Научная статья на тему '15-й экономический форум Северо-Восточной Азии: стратегия международного сотрудничества'

15-й экономический форум Северо-Восточной Азии: стратегия международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «15-й экономический форум Северо-Восточной Азии: стратегия международного сотрудничества»

Хроника

15-й экономический форум Северо-Восточной Азии: стратегия международного сотрудничества

5—7 сентября в Хабаровске состоялся 15-й экономический форум Северо-Восточной Азии, организатором которого стала международная неправительственная организация «Экономический форум СВА» (США) совместно с Институтом экономических исследований ДВО РАН и правительством Хабаровского края. В работе форума приняли участие ведущие ученые, представители административных и деловых кругов, неправительственных организаций из семи стран: Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Республики Монголия, Республики Корея, России, США и Японии.

Работа форума проходила в виде четырех сессий. На сессии по случаю открытия форума его председатель Чо Ли Джей (Cho Lee-Jay, США) в своей речи отметил, что неправительственная организация «Экономический форум СВА» была создана в 1991 году с целью изучения проблем региона СВА и разработки путей решения этих проблем. Вот уже пятнадцать лет форум оказывает серьезное влияние на экономические, социальные процессы в регионе, помогает странам СВА координировать усилия в решении общих проблем. Привлечение видных ученых, крупных политических деятелей и представителей деловых кругов из всех государств СВА позволило создать мощный потенциал, способный решать глобальные задачи. Состоялось уже 14 заседаний форума, проходивших в разных странах. На заседании этого года главное внимание предполагалось уделить обсуждению проектов, ориентированных на развитие энергетики, транспорта, финансовой инфраструктуры и туризма.

В основном докладе «Восточный сектор энергетической политики России», представленном губернатором Хабаровского края, членом-корреспондентом РАН В. И. Ишаевым, была дана характеристика складывающихся тенденций в мировом производстве и потреблении энергетических ресурсов и определено место России в обеспечении мировых энергетических потребностей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по международной торговле природным газом и второе место как экспортер нефти и нефтепродуктов. По приведенным в докладе оценкам Международного энергетического агентства, в будущем суммарный объем потребления энергоресурсов превысит 300 млн баррелей в сутки в нефтяном эквиваленте, при этом нефть и газ останутся основными видами топлива. Европа останется наиболее крупным импортером, но доли Северной Америки и стран АТР в мировом импорте будут расти.

В докладе отмечено, что в настоящее время происходит перемещение активности энергетической политики России в восточные регионы, что открывает положительные перспективы и для государств АТР в плане повышения стабильности поставок энергоресурсов в эти страны за счет развития на Дальнем Востоке добывающих, перерабатывающих производств и транспортной инфраструктуры. Вместе с тем России для выстраивания эффективной энергетической политики необходимо получить более отчетливые сигналы от стран АТР о текущих и перспективных потреб-

ностях в энергоносителях, возможности участвовать в российских энергетических проектах.

На сессии, посвященной энергетическим вопросам, основной доклад «Стратегия развития нефтяной и газовой промышленности России и перспективы выхода на энергетические рынки Северо-Восточной Азии» был сделан директором Института геологии нефти и геофизики СО РАН академиком А. Э. Конторовичем (Новосибирск). Была дана развернутая характеристика современного состояния мировой добычи и потребления нефти и газа, состояния и перспектив развития нефтегазового комплекса России с акцентом на создание базы добычи и транспортировки нефти и газа на Востоке страны. В докладе подчеркнуто, что главной базой страны по добыче нефти и газа на многие десятилетия останется Западная Сибирь. Тем не менее, для обеспечения экономической безопасности России возрастающее значение будут иметь новые центры добычи нефти и газа международного значения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), а также на шельфах Охотского моря, острова Сахалин и арктических морей. Следует проводить формирование этих центров в рамках единой государственной программы, что обусловлено: территориальным распределением сырьевой базы; высокой капиталоемкостью проектов; социально-экономическими аспектами; рациональным размещением центров переработки и потребления; особенностями экспортных рынков и геополитической ситуации в АТР в целом; необходимостью создания единой транспортной инфраструктуры.

Автор подробно остановился на стратегии развития газового комплекса на Востоке страны, отдельно выделив факторы, сдерживающие организацию крупных поставок трубопроводного газа из России в страны АТР. К ним относятся: отсутствие со стороны правительств стран АТР официальных гарантий относительно объемов российского газа, который они готовы закупать, четкой позиции относительно цены и сроков, по которым они готовы закупать российский газ на условиях долгосрочных контрактов.

Доктор Чжан Цзяньпин (Zhang Jianping, КНР), директор департамента Института международных экономических исследований Комитета по национальному развитию и реформам, в своем докладе «Китайско-российская торговля и сотрудничество в области энергетики» обосновал выгоды и необходимость расширения такого сотрудничества, в основном с точки зрения Китая. Он отметил, что китайско-российская энергетическая торговля находится на начальной стадии, но уже намечены к реализации четыре больших совместных проекта, по которым прорабатываются технико-экономические обоснования: проект строительства китайско-российского нефтепровода; проект переброски газа с запада на восток; проект поставки газа в КНР и Республику Корея из Викдинского газового месторождения в Иркутской области; проект поставки газа из Республики Саха (Якутия). Автор также остановился на анализе преимуществ и проблем в китайско-российской торговле и сотрудничества в области энергоресурсов, а также перспектив их развития. К существенной проблеме, с точки зрения автора, относится постоянное повышение правительством России экспортных пошлин на нефть, что сдерживает активность нефтяных компаний в наращивании экспорта, в частности в Китай. Перспективы роста экспорта энергоресурсов из России в Китай связаны со строящимся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтепроводом, а также с реализацией проекта строительства китайско-российского газопровода из Западной Сибири.

Состоянию торговли и сотрудничества в области энергоресурсов в СВА было посвящено выступление О Чин Гю (Oh Jin-Gyu), представляющего Институт экономики энергетики Кореи. В нем автор изложил достигнутые успехи по укреплению сотрудничества в сфере энергетики и представил конкретные шаги, которые необходимо сделать в краткосрочной и долгосрочной перспективе по его дальнейшему развитию.

Проблемам региональной торговли энергетическими ресурсами и нефтеперерабатывающей промышленности в СВА посвятил свое выступление управляющий

директор Института экономики энергетики Японии Кэнсукэ Канэкиэ (Kensuke Kanekiyo). По его мнению, энергопотребление в СВА будет расти быстро, что обусловлено высокими темпами роста экономики Китая. К 2020 г. реальный спрос на нефть в СВА превысит уровень 5 млн баррелей в год. При этом мощность перерабатывающих производств Японии и Китая меньше, чем их внутренний спрос, то есть эти страны находятся в положении импортеров, в то время как Республика Корея занимает позицию экспортера после значительного увеличения своих нефтеперерабатывающих мощностей в 90-е гг. прошлого века. При общем снижении спроса на нефть в Японии одновременно происходят существенные изменения в структуре потребления энергоносителей: в будущем спрос на нефтепродукты будет, главным образом, в секторе транспорта; двигатели внутреннего сгорания, возможно, останутся ключевыми в средствах передвижения в течение нескольких десятилетий, хотя ученые видят возможности для гибридных автомобилей, работающих на биотопливе, сжиженном природном газе. Рыночный ценовой разброс между нефтью, углем и природным газом изменится и приведет к более рациональному использованию нефти, что вызовет необходимость модернизации производства, внедрения более современных установок.

В докладах, сделанных на сессии «Транспорт и общее развитие СВА», не раз упоминалось о создании международного транспортного коридора, соединяющего Европу с Азией, и о барьерах, препятствующих этому. Данная идея существует давно, но пока она не реализована из-за ряда политических, экономических и исторических противоречий.

Доклад «Перспективы участия России в транспортных перевозках Северо-Восточная Азия — Европа», представленный начальником Дальневосточной железной дороги М. М. Заиченко (Хабаровск), привлек внимание многих участников форума. В нем были рассмотрены важные как для Дальнего Востока России, так и для сопредельных стран вопросы: конкурентная среда в транспортных перевозках в СВА, современное состояние Транссибирской магистрали и ее дальневосточного участка, железнодорожные перевозки как наиболее перспективное направление развития транспортной системы Дальнего Востока, взаимодействие России с государствами СВА в развитии транспортной инфраструктуры региона.

Об амбициозных планах по повышению роли г. Тяньцзин в развитии экономического сотрудничества в СВА рассказал в своем выступлении «Роль города Тяньц-зин в транспортной и логистической структуре СВА» заместитель директора административной комиссии свободной экономической зоны порта Тяньцзин Чжан Цзинь-вей (Zhang Jinwei, КНР). Особое значение придается руководством Китая строительству крупных транспортных терминалов и зон свободной торговли, как опорных пунктов по расширению влияния страны на процессы экономической интеграции в СВА. Яркий пример этому — свободная экономическая зона, созданная на базе порта Тяньцзин и являющаяся самой большой на территории Северо-Восточного Китая. В СЭЗ созданы привлекательные институциональные условия для ведения бизнеса, высоко развиты логистические услуги, что отражается на количестве работающих там компаний — в зоне зарегистрировано более чем 6500 компаний, из которых свыше 4000 иностранных, объем импортно-экспортных операций составил в 2005 г. 8,2 млрд долл. США. Руководство г. Тяньцзин стремится расширить свою нишу на рынке СВА как одного из важнейших транспортных центров региона.

Оживленную дискуссию вызвал доклад «Гранд-дизайн для Северо-Восточной Азии», сделанный научным сотрудником Национального института исследований и развития (NIRA) Наоко Мори (Naoko Mori, Япония). Целью проекта с одноименным названием, разработанного NIRA, явилось описание будущего видения региона Северо-Восточной Азии как единого экономического пространства в XXI в. Пока речь идет только о взаимодействии и взаимной дополняемости трех стран — Японии, Китая и Республики Корея. Программа «Гранд-дизайн» включает в себя создание приграничной транспортной инфраструктуры, института пространственного плани-

рования, национального плана землеустройства, адаптированного к земельному законодательству Китая и Южной Кореи. В рамках «Гранд-дизайна» предложены два проекта объединения транспортных узлов. Один из них — «Большая петля» — предусматривает соединить берега Японского и Желтого морей с помощью железнодорожных паромов, далее кольцо движения поездов должно замыкаться посредством высокоскоростных «синкансенов», уже существующих в Республике Корея и Китае. Второй проект — «Новый крест» — предполагает связывание уже существующей транспортной артерии (Ось Север — Юг) с вновь созданным транспортным маршрутом Внутренняя Монголия — Северо-Восточный Китай (Ось Восток — Запад). К сожалению, для остальных трех стран — России, Монголии, Северной Кореи — место в создаваемом экономическом пространстве пока не отведено.

На замечание участника форума, что существование ведущих и ведомых стран в работе форума дискредитирует идею интеграции, в ответ прозвучало: приветствуется любое сотрудничество, просто «большая тройка» (Китай, Япония, Южная Корея) имеет тесные исторические корни, которые помогают ей более эффективно сотрудничать в бизнесе.

Много внимания на форуме было уделено состоянию Транскорейской магистрали в Северной Корее, которую рассматривают как важную международную транспортную артерию. Сотрудник Института транспорта Кореи Сон Вун Ен (Sung Weon-Yong) в своем докладе «Транскорейская транспортная сеть и Евро-Азиатский транспортный коридор». В настоящее время дорога находится в тяжелом положении. Линия однопутная, с возможностью движения по ней со скоростью не более 50 километров в час. При этом ширина колеи, используемая в Республике Корея, КНДР и России, различна, что создает технические трудности для сквозного движения по Транскорейской и Транссибирской железным дорогам. Существуют другие сложные проблемы, например, недостаток электроэнергии для движения поездов, высокая себестоимость перевозок, сложное документальное и таможенное оформление грузов, высокая степень технического износа линии. Инспектирующие органы определили стоимость реконструкции Транскорейской дороги от 2,5 до 3,4 млрд долл. США в зависимости от реализуемых вариантов проекта. Северная Корея разрешила вкладывать средства в реконструкцию участка дороги Хасан — Ранджин только российской стороне. Ожидание решения политических проблем, возникших вокруг Северной Кореи, может затянуться, потому стоит обратить внимание на китайский вариант выхода на Европу.

На форуме состоялась панельная дискуссия о создании Банка развития СевероВосточной Азии. Это один из главных проектов, продвигаемых экономическим форумом СВА на протяжении нескольких лет, но пока он все еще остается в статусе перспективной идеи. С докладом «Функции и роль Банка развития Северо-Восточной Азии: текущая ситуация» выступил заместитель декана школы экономики университета Нанкай профессор Ма Цзюньлу (Ma Junlu, КНР). Акционерами Банка развития СВА должны стать правительства стран СВА и США. Он должен аккумулировать деньги мировых рынков для инвестирования крупных инфраструктурных и энергетических проектов СВА. Первоначальная капитализация банка видится на уровне 40 млрд долл. США. Страны СВА выкупят акции банка на следующих условиях: 10% составит оплаченная часть уставного капитала и 90% — гарантийная часть уставного капитала. Оплаченная часть будет разделена на 4 млн акций по 10 тыс. долл. США каждая. Автор подробно остановился на условиях и индикаторах, определяющих долю каждой страны-участницы, на возможных акционерах банка в лице частных финансовых институтов. Особенно подробно было освещено, где должна располагаться штаб-квартира банка и почему именно там. Китай предлагает создать данный банк в Тяньцзине, в свободной торговой зоне.

Выступление генерального директора Института зарубежных экономических исследований Экспортно-импортного банка Кореи Ли Чже Мина (Lee Jaimin) дополнило и расширило предыдущего оратора в части возможных перспектив исполь-

зования средств Банка развития СБА для создания совместных транспортных и энергетических проектов. Он также остановился на анализе существующих препятствий для организации банка. Докладчик предложил в качестве предварительного шага по созданию Банка развития СБА создать Фонд сотрудничества Северо-Бос-точной Азии, что позволит преодолеть ряд политических препятствий, поскольку данный фонд может быть основан и управляться не правительствами стран СБА, а правительственными банками, такими как Эксимбанк Кореи, Эксимбанк Китая, Бнешторгбанк России и Японский банк международного сотрудничества.

На сессии, посвященной роли туризма в международных обменах, были обсуждены доклады о состоянии и возможностях туризма в странах СБА, возникающих препятствиях при расширении туристических обменов. Представитель России, начальник управления по туризму министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края В. Е. Селюков представил в своем докладе перспективы развития туристических связей Бостока России со странами СБА. Дальний Босток имеет много интересных и уникальных объектов природного происхождения, потенциально привлекательных для туристов из-за рубежа. Б настоящее время туроператоры Дальнего Бостока и Забайкалья принимают свыше 95% общего потока китайских туристов и 40% японских туристов. Задача российских туроператоров и органов власти — создать развитую инфраструктуру туризма, снять административные барьеры, урегулировать межправительственные соглашения в области туризма.

Интересный анализ развития туризма между странами СБА сделал в своей презентации «Укрепление общения между людьми через развитие туризма» Акира Ясу-да (Ак1га Уа8иёа), исполнительный директор Национальной туристической организации Японии. Он привел данные об изменении объемов и потоков туризма в зависимости от международных политических событий, таких как терроризм, война в Ираке, о балансе доходов и расходов в сфере туризма по странам СБА. Подробно докладчик остановился на развитии туризма в Японии, проанализировав влияние политики в области туризма на изменение въездных и выездных туристических потоков с 1960-х гг. по настоящее время.

Отличительная черта нынешнего заседания экономического форума СБА — это участие в нем молодых ученых из стран СБА в рамках программы «Молодые лидеры». Это обучающая и исследовательская программа в сфере регионального сотрудничества, которая создана под эгидой неправительственной организации «Экономический форум СБА» для молодых ученых из стран СБА и США. Молодые люди две недели слушали лекции ведущих ученых в области международных региональных исследований, сами выступали с докладами и участвовали в дискуссиях. Приглашение молодых лидеров на заседание экономического форума СБА и предоставленная им возможность участия в дискуссии наравне с признанными экспертами международного уровня явились завершающим этапом программы.

Н. Е. Антонова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.