ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. СОВРЕМЕННАЯ МИР-СИСТЕМА
2000.04.001. ТОМАС К. КАКОВ ТРЕТИЙ МИР СЕГОДНЯ? THOMAS C. Where is the Third world now? // Rev. of intern. studies. — Cambridge, 1999. — Vol.25, special issue. — P. 225—244.
Термин "Третий мир" (ТМ) применялся по отношению к большинству постколониальных государств, политически и психологически противостоящих колониализму и империализму. В условиях идеологич. раскола времен холодной войны ТМ занимал промежуточное политич. пространство между капиталистическим социалистич. мирами. Проводя политику неприсоединения, ТМ стремился сохранить независимость в условиях двухполюсного мира.
Две ключевые характеристики отличали ТМ: 1) неравноправное положение в мировой экономике, при котором основные эконом. решения, затрагивающие ТМ, принимались извне; 2) сосредоточение основного массива бедности и нищеты. Эти два фактора определили и основную стратегию ТМ — утвердить свой национальный экономич. суверенитет и ускорить нац. развитие путем укрепления госсектора и проведения политики импортзамещения. В сфере международных отношений эта стратегия проявилась в выдвижении в 1974 г. требования нового международного экономич. порядка.
Сегодня, несмотря на окончание холодной войны, распад Второго (коммунистического) мира и отказ от опоры на госсектор, термин "Третий мир" не утратил значения. Современный ТМ включает более широкий круг государств, он пополняется за счет государств бывшего Второго мира. Ускоренная глобализация мировой экономики в 80—90-е гг. маргинализирует большинство государств и населения, углубляя меж- и внутригосударственное неравенство. Ныне на долю ТМ приходится 85% мирового населения, но только 20% мирового ВВП (с. 227). Страны ТМ не имеют существенного влияния в международных экономич. и фин. ин-тах, руководящих процессом глобализации экономики, — МВФ, Мировом банке и ВТО. Семерка богатейших капиталистических государств определяет глобальную экономич. политику, она вкупе с др. странами Европейского союза имеет 56%
голосов в МВФ. США — единственная страна, имеющая право вето в МВФ.
Разрыв между богатыми и бедными странами (и богатыми и бедными вообще), очевидный в последние 50 лет, в 90-е гг. резко углубился. По данным ООН, не менее чем в 100 государствах ТМ уже 30 лет происходит экономич. спад. В результате душевой доход в этих странах постоянно снижается (с. 288). Ни одно государство ТМ и бывшего Второго мира не вошло в число стран, относимых к Первому миру. И хотя некоторые из них достигли значительных экономич. успехов, это не привело к росту их влияния в мировых экономич. ин-тах. Т. обр., после окончания холодной войны, ТМ "не только не исчезает, но численно и географически расширяется, и фактически третьемирский статус глобализируется" (с. 229).
Доминирующая сегодня на Западе неолиберальная идеология пропагандирует тезис о том, что глобальная экономич. интеграция, основанная на либерализации торговли, произ-ва и фин. потоков, является наилучшим, наиболее естественным и универсальным путем экономич. роста и развития и направлена на благо человечества. Основные международные ин-ты, в которых доминируют представители Первого мира, пересматривают свои идеологию, структуру и политику в едином стратегич. направлении — создать глобальную систему свободного движения капиталов, всемерно поддержать рыночную экономику и резко ограничить вмешательство государства в общественную сферу. Эти изменения перестраивают социально-экономич. карту мира, глубоко изменяя отношения между государством, рынком и гражданами.
Капиталистич. глобализация мировой экономики ведет к резкой социальной поляризации. Немногочисленная глобольная элита концентрирует в своих руках огромные богатства и власть. Суммарное состояние 225 богатейших людей мира равно ежегодному доходу 47% всего населения земного шара (с. 230). Относительно немногочисленный слой наемных работников, связанных с международным бизнесом (30% глобальной рабочей силы), также использует преимущества глобализации, но и их статус и благополучие в значительной степени зависят от международной экономич. конъюнктуры. Большинство активной рабочей силы исключены из процесса глобализации и формируют обширный слой маргиналов, бедняков, частично занятых и безработных.
По вопросу о том, как решать проблемы ТМ в связи с глобализацией мировой экономики, в литературе выделяются 2 позиции:
реформистская и трансформистская. Сторонники первого подхода (в основном представители "большой семерки", МВФ и Мирового банка) делают акцент на технич. уточнениях реализуемой политики. Приверженцы второго подхода (группы гражданского общества в Первом и ТМ) требуют изменения стратегии мирового развития. Реформистский подход основывается на глубокой уверенности, что рыночная система создает наилучшие перспективы для увеличения числа рабочих мест, роста экономич. активности в мире. Трансформисты не разделяют этой веры и считают, что необходимо пересмотреть правила международной экономики в интересах населения и их среды обитания. Трансформисты отстаивают право национальных и местных властей на собственность и контроль над политикой развитая.
Томас сопоставляет взгляды реформистов и трасформистов по ключевым экономич. проблемам: долгам, финансам, торговле и инвестициям.
По вопросу о долгах реформисты поддерживают стратегию МВФ и Мирового банка, предложенную в 1996 г. (она предусматривает снижение долгового бремени наиболее бедных стран до приемлемого уровня в награду за успешное осуществление макроэкономических реформ за шестилетний период) и выступают за создание привлекательного инвестиционного климата, особенно для иностранных инвесторов, и предлагают увязывать облегчение долгового бремени для беднейших стран с выполнением программ структурных реформ, предлагаемых МВФ; они против аннулирования или безусловного списания части долгов.
Трансформисты считают программу макроэкономич. реформ МВФ порочной в своей сути, поскольку она не учитывает социальных последствий. Они полагают, что ставить облегчение налогового бремени в зависимость от успешного выполнения структурных программ МВФ — значит создавать новые проблемы в дополнение к старым. В странах, следующих макроэкономич. предписаниям МВФ, растет бедность, усиливается статификация и маргинализация населения. По оценке самого МВФ, за время реализации его программ (1981—1995 гг) долговое бремя беднейших стран Тропич. Африки, почти удвоилось. Их расходы по обслуживанию долга почти в 4 раза превышают расходы на начальное образование (с.238). Трансформисты выступают за аннулирование или резкое сокращение долгов беднейших стран.
В сфере мировой торговли реформисты отстаивают принцип макс. либерализации, рассматривая ее как необходимое условие ускорения глобального роста и благосостояния. Трансформисты же не
считают рост главной целью развития. Торговля, по их мнению, должна быть справедливой, а не свободной, нац. правительства вправе сами решать, какого режима торговли им придерживаться, какие пошлины им устанавливать; проводить ли интегральную или самодостаточную политику. Необходимо ввести перераспределительный механизм для компенсации государством, несущим существенные потери в ходе глобализации. Трансформисты настаивают также на том, чтобы разрабатываемый ВТО глобальный режим торговли не применялся бы ко всем ее членам одинаково. Они указывают на то, что решения в ВТО принимаются под давлением государств Первого мира и не учитывают в полной мере интересов др. государств.
В сфере финансов главной целью реформистов остается либерализация фин. потоков. Поэтому они возражают против существующего или вновь вводимого контроля со стороны нац. правительств или фин. структур, считая, что это затрудняет создание глобальной либеральной фин. системы и подрывает способность страны привлекать иностранные инвестиции. Реформисты признают только разработку технических инструментов и механизмов с целью уменьшить последствия возможных кризисов и возможные риски.
Трансформисты считают, что интересы государств имеют приоритет перед интересами капитала; движение международного капитала следует жестко регулировать, а фин. либерализацию проводить только в том случае, если она соответствует местным условиям. В конечном счете капитал должен работать в интересах большинства населения. Следует поощрять прежде всего производительные и долгосрочные, а не спекулятивные и краткосрочные инвестиции.
Эти идеи воплощены в "Программе граждан за реформу глобальной экономической системы", требующей введения контроля за движением капиталов на национальном, региональном и международном уровнях. На нац. уровне следует вводить регуляционные меры, чтобы ограничить краткосрочную мобильность капитала. На региональном уровне программа призывает создать кризисные фонды, а на международном уровне — учредить механизм банкротства, провести реформу МВФ и установить налог на спекулятивные операции.
По вопросу об иностранных прямых инвестициях реформисты и трансформисты также занимают противоположные позиции.
Реформисты рассматривают инвестиции транснациональных корпораций (ТНК) как главное звено стратегии глобальной экономич. интеграции, быстрого роста и создания новых рабочих мест. ТНК, утверждают они, создают товары и услуги для общего блага, поэтому
нужно создать самые благоприятные условия для их деятельности и признать их самостоятельную роль в мире без границ.
Трансформисты считают, что инвестиции ТНК должны играть вспомогательную роль, содействуя реализации местных и нац. программ развития. Правительства должны иметь право регулировать иностранные инвестиции, участвовать в выработке стандартов поведения ТНК и осуществлять мониторинг за их деятельностью. Необходимо разработать и принять глобальный кодекс поведения ТНК и ввести обязательную общественную подотчетность их деятельности.
Томас приходит к выводу, что при нынешнем характере экономич. глобализации, осуществляемой небольшой группой государств, международными ин-ми и ТНК, будет происходить дальнейшая глобализация Третьего мира, и провозглашенная цель ООН — уменьшить к 2015 г. число бедняков в мире не будет достигнута.
Ю.И.Комар