые отделы рассматриваемого типа появились в Швеции в течение 70-х годов. Авторы констатируют, что к 90-м годам шведские вузы уже имели разнообразные службы по оказанию посреднической помощи. В некоторых университетах отделы по связям сконцентрировали у себя весь спектр задач по реализации указанного посредничества, в других - функционировала более усложненная система, в которой отделы по связям были лишь одним из подразделений; существовали специальные отделы по подготовке патентов, по организации контрактных ИР, по оказанию помощи в учреждении дочерних исследовательских фирм. Посредническая деятельность шведских университетов получила поддержку правительства, решением которого контрактные ИР получили равный статус с прочими функциями вуза - обучением и собственными исследованиями.
В Ирландии наведение мостов между университетами и промышленностью началось в 80-е годы в условиях промышленного спада. В течение последнего десятилетия, подчеркивают авторы, ир-
ландское правительство предприняло ряд инициатив по стимулированию университетских связей с промышленностью, в том числе и по распространению в вузах соответствующих отделов. Особое распространение получило создание дочерних фирм на базе университетов: так, к 1994 г. в стране функционировало 178 таких компаний (с.51).
Система посреднической службы во всех обследованных ирландских университетах однотипна и предусматривает наличие одного специалиста и нескольких человек административного персонала. Таким образом, резюмируют авторы, посредник в ирландском вузе является, как правило, единственным "привратником", открывающим двери в университетские подразделения. В отличие от Ирландии, в шведских вузах отдел по связям составляет лишь одно из звеньев в системе подразделений, занимающихся различными аспектами переноса технологий.
Несмотря на отмеченное организационное отличие, задачи рассматриваемых отделов в обеих странах в целом похожи. В Ирландии особое внимание уделяют маркетингу "университетской экспертизы", шведские отделы более активны в продвижении своих результатов, в создании новых компаний. Оба типа посредничества отличны друг от друга по выбору партнеров: шведские университеты ориентируются на мелкие высокотехнологичные фирмы, ирландские - на обслуживание подразделений крупных иностранных компаний.
Рассматривая характер действующих связей между университетами и промышленностью двух стран, авторы выделяют плюсы и барьеры на пути посреднической деятельности отделов по связям. Главное преимущество, отмеченное респондентами, состоит в получении дополнительного финансирования для вуза. Были отмечены и такие моменты, как доступ к новой технике, к новым техническим идеям. Что касается барьеров, то ирландские респонденты считают таковыми нехватку финансовых фондов, а также недостаточно активную позицию правительства в деле стимулирования переноса технологий. Такая позиция тем более необходима, считают респонденты, поскольку в этой стране недостаточно развита "культура предпринимательства", особенно в университетской среде. На последнее обстоятельство указывали и шведские респонденты.
В университете все еще преобладает убеждение, что сотрудничество с фирмами противоречит главной задаче вуза - проведению фундаментальных исследований и подготовке кадров. Респонденты обеих стран отмечали также неспособность компаний сформулировать проблемы, которые могли бы заинтересовать университетские подразделения. С другой стороны, вузам также надо учиться "продавать свои услуги".
Серьезной помехой на пути рассматриваемых связей является проблема засекречивания результатов ИР. Университетские изобретатели стоят перед трудным выбором: публиковать свое открытие за скромное вознаграждение или скрывать его до тех пор, пока оно не будет защищено патентом, рискуя при этом утратить коммерческую новизну предложенного изобретения.
В ходе обследования шведских и ирландских вузов была выявлена еще одна проблема: "неадекватное отношение" бизнесменов к университетским ученым. Если университеты проводят политику "открытых дверей", то отношение промышленности не столь однозначно: многие не доверяют университетским специалистам, считая их оторванными от реальной жизни; такое отношение особенно распространено в "низкотехнологичных" средних и мелких компаниях, работники которых мало контактировали с университетскими специалистами.
В заключение авторы подчеркивают, что сравнение служб двух стран по установлению связей университетов с промышленностью показало: причины неадекватного развития таких услуг в Ирландии лежат не только в нехватке соответствующих ресурсов, но и в недостаточном признании важности такого рода деятельности со стороны правительства. При должном внимании и поддержке ирландские университеты могут организовать посреднические связи с промышленностью на уровне Швеции.
Т.В.Горбунова