ЭКОНОМИКА
2001.01.009—010. РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
2001.01.009. FISHER S. Reforming the international financial system // Econ-journal. — Oxford. 1999. — Vol.109, N459. — P.557—576.
2001.01.010. BREALEY R. Asian crisis: lessons for crisis management and prevention. // Intern. finance. — Oxford, 1999. — Vol.2, N2. —P.249—272.
С.Фишер (МВФ) (009), пишет, что мир нуждается в новой международной фин. архитектуре по двум причинам: 1) “международные потоки капитала в страны с возникающими рынками (ВР) слишком изменчивы и подвергают эти страны чрезмерно частым и сильным шокам”; 2) “система слишком подвержена “инфекции”(009, с.557). Реформа должна излечить или по крайней мере ослабить эти два явления. ВР могут оказаться в кризисе в любой момент, когда происходит смена в направлении движения капиталов.
Предполагаемые реформы должны охватить правительства и частный сектор в странах ВР, правительства и частный сектор в индустриальных странах (ИС) — источниках капитала, а также международные фин. ин-ты (МФИ) и должны оказать такое влияние на поведение кредиторов и заемщиков в международной фин. системе, чтобы сократить частоту и распространенность кризисов.
Для стран с ВР очень важен выбор валютного курса. Даже столетний опыт не дал ясного ответа на вопрос, какой валютный курс или денежный режим лучше; необходимо учитывать особенности страны, прежде всего историю инфляции в ней. Кризисы поразили прежде всего страны (ЮВА, Россию и Бразилию), валюты которых были так или иначе привязаны к валютам др. стран, и уверенность, что валютный курс страны абсолютно стабилен, повлияла на экономич. поведение, особенно в банковской системе, предопределила остроту ситуации после девальвации. Страны с гибкими валютными курсами (Мексика, Юж.Африка и Турция), хотя и были серьезно задеты, тем не менее избежали обширного кризиса, а страны с валютным управлением (Аргентина, Гана) удержали свои позиции. В дальнейшем страны с
открытым движением капитала будут скорее всего выбирать систему гибкого валютного курса; для фиксированного курса лучше подойдет валютное управление; для стран менее открытых, вероятно больше подходит привязка к какой-либо валюте, в долгосрочном плане могут возникнуть новые валютные блоки.
В странах с ВР необходимо укрепить банковские и фин. системы: в ходе кризиса везде, кроме Бразилии, слабость банковской системы была центр. проблемой. Программы МВФ в Азии оказали сильное влияние на банковскую реструктуризацию и надзорную систему. Но стране необходимы не только регулирование и наблюдение, но и конкуренция, особенно иностранная, которая усиливает местные банки, что еще раз подтвердила практика стран Латинской Америки в последние 10 лет. Кроме банков, необходимо также усилить остальную фин. систему, включая рынки акций и облигаций.
Для предотвращения кризисов требуется улучшение фин. информации. Это стало особенно ясно после мексиканского кризиса и привело к созданию при МВФ спец. системы распространения данных. Улучшение информации сделает рынки более эффективными и устойчивыми. некоторые решения правительств, повлекшие углубление кризиса, не были бы приняты, если бы они принимались в условиях гласности.
Следующая задача стран с ВР — укрепление корпоративных финансов, включая законы о банкротстве и практику их применения. Острота азиатского кризиса усугублялась чрезмерно высокой долей чужого капитала у азиатских корпораций (хотя в хорошие времена это выгодно), и к тому же многие заемщики, надеясь на гос. поддержку, не были достаточно осторожны. Когда разразился кризис, это увеличило цену выхода из него, особенно при отсутствии эффективной процедуры банкротства.
Среди мер, связанных с потенциальными изменениями потоков капитала, помимо макроэкономич. политики и ответственного валютного курса, важная роль принадлежит использованию резервов иностранной валюты. Страны с очень большими резервами легче перенесли кризис. Альтернативный подход предприняли несколько стран (напр., Аргентина) — они открыли предупредительные кредитные линии у частных кредиторов, что может обойтись дешевле, чем увеличение резервов. Дополнительным ресурсом являются открытые МВФ
чрезвычайные кредитные линии для непредвиденных обстоятельств в странах, пораженных кризисом.
На главных ИС лежит обязательство поддерживать и улучшать международную экономич. систему. Мировое благосостояние невозможно, если ИС, обеспечивающие более 2/3 мирового произ-ва, не смогут поддерживать собственный устойчивый рост при низкой инфляции. Проявившаяся в начале 90-х гг. финансовая и экономич. слабость Японии серьезно усугубила азиатский кризис.
ИС, как и страны с ВР, нуждаются в крепких, здоровых финансовых, особенно банковских системах. В последние годы банковские системы США и Европы подвергались большим испытаниям, особое беспокойство вызвали масштабные потери даже наиболее респектабельных банков, связанные с российским кризисом и вызванные очень высокой долей заемного капитала у многих участников российских фин. рынков. Фин. регулирование в таких условиях требует обширной информации о позиции этих ин-тов, особенно офшорных банковских и фин. центров.
МФИ предстоит улучшить качество международных потоков капитала. Основными направлениями их работы должны быть поощрение освоения банковских и др. мировых стандартов; обеспечение лучшей информации для рынков и общества в целом; улучшение надзорной деятельности за экономическим и фин. развитием и политикой; обсуждение и оценка изменений в заемной практике МФИ. В банковской сфере базовым для национальных надзорных властей может служить кодекс, разработанный Базельским комитетом по банковскому надзору. Международные стандарты имеются или разрабатываются и для др. областей. Обеспечить осуществление этих стандартов — более трудная часть процесса, она требует международного мониторинга и соответствующей мотивации. Мониторинг — это задача гл. обр. МВФ, опирающегося на работу экспертов национальных и международных регулирующих организаций. В частности, МВФ начал подготовку докладов об экономике отдельных стран с учетом ее прозрачности, а в апр. 1999 г. был создан Форум фин. стабильности, где впервые МФИ, которые занимаются фин. системами, собрались вместе, и это дает надежду на улучшение координации их деятельности. Наибольшую мотивацию для введения стандартов обеспечат рынки и движение капитала из стран его происхождения, поскольку именно его потоки лучше всего отражают заложенные риски. МФИ могут также уменьшить
риски и цену фин. кризиса путем усиления наблюдения и надзора. МВФ осуществляет надзор за странами-членами по их регулярным докладам, которые все чаще публикуются. В последние годы надзор и наблюдение должны быть непременно усилены в двух основных аспектах: 1) мониторинг международных средне- и долгосрочных потоков капитала и увеличение информации от страховых и др. фондов; 2) мотивация для нац. правительств внедрять международные стандарты и давать больше информации о состоянии экономики своих стран, в частности публиковать свои доклады МВФ, “это не только даст больше инофрмации, но и создаст у них уверенность, что они становятся предметом внешней оценки” (009, с.589); однако противятся публикации, как правило, представители неиндустриальных стран.
В последнее время стали уделять очень много внимания отношениям с частным сектором, что обусловлено моральным риском и недостаточностью общественных фондов. Дело в том, что готовность МВФ предоставить заем делает частных инвесторов менее осторожными, а потоки капитала стали настолько объемными, что ресурсов официального сектора часто не хватает для стабилизации экономики без участия частного cектора. Так, в ходе долгового кризиса 80-х гг. МВФ не смог в целом осуществить необходимое финансирование, пока не были получены средства из коммерческих банков. Т.обр., банки частного сектора должны принять на себя часть ответственности за поддержание здоровой фин. системы, участвуя в финансировании программ МВФ, хотя должен быть принят во внимание риск, связанный с формализацией таких требований к банкам и др. кредиторам. Скорее нужен дифференцированный подход, и в последний год был выдвинут ряд различных методов вовлечения частного сектора (Бразилия, Украина, Румыния), причем общий принцип — гос. деньги не могут быть использованы для возмещения частного кредита.
Возможно вовлечение частного сектора и посредством предварительных гарантийных соглашений с участием международных банков развития (Аргентина) для изменений условий контактов о бондах (Мексика) и др. Ряд специалистов (Дж.Сакс и др.) считают, что международная система должна иметь возможность объявлять банкротство страны и иметь механизмы для проверки состояния долга. Напр., МВФ, представляющему 182 страны, можно предоставить право объявлять приостановку платежей страной, переживающей трудности. Это даст ей время разработать план реструктуризации долга и
согласовать его с кредиторами. Но всегда следует учитывать опасность вовлечения частного cектора и при каждом конкретном решении взвешивать условия его участия.
Все предложенные изменения будут реформировать, но не революционизировать международную экономич. систему. “Революция не нужна, поскольку нынешняя система имеет достаточный инструментарий для усиления национальных финансовых и банковских систем и сокращения частоты и масштабов кризисов” (009, с.576).
Р.Брили (010; Банк Англии и Лондонская школа бизнеса) пишет, что в ходе дебатов по поводу фин. кризисов в Азии, России и Латинской Америке высказывался тезис, что международные фин. рынки действуют неудовлетворительно, поскольку не имеют эффективных механизмов противодействия панике среди их участников. Таким механизмом может обладать международный кредитор последней инстанции (МКПИ). Автор считает, что МВФ не имеет ни ресурсов, ни информации для выполнения такой задачи.
Защитники действий МВФ (Саммерс, Фишер) делают упор на опасности “паники” на фин. рынках и последующей “инфекции”; их оппоненты (Кэломирс, Мельтцер) подчеркивают опасности морального риска, который является результатом выхода из экономич. трудностей с помощью МВФ. По мнению Фишера, МВФ должен играть роль МКПИ и предотвращать дестабилизирующее движение банковской системы; но в случаях бегства вкладчиков это возможно только при безграничной щедрости и огромных ресурсах, которыми МВФ не располагает. МКПИ явно не нужен для защиты банковской системы от расходов активов в нац. валюте, но он может быть необходим, когда банки имеют крупные активы в иностранной валюте. При этом положение МКПИ сильно зависит от его доступа к информации о платежеспособности банков страны. “При достаточной информации он может так разместить свои средства, что они смогут послужить хорошим сигналом для частного сектора” (010, с.259). Кроме того, МВФ может взять на себя обеспечение требуемых частным сектором условий, которые не может им предоставить правительство.
Критики МВФ утверждают, что его помощь создает проблемы морального риска, т.к. международные банки склонны безрассудно кредитовать страны ВР, а их правительства и банки так же склонны чрезмерно занимать. Без сомнения, перспектива помощи МВФ создает потенциальный моральный риск, но эта опасность часто преувеличена:
размеры субсидий по займам МВФ незначительны по сравнению с потерями инвесторов в ЮВА, России и Бразилии. Правительства обычно неохотно обращаются за помощью к МВФ, почти во всех случаях это сопряжено со значительными местными осложнениями, падением правительств и сменой управляющих центральных банков. “Поэтому трудно поверить, что политики и бизнесмены выберут безрассудную политику в уверенности, что они не пострадают от ее последствий” (010, с.261).
Неспособность мирового сообщества обеспечивать быстрый выход из межфин. кризисов говорит о том, что политика должна быть направлена прежде всего на их предупреждение. Предложенные рецепты касались систем валютного курса, структуры банковского дела и надзора на ВР, корпоративного управления и контроля. Меньше внимания было уделено проблеме структуры капитала. Ясно, однако, что структура капитала правительств, фин. ин-тов и корпораций сыграла большую роль в последнем кризисе. В частности, высокий уровень банковских заимствований и несовпадение требований и обязательств по срокам валютных платежей угрожали платежеспособности банков и ограничивали возможность правительств проводить ответственную политику. Удивительно то, что многие из пострадавших стран изображались как образец для экономич. успеха.
Анализ распределения риска позволяет извлечь один из основных уроков кризиса: страны и их ин-ты могли бы приспособиться к шоковым ударам по экономике и адаптировать свои фин. структуры, если бы были уверены, что последствия этих ударов распределяются эффективно. Фин. кризис в Азии был обострен структурой капитала, риск был мало деверсифицирован и чрезмерно сконцентрировался на банковской системе страны. Нет оптимальной структуры капитала для корпорации или стран, нельзя, напр., утверждать, что долг в местной валюте всегда менее рискован, чем в иностранной, и т.п., но структура капитала и долга должна всегда учитываться в каждом конкретном случае, а перераспределение риска надо осуществлять как одну из мер по предотвращению кризиса до того, как все потеряно. Необходимо также развивать фин. структуры, которые могут распределять риск более эффективно: там, где капитал состоял из прямых иностранных инвестиций или вложений в акции, потоки капитала были более стабильны и риск был эффективно поделен с иностранными инвесторами.
С.М.Макарова