Научная статья на тему '18-й экономический форум Северо-Восточной Азии'

18-й экономический форум Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «18-й экономический форум Северо-Восточной Азии»

Хроника

18-й ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

26—29 августа 2009 г. в Пусане, Республика Корея, состоялся 18-й экономический форум Северо-Восточной Азии1. Форум проводился при активной поддержке правительства г. Пусана, а основными соорганизаторами форума выступили: Азиатский институт региональных инноваций Национального университета г. Пусана (Asian Institute for Regional Innovation, Pusan National University), Институт экономики энергетики Кореи (Korea Energy Economics Institute), Институт международной экономической политики (Korea Institute for International Economic Policy).

На церемонии открытия с приветственной речью выступили: президент форума доктор Ли-Джей Чё (Lee Jay Cho), мэр г. Пусана г-н Хур Нам-Сик (Hur Nam-Sik), бывший спикер Национального собрания Республики Корея г-н Пак Кван-Ён (Park Kwan-Yon), бывший губернатор штата Гавайи г-н Джордж Ариёши (George Ariyoshi), бывший министр иностранных дел г-н Накаяма Таро (Nakayama Taro), бывший член парламента Евросоюза г-н Глин Форд (Glyn Ford), директор Института экономических исследований ДВО РАН академик П. А. Минакир с приветственным словом от губернатора Хабаровского края В. И. Шпорта.

Первая сессия была посвящена вопросам межрегионального сотрудничества в области транспортных перевозок и логистики. С докладом «Новые возможности межрегионального сотрудничества в Корейском проливе: Пусан и Фукуока» выступил г-н Лим Джун-Дук (Lim Jun Duk), директор Азиатского института региональных инноваций Национального университета г. Пусана, Южная Корея. В качестве примера трансграничного региона г-н Лим подробно рассмотрел регион Эресунн на границе Дании и Швеции, который возник после возведения моста через морской пролив. Благодаря совместным усилиям местных и национальных правительств регион стал важным научно-инновационным центром и успешным примером региональной интеграции. Г-н Лим отметил, что европейский опыт налаживания межрегиональных взаимосвязей в Эресунне можно эффективно применить к развитию сотрудничества между городами Пусан (Республика Корея) и Фукуока (Япония).

Профессор японского Университета развития инфраструктуры г-н Арамаки Эики (Aramaki Eiki) посвятил свой доклад проблемам азиатской наземной транспортной системы и перспективам ее развития. Основными направлениями, в которых должна происходить модернизация транспортной системы Азии, были отмечены расширение транспортной сети, совершенствование инфраструктуры логистических центров, строительство новых контейнерных терминалов и «сухих портов», а также интеграция транспортных систем стран Азии в единую сеть, на основе общих стандартов качества и доступности. В комментарии к его докладу г-н Хироси Хорикава,

1 Экономический форум Северо-Восточной Азии — региональная неправительственная организация, созданная в 1991 г. с целью налаживания взаимопонимания и дружественных связей между странами региона СВА через сотрудничество между научными кругами, представителями экономики и бизнеса. Секретариат форума находится в г. Гонолулу (штат Гавайи. США), а возглавляет организацию ее президент — доктор Ли-Джей Чё.

представитель Ассоциации портов Японии, подчеркнул необходимость развития инфраструктуры для транспортировки небольших партий грузов внутри локальных территорий. В целом докладчики согласились, что транспортная сеть, в особенности Азиатская железная дорога, являются основой для межрегионального сотрудничества, поэтому их развитие должно быть одной из приоритетных задач. Планируется, что финансирование запланированных мероприятий (18 и 25 млрд долл. США на развитие Азиатской железной дороги и Транссибирской магистрали соответственно; 51 млрд долл. США на строительство и модернизацию контейнерных терминалов) будет осуществляться не только за счет государственных средств, но и при участии частного капитала. Поэтому государственно-частное партнерство должно стать основной формой реализации этих проектов.

Во второй сессии, посвященной перспективам сотрудничества в области энергетики, выступили три докладчика.

Г-н Жианпинг Жанг (Jianping Zhang), директор отдела международного сотрудничества Института международных экономических исследований (Китай), в своем выступлении затронул проблему восстановления баланса спроса и предложения на энергию в регионе СВА в условиях мирового экономического кризиса. Г-н Жанг отметил, что экономический кризис серьезным образом нарушил равновесие, вызвав падение спроса на все основные виды энергоносителей в регионе СВА. Вместе с тем временное смягчение конкуренции за энергетические ресурсы между странами СВА создает хорошие возможности для создания долгосрочного механизма сотрудничества в энергетической сфере и поддержания баланса спроса и предложения в будущем.

Джон Тихотски (John Tichotsky), советник губернатора Чукотки, сделал доклад о новых тенденциях в энергетической политике США и их влиянии на энергетическую ситуацию в регионе СВА. Одним из выводов в его презентации была идея о том, что развитие альтернативных источников энергии в ближайшем будущем будет оставаться дорогой альтернативой, поэтому имеет смысл сконцентрировать усилия на разработке новых технологий долгосрочного хранения энергии.

Г-н ГулидовР. В., старший сотрудник Секретариата проекта Расширенной Туман-ганской инициативы (РТИ), выступил с презентацией о развитии сотрудничества в энергетической сфере в рамках проекта «Туманган»1. В сентябре 2009 г. в г. Улан-Баторе состоялась первая встреча нового структурного органа проекта — Энергетического совета РТИ, в который вошли по три представителя правительства каждой из стран — участников проекта. Председателем совета на 2009—2010 гг. был избран Талят Зейнулаевич Алиев — замдиректора департамента международного сотрудничества Министерства энергетики РФ. Члены совета приняли решение в ближайшее время согласовать и принять План действий в области энергетики на 2010—2012 гг. Этот план будет также дополнен пакетом конкретных предложений инвестиционных проектов в области энергетики в Расширенном Туманганском регионе. В качестве консультативного органа для Энергетического совета был создан Экспертный совет по энергетике, состоящий из 12 специалистов международного уровня.

На третьей сессии форума обсуждались вопросы сотрудничества в области энергосбережения и развития «зеленой энергетики». С подробным докладом о стратегии

1 Идея проекта «Туманган» заключается в создании международной экономической зоны, территориально располагающейся на территории 10 000 км2, границы которой расположены в треугольнике порта Чончжин (КНДР), городов Яньцзи (КНР) и Владивосток (Россия). Целью

программы «Туманган» является развитие района Туманган через скоординированную стратегию развития в нем транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма, развития организационных и законодательных форм, человеческих и природных ресурсов и защиты окружающей среды.

^^ А. А. Новицкий, Е. О. Скрипник

№ 4 2009

«зеленого роста» Кореи выступил г-н То Кун-Хван (Toh Kyung-Hwan), глава Комитета по зеленому росту при президенте Республики Корея. Согласно новой национальной стратегии, принятой в июле 2009 г., к 2020 г. Южная Корея должна войти в число 7 наиболее успешных стран в сфере «зеленого роста». Последнее предполагает достижение трех основных целей: предотвращение изменения климата и обеспечение энергетической безопасности, превращение «зеленой» экономики в новый источник экономического роста, изменение образа жизни и повышение качества жизни населения. Базовыми «зелеными» технологиями для повсеместного распространения в ближайшем будущем станут светодиоды, технологии по улавливанию и хранению углерода, экологичные автомобили, возобновляемые источники энергии. В заключение г-н То заметил, что для Кореи, где по сравнению с другими странами относительно высока взаимозависимость между социально-экономической активностью и окружающей средой, но в то же время высоки адаптационные возможности, вариант «зеленого роста» роста является не альтернативным, а наиболее оптимальным и единственно верным путем развития.

В похожем ключе прозвучал доклад г-на Шен Лонгхай (Shen Longhai), директора Комитета по энергосервисным компаниям Ассоциации энергосбережения Китая, о достижениях китайской экономики в области энергосбережения, снижения выбросов парниковых газов и развития возобновляемых источников энергии. В 2007 г. правительство Китая разработало и приняло новый вариант закона «Об энергосбережении», в котором сбережение ресурсов четко обозначено в качестве базового национального приоритета. В результате активной государственной политики Китаю удалось добиться впечатляющих результатов в области повышения эффективности использования энергии. В 2006—2008 гг. энергоемкость ВВП Китая снизилась на 10%, с совокупной экономией энергии порядка 290 млн тут1. Опережающими темпами по сравнению с запланированными параметрами в 11-й пятилетке идет переход на стандарты энергоэффективности зданий, строительство возобновляемых источников энергии (прежде всего, ветряных станций и солнечных батарей). Активно развивается строительство новых мощностей в атомной энергетике и на основе энергии биомасс, существенно снижаются объемы выбросов парниковых газов в атмосферу. Значительные успехи Китая обусловлены не только целенаправленной государственной политикой энергосбережения, но и существованием большого потенциала в этой сфере.

Работа сессии продолжилась докладом директора Отдела исследований Центра информации электроэнергетики Японии г-на Ёсики Иинума (Yoshiki Iinuma). В своем выступлении он рассказал о перспективах развития «зеленой» энергетики и снижения выбросов парниковых газов в сфере производства и потребления электрической энергии в Японии. По мнению г-на Иинума, в долгосрочной перспективе атомная энергетика должна уступить свои позиции возобновляемым источникам энергии. В сфере потребления электроэнергии необходимо дальнейшее распространение энергоэффективных технологий, таких как тепловые насосы. В заключение г-н Иину-ма более подробно остановился на характеристиках и перспективах использования современных гибридных (Toyota Prius, Toyota Plug-in Prius) и электроприводных автомобилей (Mitsubishi iMiEV, Fuji Stella). Так, цена автомобиля Mitsubishi iMiEV составляет около 50 тыс. долл. США, при этом треть этой стоимости приходится на аккумулятор. Поэтому для успешного распространения таких технологий необходим прорыв в области производства емких аккумуляторных батарей. В будущем серьезной задачей станет также и создание сети электрозаправок.

1 Сегодня эффективность использования энергии в Китае примерно в 2 раза выше, чем в России. — Примеч. авт.

Четвертая сессия форума была посвящена экономическим и финансовым аспектам региональной интеграции в регионе СВА.

Г-н Чанг Джей Ли (Chang Jae Lee), директор Центра международного сотрудничества Корейского института международной экономической политики, отметил, что, несмотря на растущие объемы внешней торговли между Японией, Китаем и Республикой Корея, до сих пор не существует и, вероятно, в ближайшем будущем не будет создано соглашение о свободной торговле, которое стало бы ключевым элементом институциональной экономической интеграции в регионе СВА. Для ускорения этого процесса г-н Ли предложил создание «Совета по экономическому сотрудничеству стран СВА», который был бы функционально близок существующему АТЭС, но имел бы более локальный характер, прежде всего концентрируя усилия на трех странах: Японии, Китае и Республике Корея. Остается надеяться, что идея создания такого совета получит поддержку в рамках появившегося нового формата взаимодействия — независимых трехсторонних саммитов лидеров стран.

Традиционно серьезное внимание на форуме было уделено обсуждению идеи создания регионального финансового органа для усиления экономической и финансовой интеграции, ускорения социально-экономического развития в регионе через финансирование крупных инфраструктурных и ресурсных проектов в СВА и смягчения финансовых дисбалансов, возникающих в результате кризисов. В качестве такого органа д-р Стэнли Катц, бывший вице-президент Азиатского банка развития, профессор Джунлу Ма (Junlu Ma) из Нанкайского университета (г. Тянцзинь, Китай), предлагают создание Банка сотрудничества и развития в СВА (North East Asia Bank of Cooperation and Development). Идея создания такого органа появилась около десяти лет назад, но пока так и не была реализована. В качестве следующего важного шага для реализации этой идеи д-р Катц предлагает подготовку справочного отчета (briefing book), который бы содержал полное описание проекта и служил опорным документом для рассмотрения и принятия решений на уровне министерств трех стран.

К сожалению, непосредственно в программе форума не были рассмотрены те социальные вопросы, решение которых важно для формирования единого социально-экономического пространства в северо-восточном регионе Азии. Доклады, имеющие более социальную направленность, были озвучены в рамках пятой сессии форума и затронули проблемы развития корейской индустрии компьютерных игр (Seongho Park, корейская компания Next Human Network) и сферы услуг интерактивных коммуникаций (Минжеон Сонг (Minzheong Song), директор отдела исследований корейской корпорации KT).

В рамках Школы молодых лидеров, традиционно проводившейся при форуме, из всей сферы социальных вопросов также были рассмотрены только проблемы снижения рождаемости и старения населения в странах СВА. Профессор Школы государственного управления Нам-Хун Чо (Nam-Hoon Cho), который также является директором Института старения населения Университета Ханъян (Hanyang) в г. Сеуле, отметил, что старение населения и падение рождаемости в странах СВА ведут не только к социальным, но и экономическим проблемам. Изменения в демографической структуре отражаются на отраслевой структуре экономики, увеличивают нагрузку на пенсионную и налоговую системы, сферу медицинского страхования. Основными причинами снижения рождаемости профессор считает даже не эконо-мические1, а социальные. По его мнению, население не успело перестроить свои

1 С развитием системы пенсионного и медицинского страхования, которые могут обеспечить достойный уровень жизни в старости, а также в силу того, что вырастить и выучить ребенка становится очень дорого, дети перестают быть своеобразным «вложением» в будущее и уже не несут той экономической пользы для родителей в виде «дополнительных рабочих рук», которой они являлись в прошлом.

^^ А. А. Новицкий, Е. О. Скрипник

№ 4 2009

представления о семье к новым условиям, в которых женщина становится равноправным участником экономического процесса. Существующий конфликт в понимании традиционной женской роли «хранительницы очага» и ее новой роли «бизнес-леди» приводит к тому, что женщинам приходится выбирать между карьерой и созданием полноценной семьи (рождением ребенка), т. к. мужчины оказываются не готовы к необходимости помогать слабому полу совмещать работу и семейные обязанности. В этой связи, кроме традиционных мер стимулирования рождаемости, профессор отметил, как одну из наиболее важных, — формирование в обществе нового, гендерно равноправного отношения к семье, посредством СМИ и просветительных мероприятий на всех уровнях образовательного процесса.

Такие важные, по нашему мнению, социальные проблемы, как миграция населения стран СВА, трудовая миграция и ее регулирование, а также проблемы межнациональных коммуникаций, которые возникают в ходе интеграции стран СВА в единое социально-экономическое пространство, были упомянуты лишь в контексте решения энергетических, логистических, финансовых и других проблем и не вынесены в виде тем самостоятельных докладов.

В заключение 18-го экономического форума Северо-Восточной Азии участники согласовали Пусанскую декларацию, где положительно оценили итоги форума и его вклад в развитие конструктивного диалога между странами СВА.

А. А. Новицкий, Е. О. Скрипник

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ

8—9 сентября 2009 г. в Хабаровске прошел Четвертый Дальневосточный международный экономический форум (ДМЭФ). Это важнейшее событие для Хабаровска, который в четвертый раз принимает его гостей и участников, становится площадкой для широкого обсуждения международных экономических проблем. На самом деле такая мощная, масштабная встреча экономистов, бизнесменов и чиновников проходит уже в пятый раз. Но в 2005 г. мероприятие имело статус конгресса и только на следующий год получило «повышение». Поэтому официально этот форум носит название четвертого. В этом году его статус вырос еще больше — он проходил при поддержке полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

В эпоху кризиса стоит задача поиска антикризисных ориентиров и новых путей выхода из него. Поэтому девиз очередного форума: «Стратегия развития Востока России: антикризисные ориентиры и новые подходы». В основу обсуждения на форуме положены:

• концептуальные положения проекта Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года; Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья;

• решения, принятые Советом безопасности РФ, Государственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области;

• реализация приоритетных национальных проектов в регионах Сибири и Дальнего Востока.

О значении международной встречи в Хабаровске говорилось в приветствии Президента РФ Д. А. Медведева к участникам форума: «Вам предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с развитием российского Дальнего Востока и наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону — как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе. Среди самых актуальных — поиск возможностей экономического роста в условиях глобального кризиса, модернизация отечественной промышленности, создание благоприятных условий для запуска инновационных производств, совершенствование транспортной инфраструктуры. Решение этих ключевых вопросов во многом зависит от того, насколько тесным, открытым и результативным будет сотрудничество на всем пространстве АТР.

Рассчитываю, что выработанные в ходе вашей встречи рекомендации найдут свое практическое применение, помогут представителям деловых кругов России и зарубежных стран лучше узнать возможности друг друга и запустить новые взаимовыгодные проекты».

Существенное новшество ДМЭФ — более тесное взаимодействие с РАН. Фактически работа форума началась до его официального открытия. Делегация РАН во главе с вице-президентом РАН А. Д. Некипеловым еще накануне успела посетить Комсомольск-на-Амуре и провести выездную сессию секции экономики Отделения общественных наук РАН по вопросам развития Дальнего Востока в кризисных условиях [2]. Большая наука в лице академика Александра Некипелова в качестве антикризисной меры, направленной в том числе на развитие Дальнего Востока, предложила государству, «пусть с опозданием, выступить как мощному источнику конечного спроса, разрабатывая и финансируя крупные проекты, тем самым решая как текущие проблемы стимулирования экономической активности, так и долгосрочные — модернизации российской экономики».

Особое внимание, по мнению ученых, следует уделить урокам, которые необходимо извлечь из кризиса на будущее. В этом плане весьма откровенно высказался директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академик В. В. Ивантер: «Мы вели весьма своеобразную финансовую политику: зарабатывали деньги, отдавали их в другие страны под 3—4% годовых, а потом брали под 7—8%. Обосновывалась эта политика тем, что бизнес дешевые деньги украдет. Эта политика себя не оправдала». Ученые акцентировали внимание на том, что надо уйти от страшной нефтегазовой зависимости, нужна реструктуризация экономики; инновации должны внедряться в базовые отрасли экономики, в их модернизацию, в энергосберегающие технологии.

Среди участников пленарного заседания и панельных дискуссий — делегации дальневосточных территорий и Забайкальского края, 136 иностранных представителей. Самые представительные делегации прислали на форум страны, соседствующие с Россией на Тихом океане и имеющие наиболее тесные связи с российским Дальним Востоком. Это — КНР, Япония, Республика Корея. Более 500 представителей отечественной и зарубежной науки и бизнеса, властных структур, общественных организаций, журналистов приняли участие в обсуждении наиболее волнующих деловое сообщество вопросов взаимодействия и сотрудничества в АТР, поиска антикризисных подходов и новых ориентиров на международных экономических рынках. На форуме выступили депутаты Госдумы, члены федерального правительства, представители крупного российского бизнеса, иностранные гости. Прибывшие на форум академики, ведущие экономисты страны в ходе дискуссий представили свое видение перспектив развития Дальнего Востока.

Впервые в рамках форума прошла губернаторская сессия: руководители краев,

^^ Е. Л. Мотрич

№ 4 2009

областей представляли доклады о развитии своих территорий. С интересом обсуждали вопросы стратегического развития экономики на тихоокеанских рубежах. Многие из них уверены, что главные направления, обозначенные в концептуальном проекте «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года», будут и впредь главными ориентирами. Кризисы рано или поздно кончаются. Как жить и развиваться дальше? Поэтому выступающие были единодушны в том, что надо отрабатывать механизмы сотрудничества с нашими ближайшими соседями, чтобы лучше понимать друг друга и эффективнее сотрудничать, осваивая новые рынки и реалии времени. По словам заместителя полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе А. Б. Левинталя, несмотря на кризис, в последнее время приняты очень серьезные меры по развитию Дальнего Востока. В частности, проект Газпрома по строительству газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, в котором будут задействованы местные проектные организации и такие предприятия, как «Амурметалл» и «Амуркабель». Благодаря принятым мерам по развитию восточных районов по итогам первого полугодия в Дальневосточном федеральном округе, единственном из федеральных округов России, отмечен, хоть и небольшой, но рост промышленного производства [3]. По данным за семь первых месяцев 2009 г., индекс промышленного производства по ДФО составил 107% по отношению к 2008 г. В среднем по России этот показатель составляет 85,8%.

Особую остроту и актуальность тематике форума придает глобальный экономический кризис, ставший для многих стран своего рода испытанием. Поэтому обсуждению путей выхода из экономического кризиса было уделено существенное внимание в ходе пленарного заседания форума, а также на трех круглых столах. Но основные доклады в повестке пленарного заседания были посвящены стратегическому развитию Дальнего Востока. Другая важная тема, которая получила широкое освещение, — расширение международных связей российского Дальнего Востока со странами АТР.

На Четвертом Дальневосточном международном экономическом форуме работали три круглых стола (в форме панельных дискуссий) [1].

На заседание первого — «Стратегия социально-экономического развития Востока России в контексте формирования новой модели национальной экономики» — были вынесены следующие вопросы для дискуссии: механизмы и инструменты реализации стратегии; роль государства в вопросах реализации стратегии; развитие экономики как инструмента достижения основной стратегической цели — повышения уровня и качества жизни населения; проблемы обеспечения инновационного характера социально-экономического развития Востока России; основные направления диверсификации экономики, развития перерабатывающих производств Востока России; формирование нормативной правовой базы, направленной на обеспечение динамичного социально-экономического развития Востока России, повышение уровня и качества жизни населения региона.

На заседание второго — «Инфраструктура развития: производственная, финансовая, институциональная» — были вынесены следующие вопросы для дискуссии: перспективы развития Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, включая стратегическую программу развития Байкало-Амурской магистрали, создание портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» как катализатора социально-экономического развития Дальнего Востока; концепция и перспективы развития гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока; государственно-частное партнерство — антикризисная программа развития инфраструктуры; создание базовых перерабатывающих производств, поддержка малого и среднего предпринимательства — стратегия устойчивого развития лесного сектора

экономики на ближайшую перспективу; стратегия развития топливно-энергетического комплекса Востока России в условиях экономического кризиса: новые подходы и решения; кредитная политика банков в условиях финансового кризиса; роль института страхования в реализации инвестиционных проектов; рынок потребительского кредитования, современные механизмы снижения кредитного риска в условиях кризиса.

На заседание третьего — «Инновации, человеческий потенциал, партнерство» — были вынесены следующие вопросы для дискуссии: развитие человеческого капитала как цель и ресурс инновационной экономики; научно-технические, организационные, маркетинговые, социальные инновации; территории инновационного развития (технополисы, наукограды и др.) как «полюсы роста» дальневосточной экономики; системообразующее значение инновационной инфраструктуры региона — технологической, консалтинговой, финансовой; роль системы образования в формировании человеческого капитала высокого качества; здравоохранение, физическая культура и спорт как факторы сохранения и приращения демографического потенциала территории; государственно-частное партнерство в реализации инновационных проектов, построении региональных инновационных систем; роль крупных корпораций в реализации на территории Сибири и Дальнего Востока системообразующих инновационных проектов.

В качестве новости дня на форуме было подано подписание премьером постановления о начале строительства портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» (ПОЭЗ). Большое внимание было уделено и другому подписанию, неразрывно связанному с первым, — на форуме был утвержден договор о начале строительства в Совгавани ТЭЦ, поскольку строительство и дальнейшее функционирование многочисленных объектов ПОЭЗ без достаточных энергетических мощностей попросту невозможно. Кто поедет на дальневосточную стройку века? Вопрос не праздный, поскольку десяткам тысяч трудоспособного населения городка данную задачу не решить. Прозвучало предложение, что данная задача может быть решена с помощью КНР, которая всегда готова протянуть нам руки помощи. Тем более некоторые объекты ПОЭЗ будут строиться с генеральным участием китайского капитала.

Вместе с тем при рассмотрении вопросов экономического развития Востока страны как-то несколько в стороне остались социальные вопросы. На это обратил внимание в своем докладе профессор, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А. Ю. Шевяков. Он посетовал на то, что социальные вопросы ни разу не ставились во главу угла представительных собраний, что, собственно, и подтвердил четвертый ДМЭФ. Социальный блок по обыкновению находился «на галерке» общей антикризисной программы. Свою позицию он обозначил таким образом: «Мы перешли ту грань, когда неравенство стимулировало активность россиян, теперь оно приводит к падению рождаемости, высокой смертности и патологическому пессимизму подавляющей части населения, не способного реализовать свои возможности и потребности в образовании, здравоохранении и экономике». Более того, подчеркнул выступающий, социальное неравенство регионов — стимул к оттоку населения. Последнее отметила в своем дискуссионном выступлении доктор экономических наук Института экономических исследований ДВО РАН Е. Л. Мотрич и высказала озабоченность сохранением и ростом численности населения, адаптированного к условиям проживания в регионе. Она отметила, что регион после 1991 г. потерял 1,6 млн чел., в том числе 1,4 млн за счет миграции. Как остановить процесс оттока населения? Видимо, следует признать справедливыми слова, сказанные на форуме замминистра регионального развития С. Ю. Юрпаловъм, что нужно сделать все возможное для того, чтобы «в среднесрочной перспективе жить на Дальнем Востоке было престижно». Эта проблема важна для всей страны, поскольку,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.