Научная статья на тему '12. 16. Направления совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов'

12. 16. Направления совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1772
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / UNSTATED PENSION FUNDS / PENSION SYSTEM / PENSION ACCUMULATIONS / PENSION RESERVES / MANAGING COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисенко Иван Владимирович

Важнейшей особенностью современного этапа реформирования российской пенсионной системы является переход к распределительно-накопительным принципам формирования пенсионного обеспечения граждан. В этой связи существенным образом повышается значение негосударственных пенсионных фондов, которым отводится роль дополнительного пенсионного обеспечения на основе накопительных принципов. Однако действующее законодательство по регулированию деятельности НПФ содержит ряд противоречивых позиций в отношении сохранности передаваемого в управление имущества фондов и методов финансового управления их активами. Это требует совершенствования отдельных нормативных положений по устранению данных противоречий и создания реальных условий для эффективного развития НПФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисенко Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF INCREASING OF UNSTATED PENSION FUNDS ACTIVITY

The transition to the distribution-accumulation principles of citizens pension ensuring forming is the most important peculiarity of modern period of Russian pension system reforming. So the importance of unstated pension funds is growing a lot, and the role of additionally pension ensuring, founded on the accumulation principles, is allotted for them. But existence law of regularity of pension funds activity contains a few contradictory positions about keeping of managed property of funds and methods of finance managing of their actives. It requires the increasing of separate normative acts and foundation of real conditions for effective development of unstated pension funds

Текст научной работы на тему «12. 16. Направления совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов»

12.16. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Борисенко Иван Владимирович, соискатель, НИИ труда и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Важнейшей особенностью современного этапа реформирования российской пенсионной системы является переход к распределительнонакопительным принципам формирования пенсионного обеспечения граждан. В этой связи существенным образом повышается значение негосударственных пенсионных фондов, которым отводится роль дополнительного пенсионного обеспечения на основе накопительных принципов. Однако действующее законодательство по регулированию деятельности НПФ содержит ряд противоречивых позиций в отношении сохранности передаваемого в управление имущества фондов и методов финансового управления их активами. Это требует совершенствования отдельных нормативных положений по устранению данных противоречий и создания реальных условий для эффективного развития НПФ.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионные резервы, управляющая компания

THE DIRECTIONS OF INCREASING OF UNSTATED PENSION FUNDS ACTIVITY

Borusenko Ivan, Scientist and Survey Institute of Labor and Social Insurance of the Ministry of Health and Social Development

Annotation: The transition to the distribution-accumulation principles of citizens pension ensuring forming is the most important peculiarity of modern period of Russian pension system reforming. So the importance of unstated pension funds is growing a lot, and the role of additionally pension ensuring, founded on the accumulation principles, is allotted for them. But existence law of regularity of pension funds activity contains a few contradictory positions about keeping of managed property of funds and methods of finance managing of their actives. It requires the increasing of separate normative acts and foundation of real conditions for effective development of unstated pension funds.

Keywords: unstated pension funds, pension system, pension accumulations, pension reserves, managing company

Современный финансовый кризис обострил проблемы во многих областях экономики, но наиболее существенно его влияние отразилось на пенсионной системе. За последние годы резко сократилась собираемость пенсионных взносов, что поставило правительство перед необходимостью покрытия возникающего дефицита за счет средств бюджета.

С 1 января 2010 года начался новый этап развития пенсионной реформы в России, который связан с переходом на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, составляющие 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %. Из общей суммы страховых платежей 26 % должны зачисляться напрямую в Пенсионный фонд РФ, минуя федеральный бюджет, что по замыслу реформаторов должно повысить независимость пенсионной системы.

Целью нового этапа реформы является повышение коэффициента замещения зарплаты пенсией не менее чем на 40%. В связи с чем новые страховые взносы, в отличие от старой системы пенсионных выплат, должны стать возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.

Во вновь вводимой системе ликвидируется разделение пенсий на базовую и страховую части, а устанавливается их подразделение на накопительную и страховую составляющие. Кроме того, размер пенсий для всех категорий граждан должен превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего периодически должен будет утверждаться минимальный размер пенсии.

Реформа пенсионного обеспечения касается двух важнейших вопросов. Первый — создание условий для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население, что предполагает сохранение страховых механизмов формирования пенсий и развитие накопительной составляющей трудовой пенсии.

Второй — привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Для этого необходимо создавать условия по стимулированию населения для формирования добровольных накоплений через негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ), осуществлять развитие и продвижение программы государственного софинансирования. Один из важнейших механизмов

— повышение информированности населения о рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.

В настоящее время управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ и компаний по страхованию жизни в краткосрочные активы: к примеру, почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее года. Не нацелена на формирование долгосрочного инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения пенсионных фондов. В отличие от большинства западных стран в России взносы в НПФы, а также доход, полученный от инвестирования средств и выплаты пенсий и аннуитетов, подлежат налогообложению. Немало необоснованных препятствий для НПФ и страховых компаний создаются при регулировании порядка размещения активов. В итоге сегодняшние модели рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни лишь частично выполняют свои социальные задачи, де-факто не выполняют функцию по созданию длинных денег, и самое главное — тормозят рост классических коллективных инвестиций.

Одной из основных проблем Российской пенсионной системы является наличие серьезных противоречий в Российском законодательстве, регулирующем деятельность по инвестированию (размещению) средств пенсионных накоплений (резервов) и несоответствие установленного порядка инвестирования (размещения) пенсионных накоплений (резервов) базовым

принципам обеспечения сохранности указанных средств, установленным Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах»1.

В настоящий момент в соответствии с положениями указанного закона размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на следующих принципах:

- обеспечения сохранности указанных средств;

- обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

- определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

- учета надежности ценных бумаг;

- информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

- прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

- профессионального управления инвестиционным процессом.

Таким образом, НПФ, по определению, обязан обеспечивать сохранность пенсионных резервов (накоплений), при этом законодательством установлен порядок инвестирования (размещения) средств пенсионных накоплений (резервов) при котором:

- НПФ не имеет право инвестировать средства пенсионных накоплений, т.е. все средства передаются в доверительное управление управляющей компании, при этом законодательством прямо не предусмотрены нормы, устанавливающие для управляющих компаний обязанность соблюдения принципов сохранности, идентичных применяемым к НПФ;

- НПФ имеет право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, исключительно, в государственные ценные бумаги, ПИФы, депозиты и недвижимость. Данное ограничение не позволяет НПФ в полной мере осуществлять полноценное, с точки зрения обеспечения приемлемого уровня доходности, диверсификации и ликвидности, управление средствами пенсионных резервов, что также приводит к необходимости передавать данные средства в доверительное управление управляющей компании. При этом, как и в случае с пенсионными накоплениями, у управляющих компаний нет законодательно установленных требований по обеспечению сохранности переданных в доверительное управление пенсионных резервов.

Отчасти, аналогом нормативного требования соблюдения принципов сохранности управляющей компанией, при управлении средствами пенсионных резервов (накоплений) может являться норма Гражданского кодекса РФ2, устанавливающая обязанность доверительного управляющего, по истечению срока действия договора доверительного управления, осуществить возврат имущества из доверительного управления учредителю управления в размере, не меньшем, чем в момент его передачи в управление. Однако, учитывая, что договор доверительного управления, как правило, заключается на длительный срок (более одного года), данная норма не может обеспечить соблюдение

1 Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 24.

2 Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Глава 53. Ст.1016.

управляющей компанией принципов сохранности и доходности по итогам года, т.к. в соответствии с Правилами бухгалтерского учета «Учет финансовых вложений»3 НПФ обязан не менее одного раза в год проводить переоценку финансовых вложений, в т.ч. находящихся в доверительном управлении, по их рыночной стоимости, при этом полученный финансовый результат от управления на конец одного отчетного года, при неблагоприятной рыночной конъюнктуре на финансовом рынке, может быть отрицательным, при этом срок договора доверительного управления не истек, а соответственно вышеупомянутая норма ГК РФ на управляющие компании в данном случае не распространяется. Также данная мера не обеспечивает соблюдения принципа доходности.

Таким образом, действующим законодательством определена модель управления средствами пенсионных резервов (накоплений), при которой НПФ обязан обеспечить сохранность и доходность средств пенсионных резервов (накоплений), не имея возможности самостоятельно управлять рисками при их размещении (инвестировании), а управляющие компании не несут солидарной с НПФ ответственности за несоблюдение данных принципов.

По сути, законодательное регулирование деятельности управляющих компаний в части доверительного управления средствами пенсионных накоплений (резервов) в значительной мере сводится к нормам, применяемым в отношении их деятельности при индивидуальном доверительном управлении и управлении фондами коллективных инвестиций, что абсолютно не учитывает принципиальное отличие пенсионных резервов (накоплений) от иных активов, в отношении которых управляющая компания осуществляет доверительное управление. Их принципиальным отличием является целевое назначение - обеспечение пенсионных выплат в интересах застрахованных лиц (участников НПФ).

Для устранения данных противоречий законодательством, регулирующим деятельность управляющих компаний при управлении средствами пенсионных резервов (накоплений), должны быть предусмотрены нормы, устанавливающие для них обязанность соблюдения принципов, идентичных применяемым к НПФ согласно ст.24 федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

Принятие вышеуказанных законодательных требований позволит значительно снизить риски, связанные с деятельностью по управлению пенсионными резервами (накоплениями), однако для обеспечения устойчивого функционирования всей отрасли негосударственного пенсионного обеспечения необходимо, также устранить существующие системные риски.

В настоящий момент НПФ размещают средства пенсионных резервов (накоплений) согласно правилам, установленным действующим законодательством, при этом принцип сохранности однозначно трактует как обязанность НПФ не допускать уменьшения стоимости размещенных средств пенсионных резервов (накоплений) и обеспечения доходности осуществленных инвестиций.

Учитывая временную структуру (срочность) обязательств НПФ по выплатам пенсий, а также возможность, установленную действующим законодательст-

3 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 19/02) «Учет финансовых вложений», утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 1264.

вом по размещению средств пенсионных резервов (накоплений) в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке, наиболее целесообразным с точки зрения эффективности размещения данных средств является формирование инвестиционного портфеля, в том числе за счет облигаций с достаточно длинной дюрацией и акций.

В этом случае НПФ, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета4 не реже одного раза в год обязан производить переоценку финансовых вложений по их рыночной стоимости (как правило, по состоянию на конец отчетного периода - года). Далее, весь финансовый результат, в том числе от переоценки финансовых вложений, в соответствии с действующим законодательством НПФ обязан направить на формирование страхового резерва и распределить на именные пенсионные счета (ИПС) участников.

Данная модель распределения инвестиционного дохода фактически не предполагает возможности возникновения отрицательного финансового результата (убытка), так как уменьшение средств, отраженных на именных счетах участников, запрещено (действует принцип сохранности). В таких условиях единственно возможным источником в рамках соблюдения действующего законодательства является покрытие отрицательного результата за счет средств, составляющих имущество фонда, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (ИОУД).

В связи с тем, что НПФы в среднем придерживаются консервативной структуры инвестиционных портфелей, состоящих в среднем на 30% из акций и на 70% из долговых инструментов (корпоративных облигаций), поэтому в случае повторения сценария изменения значений индексов, аналогичного 2008 году, средняя стоимость финансовых инструментов, составляющая данные инвестиционные портфели, может снизиться на 28,7 % за год5. В таких условиях подавляющее большинство НПФ столкнется с проблемой недостаточности средств ИОУД для покрытия отрицательного финансового результата от деятельности по размещению (инвестированию) средств пенсионных резервов (накоплений).

Учитывая текущее развитие отрасли и положений законодательных актов, применяемых в отношении деятельности НПФ, можно сделать вывод, что при существенном падении стоимости финансовых инструментов вследствие неблагоприятной рыночной конъюнктуры на финансовых рынках, большая часть из существующих НПФ не сможет соответствовать требованиям действующего законодательства. Данное обстоятельство ставит под сомнение эффективность сформировавшейся системы законодательного регулирования деятельности НПФ.

Таким образом, в целях адаптации норм действующего законодательства к специфике деятельности НПФ, необходимо изменить систему бухгалтерского учета и распределения финансового результата от размещения средств пенсионных резервов, в том числе от переоценки по их рыночной стоимости и установления аналогичных норм для учета средств пенсионных накоплений. Для этого достаточно нормативным актом, устанавливающим правила ведения бухгалтер-

4 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 19/02) «Учет финансовых вложений», утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 1264.

5 Расчеты автора на основе индексов ММВБ и РТС за 2008 г.

Источник: URL: http://www.mmvb.ru; URL:http://www.rts.ru (дата обращения 15.09.2010)

ского учета НПФ6, предусмотреть возможность фонду относить отрицательный финансовый результат по дебету счета некоего нераспределенного резерва, т.е. формировать промежуточный нераспределенный резерв. Это позволит НПФ формировать резерв (счет), который в последующем решением высшего исполнительного органа НПФ будет распределяться в страховой резерв и на именные пенсионные счета участников (застрахованных лиц). При этом у НПФ должно быть право не распределять весь доход/убыток, отраженный на данном счете, что позволит нПф самостоятельно, в соответствии с требованием законодательства в части соблюдения принципов сохранности и доходности, принимать решение о размере средств, направляемых на индивидуальные счета участников (застрахованных лиц).

Дополнительно, целесообразно законодательно установить предельно допустимый размер отрицательного финансового результата, учитываемого на счете нераспределенного резерва, равного размеру сформированного страхового резерва НПФ. В этом случае в качестве источника покрытия отрицательного финансового результата от размещения (инвестирования) средств пенсионных резервов (накоплений) в части, превышающей размер сформированного страхового резерва, должно выступать имущество фонда, предназначенное для обеспечения уставной деятельности.

Предлагаемая система учета и распределения финансового результата от инвестиционной деятельности НПФ должна способствовать повышению эффективности размещения (инвестирования) средств пенсионных резервов (накоплений), а также существенному снижению операционных рисков всей отрасли негосударственного обеспечения.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Глава 53. Ст.1016.

2. Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 24.

3. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 19/02) «Учет финансовых вложений», утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 1264.

4. Положение «О ведении бухгалтерского учета в негосударственных пенсионных фондах», утвержденное Приказом Минфина России № 110 н.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья И.В. Борисенко написана на актуальную для современного периода тему - совершенствование деятельности российской системы дополнительного пенсионного обеспечения. Начавшаяся в 2002 г. пенсионная реформа направлена на повышение роли накопительной составляющей в структуре пенсионных накоплений, что значительно повышает роль и значение негосударственных пенсионных фондов как институтов, обеспечивающих реализацию накопительной функции в структуре пенсионного обеспечения.

В статье поднимается ряд принципиально важных вопросов, касающихся повышения эффективности негосударственных пенсионных фондов в части регулирования нормативно-правовых основ, обеспечивающих их деятельность. Это связано с тем, что новый этап реформы пенсионного обеспечения направлен на

6 Положение «О ведении бухгалтерского учета в негосударственных пенсионных фондах», утвержденное Приказом Минфина России № 110 н.

повышение накопительной составляющей трудовой пенсии, с одной стороны, а, с другой - на создание условий по стимулированию населения для формирования добровольных накоплений через негосударственные пенсионные фонды.

Вместе с тем, как справедливо отмечается в статье, выполнение поставленных задач сопряжено с наличием проблем в управлении активами негосударственных пенсионных фондов, значительно препятствующих эффективному формированию пенсионных резервов. Не нацелена на формирование долгосрочного инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения пенсионных фондов. Существуют необоснованные препятствия для фондов при регулировании порядка размещения активов, что значительно препятствует выполнению ими своих социальных задач.

В статье автором предлагаются варианты решения указанных проблем, часть из которых связана с устранением противоречий в российском законодательстве, регулирующем деятельность по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Актуальность и обоснованность этих предложений делает данную статью интересной как представителям регулирующих органов, так и специалистов негосударственного пенсионного обеспечения. В связи с чем статья Борисенко И.В. может быть рекомендована для публикации в журнале «Бизнес в законе».

д.э.н., профессор Т.К. Блохина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.