Научная статья на тему '150 ЛЕТ ПЕРВОМУ ОСОБОМУ КУРСУ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНЫХ АКУШЕРОК В РОССИИ'

150 ЛЕТ ПЕРВОМУ ОСОБОМУ КУРСУ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНЫХ АКУШЕРОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУШЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сошникова Е. К., Пешиков О. В., Пешикова М. В.

Развитие акушерства на пути от повивального искусства к формированию отдельной научной области связано с именами многих выдающихся ученых-медиков. В структуре междисциплинарных связей акушерство неотделимо от анатомии, физиологии, гинекологии. Знания по этим дисциплинам накапливались на протяжении длительного времени, а фундаментальные открытия ученых позволили сформировать научный подход к оказанию помощи роженицам, родильницам и новорожденным. В статье представлены основные исторические вехи в развитии акушерства, где особое место занимает внедрение в практику системного подхода к подготовке акушерок в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сошникова Е. К., Пешиков О. В., Пешикова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

150 YEARS OF THE FIRST SPECIAL COURSE FOR THE EDUCATION OF OBSTETRICIANS IN RUSSIA

The development of obstetrics on the way to the formation of a separate scientific field is associated with the names of many outstanding medical scientists. In the structure of interdisciplinary relations, obstetrics is inseparable from anatomy, physiology, and gynecology. Knowledge in these disciplines has been accumulating for a long time, and the fundamental discoveries of scientists have made it possible to form a scientific approach to help women and newborns. The article presents the main historical milestones in the development of obstetrics, where a special place is occupied by the introduction into practice of a systematic approach to the training of midwives in educational institutions.

Текст научной работы на тему «150 ЛЕТ ПЕРВОМУ ОСОБОМУ КУРСУ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНЫХ АКУШЕРОК В РОССИИ»

рация. Педиатрический вестник Южного Урала 2018;(2):111-118.

[Peshikova M. V., Peshikov O. V., Neizvest-nich E. A. Lev Borisovich Novokreshchenov: a talented surgeon and his unique operation. Pediatric Bulletin of the South Ural 2018;(2):111-118. (In Russ.)]

17. Ясинская А. М., Кондратьева Р. В., Кудрявцева Л. А. Во главе Alma mater: к 65-летию ЧелГМА: библиографический указатель. Челябинск: Изд-во ЧелГМА, 2009. 95 с.

[Yasinskaya A. M., Kondratieva R. V., Kudryavt-seva L. A. At the head of the Alma mater: to the 65th anniversary of ChelGMA: bibliographic index. Chelyabinsk: ChelGMA publishing house, 2009. 95 p. (In Russ.)]

18. Володько Е. А., Соколов Ю. Ю. Станислав Яковлевич Долецкий — 100 лет со дня рождения. Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии 2019;9(4):123-128.

[Volodko E. A., Sokolov Yu. Yu. Stanislav Ya-

kovlevich Doletsky — 100th Birth Anniversary. Russian Journal of Pediatric Surgery, Anesthesia and Intensive Care 2019;9(4):123-128. (In Russ.)]

19. Каитова З. С., Смирнова Э. Д., Протасов А. В. Игорь Дмитриевич Кирпатовский и его научное наследие. Здоровье и образование в XXI веке 2015;17(4):422-427.

[Kaitova Z. S., Smirnova E. D., Protasov A. V. Igor Dmitrievich Kirpatovsky and his scientific heritage. The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium» 2015;17(4):422-427. (In Russ.)]

20. Немилова Т. К. К 100-летию Гирея Али-евича Баирова (1922-1999). Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии 2022;12(1):5-8. DOI: 10.17816/psaic1226

[Nemilova T. K. To the 100th anniversary of Girey A. Bairov (1922-1999). Russian Journal of Pediatric Surgery, Anesthesia and Intensive Care 2022;12(1):5-8. (In Russ.)]

УДК 614.23 ББК 76.19

СТО ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ПЕРВОМУ ОСОБОМУ КУРСУ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНЫХ АКУШЕРОК В РОССИИ

Сошникова Е. К., Пешиков О. В., Пешикова М. В.

Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Развитие акушерства на пути от повивального искусства к формированию отдельной научной области связано с именами многих выдающихся ученых-медиков. В структуре междисциплинарных связей акушерство неотделимо от анатомии, физиологии, гинекологии. Знания по этим дисциплинам накапливались на протяжении длительного времени, а фундаментальные открытия ученых позволили сформировать научный подход к оказанию помощи роженицам, родильницам и новорожденным. В статье представлены основные исторические вехи в развитии акушерства, где особое место занимает внедрение в практику системного подхода к подготовке акушерок в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: акушерство, образование, история медицины, женское образование

Контакт: Пешикова Маргарита Валентиновна: [email protected]

ONE HUNDRED AND FIFTY YEARS OF THE FIRST SPECIAL COURSE FOR THE EDUCATION OF OBSTETRICIANS IN RUSSIA

Soshnikova E. K., Peshikov O. V., Peshikova M. V. South-Urals State Medical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The development of obstetrics on the way to the formation of a separate scientific field is associated with the names ofmany outstanding medical scientists. In the structure ofinterdisciplinary

relations, obstetrics is inseparable from anatomy, physiology, and gynecology. Knowledge in these disciplines has been accumulating for a long time, and the fundamental discoveries of scientists have made it possible to form a scientific approach to help women and newborns. The article presents the main historical milestones in the development of obstetrics, where a special place is occupied by the introduction into practice of a systematic approach to the training of midwives in educational institutions.

Keywords: obstetrics, education, history of medicine, women's education

Contact: Margarita Peshikova: [email protected]

Сведения об авторах

Сошникова Екатерина Константиновна, студент, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64.

Пешиков Олег Валентинович, канд. мед. наук, доцент, кафедра анатомии и оперативной хирургии, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64.

SPIN-код: 1352-3158, ORCID: 0000-0001-8906-2133

Пешикова Маргарита Валентиновна, канд. мед. наук, доцент, кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64.

SPIN-код: 2358-9769, ORCID: 0000-0002-2113-5495

Information about authors

Ekaterina K. Soshnikova, student, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, 64, Vorovskogo str., Chelyabinsk, 454092, Russia.

Oleg V Peshikov, PhD M.S., associate professor, Department of Anatomy and Operative Surgery, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, 64, Vorovskogo str., Chelyabinsk, 454092, Russia.

Margarita V Peshikova, PhD M.S., associate professor, Department of Microbiology, Virology and Immunology, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, 64, Vorovskogo str., Chelyabinsk, 454092, Russia.

Для цитирования: Сошникова Е. К., Пешиков О. В., Пешикова М. В. Сто пятьдесят лет первому особому курсу для образования ученых акушерок в России. Педиатрический вестник Южного Урала 2023;(1):127-132. DOI: 10.34710/Chel.2023.73.89.014

For citation: Soshnikova E. K., Peshikov O. V., Peshikova M. V. One hundred and fifty years of the first special course for the education of obstetricians in Russia. Pediatric Bulletin of the South Ural 2023;(1):127-132. (In Russ.) DOI: 10.34710/Chel.2023.73.89.014

Введение. Медицина является областью деятельности человека, где объединяются наука и практика. Однако история медицинской науки и развитие искусства врачевания не представляют собой синонимичные понятия. Врачевание в своих элементарных формах присутствовало еще в древние времена и столетиями развивалось вместе с человечеством. Акушерство как область медицины изучает теоретические и практические основы беременности, родов и послеродового периода [1, 2]. Развитие акушерства неразрывно связано с формированием системы научных знаний в области анатомии, физиологии, гинекологии и других наук. Отдельный интерес представляет рассмот-

рение исторических вех в становлении системы профессиональной подготовки кадров для оказания помощи женщинам во время беременности и родов.

Изначально представления о женском организме были далеки от науки. Но уже в древности люди пытались объяснить строение и функционирование женской половой системы. Так, например, в одной из старейших рукописей Древнего Египта матка рассматривается как независимое «животное», которое способно к движению внутри своего «хозяина». Ее изображали похожей на различных представителей животного мира, таких как черепаха, крокодил, тритон [3]. В папирусе из Кахуна рассматриваются симптомы и спо-

собы лечения маточных кровотечений, воспалительных заболеваний репродуктивного тракта женщины, нарушений менструального цикла, а также приводятся сведения о морфологии половых органов, хотя во многом и неверные. Изначально помощь в родах на протяжении веков оказывали опытные рожавшие женщины. Впоследствии некоторые из них сделали это своей профессией — так появились повитухи [2, 4].

Характер акушерской помощи различался у народов Древнего мира, но имелись общие тенденции: например, в Египте, Индии и Китае такую помощь в основном оказывали опытные рожавшие женщины. В Египте акушерки сажали роженицу на теплые кирпичи, давали средства, способствующие сокращению мускулатуры матки. В случае смерти женщины производили хирургическое извлечение плода. В Греции женщин, оказывающих помощь в родоразрешении, называли «перерезывателями пуповины». В случае трудных родов они могли обратиться за помощью к врачам. В Древнем Риме во всех случаях родов совершались приношения богине, олицетворявшей тот или иной вариант предлежания плода; кроме того, был принят закон, который обязывал проводить кесарево сечение у всех умерших в родах женщин с целью спасения жизни ребенка. Также в Греции и Риме описаны попытки обезболивания родов и выполнение акушерских пособий. Вместе с тем первые сообщения о неправильных положениях плода и соответствующих пособиях для их исправления появились в Древней Индии [2, 4].

Искусство врачевания во времена Античности славится многими именами тех, кто участвовал в создании фундамента для современной медицинской науки. Соран Эфесский — античный врачеватель — был в числе первых, кто подошел с рациональной точки зрения к описанию строения тела женщины [3]. Кроме того, он установил наличие плаценты и плодных оболочек, выступал за устранение из акушерства всех насильственных и грубых манипуляций. Выдающийся врач учил повороту плода на ножку и извлечению плода за ножку. Им были сформулированы главные принципы деонто-

логии в акушерской практике. Также Соран Эфесский обращал пристальное внимание на обучение повитух [3]. Деметрий из Апа-леи первым обозначил в качестве физиологического головное предлежание плода [4].

В Древней Руси изначально помощь в родах оказывали женщины более старшего возраста из семьи. Обычно детей было много, и сами роды воспринимались как обычное, естественное событие [4].

В Средние века акушерство получило относительно слабое развитие, и приобщение к этой области врачей-мужчин считалось низким и даже неприличным. Акушерская помощь оставалась в руках повитух, которые только в случае угрозы жизни роженицы могли позвать на помощь хирурга. И то это в основном касалось родовспоможения у представительниц знатных сословий [2, 4].

Важнейшие предпосылки для развития акушерства как науки связаны с фундаментальными открытиями в области анатомии человека и такими именами, как Андреас Веза-лий, Леонардо да Винчи, Габриеле Фаллопий и ряд других, а также с накоплением клинического акушерского опыта, его переработкой и внедрением новых для того времени методик. Так, была описана эклампсия, внедрено ручное пособие при тазовом предлежании, введено понятие о внематочной беременности (Ф. Морисо) [4, 5], описана биомеханика родов (У Смелли), получен первый опыт выполнения кесарева сечения у живой роженицы (И. Траутманн), разработана методика наружной пельвиометрии (Ж. Л. Боделок) [4, 6], проведено обезболивание родов с помощью эфирного, а затем — хлороформного наркоза (Д. Ю. Симпсон) [4, 7]. Среди повитух также оказались те, кто оставил значимый след в истории медицины. Так, Мария Луиза Лашапель знаменита тем, что стала автором руководства по оказанию помощи в родах и предложила особый метод выделения головки плода во время родов в тазовом предлежа-нии (впоследствии метод Морисо — Левре — Лашапель) [4, 5]. Однако вплоть до середины XVIII в. акушерство не рассматривалось как отдельная область медицинской науки [6].

Если остановиться на истории отечественной медицины, потребность осмысления де-

торождения с научных позиций сформировалась в России во второй половине XVIII в., что было связано как с развитием медицинской науки и практики в целом, так и со становлением системы обучения повивальному искусству в стенах учебных заведений [8]. Стоит отметить, что повитухи длительное время участвовали в родовспоможении, эта форма оказания акушерской помощи имела место не только в сельской местности, но и в городах. Лишь состоятельные женщины могли получить более квалифицированную по тем временам помощь у хирургов и акушеров [4]. Даже несмотря на приобщение врачей-акушеров к родовспоможению в конце XVIII в., повитухи все равно еще длительное время продолжали быть участниками деторождения, в том числе в силу предрассудков, например, о недопустимости присутствия посторонних лиц мужского пола во время родов. Формирование иерархии врача-акушера и повитухи произошло к середине XIX в. [8].

Значимые изменения, определившие становление отечественного акушерского образования, были связаны с именем известного реформатора П. З. Кондоиди и организацией первых «бабичьих школ», которые были открыты в Москве и Санкт-Петербурге в 1757 г. При этом целью обучения выступала не только подготовка новых повитух, но и повышение качества знаний у уже практикующих. В программу обучения входили и лекции по теоретическим вопросам, и практические занятия у постели пациента. Курс обучения длился шесть лет, последние три года из которых обучающиеся проходили практику под наставничеством опытной повитухи [4]. В течение второй половины XVIII и первой половины XIX вв. была создана нормативная база, регламентирующая профессиональную подготовку и деятельность повитух [9]. Важной вехой стало утверждение в 1789 г. Устава повивальным бабкам [9]. Таким образом, акушерство стало первой областью труда женщин, который был признан на государственном уровне. До открытия повивальных школ подтверждение специализации повивальных бабок властями произошло по факту их владения

практическими навыками без предшествующей теоретической подготовки благодаря внедрению присяжной процедуры. Это стало важной предпосылкой для становления профессионального акушерского образования, так как подтвердившие свою специализацию повитухи в дальнейшем делились своим практическим опытом с приглашенными врачами, читавшими теоретический курс в повивальных школах [9].

В дальнейшем Н. М. Максимович-Ам-бодик совместно с А. М. Шумянским способствовали открытию первых повивальных институтов в Санкт-Петербурге и Москве. Впоследствии открытый на базе Петербургского воспитательного дома Повивальный институт подготовил за сто лет порядка 3600 присяжных повивальных бабок [4].

Здесь следует отдельно остановиться на личности основоположника отечественного акушерства, которого также считают предтечей научной педиатрии, Нестора Мак-симовича-Амбодика (1744-1812). Широко известен его фундаментальный труд «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» (1784-1786) [10]. Руководство содержало полезную информацию об анатомии и физиологии женской половой системы, механизме родов в норме и при патологии, лечебных мероприятиях при патологии родов, а также о течении самой беременности, вероятных осложнениях, об уходе за новорожденными, детских болезнях и некоторых акушерских операциях. Кроме того, данный труд содержит обширный иллюстративный материал [11]. Эта работа придала импульс началу противостояния народного и научного акушерства, а ее автор отрицал ненаучные методы в родовспоможении [8]. Сам Нестор Максимович придерживался принципа наглядности в преподавании, который является актуальным и в настоящее время: во время занятий он использовал деревянную куклу и восковой фантом [4].

В истории женского и акушерского образования важный этап представляет учреждение особых курсов для образования ученых акушерок в стенах Императорской медико-хирургической академии. Эти курсы были организованы в 1872 г. — в 2022 г. исполни-

лось 150 лет со дня их учреждения. Их появление не было случайностью и имело ряд предпосылок. В то время в отдаленных районах страны наблюдалась нехватка акушерок, которые могли бы оказать родовспоможение женскому населению сел и деревень. Кроме того, движение женщин за возможность получения научного образования приобрело массовый характер.

Возникшие социальные проблемы пытались решить усилиями разных правительственных структур. Доклад «Об усилении медицинского образования повивальных бабок», представленный в Медицинский совет профессорами А. Я. Крассовским и Н. Ф. Зде-кауэром в 1870 г., обозначил круг проблем в подготовке уже практиковавших повитух: в частности, они не владели методами оперативного родоразрешения, не обладали достаточным уровнем подготовки по общемедицинским вопросам, вопросам патологии беременности и послеродового периода. К этому докладу был приложен учебный план по учреждению отдельных от студентов курсов ученых акушерок на базе Императорской медико-хирургической академии. В этом же году Медицинским советом была определена продолжительность «врачебно-акушерского образования женщин», равная четырем годам, и составлен проект образовательной программы.

В 1871 г. Совет министров признал необходимым «...определить круг полезной для государства и общества деятельности лиц женского пола», после чего было принято Высочайше утвержденное Постановление, которое предписывало содействие учреждению отдельных женских акушерских курсов и привлечению на эти курсы как можно большего числа слушателей. Так 6 мая 1872 г. в стенах Императорской медико-хирургической академии был открыт «Особый женский врачебный курс для образования ученых акушерок в виде опыта на 4 года». Позднее курсы для ученых акушерок расположились

в стенах Николаевского военного госпиталя. Обучающимися могли стать лица женского пола, достигшие 20-летия и окончившие педагогические курсы, институты и женские гимназии. Традиционно желающих обучаться было больше, чем могли принять на курсы. Учебная программа была сопоставима с университетской и включала в себя изучение фундаментальных и клинических дисциплин. Занятия по клиническим дисциплинам проводились на базе больниц. Выпускницы этих курсов работали в качестве земских врачей, трудились в больничных учреждениях, занимались частной практикой, где продемонстрировали высокий уровень подготовки, сталкиваясь с самой различной патологией, в том числе не связанной с беременностью и родами. Курсы для образования ученых акушерок были открыты в течение 15 лет, их выпускницами стали 518 женщин-врачей. По праву можно сказать, что эти курсы положили начало развитию женского высшего медицинского образования в России, и несмотря на то, что изначально они возникли с целью подготовки акушерок, обучающиеся быстро уравняли уровень своей подготовки с таковым у студентов-медиков того времени и смогли работать врачами в разных районах страны [12].

Заключение. Таким образом, развитие акушерства как отдельной области медицинской науки и практики происходило на стыке повивального искусства и фундаментальных научных открытий человечества. Система образования в области акушерства претерпела значительные изменения на протяжении истории, пройдя путь от элементарной передачи опыта от одной женщине другой к высококачественному образованию в стенах учебных заведений. На этом пути особые курсы для образования ученых акушерок стали не просто одной из вех, но сыграли важную роль для развития отечественного женского медицинского образования.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы [Bibliography]

1. Киселев А. С. Краткая история зарождения клинической специальности «Акушерство и гинекология» (обзор). Сеченовский вестник 2014;(3(17)):22-28.

[Kiselev A. S. A brief history of the origin of the clinical specialty «Obstetrics and Gynecology» (a review). Sechenov Medical Journal 2014;(3(17)):22-28. (In Russ.)]

2. Акушерство: учебник / под ред. проф. В. Е. Радзинского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 904 с.

[Obstetrics: textbook / ed. prof. V. E. Radzinsky. Moscow: GEOTAR-Media, 2008. 904 p. (In Russ.)]

3. Макацария Н. А., Темирбиева Л. Т. Соран Эфесский. Акушерство, гинекология и репродукция 2021;15(2):218-220. DOI: 10.17749/2313-734 7/ob.gyn.rep.2021.226

[Makatsariya N. A., Temirbieva L. T. Soranus of Ephesus. Obstetrics, Gynecology and Reproduction 2021;15(2):218-220. (In Russ.)]

4. Дзигуа М. В. Физиологическое акушерство: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 560 с.

[Dzigua M. V. Physiological obstetrics: textbook. 2nd ed., rev. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2022. 560 p. (In Russ.)]

5. Макацария Н. А. Франсуа Морисо. Акушерство, гинекология и репродукция 2014;8(1):80-81.

[Makatsariya N. A. Francois Maurice. Obstetrics, Gynecology and Reproduction 2014;8(1):80-81. (In Russ.)]

6. Макацария Н. А. Великий Боделок. Акушерство, гинекология и репродукция 2014;8(4):51-52.

[Makatsariya N. A. The Great Baudelocque. Obstetrics, Gynecology and Reproduction 2014;8(4):51-52. (In Russ.)]

7. Макацария Н. А. Кристиан Герхард Леопольд. Акушерство, гинекология и репродукция 2016;10(3):94-96. DOI: 10.17749/2313-7347.2016 .10.2.094-096

[Makatsariya N. A. Christian Gerhard Leopold. Obstetrics, Gynecology and Reproduction 2016;10(3):94-96. (In Russ.)]

8. Пушкарева Н. Л., Мицюк Н. А. У истоков

медикализации: основы российской социальной политики в сфере репродуктивного здоровья (1760-1860 гг.). Журнал исследований социальной политики 2017;15(4):515-530. DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-4-515-530

[Pushkareva N. L., Mitsyuk N. A. The origins of medicalization: the basis of Russian social policy in the field of reproductive health (1760-1860). The Journal of Social Policy Studies 2017;15(4):515-530. (In Russ.)]

9. Мицюк Н. А., Белова А. В. Акушерский труд как первая официальная профессия женщин в России в XVIII — начале XX в. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России 2021;20(2):270-285. DOI: 10.22363/2312-8674-2021-20-2-270-285

[Mitsyuk N. A., Belova A. V. Midwifery as the first official profession of women in Russia, 18th to early 20th centuries. RUDN Journal of Russian History 2021;20(2):270-285. (In Russ.)]

10. Новиков Б. Н. Акушерская служба Санкт-Петербурга: вчера, сегодня, завтра. Журнал акушерства и женских болезней 2010;59(1):11-17.

[Novikov B. N. Obstetric service of St. Petersburg: yesterday, today, tomorrow. Journal of Obstetrics and Women's Diseases 2010;59(1):11-17. (In Russ.)]

11. Цвелев Ю. В., Абашин В. Г. Первая российская энциклопедия акушерства (к 225-й годовщине издания Н. М. Максимовичем-Амбодиком «Искусства повивания...»). Журнал акушерства и женских болезней 2009;58(2):81-91.

[Tsvelyov Y. V., Abashin V. G. The first Russian encyclopedia of obstetrics (dedicated to 225th anniversary of N. M. Maximovich-Ambodik's «The art of obstetrics...»). Journal of Obstetrics and Women's Diseases 2009;58(2):81-91. (In Russ.)]

12. Кальченко А. П., Цвелев Ю. В., Аба-шин В. Г. К истории высшего медицинского образования женщин в России. Журнал акушерства и женских болезней 2004;53(3):55-59. DOI: 10.17816/JOWD88177

[Kalchenko A. P., Tsvelyov Y. V., Abashin V. G. On the history of higher medical education for women in Russia. Journal of Obstetrics and Women's Diseases 2004;53(3):55-59. (In Russ.)]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.