Т.В. Леженина
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА:
РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Леженина Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник Института экономики РАН.
В ближайшие годы развитие России будет проходить в условиях реализации пятой государственной федеральной Программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», которая была утверждена правительством России в апреле 2013 г. В отличие от предыдущих федеральных программ в пятую программу включены два крупных федеральных округа - Дальний Восток и Сибирь, огромные по территории, но с крайне низкой заселенностью постоянно проживающих жителей. Общая площадь Дальневосточного федерального округа (ДФО) и Сибирского федерального округа (СФО) составляет 45,5% территории России, а на долю их населения приходится всего 7,5% от общей численности жителей страны.
В составе ДФО находятся девять субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. В Сибирский федеральный округ входят: Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область.
В новой государственной федеральной Программе представлена подробная оценка природных ресурсов обоих округов, включая запасы нефти, газа, угля, урана, золота и других цветных и редкоземельных металлов. Здесь добывается 95% алмазов, находится три четверти национальных запасов олова, половина запасов урана. Центрами углеводородных запасов являются Республика Саха, Иркутская область (основное из них Кавыктинское месторождение) [2, с. 23-59].
На Дальнем Востоке созданы 13,5% энергетических мощностей РФ, имеются огромные рыбные запасы, крупные лесные массивы.
Эти регионы сумели сохранить и приумножить научный потенциал -главный ресурс для перехода России на инновационную модель развития. Здесь расположены научные центры Дальневосточного и Сибирского отделений Российской академии наук, включающие 60 научно-исследовательских институтов РАН. Научные центры ДВО РАН находятся в Хабаровске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Магадане, Южно-Сахалинске. Научные центры СО РАН сосредоточены в Иркутске, Якутске и Улан-Удэ. Сохранились учреждения, принадлежавшие Сибирскому отделению Российской академии медицинских наук; Сибирского регионального отделения и Дальневосточного научного центра Российской академии сельскохозяйственных наук.
В число ведущих университетов этих округов входят Дальневосточный и Северо-Восточный федеральные университеты, Иркутский и Хабаровский государственные технические университеты, Амурский, Бурятский и Иркутский государственные университеты, Читинский государственный педагогический университет.
На совещании в Якутске в апреле 2013 г. премьером Д. Медведевым были представлены затраты на реализацию программы Дальнего Востока и Байкальского региона в сумме 10,6 трлн руб., из которых из госбюджета должны быть выделены 3,8 трлн руб. Учитывая отрицательную реакцию Минфина, Д. Медведев предложил воспользоваться средствами Фонда социального благосостояния и займов от Пенсионного фонда, которые по заявлению финансового ведомства были уже учтены в бюджете до 2016 г. Пока источники финансирования Госпрограммы до сих пор не определены, но главное - необходимо решить острые социальные проблемы, связанные с провалом спецпрограммы по переселению населения на Дальний Восток. За шесть последних лет туда уехали 2,6 тыс. человек. По Программе здесь требуется не менее 11,9 млн жителей, затраты на их обустройство 5,4 млрд руб., из которых 4,7 млрд - должны поступить из федерального бюджета. Другая проблема -финансирование логистики, на которую должны быть выделены 488 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 443 млрд руб. Только на реконструкцию и расширение БАМ-2 и Транссиба должны быть выделены 260 млрд руб. [4].
Если будут найдены финансовые ресурсы на пятую федеральную Программу, то в результате Дальний Восток станет новой точкой роста. Российская экономика сможет расти на 0,3% дополнительно ежегодно, а к 2025 г. ВВП страны за счет роста экономики дальневосточных регионов может увеличиться еще на 20,6 трлн руб.
Чтобы привлечь российский и зарубежный бизнес в эти края предложено предоставить льготный режим, освобождение от налога на прибыль инвесторов, чьи вложения превысят 150 млн руб. за три года, или 500 млн руб. за пять лет. Д. Медведев предложил организовать «внутренние» офшоры на Сахалине и Курилах и закрепить этот статус в специальном законе о социально-экономическом развитии Дальневосточного региона. Усиленное внимание будет уделено созданию особых экономических зон [4], где важное значение имеют отношения со странами Юго-Восточной Азии.
Экономическое сотрудничество России с Китаем проходит в стабильно спокойной атмосфере добрососедства двух стран. Риски хозяйственного взаимодействия были ослаблены в связи с окончанием в 1999 г. приграничного территориального спора России и Китая. В российско-китайском договоре от 16 июня 2001 г. зафиксировано «отсутствие взаимных территориальных претензий...» В дополнительном соглашении к договору от 14 октября 2004 г. было отмечено, что «окончательно решены пограничные вопросы на двух спорных участках, протяженностью 375 км по принципу равного участия сторон» [1, с. 134].
Экономическое сотрудничество в формате всеобъемлющего стратегического партнерства было подтверждено во время первого официального визита в Москву в марте 2013 г. председателя КНР Си Цзиньпиня.
Российский Дальний Восток - территория, где трудятся китайцы из Северо-Восточных провинций Китая (Хейлунцзян, Ляолин, Цзилинь). Но условия жизни на Дальнем Востоке настолько сложные, что мигранты, приезжающие в поисках лучшей жизни, могут там заработать средства, но не стремятся остаться жить. Поэтому бурный рост китайской деловой активности в отношении России может быть временным. Многолетний опыт сотрудничества России с Китаем доказал, что эффективно могут развиваться следующие основные направления: в сфере энергоресурсов - совместная добыча, транспортировка и переработка нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; в области транспорта - реконструкция Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, строительство мостовых переходов через реки Амур и Уссури, строительство шоссейных дорог (Чита-Хабаровск); формирование совместно согласованной миграционной государственной политики и иммиграционного законодательства в целях упорядочения притока рабочей силы и пресечения правонарушений трудовых мигрантов из Китая.
В России неоднократно звучали предложения о формировании свободных экономических зон, в их числе создание таможенных зон российско-китайской торговли на приграничных территориях: Маньчжурия - Забай-кальск, Гродеково - Суйфэньхэ, Благовещенск - Хэйхэ и др.; прорабатывается вопрос создания свободных экономических зон с китайским участием в рос-
сийских городах Сибири и Дальнего Востока, где имеется необходимая инфраструктура для иностранного, в том числе китайского бизнеса (Находка, Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск). Для этого необходима разработка местного законодательства о совместном предпринимательстве с иностранными участниками (Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области), в котором Россией должны предоставляться такие же льготы, которые, например, использует Китай. Звучали предложения о принятии в РФ закона о зонах технико-экономического развития на базе академгородков во Владивостоке, Хабаровске, Иркутске [7, с. 107].
На Дальнем Востоке развернуто широкомасштабное сотрудничество двух стран в нефтегазовой отрасли. Стороны подписали Соглашение о строительстве ветки нефтепровода «Сковородино - Мохэ». За 20 лет будет поставлено 300 млн т нефти. Проект строительства был завершен в 2010 г. В 2011 г. было поставлено 15 млн т. Проект совместного строительства в Тяньцзине нефтеперерабатывающего завода реализован. В то же время компании России и Китая активно взаимодействуют в части возможных проектов по геологоразведке (включая технико-экономическое обоснование Ванинского месторождения на «Сахалине-3», проекты «Магадан-1» и «Магадан-2») [16].
Ведутся переговоры между компанией ОАО «НК Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о поставке российского газа в Китай, в том числе переговоры о ценах на газ; планируются поставки по восточному направлению до 38 млрд м3. После строительства завода по производству сжиженного газа во Владивостоке, мощностью 10 млн т продукция будет экспортироваться в Китай.
В сфере электроэнергетики ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали Соглашение о сотрудничестве в области развития электрических сетей. В 2011 г. построена линия электропередач высокого напряжения 500 кВт. С 2012 г. начались поставки электричества в КНР. В 2012 г. поставки в Китай превысили 1,3 млрд кВт/ч с расчетом выхода на проектные мощности 4,5 млрд кВт/ч. По соглашению, за 20 лет Россия сможет поставить в КНР более 60 млрд кВт/ч электроэнергии [3, с. 56].
Расширяется финансовое сотрудничество. В июне 2011 г. был создан Российский фонд прямых инвестиций. Работая с компаниями Сибири и Дальнего Востока, он станет партнером Китайской инвестиционной корпорации (С1С) в создании совместного инвестиционного фонда, ориентированного на компании, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке. В июне 2012 г. Россия и Китай подписали документы о создании Российско-китайского инвестиционного фонда объемом 2-4 млрд долл. Российские и китайские партнеры внесут по 1 млрд долл., кроме того будет привлечено около 2 млрд долл. от инвесторов из Китая или других стран. 212
Нереализованным потенциалом обладает двустороннее межбанковское сотрудничество. Развивается взаимодействие в области аккумуляции денежных средств, страхования, банковских карт. В июне 2012 г. Центральный банк РФ и Народный банк Китая подписали соглашение об использовании национальных валют для внешнеторговых контрактов. Согласно этому соглашению, российские и китайские компании могут использовать в качестве валюты как рубль, так и юань. Хабаровский филиал Внешторгбанка играет большую роль в межбанковском сотрудничестве на приграничных территориях РФ и КНР: с Банком Китая, Промышленно-торговым банком Китая, Сельскохозяйственным банком КНР и Строительным банком КНР [3, с. 57].
В 2012 г. использование юаня в приграничных торговых расчетах по всей стране составило 472 млрд долл., а объем прямых инвестиций в юанях -45 млн долл.
Китай вплотную приблизился к одной из ключевых целей - превращению юаня в мировую резервную валюту. После мирового финансового кризиса все больше государств начинают рассчитывать обменные курсы валют на основе юаня, а не доллара, сообщается в докладе Института международной экономики Петерсона (Peterson Institute for International Economics).
Одной из причин роста популярности китайской валюты стало внедрение юаневых расчетов при трансграничной торговле и постепенное снижение контроля над капитальными счетами в юанях. За 20 лет доля китайских денег в торговом обороте стран Восточной Азии выросла с 2 до 22%. Благодаря этому на счетах гонконгских банков находится 600 млрд юаней (95 млрд долл.).
«Сейчас объем торговых расчетов в юанях составляет 10% от внешнеторговой торговли Китая», - подчеркивается в докладе глобальной межбанковской системы передачи данных СВИФТ (SWIFT - Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications).
По прогнозам аналитиков «Ройал бэнк оф Скотленд», полная конвертация юаня наступит к 2015 г. В случае повышения открытости финансового рынка Китая юань превратится в ведущую мировую валюту в ближайшие 1015 лет, предрекают эксперты СВИФТ.
Россия и Китай имеют условия для крупномасштабного сотрудничества, но есть проблемы, которые препятствуют этому. Среди них приоритет во внешнеэкономической стратегии КНР на осуществление связей преимущественно с развитыми странами и регионами мира: США, ЕС, Японией, развитыми странами АСЕАН, Австралией. Неразвитая транспортная инфраструктура Дальнего Востока и Забайкалья. Известно (и это особо было отмечено в пятой федеральной Программе), что самым слабым звеном в экономике дальневосточных регионов является транспорт.
На Дальнем Востоке используется транспорт в приграничных районах Северо-Востока Китая на 21 пограничном транспортном коридоре. В провинции Хэйлунцзян разработана транспортная программа до 2020 г. о строительстве 145 объектов, ориентированных исключительно на транспортные связи с Дальним Востоком России. Сотрудничеству с этой китайской провинцией отдан приоритет в стратегии российского Дальнего Востока. На ее долю приходится около четверти всего товарооборота между КНР и РФ (22,27 млрд долл. в 2012 г.). Объем торговли провинции возрастет до 26 млрд долл. к 2015 г. и до 52 млрд долл. к 2020 г. [14]. Провинция Хэйлунц-зян лидирует по объему привлеченных в Россию инвестиций. К 2015 г. их рост составит 1 млрд долл., а к 2020 г. - 2 млрд долл.
Развиваются приграничные связи и с другими провинциями Северо-Востока КНР. В 2012 г. объем торговли зоны свободной торговли Хуньчунь, расположенной в северо-восточной провинции Цзилинь, составил 500 млн долл. В 2012 г. главами администраций провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и автономного района Внутренняя Монголия было подписано рамочное соглашение о толлинговой торговле, внедрению новых российских технологий и инноваций. В соглашении подчеркивается, что для развития приграничной торговли будут открыты новые авиамаршруты, внимание будет уделено и другим путям сообщения с дальневосточными регионами России.
Не осталось без внимания китайских властей участие в реконструкции и использовании Транссиба и БАМа. Их общая пропускная способность составляет 110 млн. т грузов в год и может быть увеличена за счет строительства второго пути на всем протяжении БАМа. Проектами, влияющими на улучшение транспортной ситуации на Дальнем Востоке, могут стать строительство железнодорожного перехода на остров Сахалин и транскорейской железнодорожной магистрали с Корейского полуострова на российское Приморье для соединения с Транссибом.
Китай может воспользоваться базовой портовой инфраструктурой Дальнего Востока, где работают 29 из 66 российских морских портов, особенно такие крупные, как Восточный, Находка, Владивосток, Ванино. Навигация здесь является круглогодичной.
По нефтепроводу Россия - Китай (Сковородино - Дацин) и по железной дороге ведутся поставки нефти в страны АТР через порты Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области. Основная часть экспорта нефтепродуктов из Владивостока, Славянки, Советской Гавани приходится на порты Находка и Ванино. Экспорт нефтепродуктов по железной дороге в Китай производится, главным образом, через пограничный Забайкальск.
Не решается вопрос о китайской трудовой миграции в Россию в целом и на Дальний Восток в особенности. В пятой федеральной Программе этот вопрос отсутствует. Между тем, согласно расчетам компетентных экспертов, 214
для выполнения пятой Программы по разделу увеличения инвестиционного капитала на Дальнем Востоке и Байкальском регионе до 10,6 трлн руб. понадобится трудоспособное население численностью 511 тыс. человек, 80% из которых должны стать высококвалифицированными специалистами. На рынке труда в ДФО запрос на рабочую силу составляет сейчас 120 тыс. человек, а по данным переписи 2010 г., проживают там 6440 тыс. человек. В 2012 г. были зарегистрированы официально 160 тыс. иностранцев, среди которых на первом месте находятся граждане Узбекистана [5]. На втором - официально зарегистрированные граждане КНР численностью 20,7 тыс. человек [9, с. 50].
Несмотря на отмеченные труднорешаемые проблемы, китайцы полагают, что перспектива отношений между Китаем и Россией в целом благоприятная для торговли и бизнеса в различных сферах. Для того, чтобы придать новый импульс отношениям, обе страны должны работать над сотрудничеством в таких высокотехнологичных отраслях, как самолетостроение и электроника, считает директор Института России Китайской академии современных международных отношений Фэн Юйцзюнь. А вступление России в ВТО сделало российский рынок более открытым и регулируемым.
Профессор Цзян И из академии общественных наук КНР указывает на то, что начиная с 2007 г. основная часть продаваемых в России китайских товаров приходится на электронику и товары машиностроения. Однако товарооборот с Россией гораздо меньше, чем с Японией и Южной Кореей. Причины в том, что в Южной Корее китайцы инвестировали значительные средства в исследование рынка и послепродажное обслуживание, а в России китайский бизнес сосредоточился только на объемах продаж, добавляет Цай Гуйжу, председатель Союза китайских предпринимателей в России. Она предупреждает, что такая близорукая стратегия может препятствовать китайско-российскому сотрудничеству в долгосрочной перспективе [15].
К разработке энергоресурсов российского Дальнего Востока подключилась Япония, что позволит возместить ей урон от аварии на АЭС «Фокусима-1» в 2011 г. [8]. Энергетический мост осуществляет с российской стороны РАО ЕЭС Восток, в рамках энергетического моста намечена прокладка 40-километрового подводного кабеля под проливом Лаперуза между Сахалином и самым северным японским островом Хоккайдо. Это даст возможность в 2018 г. поставлять в Японию около 600 МВт электроэнергии, а к 2025 г. увеличить данный показатель до 4 гигаватт, что равно 4 АЭС. Предварительный объем инвестиций составляет 5,68 млрд долл. В случае реализации проекта российско-японского энергетического моста Япония впервые в своей истории начнет импортировать электроэнергию.
Сотрудничество с Японией по разведке и добыче нефти и газа на Дальневосточном шельфе России осуществляет ОАО «НК Роснефть». Компания ведет работы на 20 шельфовых участках, три из которых находятся в Чукот-
ском море, три - в море Лаптевых, 14 - в Охотском море. Их ресурсный потенциал составляет 14 млрд т нефтяного эквивалента. Это, наряду с шельфом северных и южных морей, - новая углеводородная база России.
Первая морская буровая платформа «Орлан», расположенная в Охотском море, построенная в Японии, начала добычу на месторождении Чайво в 2005 г.; на сегодня с этого месторождения добыча нефти составила 58 млн т, газа 12 млрд м3 в рамках российско-японского проекта «Сахалин-1». Разработка шельфовых месторождений требует большого количества разнообразной морской техники - с учетом северных морей 400 буровых платформ, ледоколов, вспомогательных судов и судов снабжения, газовозов, танкеров. Помимо освоения нового источника углеводородов формируется многомиллиардный спрос на высокотехнологичную продукцию в сопредельных отраслях: машиностроении, судостроении, металлургии, транспорте, производстве нефтепромыслового оборудования. Шельфовые проекты позволяют создать в России мощный судостроительный кластер, способный откликаться на нужды нефтегазового сектора и самостоятельно строить множество платформ и судов арктического класса [17].
Между российском ОАО «Государственной компанией "Роснефть"» и ведущей японской корпорацией «Инпекс» в мае 2013 г. подписано очередное соглашение о создании совместного предприятия для добычи нефти с месторождений «Магадан-2» и «Магадан-3» в Охотском море на площади 28 тыс. км2 на глубине 200 м. Запасы нефти здесь составляют 3,4 млрд баррелей. Доля «Инпекс» в СП 33,33%.
На этапе геологоразведки будет подключена японская национальная корпорация нефти, газа и металлов «ЮОМЕС», с 50-75%-ной долей расходов. Кредит на эти цели выделит японский государственный Банк международного сотрудничества Ш1С.
Разработка нефтяных месторождений в Охотском море позволит снизить зависимость Японии от Ближнего Востока, поставки нефти из этого региона составляют сейчас 80% всей суммы ее импорта [12].
В последние годы Китай, Японию и Республику Корея интересует российская Арктика. Она привлекает наличием запасов углеводородного сырья. По некоторым оценкам, здесь сосредоточено 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн м3 газа, 44 млрд баррелей газового конденсата. По зарубежным оценкам, это составляет около 25% неразведанных запасов углеводородов в мире.
В освоении энергоресурсов Арктики заинтересованы, в первую очередь, Китай и Япония. Потребление нефти в 2006-2030 гг. возрастет в 2 раза, до 15 млн баррелей в день. За счет собственной добычи Китай может покрыть потребность в топливе на 50-60%. В настоящее время поставки из района Персидского залива затруднены из-за нестабильной ситуации в регионе. 216
В Арктической зоне России находятся огромные запасы редких и редкоземельных металлов, минералов, руд и другого сырья, имеющего стратегическое значение - апатитового концентрата, никеля, кобальта, меди, вольфрама, титана, хрома, марганца, платиноидов, олова, ртути, золота, серебра, алмазов [6, с. 37].
Арктика привлекает азиатские страны своими в значительной степени нетронутыми биоресурсами. Арктические моря служат ареалом существования множества уникальных видов рыб и животных, среди которых белый медведь, песец, нарвал, касатка, морж, белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска, сельдь, пикша, камбала. Особенно заметно вырос интерес к эксплуатации арктических биоресурсов у Токио, так как после упомянутой катастрофы значительная часть прибрежных и сопредельных вод Японии оказалась непригодной для добычи морепродуктов.
Арктика - это интенсивно формирующийся международный транспортный коридор, Северный морской путь, проходящий вблизи от арктического побережья России.
В случае продолжения таяния льдов Арктика имеет перспективу превратиться в важный транспортный коридор мирового значения, значительно сокращая маршруты морских перевозок между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. По Северному морскому пути от Гамбурга до Иокогамы 6600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал - 11 400 миль.
Арктический путь интересует страны Восточной Азии в качестве не только более короткого, но и свободного от морского пиратства пути в Европу [6, с. 38].
Южная Корея входит в число основных зарубежных инвесторов на российском Дальнем Востоке. Связи России с Республикой Корея постоянно расширяются. В первом полугодии 2013 г. торговля двух стран достигла 25 млрд долл. США [10].
Правительство РК и крупные частные компании проявляют интерес к развитию с Россией новых транспортных маршрутов морским арктическим путем. С 2014 г. на 50% сокращаются портовые сборы для судов, использующих Северный морской путь, и вводятся выплаты бонусов в зависимости от количества морских рейсов. Сдерживает южнокорейский интерес отсутствие собственных грузовых судов ледового класса, высокая стоимость лизинга иностранных судов, отсутствие гарантий экономической эффективности и безопасности ледового маршрута. Все эти доводы работают в пользу того, что Северный морской путь может обойтись дороже использования традиционного маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал в Европу от порта Пусан до Роттердама [11].
Во время официального визита В. Путина в Южную Корею 13 ноября 2013 г. российский президент призвал деловые круги этой страны включиться в транспортные коридоры Арктики. При этом он отметил, что в порту Пусан имеется самый крупнотоннажный торговый морской флот, корабли которого будут осваивать Северный морской путь. Особое внимание В. Путина во время визита в РК было уделено участию в модернизации и развитии Транссибирской железнодорожной магистрали. Эта проблема неоднократно поднималась в рамках соединения Транссиба с Транскорейской железнодорожной магистралью на основе трехстороннего сотрудничества РФ-КНДР-РК. В условиях смены высшего руководства в двух корейских государствах в 2013 г. возникли более благоприятные условия для реализации проекта Транссиб - Транскорея. Начало уже положено после завершения первого этапа - модернизации железнодорожного пути от северокорейского города Рад-жин до российского города Хасан, организации 13 октября 2011 г. демонстрационного пробега поезда [13, с. 122].
В перспективе, когда будет налажено сообщение по всей Транскорейской магистрали от южнокорейского порта Пусан через КНДР в Россию, появится возможность значительную часть грузов, идущих ныне морским путем из Пусана в Европу, переориентировать на российский Транссиб.
Южный морской путь из Азии в Западную Европу в 3 раза длиннее, чем железнодорожный транзит через Россию. Модернизация Транскорейской магистрали позволит создать самый протяженный евроазиатский транспортный коридор - свыше 10 тыс. км, основным конкурентным преимуществом которого станет надежность и скорость доставки грузов (две недели вместо 45 дней морским путем).
В условиях всеобъемлющего стратегического партнерства с Россией Вьетнам проявил готовность расширить сотрудничество на региональной основе и подключиться к реализации российских планов модернизации и развития дальневосточных регионов. Об этом было прямо заявлено во время официального визита В. Путина в СРВ 12 ноября 2013 г.
Во время визита российского президента в Ханое было подписано более 30 межправительственных соглашений и обсуждена проблема присоединения СРВ к Таможенному союзу.
Создание Зоны свободной торговли между государствами Таможенного союза и Вьетнамом способствовало бы удвоению российско-вьетнамского товарооборота к 2015 г. и выведению его на отметку в 10 млрд долл. к 2020 г., считает Президент РФ В. Путин, вместо 3,66 млрд долл. в 2012 г. В. Путин подчеркивал, что решению этой задачи прямо способствовало бы заключение соглашения о Зоне свободной торговли (ЗСТ) между государствами - членами Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) и Вьетнамом, что отвечает логике политико-экономической интеграции в Евразии и 218
в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Переговоры о создании ЗСТ ведутся, и мы рассчитываем их успешно завершить, отметил Президент РФ в своей статье «Россия-Вьетнам: вместе к новым рубежам сотрудничества»1.
Активно вопрос о сотрудничестве двух стран в дальневосточных регионах России обсуждался президентом СРВ Чыонг Тан Шангом с руководством субъектов Дальневосточного федерального округа во время саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 г.
Чыонг Тан Шанг высказался за необходимость введения прямого регулярного авиасообщения между городами Дальнего Востока и курортными городами Вьетнама.
Вьетнамская сторона предложила расширить возможности по импорту газа и угля из России, а также по созданию на территории Дальнего Востока предприятий по производству товаров народного потребления, мебели и рыбной продукции глубокой переработки.
У российского Дальнего Востока большие перспективы по добыче угля и газа. Лесная отрасль имеет колоссальные возможности. Ежегодно Дальний Восток экспортирует 10 млн м3 необработанной древесины, следовательно, Россия заинтересована в открытии деревообрабатывающих производств на своей территории. Дальний Восток добывает ежегодно 2,5 млн т морепродуктов и заинтересован в открытии предприятий по глубокой переработке морских биоресурсов.
Интерес Вьетнама к восточным регионам России включает также сибирский регион, где расположены крупнейшие в России запасы нефти и газа и сосредоточены инновационные промышленные отрасли, передовые научно-исследовательские центры.
Таким образом, в настоящее время созданы все условия для привлечения иностранного капитала к развитию дальневосточных регионов России, что позволит усилить ее роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К вложению крупных инвестиций ведущих стран мира присоединились государства российского пояса соседства: Китай, Япония, Республика Корея, Вьетнам. Дальневосточная стратегия стала частью их государственной внешнеэкономической политики экспансии национальных инвестиций в различные страны мира.
Вместе с тем основные направления развития Дальнего Востока России должны быть взаимоувязаны с решением задач, определенных государственной программой РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Это формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, кардинального улучшения социально-демографиче-
1. www/Interfax.ru/world/news.asp?id=339860
ской ситуации, создания условий для сокращения оттока населения и обеспечения его прироста.
Главную ставку необходимо делать на создание предприятий, которые ориентированы прежде всего на рынки азиатских стран. Вокруг этих предприятий должен формироваться пояс из предприятий малого и среднего бизнеса. Поэтому реализация экспортоориентированных проектов, улучшение делового климата являются базовыми направлениями для Дальнего Востока.
Литература
1. Аносов А.В. Особенности приграничного сотрудничества России и КНР // Восточная и Юго-Восточная Азия - 2008: Экономическое развитие в условиях мирового кризиса. - М., 2009.
2. Аносова Л.А. Экономический потенциал субъектов Дальневосточного федерального округа // Восточная и Юго-Восточная Азия - 2011: Внутренняя и внешняя политика, межстра-новые конфликты. - М., 2012.
3. Дяо Сюхуа. Состояние и перспективы экономического сотрудничества между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока. - 2013. - № 1.
4. Итоги. - 2013. - 15 апреля.
5. Ишаев В. Дальневосточный капитал // www.argumenti.ru 11-17 октября 2012 г.
6. Канышев В., Сергунов А. Стратегия стран Восточной Азии в Арктике // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - № 6.
7. Островский А.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР - магистральный путь интеграции России в АТР // Усиление Китая: Внутренние и международные аспекты. - М., 2005.
8. О сотрудничестве с Россией в сфере энергетики // Никкей, 2013.31.05.
9. Проблемы Дальнего Востока - 2013. - № 1.
10. Пульс Планеты. АТР. - 2013.10.07.
11. Пульс Планеты. АТР. - 2013.28.08.
12. Соглашение о сотрудничестве между «Роснефтью» и «Инпекс» // ИТАР-ТАСС. -2013.29.05.
13. Тригубенко М.Е., Неелова Т.А. Модернизация внутренней и внешней политики КНДР и Республики Корея - ответ на вызовы XXI века. - М., 2013.
14. Чайна дейли. - 2013.01.04.
15. Чайна дейли. - 2013.25.03.
16. Широкие перспективы китайско-российского энергетического сотрудничества // Цзиньцзи жибао. 2012.30.08.
17. Эксперт. - 2013.11.08.