2000.01.077. ПРАСАД Э.С., УТИЛИ Ф. РЫНОК ТРУДА ИТАЛИИ: СОСТОЯНИЕ, ИНСТИТУТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ.
PRASAD E.S., UTILI F. The Italian labor market: Stylized facts, institutions, and directions for reform. - Wash.: IMF, 1998. - 49 p. - (IMF working paper; WP/98?42). - Bibliogr.: p. 47-49.
Сотрудники исследовательского отдела МВФ характеризуют современное состояние и возможные изменения региональной и отраслевой структуры рынка рабочей силы Италии. Общие данные по стране, отмечает автор, маскируют значительное неравенство в состоянии рынка труда на Севере, в Центре и на Юге, а также по отдельным группам населения. Эволюция структуры занятости и оплаты труда способствует формированию рынка труда, аналогичного по своим параметрам другим промышленно развитым странам (ПРС). Выявлены ключевые проблемы, влияющие на предложение и спрос на рабочую силу. Проведенные исследования закладывают основу для формулирования и эффективной реализации политики занятости. Работа состоит из пяти глав.
Во вводной главе отмечается, что вступление Италии в Европейский валютный союз требует устранения всех препятствий для осуществления политики стабилизации, без чего страна не сможет адекватно реагировать на изменение внешних условий. В числе подобных препятствий -неадекватная структура экономики, в том числе рынка труда. Последний должен эффективно и гибко реагировать на требования долгосрочного экономического роста.
Итальянский рынок рабочей силы, указывается во второй главе, характеризуется относительно низким уровнем экономической активности и занятости в формальном секторе экономики. Существуют большие ограничения для расширения занятости женщин, в том числе в последние годы сказывалось отсутствие возможностей их временной занятости с гибким рабочим графиком.
В период оживления итальянской экономики в 90-е годы отмечалась стагнация занятости и сохранение высокого уровня безработицы на фоне умеренного роста производства. Как и в других ПРС Европы, за последнее 20-летие в Италии наблюдалось постепенное повышение уровня безработицы. При этом сохранялись существенные региональные различия. Например, к концу 1997 г. безработица на Севере Италии сократилась до 6%, тогда как в Центре она оставалась на уровне 10%, а
на Юге она постоянно росла и достигла исторически рекордного уровня в 23% (с.6). В итоге увеличился разрыв в уровнях безработицы между основными регионами.
На уровне безработицы сказывалась не только ситуация с занятостью, но также изменения в трудовой активности, связанные с влиянием делового цикла и долгосрочных факторов. Степень трудовой активности (соотношение занятого трудом населения и всего населения в возрасте 15-65 лет) в Италии с начала 80-х годов постепенно сокращалась и в 1997 г. опустилась до 52%. Исторически трудовая активность в Италии всегда была ниже, чем в большинстве ПРС Европы и значительно ниже, чем в Японии и англосаксонских странах. Незанятое население в составе трудоспособного населения всегда оставалось более значимым, чем в других ПРС. Однако, по мнению авторов, эти официальные показатели не учитывают развитие неформального сектора, в котором занята значительно более высокая доля населения, чем в других ПРС (с.8).
Относительно стабильные показатели общей трудовой активности маскируют существенные различия в уровне активности мужского и женского населения. Отмечается снижение активности мужского населения (с 85% в середине 70-х годов до 72% в 1997 г.) и рост активности женского населения (соответственно с 35 в середине 70-х годов до 40% в 90-е годы). Увеличение трудовой активности женщин в Италии отражает общую тенденцию в ПРС, однако трудовая активность и занятость женщин в этой стране остаются значительно ниже уровня других ПРС и не компенсируют сокращение мужской занятости.
Степень трудовой активности на Юге Италии не только остается более низкой в сравнении с другими регионами, но после 1990 г. постоянно сокращается, даже в условиях экономического подъема. За последнее десятилетие в указанных трех регионах страны трудовая активность мужчин снижалась, причем особенно сильно на Юге. Трудовая активность женщин с 1970 г. постепенно возрастала на Севере и в Центре, но оставалась практически на неизменно низком уровне на Юге (менее 30%) (с.10).
В 70-80-е годы процесс формирования заработной платы в Италии характеризовался ежегодной индексацией номинальной зарплаты, размер которой устанавливался в ходе централизованных переговоров с профсоюзами. Фактически из-за инфляции в стране не происходил рост реальной зарплаты. Однако реформы 1992-1993 гг. внесли изменения в процесс формирования зарплаты. Была ликвидирована автоматическая
индексация заработной платы. Вместо индексации была введена по согласованию с профсоюзами система, по которой отраслевые коллективные договора, обсуждаемые на национальном уровне, устанавливают номинальную зарплату на два года, используя показатели инфляции, динамики занятости за четырехлетний период. Через два года эти договора могут быть пересмотрены. Важнейшая черта договоров состоит в том, что различие между фактической и планируемой инфляцией в течение периода действия соглашения является только основой для будущих переговоров по поводу зарплаты и не дает права для автоматической компенсации зарплаты при превышении фактической инфляции над планируемой. По мнению авторов, изменения в процессе формирования зарплаты способствовали значительному повышению гибкости реальной заработной платы в 1992-1996 гг. С начала 1996 г. номинальная зарплата выросла незначительно в связи с существенным снижением темпов инфляции (с.13).
Как и в других ПРС, в Италии наблюдалось сокращение занятости в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, тогда как численность и доля занятых в сфере услуг возросли. Для Италии характерна очень высокая доля занятых в государственной администрации (более 23% всех занятых в конце 90-х годов в сравнении с 18% в 1977 г.), а также в отраслях с самостоятельным источником доходов и занятых в сфере малого бизнеса (с.16). Характерно, что занятость по найму остается относительно устойчивой на уровне 70% все последнее 20-летие. Она сократилась только в строительстве. Доля самозанятости в общей занятости в обрабатывающей промышленности составляет 12%, в сфере услуг - 50, в сельском хозяйстве - 65%. По мнению авторов, завышение самостоятельной занятости в отраслях производства, особенно в малом бизнесе, является следствием стремления итальянцев уклониться от регулирования условий найма и действующих на рынке труда регламентаций. Отмечается рост занятости в категории ¡ауого рагаБиЬогШпай (вспомогательные виды работы не по найму), что отражает указанную выше тенденцию.
На протяжении 1992-1994 гг. наблюдалась тенденция к сокращению занятости во всех отраслях экономики (небольшой рост занятости произошел лишь в строительстве в 1992 г.). В последующие годы занятость продолжала падать в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, но росла в сфере услуг. В 1993-1995 гг. произошло снижение реальной зарплаты почти во всех отраслях экономики, а в 1996
г., благодаря замедлению темпов инфляции в сравнении со средним уровнем предшествующих десятилетий, сокращение реальной зарплаты было незначительным. В 1997 г. реальная зарплата сильно выросла во всех отраслях, кроме сельского хозяйства, транспорта и связи, где она несколько сократилась.
Проведение реформ на рынке труда в начале 90-х годов усилило перелив рабочей силы между отраслями экономики.
В третьей главе рассматриваются наиболее существенные институциональные черты итальянского рынка труда. По мнению авторов, рынок труда Италии характеризуется неэффективностью, связанной с институциональными факторами. В Италии действует нетипичная система страхования по безработице, особенно в сравнении с другими ПРС Европы. В частности, государственные расходы на выплату пособий по безработице (0,5% ВВП) и охват этой системой населения значительно ниже, чем в большинстве ПРС Европы. Однако в Италии существует такой важный дополнительный источник пособий, как Cassa Integrazione Guadagni (CIG), для компенсации нерабочих часов из-за временного сокращения или свертывания деятельности промышленными компаниями. Эти пособия стали ключевым компонентом защиты доходов рабочих в обрабатывающей промышленности: они рассчитаны на период до 12 месяцев и возмещают 80% последней зарплаты (с.24).
Индексация заработной платы и система коллективных договоров, преобладавшие на протяжении 90-х годов, по мнению авторов, привели к заметной стабильности, жесткости, что уменьшало способность экономики должным образом реагировать на неблагоприятные макроэкономические процессы. Кроме того, они способствовали выравниванию уровня заработной платы в отдельных регионах, отраслях и профессиональных группах, что препятствует эффективному перераспределению рабочей силы, поскольку уменьшается стимул для межрегиональной (географической) и межотраслевой мобильности рабочей силы. Проведенные в последние годы реформы оказали в целом благоприятной воздействие на динамику заработной платы и инфляции. Однако они мало сказались на ускорении роста занятости и сокращении безработицы.
В четвертой главе дана оценка реформ 90-х годов. По мнению авторов, из-за гетерогенности (разнородности) рабочей силы нет возможности проследить их воздействие на структуру рабочей силы. Наблюдаемые различия в заработной плате между основными отраслями
отражают скорее различия в среднем уровне человеческого капитала работников.
В пятой главе авторы намечают направления дальнейших реформ рынка труда. Хотя последние реформы, в том числе выработанные в ходе трехстороннего соглашения в сентябре 1996 г., предусматривают признание главными социальными партнерами важности структурных проблем итальянского рынка труда, для решения этих проблем, по мнению авторов, потребуются дополнительные усилия.
В.Г.Былов