Э.К. Хижный
Эволюция государственной семейной политики ведущих стран Западной Европы в конце ХХ- начале XXI в.
Государственная семейная политика составляет значительный раздел государственной системы социальной защиты граждан всех стран Западной Европы. Созданная в 60-е годы ХХ в., она прошла большой путь, достигла немалых успехов, но сейчас испытывает серьезные трудности.
В своем развитии семейная политика ПРС Западной Европы прошла три этапа. Первый этап, датируемый концом XIX - началом XX в., характеризуется первыми проявлениями заботы государства в деле укрепления семей и переходом к экономической поддержке нуждающихся посредством выплат пособий на детей. Лидером в этой сфере можно признать Францию. Уже в 1860 г. правительство этой страны ввело пособие на детей в возрасте до пяти лет для семей моряков с пятилетним стажем работы под лозунгом: «10 сантимов в день на ребенка» (7, с. 194). Через шесть лет детские пособия были распространены на другие категории служащих, а с начала ХХ в. эта практика стала применяться предпринимателями частного сектора при содействии государства. Этому в немалой степени содействовала Международная организация труда (МОТ). В 1919 г. - в год своего образования, ею была принята Конвенция № 3 об охране материнства, которая устанавливала право женщин на дородовый и послеродовый отпуска, на медицинскую помощь, детские пособия и на сохранение рабочего места на период всего
отпуска и кормления ребенка. В 1919 г. эту Конвенцию подписали всего четыре государства.
Второй этап семейной политики начался в 50-60-е годы ХХ в., когда в странах Западной Европы стало формироваться «государство всеобщего благосостояния» и начала разрабатываться общегосударственная социальная политика. К этому времени ответственность за положение семей почти полностью переходит от родственников и церкви к государственным учреждениям.
Конвенция № 102 (пересмотренная Конвенция № 3) от 1952 г. закрепила и конкретизировала широкий спектр мер по охране материнства. В том же году ее ратифицировало 40 стран, а в 2005 г. -120. Отпуск по беременности и родам установлен Конвенцией № 103 в размере 12 недель, а для 62 развитых стран - 14 недель и больше. Государство стало заботиться не только о минимальном, но и о «приличном» уровне благосостояния семьи как в материальной, так и в других сферах ее жизнедеятельности. Именно с этого времени в рамках семейной политики ПРС стали претворяться в жизнь такие меры, как медицинское обслуживание беременных женщин, предоставление и оплата им декретных отпусков, осуществление медицинского ухода за младенцами и детьми младшего возраста, выплата семейных пособий работающим, а в ряде стран - и всем семьям. В наиболее уязвимом положении оказались сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга, работающие на дому лица, имеющие нестандартный статус трудоустройства, и все занятые в теневой экономике (ТЭ).
Третий этап развития семейной политики в ПРС начался с 80-х годов ХХ в. в условиях уже оформившейся государственной социальной политики. К этому времени семейная политика претерпела существенные изменения. Массовое вовлечение женщин в сферу труда, характеризующееся широкой индивидуализацией форм трудоустройства (частичная занятость, временная работа и т.д.), условий и режима работы, привело к тому, что семьи стали сами выбирать себе образ жизни, тип семейных отношений и планировать количество детей.
В июне 2000 г. МОТ приняла новые Конвенцию № 183 и Рекомендацию № 191 об охране материнства. Главные различия между этими и предыдущими документами состоят в следующем:
- допускается возможность отдельных отклонений от положений конвенции для государств, ее ратифицировавших;
- включена новая статья о необходимости защиты здоровья;
- увеличивается с 12 до 14 недель рекомендуемая минимальная длительность отпуска по беременности и родам;
- после окончания этого отпуска гарантируется право на возвращение на то же или эквивалентное рабочее место, оплачиваемое по такой же ставке;
- сохраняется 6-недельный обязательный отпуск после рождения ребенка, но указывается, что он может быть увеличен или сокращен в соответствии с решениями трехсторонних общенациональных соглашений;
- сохраняется на уровне не менее 2/3 прежнего заработка рекомендуемый размер пособия по беременности и родам, но относительно менее развитые в экономическом отношении государства при определении минимального пособия могут использовать в порядке исключения минимальный уровень пособия по болезни или по инвалидности;
- государства, ратифицировавшие конвенцию, должны взять на себя обязательство предпринять все необходимые усилия для предотвращения положения, когда материнство становится источником дискриминации женщин на рынке труда.
Все эти обстоятельства сказались на изменении целей семейной политики. Эту эволюцию можно вкратце охарактеризовать следующим образом: от перераспределения доходов в пользу бедных семей и содействия росту благосостояния посредством оказания различных услуг и информационного их обеспечения до передачи основной ответственности за решение проблем семьи на самих ее членов и их ближайшее окружение при гарантированном государственном прожиточном минимуме для всех.
Традиционно семейные пособия связаны с работой трудящихся. Однако в ПРС Западной Европы охват этими пособиями намного шире: они распространяются и на самостоятельно занятых людей, и на безработных, а в ряде случаев - даже на все население. Практически во всех этих странах семейные пособия превратились в универсальную и доступную льготу, финансируемую за счет налоговой части госбюджета.
Первоначальной и порой главной причиной выплаты семейных пособий является стремление помочь каждому человеку уменьшить его дополнительные расходы, связанные с рождением и воспитанием детей, что способствует справедливому перераспределению доходов от богатых семей к бедным и многодетным.
Сегодня выплата регулярных семейных пособий ставится в полную зависимость от материального положения семей, преследуя, в первую очередь, задачу сократить бюджетные расходы. Широкое внедрение адресности в деле выплат семейных пособий и повышение их эффективности наряду со стимулированием рождения детей (что очень важно в эпоху старения населения) и поощрением трудовой активности женщин - вот основные задачи в области семейной политики ПРС на данном этапе.
На семейную политику ПРС большое влияние оказывают такие устойчивые факторы, как эволюция коэффициентов браков и разводов, изменение структуры семьи, снижение рождаемости и численный состав семей (см. табл. 1).
Только за последние 15 лет у половины семей стран - членов ЕС-15 доля разводов достигла 40-50%. Удельный вес внебрачных детей возрос на 50% в Великобритании и Германии, на 100 - в Ирландии, Италии и Люксембурге и на 150% - в Испании, Нидерландах. Удельный вес неполных семей (с одним родителем) увеличился в 1,5-2,0 раза в большинстве стран ЕС и в 2004 г. составил 4,3% всех семей (21, с. 57).
Наблюдается устойчивая тенденция к снижению коэффициента младенческой смертности при рождении и в возрасте до пяти лет при стабильном и довольно низком коэффициенте рождаемости.
О структуре семей в странах ЕС-15 по состоянию на 2004 г. говорят следующие данные:
- 17,7% семей состояли из двух-трех взрослых с двумя-тремя детьми;
- 16,2% семей относились к когда-то «стандартным», состоявшим из семейной пары и двух детей;
- 11,4% были представлены супружеской парой и одним ребенком;
- 4,3% семей состояли из родителя-одиночки;
- 50,4% семей не имели детей, в том числе 12% семей состояли из взрослых одиночек, 4% - из одного взрослого с детьми-иждивенцами (21, с. 57).
Таблица 1 (17, с. 53; 21, с. 56)
Изменение структуры населения ряда стран ЕС-15 за период 1990-2004 гг.
Страны Коэффициент браков* Коэффициент разводов** Число разводов на 100 свадеб Доля внебрачных детей***
1995 г. 2004 г. 1995 г. 2004 г. 2003 г. 1990 г. 2003 г.
В среднем по ЕС-15, в том числе: 5,1 4,7 1,9 1,9 37,7 19,6 31,8
Великобритания 5,5 5,1 1,2 2,8 н/д 27,9 41,5
Дания 6,6 7,0 2,5 2,9 45,0 46,4 44,6
Германия 5,3 4,8 2,1 2,6 52,1 15,3 27,0
Ирландия 4,3 5,1 н/д 0,7 12,9 14,6 31,4
Испания 5,1 5,0 1,0 1,1 20,1 9,6 23,2
Италия 5,1 4,3 1,5 0,8 15,4 6,5 13,6
Люксембург 5,1 4,9 1,8 2,3 51,3 12,8 25,0
Нидерланды 5,3 5,5 1,9 1,9 39,7 11,4 30,7
Франция 4,4 4,3 2,1 2,1 45,7 30,1 45,2
Швеция 3,8 4,8 2,6 2,2 54,1 47,0 56,0
* Коэффициент браков определяется их числом на каждую тысячу человек населения на определенную дату.
** Коэффициент разводов определяется их числом на каждую тысячу женщин.
*** Число рожденных детей от незамужних женщин (внебрачных детей) к числу всех родившихся детей на определенную дату.
Изменение структуры семей в западноевропейских государствах, повышение возраста женщин, вступающих в первый брак, увеличение доли семей с одним родителем, а также улучшение медицинского обслуживания детей в этих странах привели в конечном итоге к резкому (более чем вдвое) понижению коэффициента фертильности, грозящему большими негативными последствиями. В целом по Западной Европе этот показатель оценивался в 1960 г. в
2,6 человека на каждую женщину в возрасте 15-49 лет, в 1975 г. -в 2,4, в 1990 и в 2004 гг. - в 1,51
И если динамика прироста населения не изменится в ближайшие годы (а семейная политика призвана его исправить), то, по мнению демографов, население таких стран, как Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Норвегия и Швейцария, существенно сократится к 2050 г. Население ЕС-15 возрастет к 2050 г. до 384,5 млн. человек против 379 млн. в 2000 г., т.е. увеличится всего на 1,3%2.
По методике демографической службы ООН, все семьи в ПРС подразделяются на четыре группы: семьи из одного супруга с детьми (один или более), семьи из одного взрослого без детей, семьи из двух или более взрослых с детьми и семьи из двух или более взрослых без детей. Наибольшее значение для семейной структуры страны имеют две устоявшиеся в ПРС и довольно тревожные тенденции: рост доли семей без детей и увеличение числа родителей-одиночек. Если за базу (100%) взять семьи, то получится, что за истекшие 20 лет удельный вес семей без детей вырос в странах ЕС-15 с 40 до 51%.
Доля семей с одним родителем за эти же годы выросла в рассматриваемых странах в среднем с 5 до 12%, при этом данный показатель выше в англосаксонских и североевропейских странах (7-20%) и существенно ниже в странах Южной Европы (от 2 до 5%) (5, с. 49-50; 21, с. 57).
В табл. 2 приводятся данные зависимости размера среднего душевого дохода по семьям четырех основополагающих типов. Если средний размер такого дохода в стране принять за 100%, то у семьи из одного супруга с детьми он составлял в 14 странах ОЭСР 51,2%, в бездетной семье-одиночке - 88,9%, в семье с двумя и более взрослыми и детьми - 95,1%, а у бездетной семьи с двумя и более взрослыми - 122,3% (5, с. 50-51). Вывод напрашивается сам собой: наличие детей приводит к понижению дохода семьи. Причем такое понижение объясняется прежде всего обеспечением взрослых членов семьи занятостью, притом с хорошей трудовой нагрузкой.
1 См.: Статистическое приложение, табл. 2.
2 См.: Статистическое приложение, табл. 1.
Таблица 2 (5, с. 51-52)
Доход на одного человека трудоспособного возраста, по разным типам семей, середина 1990-х годов (в % от среднего показателя)*
Страна Тип семьи
один взрослый с детьми** один взрослый без детей два и более взрослых с детьми** два и более взрослых без детей
Австралия 57,4 92,3 93,0 120,0
Австрия 87,5 84,9 98,3 110,2
Бельгия 68,6 125,7 84,9 125,4
Великобритания 51,1 91,7 92,9 127,5
Германия 57,5 90,3 95,0 112,2
Греция 81,8 98,0 97,2 107,3
Дания 59,4 75,0 100,0 115,2
Италия 52,3 98,4 91,4 117,5
Канада 57,4 85,1 94,1 120,1
Нидерланды 54,9 80,1 93,1 122,9
Норвегия 67,0 73,2 99,1 116,9
США 48,9 98,9 93,1 126,9
Финляндия 75,8 74,6 99,8 112,1
Франция 65,7 94,3 97,0 113,0
Швеция 72,2 73,9 101,4 130,8
В среднем 61,7 88,9 95,1 122,3
* Средний доход на одного человека во всем трудоспособном населении страны = 100.
** С «детьми» везде означает «один ребенок или более».
В половине развитых стран ухудшилось положение проживающих в семьях с родителями-одиночками. Положение семей из двух взрослых с детьми в среднем почти не изменилось, кроме Греции, где оно улучшилось. Семьи из двух взрослых без детей не только имели наибольший доход, но и улучшили свое положение.
Начиная с 1980-х годов страны ЕС не могут физически осуществлять простое воспроизводство своего населения. Ведь для этого им нужно иметь показатель фертильности на уровне 2,1 человека от каждой женщины репродуктивного возраста (15-49 лет). Одна
из важных задач семейной политики стран Западной Европы состоит в том, чтобы создать условия для достижения такого показателя.
Значение семейной политики состоит в том, что она напрямую относится к воспроизводству населения, к процессу рождения и воспитания новых поколений. Она предусматривает комплекс мер помощи семьям с детьми как важнейшим ячейкам общества для повышения их благосостояния, создания условий, которые позволили бы родителям совмещать профессиональную трудовую деятельность с семейными обязанностями при полном соблюдении интересов детей.
Основными целями семейной политики ПРС сегодня считаются:
- охрана материнства и младенчества (декретный отпуск, детские учреждения);
- выплата основных (базовых) и дополнительных пособий на
детей;
- стимулирование воспитания и образования детей (родительский отпуск, продление выплат детских пособий для учащихся детей и т.д.);
- выравнивание семейных расходов и стимулирование брака (при помощи регулирования размера подоходного налога с работающих и предоставления им льготных кредитов).
Рассмотрим более подробно, как реализуются задачи семейной политики в странах - членах ЕС в современных условиях.
Охрана материнства и детства
В рамках системы охраны материнства и детства в странах ЕС осуществляются как минимум следующие мероприятия: 1) медицинское обслуживание женщин в период беременности, родов и послеродовой период; 2) предоставление декретного отпуска и его оплата; 3) наблюдение за новорожденным и здоровьем детей младшего возраста; 4) выплата основных (базовых) и дополнительных пособий на детей; 5) предоставление родительского отпуска для воспитания детей; 6) ссуды и налоговые льготы для приобретения или аренды жилья и некоторые другие дотации. В девяти странах ЕС охрана материнства охватывает все женское население (в Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Норве-
гии, Португалии, Финляндии и Швеции). В других странах ЕС -только застрахованных женщин, как работающих, так и иждивенцев застрахованных работников; они получают семейные пособия.
Самым распространенным и значимым для населения стран Западной Европы является декретный отпуск роженице, его продолжительность и размер оплаты. Затем к этому пособию добавляется ряд других форм поддержки семей. Самая высокая продолжительность декретного отпуска отмечена в Швеции (64 недели), Норвегии (53 недели), Дании (30 недель) и в Италии (21 неделя). Наиболее короткий отпуск по беременности на сегодня зафиксирован в Германии, Бельгии (14 недель) и в Финляндии (15 недель). В большинстве стран ЕС этот показатель находится в пределах 1618 недель.
Размер оплаты декретного отпуска в пяти государствах ЕС (в Дании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии и Испании) составляет 100% от получаемой зарплаты. В других странах норма замещения оценивается в пределах 60-70%. В пяти странах оплата декретного отпуска полностью осуществляется государством за счет налогов (Дания, Испания, Великобритания, Норвегия, Португалия). В других государствах большая часть затрат покрывается за счет социальных страховочных взносов главным образом со стороны предпринимателей, а иногда и наемных работников при активной поддержке государственного бюджета. Последнее замечание касается выплаты декретного отпуска жителям, не охваченным социальным страхованием, включая иностранцев, которым разрешено проживание в стране. Только в отдельных странах право на это пособие имеют безработные (например, в Нидерландах, Германии, Франции) и учащиеся (в Германии). Размер пособий для безработных женщин, как правило, ограничивается величиной минимальной заработной платы. Не во всех государствах право на получение данного пособия распространяется на занятое работой на самостоятельной основе население.
Таким образом, финансирование данного пособия осуществляется по разным схемам страхования и с государственной помощью. О положении с декретным отпуском в сжатом виде говорят данные табл. 3.
Таблица 3 (18, с. 38-46)
Продолжительность и размер оплаты декретного отпуска в странах ЕС на 1.01.2006 г.
Страны Продолжительность Порядок оплаты и ее размер
1 2 3
Австрия 8 недель до и 8 недель после родов, а при тяжелых родах (двойняшки, преждевременные) - 12 недель За 13 недель (или 3 месяца) 100% размера чистой зарплаты
Бельгия 6 недель до (8 - при двойняшках) и 9 недель после родов 82% зарплаты за первые 30 дней и 75% с 31 дня до конца 15 недель. Выплачивается пособие на первого ребенка (945 евро) и на последующих по 711 евро в месяц
Великобритания 11 недель до и 7 недель после родов 90% заработной платы за первые шесть недель и по 115 евро в неделю за оставшиеся недели
Дания 4 недели до и 14 недель после родов. Кроме того, отцу ребенка дается отпуск в две недели По 447 евро за неделю, или по 12 евро за день отпуска при 37-часовой неделе, в среднем 60% заработной платы
Германия 6 недель до и 8 после родов. При затяжных родах - 16 недель отпуска Для застрахованных лиц максимум по 13 евро в день, а для других - не больше 210 евро в месяц
Греция 56 дней до и 63 дня после родов Максимум 38 евро в день (без иждивенцев) и 53 евро в день с четырьмя иждивенцами
Ирландия Всего 18 недель, причем не менее 4 недель до и 4 недель после родов 80% средней зарплаты. Минимум 193 евро в неделю и максимум 256,6 евро
Испания Всего 16 недель (18 недель при двойняшках) 75-100% зарплаты
Италия 1-2 месяца до и 3-4 месяца после родов 80% от застрахованной зарплаты за установленную продолжительность отпуска и 30% зарплаты за дополнительный срок
Люксембург 8 недель до и 8 после родов. При тяжелых родах еще 4 недели послеродового отпуска 100% зарплаты и по 194 евро в неделю, если отпуск длится более 16 недель
Продолжение табл. 3
1 2 3
Нидерланды Всего 16 недель, причем 4-6 недель до и 10-12 недель после родов 100% зарплаты при максимуме 168 евро в неделю
Норвегия Всего 43-53 недели При 43 неделях 100% зарплаты, при 54 неделях - 80% зарплаты в месяц
Португалия 120 дней, при этом 30 до и 90 дней после родов 100% от минимальной зарплаты
Финляндия 105 дней (не считая выходных), причем 30-50 дней до родов Минимальная оплата 11,5 евро в день, а в среднем 60% зарплаты
Франция Всего 16 недель: 6 до и 10 после родов. 26 недель при рождении третьего ребенка (8+18) 34 недели (12+22) при рождении двойняшек и 46 недель (24+22) при рождении более двух детей Чистая зарплата с потолками: максимум - 65 евро, минимум -7,8 евро в день
За данными табл. 3 скрываются весьма интересные детали, которые характеризуют специфику условий предоставления декретного отпуска в ряде стран. Так, в Бельгии не требуется определенного стажа работы у женщин для получения права на декретный отпуск с пособием. В Великобритании будущая роженица должна иметь двухгодичный стаж с полной трудовой нагрузкой или непрерывный пятилетний стаж без перерыва при частичной занятости. В обоих случаях этот стаж нужно иметь перед выходом в декретный отпуск после 15-й недели беременности (7, с. 262). В Италии предприниматель помимо пособия по декрету в размере 80% от прежней зарплаты доплачивает ей по коллективному договору еще 20% зарплаты. Все же в большинстве стран главным условием получения декретного отпуска является либо застрахованная занятость (Германия), либо работа в течение определенного периода времени (Норвегия), либо стаж работы у одного работодателя. Весьма интересна практика использования части послеродового отпуска супругом после окончания декретного отпуска жены (Норвегия, Великобритания, Швеция). В большинстве стран установлен специальный «отцовский» частично оплачиваемый отпуск про-
должительностью от трех до 14 дней и даже больше (48 дней в Финляндии). Но эти отпуска мало востребованы.
Не менее разнообразны единовременные пособия, связанные с рождением ребенка. Они используются во всех странах, кроме Италии. Они очень распространены среди работающих женщин, не имеющих права на получение страхового пособия по декретному отпуску (Германия, Норвегия). В ряде стран единовременное пособие выдается в одинаковом размере, начиная с рождения первого ребенка, в других - с уменьшением размера на последующих детей, а в третьих - с увеличением числа детей.
В середине 70-х годов ХХ в. Швеция «изобрела» отпуск и пособия по уходу за малолетним ребенком; условия его получения оговариваются в коллективных договорах предпринимателей с работниками (Бельгия, страны Южной Европы, Великобритания). Длительность такого отпуска может составлять от трех месяцев до трех лет, но чаще всего 10-12 месяцев. Первоначально этот отпуск рассматривался как продленный декретный, но затем его стали рассматривать как самостоятельный. Главным условием для получения отпуска по уходу за ребенком служит стаж не менее 6-12 месяцев непрерывной работы у одного работодателя. Занятые самостоятельно и безработные не имеют на него права. Размеры пособия по такому отпуску устанавливаются в процентах от уровня доходов получателей, они порой сравнимы с размером пособий по безработице (Дания и страны Северной Европы). Популярность отпуска по уходу за ребенком во многом зависит от наличия необходимого числа детских и дошкольных учреждений и муниципальных рекреационных лагерей.
Подобная социальная инфраструктура наиболее развита в Скандинавских странах (охватывает 40% детей), в Греции, Великобритании и Бельгии 30% детей пользуются такими учреждениями, в Германии этот показатель оценивается в 10%, а в странах Южной Европы он мизерный (порядка 5-6%).
Во многих странах оплата услуг детских дошкольных учреждений со стороны родителей во многом зависит от доходов семьи. Как правило, среднеобеспеченные родители оплачивают 30% стоимости места в таком детском учреждении.
Практически во всех странах ЕС (кроме Ирландии) беременная женщина имеет право перехода на более легкую работу. 22
В восьми странах (кроме Бельгии, Дании, Великобритании и Ирландии) предоставляется дополнительное оплачиваемое время для кормления ребенка грудью.
Ряд стран Западной Европы применяют меры по стимулированию рождения ребенка. В четырех странах (в Бельгии, Люксембурге, Португалии и Франции) выплачивается единовременное послеродовое пособие, а еще в двух (в Ирландии и Великобритании) такое пособие выдается только нуждающимся семьям. В трех странах (в Люксембурге, Греции и Португалии) выплачивают пособие новобрачным как перспективным родителям (7, с. 203).
Подводя некоторые итоги по проблеме предоставления пособий и отпусков для рожениц, нужно подчеркнуть, что в странах Западной Европы пособие по беременности и родам носит в основном страховой характер, финансируется за счет страховых взносов (в разных модификациях) и может частично покрываться за счет государственных субсидий. В большинстве стран ЕС-15 (за исключением Австрии, Великобритании, Германии, Ирландии и Португалии) выплаты по декретному отпуску облагаются налогом. После окончания декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком роженица имеет право вернуться на прежнее или равноценное рабочее место. Время такой гарантии ограничено: от четырех месяцев после родов в Австрии до шести месяцев в Дании и до года в Греции. Более длительные перерывы в работе ведут к определенной дисквалификации женщин и затрудняют их трудоустройство.
Выплата основных и дополнительных пособий на детей
Пособия на детей как неотъемлемая часть семейных пособий, используются во всех ПРС мира, и прежде всего в странах ЕС. В ряде случаев детские пособия распространяются на семьи не только лиц наемного труда, но и на занятых самостоятельно (в Греции, Испании, Италии, Португалии). В большинстве же стран эти пособия распространяются на все население.
Пособия финансируются как в рамках обязательного социального страхования (в отношении семей работников), так и в рамках государственных универсальных программ за счет налоговых
средств госбюджета (в Дании, Германии, Ирландии, Франции), а также в рамках добровольного страхования (в Швеции).
Пособия на детей выплачиваются до достижения ими 16 лет в Великобритании, Ирландии и Португалии, до 17 лет - в Нидерландах и Франции, до 18 лет - в других странах Западной Европы. В отношении учащихся детей пособия могут выдаваться на них до 21-27-летнего возраста (7, с. 204).
Размер пособия на детей по состоянию на 1 января 2006 г. оценивался в Бельгии в 77,6 евро в месяц на первого ребенка, 134,3 -на второго и в 212,6 евро - на третьего и последующих детей. В Дании размер пособия на ребенка в возрасте до трех лет был равен 145 евро в месяц, от трех до семи лет - 131, от 7 до 18 лет - 103 евро. В Греции пособие на первого ребенка составило 8,22 евро в месяц, на второго - 24,6, на третьего - 56,5 и на четвертого - 62,1 евро. На каждого последующего ребенка выплачивают по 8,1 евро в месяц. Во Франции на первого ребенка пособия не полагается, на второго - 117,1 евро в месяц, на третьего - 267,8, на четвертого -417,3, на пятого - 567,4 и на шестого - 717,1 евро в месяц. На каждого последующего ребенка выплачивают по 150 евро. В Нидерландах подробно регламентирован размер детского пособия в отношении шести возрастных групп: от 84,7 евро в месяц на первого ребенка до 115 евро - на шестого. В Германии пособие на первого-четвертого ребенка дается в размере 154 евро в месяц, а на пятого -179 евро (18, с. 97).
В ряде стран ЕС (в Бельгии, Дании, Франции, Люксембурге, Нидерландах) размер пособия увеличивается с учетом возраста ребенка. Например, в Бельгии пособие на ребенка в возрасте 6-12 лет равнялось 12,5 евро в неделю, а на детей 12-18 лет - 20 евро. В Дании, наоборот, размер пособия уменьшается при увеличении возраста детей.
На детей-инвалидов выдаются специальные пособия (в Бельгии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Великобритании).
Пособия на детей выплачиваются и безработным. Они, как правило, принимают форму семейных пособий. Финансируются семейные пособия в большинстве стран ЕС за счет налоговых поступлений в госбюджет. Во Франции и Люксембурге в финансировании принимают участие работодатели, работники и государство, 24
а в Греции, Италии и Португалии - работодатели и работники. Все семейные пособия, в том числе и пособия на детей, в странах ЕС (кроме Греции и Испании) не облагаются налогом.
Пособия на детей в некоторых ПРС носят универсальный характер, т.е. без каких-либо оговорок, в других учитывается доход семьи. Германия стоит как бы особняком: детские пособия платят всем, но начиная со второго ребенка, а размер пособия находится в зависимости от дохода семьи. В стране был установлен потолок дохода (правда, очень высокий)3, после достижения которого выплаты пособий на детей прекращались. Как правило, размер пособия на детей дифференцируется в зависимости от числа и очередности их рождения. Пособия на детей-инвалидов в 2-3 раза выше обычных выплат.
Все эти факторы вызывают существенное увеличение социальных расходов. В ряде случаев государство покрывает их за счет бюджетных средств, нередко подменяя таким образом взносы со стороны предпринимателей. Так, правительство Франции освободило предпринимателей от уплаты взносов для финансирования семейных пособий на пять лет (до 2000 г.) в отношении низкооплачиваемых работников, а само покрывало эти затраты. Правительство Люксембурга с 17 июля 1994 г. также освободило предпринимателей своей страны от уплаты детских пособий и само выплачивает эти суммы в размере 1,7% фонда зарплаты работающих.
В целом детские пособия составляют 10-15% месячного дохода семьи с двумя детьми и 20-30% дохода семьи с тремя детьми (21, с. 18).
В ряде ПРС проводится индексация семейных пособий через различные периоды времени (ежеквартально, ежегодно, автоматически), но нередко ее отменяли или применяли селективно и не в полном объеме.
3 Он был равен 100 тыс. нем. марок в год для семьи с работающей супружеской парой и 75 тыс. нем. марок - для семьи с одним работающим супругом (7, с. 205).
Стимулирование воспитания и образования детей посредством предоставления родительского отпуска
Существует целый комплекс государственных мер в области поощрения воспитания и образования детей. Наиболее важным из них является родительский отпуск. О необходимости родительского отпуска говорилось в Рекомендации МОТ № 165 «Трудящиеся с семейными обязанностями» от 1981 г.: «В течение определенного периода, непосредственно после окончания отпуска по материнству, мать или отец должны иметь возможность получать отпуск (родительский отпуск) с сокращением объема работы и всех связанных с ней прав» (п. 22.1). Следует подчеркнуть, что МОТ несколько запоздала с принятием этой международной нормы, поскольку большинство развитых стран Западной Европы еще раньше приняли национальные декреты по данному вопросу. Пионером здесь выступила Швеция - ее закон о родительских отпусках датируется 1974 г., за ней последовали другие ПРС, в том числе практически все страны Западной Европы. А 3 июня 1996 г. Совет министров ЕС принял Директиву о родительском отпуске и призвал страны-члены учесть в своих национальных законодательствах стандарты ЕС по данному вопросу. Родительский отпуск отличается от материнского (декретного) и тем, что он связан не со здоровьем матери, а с уходом за маленькими детьми и их воспитанием, чем могут заниматься и отец, и мать. В этом же смысле он отличается и от удлиненного или факультативного отпуска по материнству (сроком до семи месяцев, обычно для кормления ребенка грудью).
В приведенной ниже таблице содержатся основные условия получения родительского отпуска, его продолжительность, формы осуществления и нормы оплаты, если таковые установлены в ведущих странах ЕС-15, и для сравнения - в США и Японии (табл. 4). В табл. 4 звездочка (*) означает, что данные по странам ЕС должны быть скорректированы, учитывая требования директив Евросоюза, а именно: они должны учитывать следующие правила: а) минимальный период отпуска равен трем неделям; б) право на него имеют и мужчины, и женщины; в) те, кто взял отпуск, защищены от увольнения, а по окончании отпуска они должны получить ту же или равноценную работу с сохранением приобретенных прав.
Таблица 4 (7, с. 208-210)
Условия предоставления родительского отпуска и его основные черты, страны ЕС, США и Япония
Страны Условие в вице стажа работы Продол-житель-ность отпуска Период предоставления отпуска Возможность работы неполное время Возможность разбить отпуск на части Оплата отпуска (на 2003 г.)
1 2 3 4 5 6 7
Австрия* Отсутствует 104 недели До четвертой годовщины рождения ребенка Есть Нет 14,5-20,5 евро в день
Бельгия* 12 месяцев непрерывного стажа 260 недель В течение все работы Есть Есть Одноразовая выплата наемному лицу
Германия* Четыре недели у одного предпринимателя До третьей годовщины рождения ребенка До третьей годовщины рождения ребенка Есть Есть При 12 месяцах отпуска по 460 евро, при 24 месяцах -307 евро
Греция* 12 месяцев непрерывного стажа 13 недель 2,3 года со дня рождения ребенка Есть Есть Нет
Дания* 1) В некоторых случаях отсутствует 2) В других -120 часов непрерывного стажа за 3 месяца 10 недель 26 недель За отпуском по материнству До девятой годовщины рождения ребенка Нет Нет Нет Есть 60% пособия по безработице 60% пособия по безработице
Продолжение табл. 4
1 2 3 4 5 6 7
До первой До первой
годовщи- годовщи-
Испания* Отсутствует ны рождения ребенка ны рожце-ния ребенка Нет Нет Нет
Между
четвертым
и десятым
Италия* Отсутствует 26 недель месяцами после рождения ребенка Нет Нет Нет
До шестой
Нидерланды* 12 месяцев непрерывного стажа Три месяца годовщины рождения ребенка Есть Есть Нет
42-52 не- До первой годовщи- 80% заработка за 52
Норвегия Отсутствует дели по выбору родителей ны рождения ребенка Есть Нет недели или 100% за 42 недели
После
Португалия Шесть месяцев 26 недель отпуска по материнству Нет Нет Нет
1) 26 не- 1) За от-
дель пуском по
2) От материнству 2) После Нет Есть
Финляндия* Отсутствует окончания первого окончания декретно- Нет
отпуска до третьей го отпуска до третьей
годовщины рожде- годовщины рожде- Есть Есть
ния ре- ния ре-
бенка бенка
Продолжение табл. 4
1 2 3 4 5 6 7
Франция* 12 месяцев непрерывного стажа До третьей годовщины рождения ребенка До третьей годовщины рождения ребенка Есть Нет Единовременная сумма в отношении второго ребенка: 495 евро
Швеция* 6 месяцев 18 месяцев 18 месяцев Есть Есть Нет
США Справоч-но 12 месяцев стажа и 1250 часов работы у одного работодателя в течение 12 месяцев, непосредственно предшествовавших отпуску 12 недель До первой годовщины рождения ребенка Есть Есть Нет
Япония Справоч-но Отсутствует До первой годовщины рождения ребенка До первой годовщины рождения ребенка Нет Нет 25% заработка при условии длительного стажа работы
Самые большие масштабы использования родительского отпуска отмечены в Скандинавских странах, в Дании и Германии, меньше всего они практикуются в Нидерландах и во Франции. Разница здесь в том, что в первой группе перечисленных стран родительский отпуск хорошо оплачивается, в Нидерландах же - нет, а во Франции - оплата мизерна, да и выдается после рождения второго ребенка.
Популярность родительского отпуска объясняется двумя причинами. Прежде всего, благодаря этому элементу социальной защиты сокращается предложение рабочей силы на рынке труда, а иногда на место ушедших в родительский отпуск нанимается вре-
менный персонал, что обходится работодателям дешевле, чем затраты по оплате такого отпуска. К тому же родительский отпуск необходим для воспитания ребенка (7, с. 211).
Налоговые льготы
В ведущих странах Западной Европы используется много дополнительных государственных мер для оказания как прямой, так и косвенной социальной поддержки семьям с детьми: от выдачи продовольственных талонов и скидок при проезде на общественном транспорте до установления налоговых льгот и предоставления дешевых кредитов для покупки или аренды жилья и оплаты коммунальных услуг. В половине стран ЕС-15 существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу - их могут освободить от этой обязанности либо дать отсрочку, пока ребенок подрастет.
Продовольственные талоны в странах Западной Европы, в отличие от США, используются редко и выдаются лицам, прошедшим проверку на бедность. Но зато широко применяются льготы при пользовании общественным транспортом и железной дорогой. Размер этих скидок во многом зависит от числа детей и уровня дохода семьи. Как правило, стоимость билета снижается на 30-50%.
Не менее разнообразна практика стран ЕС-15 в предоставлении налоговых льгот. Все социальные пособия на детей в Дании не включаются в общий доход семьи и не облагаются налогом. Более того, каждый супруг платит отдельно подоходный налог. В Бельгии, Германии, Греции и Италии эта льгота принимает форму вычета из дохода необлагаемой налогом суммы. Такая практика присуща тем странам, у которых функционирует не единая ставка подоходного налога, а прогрессивная шкала (Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды и т.д.). Более высокие ставки прогрессивного налога с детских пособий позволяют богатым семьям оплачивать частные услуги кормилец, сиделок, частных дошкольных учреждений и колледжей, институтов, что не по карману бедноте. В Германии на каждого ребенка установлена фиксированная необлагаемая налогом сумма, а в Бельгии и Греции - эта сумма прогрессивно возрастает с каждым родившимся ребенком. В Испании и Португалии родителям сокращают налоговые выплаты на
каждого ребенка, а в Люксембурге действуют обе формы льгот. А вот в двух странах ЕС (в Ирландии и Нидерландах) вообще не предусмотрены подобные налоговые послабления. В ряде стран предоставляются скидки с подоходного налога на содержание ребенка в детском учреждении (в Бельгии, Франции, Греции, Испании) и на образование (в Германии, Греции, Италии, Люксембурге). В ПРС Западной Европы очень широко используется практика предоставления дешевого кредита для покупки или аренды жилья и оплаты коммунальных услуг. Здесь больше всех преуспела Великобритания.
Как свидетельствуют данные табл. 5, в семи странах ЕС численность нуждающихся в социальных пособиях матерей-одиночек втрое превышает показатели семей с двумя супругами. Разница меньше только в Скандинавских странах (кроме Норвегии) и в Италии.
В начале XXI в. бедность в странах ЕС-15 уменьшилась: во-первых, из-за существенного снижения численности детей, вызванного процессом старения населения при сохранении прежнего размера сводной суммы социальных трансфертов; во-вторых, благодаря росту душевого дохода и повышению уровня черты бедности с 50 до 60% от этого показателя.
Более того, страны Западной Европы стали усиленно использовать фонд социальной помощи для улучшения положения малообеспеченных семей и других граждан «группы риска». В ряде стран доля семей с детьми, живущих на уровне бедности или ниже, остается без изменений (в Норвегии, Люксембурге), в других она выросла (во Франции, Германии, Италии, Великобритании), в третьих - снизилась (в Дании, Швеции). Так, за 1980-1993 гг. этот показатель в Италии возрос с 10,8 до 19,5%, в Великобритании - с 5,3% в 1970 г. до 17,9% в 1995 г., а в США - с 13,1 до 22,7% (25, с. 36).
Признавая важность семейных пособий для населения, правительства стран Западной Европы тем не менее считают возможным снижать их, чтобы не обременять госбюджет, поскольку он и так перегружен растущими затратами на пенсионное обеспечение и пособия по безработице4. В рамках семейной политики наблюда-
4 Так, во Франции доля семейных пособий в ВВП снизилась за 30 лет (с 3,41% в 1959 г. до 2,74% в 1989 г.), а их доля в общих социальных расходах упала вдвое (с 23,9 до 10,9%) (2, с. 133).
ется лишь перераспределение государственных затрат по отдельным статьям. Снижаются расходы на базовые детские пособия (уменьшение их размеров, частичная или полная ликвидация их индексации и т.д.). Сокращаются пособия на кредитование покупки жилья и на оплату коммунальных услуг. Одновременно с этим увеличиваются затраты на родительский отпуск.
Таблица 5 (7, с. 213)
Доля семей с детьми, живущих ниже уровня бедности, определяемого в размере 50% от среднего дохода семьи в ведущих странах Запада на тот период.
По переписям за 1990-1995 гг. (в %)
Страны и год переписи Число всех семей (домо-хозяйств) с детьми и без детей, принятое за 100% Домохозяйства (семьи) с детьми
с двумя супругами с двумя супругами и другими членами семьи с одним супругом с одной супругой с супругом и другими членами семьи с супругой и другими членами семьи
Страны Западной Европы: Бельгия, 1992 г. 5,5 5,0 12,3 10,4 11,0 0,0 4,3
Германия, 1994 г. 11,4 12,0 18,1 12,5 44,5 0,0 17,3
Великобритания, 1995 г. 10,6 15,6 9,8 11,5 30,2 11,1 27,7
Дания, 1992 г. 6,9 3,8 1,0 4,9 7,2 8,3 3,4
Испания, 1990 г. 9,1 10,1 11,8 0,0 21,2 13,0 21,0
Италия, 1995 г. 12,8 19,3 21,2 12,5 19,0 37,5 50,6
Люксембург, 1994 г. 4,1 6,1 6,4 0,0 27,8 0,0 16,7
Нидерланды, 1991 г. 6,2 6,9 4,3 0,0 22,5 0,0 7,0
Норвегия, 1995 г. 5,8 2,8 3,1 2,5 9,5 0,0 5,7
Финляндия, 1995 г. 3,9 4,9 5,7 5,4 4,8 6,3 6,0
Франция, 1989 г. 12,9 10,3 20,8 18,3 20,8 0,0 25,4
Справочно: США, 1994 г. 17,9 6,9 4,3 0,0 22,5 0,0 7,0
Канада, 1994 г. 10,6 11,2 8,1 22,9 39,9 9,1 22,8
Австралия, 1994 г. 11,9 - - 19,3 32,5 1,5 20,0
В настоящее время семейная политика в странах ЕС-15 переживает период перестройки с учетом изменившихся условий и потребностей общества. Ведь эта политика формировалась в 19501970-е годы, когда существовали устойчиво высокие темпы развития экономики, с одной стороны, и стабильная структура семьи -с другой. Сегодня на долю «стандартной семьи» в составе работающего мужа, жены-домохозяйки и двух неработающих детей в США приходится всего 5% всех семей, а в странах ЕС - 16,2% (18, с. 57).
В странах Западной Европы происходит переориентация семейной политики, разрабатывается ее новая концепция, которая должна сочетать интересы родителей и детей путем продления родительского отпуска, создания льготных условий работы с широким использованием нестандартных форм занятости, позволяющих сочетать трудовую деятельность родителей с организацией семейного быта и воспитанием детей. Предполагается активное вовлечение родителей в работу детских учреждений, в деятельность рекреационных центров, их участие в совместных спортивных и культурных мероприятиях и т.д.
Нередко страны ЕС-15 прибегают к выплатам социальной помощи (т.е. совершенно другой главной подсистемы государственной социальной защиты граждан) для материальной поддержки нуждающихся семей. Эти выплаты не связаны с предыдущей работой или с предыдущими страховыми взносами и основаны исключительно на нуждах граждан, которые определяются особыми процедурами проверки. Социальная помощь является важным источником дохода главным образом для пожилых - пенсионеров с низким уровнем начисленной пенсии, для многодетных семей, молодежи, впервые выходящей на рынок труда, для семей с одним родителем, для безработных, иммигрантов и беженцев.
Выплаты социальной помощи осуществляются в следующих трех формах (7, с. 216):
- универсальная помощь, т.е. денежные выплаты всем или большинству лиц, имеющих доход ниже определенного уровня;
- денежные выплаты особым категориям граждан, иногда даже тем, кто имеет доход выше определенного уровня (неполные семьи, инвалиды);
- льготная помощь, предоставляемая бесплатно, или дотируемый доступ к некоторым благам и услугам, как в денежной, так и в натуральной формах (например, помощь в оплате жилья). При этом льготная социальная помощь бывает как постоянной (оплата аренды и бытовых услуг и на пропитание), так и временной (на одежду, предметы домашнего обихода).
Обычно к льготным категориям людей, нуждающихся в социальной помощи, относятся пожилые, семьи с одним родителем, молодежь, ищущая работу, безработные и бездомные. Таким образом, социальная помощь, как последняя надежда для остронуж-дающихся, выплачивается либо на жизнь, либо по чрезвычайным социальным мотивам, т.е. при особо трудных жизненных обстоятельствах.
Основополагающими формами социальной помощи в ПРС являются универсальная и помощь по категориям нуждающихся как для удовлетворения постоянных, ежедневных услуг (питание, жилье и т.д.), так и эпизодических потребностей (одежда, лечение, учеба и т.д.). Но все же социальная помощь, связанная с оплатой жилья и коммунальных услуг, доминирует и предопределяет границу бедности (см. табл. 6).
Таблица 6 (7, с. 221)
Оказание помощи на оплату жилья после проверки на бедность в ряде промышленно развитых стран, 1995 г.
Страна Предоставляется помощь или нет Форма помощи Сфера распространения помощи Оценка степени покрытия расходов на жилье
1 2 3 4 5
Австрия Да Выплаты помимо социальной помощи На аренду жилья Различная по провинциям, может покрыть все затраты или фиксированную величину
Бельгия На местном уровне Покрытие затрат на жилье
Продолжение табл. 6
1 2 3 4 5
Дания Да Покрытие жилищных затрат для лиц с низким уровнем дохода На арендаторов и собственников Полное покрытие расходов сверх установленного уровня в зависимости от размера площади и состава семьи
Финляндия Да Для покрытия затрат на жилье. Размер пособий различается в зависимости от получателей: 1) для всех, 2) для пожилых и 3) для студентов Охватывает как арендаторов, так и владельцев жилья До 80% всех жилищных расходов
Франция Да Существует специальный режим помощи Охватывает как арендаторов, так и владельцев жилья Частичное покрытие расходов в зависимости от площади дома и состава семьи
Германия Да Дополнительные выплаты со стороны местных властей для покрытия разумных размеров жилищных расходов Охватывает как арендаторов, так и владельцев жилья Полное покрытие расходов, включая и отопление
Италия Нет Местные власти могут оказывать помощь небольшому числу в муниципальном жилье для лиц с низким уровнем доходов Только в отношении арендаторов жилья -
Нидерланды Да Частичное покрытие жилищных расходов Охватывает как арендаторов, так и владельцев жилья, за исключением арендованной однокомнатной квартиры Покрытие расходов сверх установленного предела
Продолжение табл. 6
1 2 3 4 5
Норвегия Да В качестве дополнения к социальной помощи Охватывает как арендаторов, так и владельцев жилья Полное покрытие арендной платы и частично расходы по процентам кредита владельца
Великобритания Да В качестве дополнения к социальной помощи Охватывает арендаторов жилья Максимальное покрытие (65%) расходов
Эти реформы можно сравнить с политикой «кнута и пряника». Под «кнутом» понимаются меры, ограничивающие доступ людей к социальным пособиям при невыполнении более жестких требований по сравнению с практикой предыдущих лет (имеется в виду ограничение числа лиц, имевших право на пособия, или снижение размера этих пособий, увязка выдачи пособий с активным поиском рабочего места и т.д.). Под «пряником» подразумеваются меры поощрения претендентов на социальные пособия при интенсивном поиске рабочих мест и содействии властей, создающих курсы подготовки и переподготовки для претендентов на пособия, обеспечение одиноких родителей с малолетним ребенком детскими учреждениями и т.п. Например, в Германии предусмотрено сокращение размера социальной помощи на 25%, если ее получатель отказывается от работы, которую, как полагают местные власти, он (она) могли бы выполнять (7, с. 222). В Великобритании начали включать сумму различных социальных пособий в общий доход родителей в целях обложения их душевым налогом. В противоположность этому для работающего одинокого родителя с ребенком с объемом трудовой нагрузки в 16 часов в неделю выплачивался максимальный размер пособия на ребенка (7, с. 222). В ряде стран получателям различных пособий, не стремящимся к трудоустройству или к учебе на курсах профподготовки, размер пособий может быть заморожен или не индексироваться.
Особая программа реформы Великобритании 1998 г. касалась детских пособий в отношении одиноких родителей с ребенком. Эта программа была задумана для того, чтобы трудоустроить родителей при подключении к этому служб занятости с полным
набором услуг с их стороны (консультации, предоставление курсов профподготовки и субсидированные рабочие места). Более того, такому родителю предоставлялись услуги детских учреждений для малолетнего ребенка. Отказ же от такой программы вел к ограничению максимального пособия на семью с двумя и более детьми в возрасте 7-12 лет.
Большие преобразования всей системы социальной защиты произошли в Нидерландах. Рассмотрим это на примере реформирования такой ее отрасли, как выдача социальной помощи. Предыдущая реформа в этой области была проведена в 1965 г., а новая действует с 1996 г.
Реформа социальной помощи 1996 г. первоначально предназначалась лишь для поддержания существования тех, кто не имел права на другие виды пособий и пенсий. Под эту схему подпадали, в частности, выпускники школ, впервые вышедшие на рынок труда и не получившие рабочих мест. Еще с 1965 г. нормы социальной помощи устанавливались местными властями, им же принадлежала организация и финансирование этих программ. С 1972 г. установление размеров такой помощи, как и формирование фонда, на 90% перешло к центральным органам, а местным властям было дано право управлять этой схемой и выплачивать надбавки к этим пособиям в пределах 10% от размеров централизованного фонда. Срок получения социальных пособий у 50% граждан искусственно повышался до трех лет. Низкооплачиваемым работникам было более выгодно получать социальную помощь, чем трудиться за низкую плату. Для устранения этого недостатка местным властям с 1996 г. были переданы все полномочия по распределению и контролю над проведением реформы. Одновременно в 1996 г. была упрощена структура социальной помощи. Были установлены три размера этих пособий: для семейств с низким уровнем дохода в размере 100% чистой минимальной заработной платы (так называемый «социальный минимум» при любом составе семьи); для одиноких родителей - 70% социального минимума, а для одиноких людей без детей - 50% «социального минимума». Эти размеры социальной помощи могут быть повышены по усмотрению местных властей на 20% (6, с. 31-35). Все три размера социальной помощи распространяются на лиц в возрасте старше 21 года. Сейчас все они получают социальную помощь при условии интенсивного поиска
работы и трудоустройства (за исключением лиц в возрасте старше 57,5 года и одиноких родителей с детьми до 50-летнего возраста). При этом появилось новое толкование термина «подходящая работа», которая сейчас предусматривает работу с более низким уровнем зарплаты, чем ранее. Местным властям вменяется в обязанность налаживать тесное сотрудничество с отделениями государственных служб занятости (органов по трудоустройству) для претворения в жизнь новых установок.
Большую роль в поддержании семей с детьми играют обязательные и добровольные программы обеспечения минимального дохода (ОМД). В странах ЕС они базируются на принципе перераспределения доходов (от богатых к бедным, от молодых к пожилым, от здоровых к больным, от малосемейных к многосемейным и т.д.). В качестве основы перераспределительной системы социальной защиты выступает солидарность поколений, а последней ступенью являются программы по обеспечению минимального дохода. Задача ОМД - обеспечить основные потребности беднейших слоев общества. Для получения такой помощи не требуется выплачивать какие-либо предварительные взносы. Помощь по программам ОМД финансируется из госбюджета за счет налоговых поступлений. В табл. 7 содержится перечень национальных программ обеспечения минимального дохода в форме пособий и услуг.
Таблица 7 (10, с. 98-99)
Национальные программы обеспечения минимального дохода в форме основных пособий и услуг, 1990 г.
Страны Название основной программы Перечень пособий и предоставляемых услуг
1 2 3
Австрия Sozialhilfe Жилищное пособие и медицинское страхование
Бельгия Мгштех, тттит тсотеп Возмещение затрат по оплате жилья и коммунальных услуг, по медицинскому обслуживанию; возможны разовые выплаты
Продолжение табл. 7
1 2 3
Великобритания Income Support - Income bases. Job Seekers Allowance Оплата жилья, бесплатная стоматология, субсидии на очки. Снабжение молоком и витаминами детей моложе 5 лет и беременных женщин, бесплатное школьное питание. Помощь в оплате ритуальных услуг. Возмещение оплаты отопления пенсионерам, инвалидам и семьям с ребенком до 5 лет. Пособия для покрытия местных налогов
Дания Social Bistand Toimeentulobaki Жилищные пособия, дорогостоящие услуги государственного здравоохранения. Оплата затрат пребывания детей в детских учреждениях
Германия Sozialhilfe Жилищные пособия, медицинское страхование и оплата лечения по болезни, пособия на образование, помощь в экстренных случаях
Ирландия Supplementary Welfare Allowance - Unemployment Assistance Жилищное пособие, пособие на одежду и обувь для школьников. Обеспечение необходимыми предметами домашнего обихода и топливом
Испания Renta Minina Экстренная социальная помощь (оплата жилья, мебели, предметов бытовой техники)
Люксембург Revenue Minimum Garanti - RMG Жилищное пособие, бесплатное медицинское страхование
Нидерланды Algemene Bijstand Жилищное пособие, бесплатное медицинское страхование
Португалия Rendimento Minimo Grantido - RMG Жилищное пособие, оплата медицинских услуг для некоторых категорий граждан; гранты на обучение, субсидии на проезд в общественном транспорте
Финляндия Toimeentnlotuki Жилищное пособие, дорогостоящие услуги государственного здравоохранения, оплата затрат пребывания детей в дневных детских учреждениях
Франция Revenue Minimum d'insertion - RMI Жилищное пособие для квартиросъемщиков, освобожденных от жилищного налога, бесплатная медицинская помощь
Швеция Socialbadrag Жилищное пособие, пособие для родителей-одиночек
Способ распределения ресурсов ОМД и управления ими по странам ЕС существенно различается. В одних странах, где преобладает социальное страхование по месту работы (в Австрии, Бельгии, Германии, Люксембурге и Франции), ОМД предназначено для незанятых людей, и эти средства выдаются местными органами власти. В других странах (в Великобритании, Ирландии, Скандинавских странах и Португалии), где функционирует универсальная система социальной защиты, средства ОМД распределяются на государственном уровне. А в государствах Средиземноморского бассейна программы ОМД не получили широкого распространения.
Важной особенностью помощи по ОМД во всех случаях является то, что для ее получения не нужно предварительно выплачивать социальные взносы. В последние годы вследствие повышения уровня безработицы, разрушения уклада семейной жизни и роста государственной задолженности число получателей помощи по ОМД неуклонно растет среди одиноких мужчин, семей с одним родителем и среди молодых людей, впервые вышедших на рынок труда. Хотя выдача помощи по ОМД считается краткосрочной, однако на деле она может длиться годами. Например, в Ирландии эта помощь у трети получателей, а именно у безработных, она длится более трех лет. В Нидерландах доля этой помощи снижается по мере срока ее получения: с 1/3 в течение первого года до 13% в четвертый год. Удельный вес получателей ОМД, ищущих работу, оценивается от 37% в Бельгии, Германии и Швеции до 86-90% в Португалии и Норвегии (10, с. 101). В последние годы расходы на социальную помощь и на программы обеспечения минимального дохода в странах Западной Европы стабилизировались на уровне 3% ВВП благодаря проведенным реформам в этой области.
Изменение условий функционирования семейной политики в рамках национальной системы социальной защиты ЕС-15 отразилось на структуре системы, на размерах социальных пособий и продолжительности их выплат. Существенной корректировке подверглась вся технология перераспределительного характера, принцип солидарности, на котором базируются многие отрасли системы социального страхования. Так, существенный рост средней продолжительности жизни человека с одновременным сокращением периода его трудовой деятельности привел к тому, что сроки выплат страховых взносов значительно сократились при сущест-40
венном увеличении времени получения пособий. Эта эволюция будет продолжаться и дальше. Если до 80-х годов ХХ в. у большинства застрахованных лиц (молодых, здоровых, малосемейных и т.д.) сумма выплат социальных взносов превышала объем выданных социальных пособий, то затем по мере старения населения и роста масштабов безработицы сумма социальных пособий (для пенсионеров, пожилых, инвалидов, больных, многосемейных и т.д.) в ряде случаев стала превышать общее количество выплаченных социальных взносов.
Основной источник трудностей для семейной политики ПРС в последние десятилетия состоит в том, что эти трудности развиваются в условиях крайней необходимости и одновременно труд-нофинансируемой. Возросла критика систем социальной защиты потому, что огромные расходы на нее подрывают конкурентоспособность, препятствуют росту занятости и поощряют безработицу. Огромные социальные взносы снижают покупательную способность населения и негативно сказываются на уровне сбережений и, следовательно, инвестиций.
От реформы семейной политики ожидают удовлетворения новых потребностей граждан, что связано с нестабильностью семей, ростом безработицы, ненадежностью рабочих мест, сегментацией рынка труда и широким распространением нестандартных форм трудоустройства, процессом индивидуализации режима, условий труда и его оплаты. В семейной политике стран Западной Европы в последние годы акцент сделан не на рост затрат на нее, даже за счет других сфер государственного фонда социальной защиты граждан (в том числе благодаря социальной помощи), а на меры стимулирования более активного вовлечения граждан в область занятости, не пренебрегая даже услугами неофициальной экономики, и прежде всего ТЭ. В сфере рынка труда найден основной источник успеха. Недаром в документах Европейской комиссии подчеркивается, что «доходы граждан, имеющих детей, существенно, а именно в 4-5 раз, снижают показатель уровня бедности» (21, с. 80). Об этом свидетельствуют данные табл. 8.
Таблица 8 (5, с. 56)
Уровень бедности в странах ОЭСР по степени занятости/безработицы в семье, середина 1990-х годов (в %)*
Семьи
Страна с полной с одним с полной
безработицей работающим занятостью
Австралия 28,6 7,9 3,8
Австрия 19,8 8,8 0,8
Бельгия 18,0 7,9 0,6
Великобритания 36,9 15,2 2,6
Германия 44,4 8,1 0,7
Греция 20,8 14,1 4,4
Дания 16,0 8,6 0,6
Италия 42,9 17,1 4,5
Канада 61,4 17,3 3,4
Нидерланды 27,0 7,6 1,0
Норвегия 38,3 4,4 0,1
США 74,5 26,9 6,0
Финляндия 21,0 8,4 1,7
Франция 25,9 7,5 2,0
Швеция 25,8 12,7 0,8
В среднем 35,7 13,0 3,4
Примечание. Уровень бедности - число лиц, живущих в семьях с
доходом ниже 50% среднемедианного окончательного дохода всего трудоспособного населения.
* Процент берется от всех семей данной категории.
Список литературы
1. Вишневская Н.Т. Демографическая политика в развитых странах: Социально-экономические проблемы рождаемости // Труд за рубежом. -М.: НИИ труда, 2007. - № 1. - С. 3-22.
2. Государственная семейная политика в странах Европейского сообщества и США: Сб. обзоров. - М.: ИНИОН РАН, 1996. - 223 с.
3. Деятельность МОТ в 2001-2004 гг.: Сотрудничество в условиях перемен: Докл. ген. дир. МОТ на Седьмом региональном совещании. - Будапешт, 2005. - Т. 1. - 83 с.
4. Социальные источники экономического развития. - М.: ИМЭМО РАН, 2005. - 130 с.
5. Степанова М.П. Роль государства в преодолении бедности в развитых странах // Труд за рубежом. - М.: НИИ труда, 2005. - № 1. - С. 38-59.
6. Ткаченко А.К., Яновская Ю.М. Занятость и реформы социальной защиты: Голландская модель // Там же. - 1998. - № 4. - С. 21-36.
7. Хижный Э.К. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. - М.: ИНИОН РАН, 2006. - 270 с.
8. Шестакова Е.Е. Отпуска и пособия в связи с материнством: Опыт развитых стран // Труд за рубежом. - М.: НИИ труда, 2005. - № 2. - С. 117187.
9. Шлехтер А. А. Проблемы воспроизводства населения и реформирования трудовой миграции в странах Евросоюза // Там же. - 2006. - № 4. -С. 75-95.
10. Чубарева Т.В., Исаченко Т.Н. Европейский союз и проблема социальной защищенности населения стран-участниц // Там же. - 2000. - № 3. -С. 86-105.
11. Чубарева Т.В. Совмещение работы и семейных обязанностей: Опыт развитых стран // Там же. - 2004. - № 2. - С. 48-67.
12. Beatie R. Social protection for all: But how / / Intern. labour rev. - Geneva, 2000. - Vol. 139, N 2. - P. 129-148.
13. Development and trends in social security, 1990-1996: Rep. of security general // Intern. social security rev. - Geneva: ISSA, 2002. - Vol. 45, N 4. - 140 p.
14. Employment and poverty in a trouble world: Rep. of a meeting of high level experts on employment in Geneva. - Geneva: ILO, 1985. - 55 p.
15. European economy. Report and studies: The welfare state in Europe: Challenges and reforms / Europ. commiss. - Luxembourg, 1997. - N 4. - VII, 393 p.
16. European social policy: A way forward for the Union: A policy for people / Europ. commiss. - Luxembourg, 1994. - 69 p.
17. Key figures on Europe: Statistical pocketbook, 2006 / Europ. commiss. -Luxembourg, 2000 - 2002 p.
18. Mutual information system on social protection in the member states of the European economic area and Switzerland: Situation on 1 January 2006 / Eu-rop. commiss. - Luxembourg, 2006.
19. Social protection in the European Union / Europ. commiss. - Luxembourg, 2007. - N 99. - 11 p.
20. Social security on the down of the 21st Century / Ed. by Hoskins D.A. - New Brunswick: Transaction publ., 2001. - VIII, 352 p.
21. Social situation in the European Union / Europ. commiss. - Luxembourg, 2001. - 130 p.
22. Ibid. - 2005. - 170 p.
23. Spiezia V. The growing population: A wasted human capital or social liability / Intern. labour rev. - Geneva, 2002. -Vol. 141, N 1/2. - P. 71-114.
24. Statistical portrait of European Union, 2007 / Europ. commiss. - Luxembourg, 2007. - 100 p.
25. World labour report 2000: Income security a. social protection in a changing world. - Geneva, 2000. - VII, 321 p.