2000.02.004. БУТ А., ТУДЖ К. УМЕНЬШЕНИЕ ДОЛГОВ БЕДНЕЙШИХ СТРАН.
BOOT A., THUGE K. Debt relief for low-income countries. —Wsh., IMF, 1997.—Ю p.
Сотрудники МВФ анализируют новый совместный план Фонда и Мирового банка (МБ), который должен решить проблему безнадежной внешней задолженности беднейших стран-должников (БСД). К этой группе относится 41 развивающаяся страна (в основном это страны Тропической Африки). Каждая из БСД имеет ВВП на душу населения менее 695 долл. и внешнюю задолженность, превышающую 220% ежегодного экспорта.
С начала 80-х гг. когда стало ясно, что БСД не могут платить проценты по долгам (не говоря уже о том, чтобы эти долги выплачивать), зап. кредиторы пытались как-то выйти из этой ситуации. Парижский клуб правительств-кредиторов предоставлял БСД возможность реструктурировать долги на обычных для всех стран условиях: все простроченные долги должны быть выплачены через 10 лет; начинать возврат долгов нужно уже через 5 лет; до этого необходимо платить проценты по существующим в мире рыночным ставкам. Такие реструктуризации привели только к накоплению долгов за счет невыплаченных процентов. В конце 80-х гг. Парижский клуб решил, что БСД нужны не только отсрочки, но и списание части долгов —иначе они вообще никогда не расплатятся. По условиям, принятым Парижским клубом в 1988 г. на встрече в Торонто, БСД разрешалось списывать 33% долгов; в 1991 г. на встрече в Лондоне размер списания был увеличен до 50%; в 1994 г. на встрече в Неаполе —до 67%. Списывать долги было решено только тем странам, которые проявили готовность выполнять программы реформ, рекомендованные МВФ, а также платить текущие проценты по долгу. С 1995 г. были реструктурированы долги (со списанием 67%) шести БСД (Бенина, Боливии, Буркина Фасо, Гайяны, Мали и Уганды). Лондонский клуб банков-кредиторов выразил готовность реструктурировать долги БСД на тех же условиях, что и парижский клуб. Кроме того, БСД могут со скидкой выкупать свои просроченные долги Лондонскому клубу, оформленные в специальные облигации (выкуп обычно проводится за счет льготных кредитов МБ). Наконец, отдельные зап. страны, а также МВФ и МБ в начале 90-х
гг. стали предоставлять БСД новые кредиты на льготных условиях для выплаты процентов и частичного погашения внешней задолженности. С учетом реальных рыночных ставок по кредитам на мировом фин. рынке получается, что БСД в 1999-1996 гг. получали безвозмездно 3 млрд. долл. в год.
Однако в 1996 г. МВФ и МБ решили, что все вышеперечисленные способы решения долговых проблем БСД недостаточно радикальны. Для каких-то БСД они, может быть, и подходят, но есть страны, которым не поможет ни списание 67% долга, ни частичный выкуп облигаций у западных коммерч. банков, ни отдельные льготные кредиты. Они обречены на постоянные реструктуризации долгов: иными словами, на ненормальные отношения с иностранными кредиторами, при которых кредиторы не верят в то, что когда-нибудь получат свои деньги назад (и соответственно, стараются больше денег не давать), а сами БСД считают возможным не выполнять свои долговые обязательства. Была выдвинута так называемая 'Инициатива для БСД". Она заключается в следующем. Отдельным БСД все кредитор —Парижский и Лондонский клубы —списывают 80% долга. МВФ и МБ, со своей стороны, могут простить таким странам все долги, выкупив их за счет средств из специально создаваемого международного фонда. Затем этим БСД предоставляются льготные кредиты в таком объеме, которые позволил бы им отныне и навсегда беспрепятственно обслуживать оставшуюся часть долга. Не исключено, что МВФ запретит этим БСД брать у частных кредиторов любые кредиты, кроме льготных. Эта инициатива может применяться только к странам, которые в течение трех лет исправно выполняют стандартные программы МВФ и не имеют др. возможностей выплатить свой внешний долг.
Преимущества инициативы таковы: БСД навсегда избавляются от бесконечных реструктуризаций долга; они начинают обслуживать долг без ущерба для нужд нац. экономики; их экономич. политика попадает под контроль МВФ и международного сообщества.
Вопрос, конечно, в том, как определить способность или неспособность той или иной страны самостоятельно выплатить свой внешний долг. МВФ и МБ считают, что страны, где долг равняется 209-250% ежегодных экспортных поступлений, а
процентные платежи по долгу не превышают 29-25% экспорта, обычно не нуждаются в реструктуризациях и отсрочках, и могут (при нормальной макроэкономич. политике) сочетать долговые выплаты с экономич. ростом. Соответственно, к ним "инициатива для БСД применяться не должна. Разумеется, нужно рассматривать каждую страну отдельно, учитывая не только формальное соотношение долга и экспорта, но диверсифицированность эскорта, сбалансированность бюджета, отношение долга к ВВП, размер золотовалютных резервов и т.д. Кроме того, страны с очень открытой экономикой (отношение экспортных поступлений к ВВП превышает 40%) и с большими бюджетными доходами (отношение доходов к ВВП больше 20%) могут справиться со своими долговыми проблемами даже тогда, когда их долг равен 280% ежегодных экспортных поступлений.
В апреле 1998 г. Уганда стала первой страной, к которой была применена "инициатива для БСД". Решено предоставить ей помощь в 350 млн. долл. с тем, чтобы размер ее оставшегося долга не превышал 196% экспортных поступлений. МВФ обещал Уганде 70 млн. долл., что покроет 22% текущих платежей по долгам Фонду в течение 9 лет. СБ предоставит Уганде безвозмездно 355 млн. долл., чтобы помочь ей обслуживать оставшиеся долги Парижскому и Лондонскому клубам.
'Ясно, что такая инициатива не является панацеей. Даже если бы все долги беднейших стран были прощены, они все равно продолжали бы зависеть от западной помощи}' (с. 16). У них нет денег не только на обслуживание долга 9 у них нет денет на развитие экономики и социальные программы. В бюджетах индустриальных стран не так много денег, чтобы они помогали БСД до бесконечности. Поэтому в любом случае БСД должны привлекать частные зап. кредиты и инвестиции. "Инициатива для БСД всего лишь позволит этим странам выбраться из долговой ловушки и вернуть себе хоть какую-то привлекательность для зап. капитала. А вот смогут ли БСД привлечь зап. деньги таким образом, чтобы вновь не попасть в долговую ловушку, зависит все-таки от них, а не от каких-либо международных инициатив.
С.В.Минаев