2000.02.002. БУРКОВ А.Л. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ. — Препринт. — Екатеринбург, 1999. — 40 с. — (Науч.докл. /РАН. Урал. отд-ние. Ин-т экономики). — Библиогр.: с.39-40.
В докладе рассматривается методология сопоставления эффективности альтернативных систем собственности на базе трансакционных издержек (ТИ) и анализируются результаты исследования по оценке реформирования отношений собственности в экономике Свердловской области.
Обобщая подходы зарубежных и российских исследователей к понятию ТИ, автор предлагает следующее их определение: "трансакционные издержки — это все затраты сверх и помимо собственно издержек производства, связанные прежде всего с передачей прав собственности в соответствии с требованиями институтов и институций" (с.5). Он отмечает, что в зарубежной литературе выделяется пять классов или форм ТИ: издержки поиска информации, ведения переговоров и заключения контрактов, измерения, спецификации и защиты прав собственности. Таким образом, ТИ возникают и до процесса обмена, и в процессе обмена и после него (их также называют издержками сделок или институциональными), поскольку это затраты на создание, использование, поддержание и преобразование институтов. Различия в уровнях и структуре ТИ определяют все многообразие форм хозяйственной и социальной жизни, а сами ТИ выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.
Трансакционная экономика выявила целый класс реальных издержек, которые, хотя и не поддаются непосредственному измерению, определяют поведение участников хозяйственного процесса и состояние экономических систем. Единственная попытка количественно оценить уровень ТИ на материалах экономики США была предпринята Дж.Уоллисом и Д.Нортом. Основой анализа явилось введенное ими различие между трансформационными (связанными с превращением трудовых и материальных затрат в готовую продукцию) и трансакционными издержками.
Для количественного определения ТИ исследователи пользовались следующими критериями: с точки зрения потребителя, ТИ являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу, а с точки зрения продавца — все затраты, которые он не нес бы, если бы продавал товар самому себе. Общий объем ТИ складывается из
двух частей: издержек трансакционного сектора (оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т.д.) и издержек, связанных с оказываемыми в рамках трансформационного сектора трансакционными услугами (затраты на аппарат управления в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве).
Согласно полученным оценкам, доля трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, в ВНП США увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством с 3,6 до 13,9% за тот же период, что в сумме составило рост с 26,1 до 54,7% (с.7).
Часть этого роста в течение столетия была отражением перехода трансакционных затрат из нерыночной сферы в рыночную. Расширение трансакционного сектора Дж.Уоллис и Д.Норт называют структурным сдвигом первостепенной важности. Они считают, что ресурсы общества, направляемые на спецификацию и защиту прав собственности, были настолько эффективны, что это сделало возможным гигантский расцвет контрактных форм, что привело к снижению ТИ в расчете на одну сделку и открыло путь к дальнейшему углублению специализации и разделению труда. Следовательно, делает вывод А.Бурков, "в той мере, в какой институты справляются с задачей экономии трансакционных издержек, углубляются процессы специализации и разделения труда, возрастает интенсивность и масштабы обмена. В той мере, в какой они отклоняются от ее выполнения и начинают служить интересам отдельных социальных групп, экономический прогресс тормозится или вовсе приостанавливается" (с.9).
ТИ тем больше, чем выше неопределенность условий хозяйствования и ненадежность партнеров, чем больше, следовательно, риски. Очевидно, отмечает автор, что их непомерная величина в российской экономике практически блокирует нормальный хозяйственный процесс.
Система институтов, обусловливающих ТИ, но одновременно и минимизирующих их, включает институты: определяющие характер прав распоряжения; взаимодействия хозяйствующих субъектов (рынки); функционирование производящей структурной единицы; "инфраструктурного" обеспечения хозяйственного процесса (кредитно-денежная и финансовая системы, система социального обеспечения и т.д.); государственного воздействия на экономику. Дальнейшие институциональные преобразования в России должны способствовать развитию этих институтов с целью преодоления тенденции роста ТИ, поскольку главная функция институтов — их экономия.
Именно под этим углом зрения исследуется экономика Свердловской области. Величина ТИ складывается из: издержек собственно "трансакционного сектора", в состав которого включаются все отрасли, обслуживающие процесс перераспределения ресурсов и продукции; издержек, связанных с оказанием трансакционных услуг, которые предоставляются в рамках "трансформационного сектора".
Поскольку статистическая отчетность позволяет (хотя и не полностью) определить издержки "трансакционного сектора", основное внимание уделялось расчету "трансакционных услуг", которые оказываются важнейшей составляющей трансформационного сектора — промышленности. Для их укрупненной стоимостной оценки использовалась величина затрат, не связанных непосредственно с производством (так называемые накладные расходы), за вычетом затрат на содержание и эксплуатацию оборудования. Несмотря на методологические недостатки такого подхода, он позволяет на основании имеющейся статистической информации ориентировочно оценить соотношение уровня трансакцион-ных и трансформационных издержек.
Расчеты показали, что в целом по промышленности Свердловской области рост трансформационных издержек в 1996 г. по сравнению с 1994 г. составил 278%, трансакционных — 214, коэффициент "отставания" трансакционной составляющей — 23% (с.11). Сопоставление полученных показателей с расчетами В.Кокорева показывает, что в 1993 г. по сравнению с 1992 г. по промышленности России в целом соотношение было противоположным: темп роста ТИ был более чем в два раза выше темпа роста трасформационных издержек. Такое расхождение автор объясняет прежде всего снижением (с течением времени) остроты проблемы адаптации предприятий к рыночной среде. Однако, замечает автор, пока рано делать вывод о положительном характере произошедших институциональных изменений. Он был бы правомерен лишь при условии выявления долговременной тенденции (с .12).
Расчет трансакционных услуг, оказываемых в различных отраслях промышленности области, показал, что в таких отраслях, как электроэнергетика, черная и цветная металлургия, промышленность строительных материалов, трансакционные услуги были в 1997 г. ниже, чем в среднем по промышленности. Это объясняется достаточно высокой степенью адаптации предприятий указанных отраслей к рыночной среде, более устойчивыми хозяйственными связями, более развитой инфраструктурой. В то же время трансакционные услуги в машиностроении,
химии, лесной и деревообрабатывающей, пищевой промышленности значительно превысили среднепромышленный уровень. Общим фактором, обусловившим такое положение, является особо острая необходимость в этих отраслях увеличения затрат на развитие маркетинговых служб, поиск деловых партнеров, зачастую на создание необходимых элементов инфраструктуры.
Результаты исследования показывают, что приватизация государственных предприятий на Среднем Урале привела к кардинальным изменениям в институциональной структуре: сформировались новые для отечественной экономики сектора, образуемые предприятиями различных форм собственности. Наиболее крупные институциональные сектора промышленности области представлены предприятиями частной и смешанной форм собственности, доля которых составила в 1997 г. по затратам на производство и реализацию продукции соответственно 45,3% и 41,2%, а по осуществляемым трансакционным услугам — 52,9 и 28,1% (с.17).
Установлено, что значительное превышение доли трансакционных услуг характерно для государственного сектора, особенно той его части, которая формируется областной собственностью, причем эта доля возросла с 10,4% в 1996 г. до 13,9% в 1997 г. (с.22). Это связано прежде всего с большими сложностями формирования областной собственности, которая фактически создавалась по остаточному принципу, не являлась единым хозяйственным комплексом, не имела достаточно эффективной системы управления. В таких условиях рост ТИ как реакция на неэффективную институциональную систему на уровне субъекта Федерации закономерен.
Наряду с этим выявлена тенденция снижения доли ТИ на предприятиях частной и муниципальной форм собственности. Причем темп этого снижения особенно высок в частном секторе промышленности. Такая тенденция в определенной мере подтверждает целесообразность реформирования отношений собственности в России в направлении развития частного сектора.
Более детальный анализ структуры отдельных элементов трансак-ционных услуг по институциональным секторам промышленности области показал, что именно в секторе, сформированном предприятиями частной формы собственности, получили в 1997 г. наибольшее развитие такие элементы трансакционных услуг, как операции с недвижимостью (99,9% от их общего объема в промышленном комплексе), общая ком-
мерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (92,8%), информационно-вычислительное обслуживание (81,8%), оплата услуг рекламных агентов и аудиторских организаций (68,6%). Оплату услуг науки также на 98% производит частный сектор при доле затрат государственного сектора в пределах менее 1% (с.25).
Таким образом, произошедшее перераспределение прав собственности с формированием новых институциональных секторов экономики, и в частности, сектора, основанного на частной собственности, способствовало более активному развитию на предприятиях этого сектора рыночных элементов хозяйствования. Очевидно, что именно права собственности составили базу для принятия рациональных решений экономическими агентами, эффективного распоряжения ресурсами, выбора предпочтительных направлений передачи ресурсов между агентами и конкретных целей их использования (с.27-28).
В заключение автор отмечает, что проведенное исследование подтвердило целесообразность использования в качестве критерия эффективности реформирования отношений собственности не только традиционных показателей эффективности, но и совокупного объема ТИ в экономике, а также выявило возможность определения величины ТИ в региональном разрезе на основе предложенной методики.
И.Ю.Жилина