Научная статья на тему '12. 15. Совершенствование организационной структуры управления сбытовой компании, действующей на региональном рынке нефтепродуктов'

12. 15. Совершенствование организационной структуры управления сбытовой компании, действующей на региональном рынке нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT / DISTRIBUTIONS OF MINERAL OIL / EFFICIENCY / LEVEL OF MANAGEMENT / SPECIFICITY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Андрей Семенович

Статья посвящена исследованию направлений совершенствования организационной структуры сбытовой компании, занятой обеспечением нефтепродуктами в регионе. Рассматриваются подходы к оптимизации организационной структуры управления. Особое внимание уделяется созданию Логистического центра в рамках компании как важнейшего направления совершенствования региональной системы товародвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT OF THE MARKETING COMPANY WORKING IN THE REGIONAL MARKET OF MINERAL OIL

The article is devoted to research of directions of perfection of organizational structure of the marketing company borrowed with maintenance by mineral oil in region. Approaches to optimization of organizational structure of management are considered. The special attention is given creation of the Logistical center within the framework of the company as major direction of perfection of regional system of movement of the goods.

Текст научной работы на тему «12. 15. Совершенствование организационной структуры управления сбытовой компании, действующей на региональном рынке нефтепродуктов»

12.15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ КОМПАНИИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Иванов Андрей Семенович, представитель в Москве ОАО «Саханефтегазсбыт», заместитель генерального директора

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию направлений совершенствования организационной структуры сбытовой компании, занятой обеспечением нефтепродуктами в регионе. Рассматриваются подходы к оптимизации организационной структуры управления. Особое внимание уделяется созданию Логистического центра в рамках компании как важнейшего направления совершенствования региональной системы товародвижения.

Ключевые слова: организационная структура управления, распределение нефтепродуктов, эффективность, уровень управления, специфика управления

PERFECTION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT OF THE MARKETING COMPANY WORKING IN THE REGIONAL MARKET OF MINERAL OIL

Ivanov Andrey Semenovich, the representative in Moscow of Open Society "Sahaneftegazsbyt", the assistant to the general director

Annotation: The article is devoted to research of directions of perfection of organizational structure of the marketing company borrowed with maintenance by mineral oil in region. Approaches to optimization of organizational structure of management are considered. The special attention is given creation of the Logistical center within the framework of the company as major direction of perfection of regional system of movement of the goods.

Keywords: organizational structure of management, distributions of mineral oil, efficiency, level of management, specificity of management

При разработке стратегии развития коммерческой компании важно обеспечить адаптацию системы управления к изменяющимся условиям и масштабам сбытовой производственной деятельности. При этом условием повышения эффективности деятельности переход к более гибким структурам и процедурам управления, основанным на учете прошлого управленческого опыта.

В этой связи организационная структура управления, способствующая быстрым нововведениям, играет не менее важную роль, чем концентрация производства и

финансовая мощь компании1. Столь же важна целенаправленная стратегия развития применительно к структуре занятости и квалификационному составу персонала: подготовка и эффективное использование управленческих кадров; наличие квалифицированных специалистов в области технических разработок, маркетинга, логистики, финансов, занятых разработкой новой продукции, совершенствованием производства и управления. Эффективность использования кадровых ресурсов также характеризует эффективность стратегии управления2.

Компания ОАО «Саханефтегазсбыт», работающая на региональном рынке нефтепродуктов, занимается оптово-розничной реализацией нефтепродуктов, оказанием услуг по приему, складским операциям и хранению нефтепродуктов. ОАО «Саханефтегазсбыт» является основным предприятием нефтепродуктообес-печения Республики Саха (Якутия), имеющим филиальную сеть из 25 нефтебаз.

ОАО «Саханефтегазсбыт» является крупным предприятием, расположенным на всей территории Республики Саха (Якутия). ОАО «Саханефтегазсбыт» является единственной снабженческо-сбытовой организацией на территории Российской Федерации, сохранившей весь резервуарный парк, бывший ранее в пользовании в системе «Роснефтепродукта». Общество ежегодно осуществляет стабильный завоз нефтепродуктов для нужд бюджетной сферы, населения и коммерческих предприятий республики. Отпуск нефтепродуктов для государственных нужд осуществляется в соответствии с утвержденными Правительством Республика Саха (Якутия) постановлениями, распоряжениями на отпуск нефтепродуктов и во исполнение заключенных государственных и муниципальных контрактов и договоров с хозяйствующими субъектами. В 2009 г. реализация нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт» для государственных нужд жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия) составила 80991 тн. Кроме того, за тот же период времени компанией были осуществлены коммерческие поставки нефтепродуктов на региональный рынок в количестве 104329 тн.

При совершенствовании организационной структуры управления ОАО «Саханефтегазсбыт» были выделены три аспекта адаптации как свойства эффективной организации:

1. Научно-техническая адаптация - учет требований и использование достижений НТП в области новых технологий, новой продукции и услуг, методов управления, подготовки кадров.

2. Административная адаптация - соответствие форм и методов управления потребностям процесса и системы управления, характеризуемое стилем управления, инициативой на местах, степенью делегирования ответственности.

3. Социальная адаптация - способность в процессе исполнения и принятия решений учитывать изменения внешней и внутренней социальной среды и приспособляемость к ней.

Эффективность организационной структуры управления исследуемой компании можно рассматривать с двух сторон: с одной - как эффективное выполнение услуг по обеспечению нефтепродуктами, с другой - как

1 Воропаев В.И. Управление проектами в России. Основные понятия, история, достижения, перспективы. - М.: Изд-во «Аланс», 1995.

2 Бавыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.: ОАО «Экономика», 1997.

Иванов А.С.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ КОМПАНИИ

осуществление функций адаптации к изменениям. В связи с этим из понятия эффективности было выделено понятие производительности или продуктивности. Именно последние понимаются как достижение наилучшего соотношения между результатом и затратами и рассматриваются как средство обеспечения показателей общей эффективности.

Применительно к ОАО «Саханефтегазсбыт» были избраны три группы критериев эффективности организационной структуры управления компанией:

1. Количество и качество услуг по обеспечению республики нефтепродуктами и эффективность их выполнения.

2. Адаптивность как способность в долгосрочном аспекте приспосабливаться к изменениям в поставках нефтепродуктов, используемой техники, технологии, культуры поведения.

3. Гибкость как способность в краткосрочном оперативном аспекте реагировать на изменения условий разработки и выполнения услуг, конъюнктуры рынка нефтепродуктов, колебаний спроса и соответствующим образом перераспределять ресурсы.

Эффективность действия структуры управления может быть выражена и оценена не только по конечным экономическим результатам деятельности всего объекта управления, но и по таким параметрам как скорость принятия решения и осуществления решения, отдача от осуществления решения, измеряемая в стоимостных показателях. Для определения эффективности отдельного решения можно сравнивать планируемые и фактические «входы» и «выходы» и, таким образом, измерять полученную отдачу от решения.

Эффективность управления определяется также эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления - рациональностью структуры; применением научных, передовых методов управления; скоростью, полнотой информационного обслуживания; квалификацией управляющих кадров, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем управления.

Специфика управления состоит в том, что выработка целей является функцией самой системы управления, а их реализация осуществляется, как в рамках системы управления, так и в рамках управляемого объекта3. В процессе анализа для исследуемой компании при разработке перспективной организационной структуры управления были взвешены относительные преимущества каждого типа организационной структуры на каждом уровне управления. Во всех случаях первостепенное значение придавалось типу организационного окружения, которое хочет создать менеджер, и конкретной ситуации, в которой он находится. Наибольший эффект достигается при смешении типов структуризации в рамках одной функциональной области.

Разработанная для ОАО «Саханефтегазсбыт» организационная структура управления (рис. 1) отличается от традиционной линейной, бюрократической и имеет следующие достоинства:

- является хорошим средством повышения степени делегирования полномочий в компании;

- дает возможность генеральному директору компании сосредоточиться на стратегических задачах развития организации;

3 Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. 3-е изд. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

- достаточно четко определяет ответственность руководителей различных сфер бизнеса за конечные результаты работы.

Рис. 1

Предлагаемый вариант децентрализованной организационной структуры управления ОАО «Саханефтегазсбыт»

Принципиальным является предложение о создании в структуре ОАО «Саханефтегазсбыт» Логистического центра (ЛЦ) доставки нефтепродуктов в таком уникальном северном регионе, каким является Республика Саха (Якутия). Создание Логистического центра можно рассматривать как важнейшее направление совершенствования региональной системы товародвижения. Генеральная задача Логистического центра -разработка и реализация программы стратегического уровня по созданию региональной логистической системы на новых технологиях, как одного из основных факторов динамичного развития экономики региона.

Логистический центр доставки нефтепродуктов должен быть предприятием, оснащенным новейшей высокопроизводительной техникой, обеспечивающий сбор и обработку информации с доставкой ее в центр для принятия решения. Логистический центр должен взять на себя функции по полному обслуживанию клиентов в части доставки нефтепродуктов в оговоренные сроки с полной гарантией их сохранности. Предполагается, что Логистический центр выступит в качестве исполнителя для всех клиентов, нуждающихся в перемещении нефтепродуктов.

В этой связи можно выделить ряд тенденций в развитии управления снабжением, которые будут характерными для регионального рынка нефтепродуктов в ближайшем будущем и которые возможно будут использованы в практике деятельности Логистического центра:

- управление цепью снабжения. В данном случае реализуются преимущества в скорости, качестве, в цене, в синергетическом эффекте и т.п.;

- сокращение цикла времени. Процессы снабжения реально формируют реализацию любого проекта;

- интеграция в стратегию бизнеса. Снабжение использует методы и инструменты аналогичные применяющимся при достижении общих целей компании;

- расширение внешнего снабжения. В данном случае оптимизируются собственные затраты и увеличивается добавленная стоимость;

- «размывание» многих функциональных границ. Большинство процессов будет реализовываться не последовательно, а параллельно;

- сокращение уровней поставок. В данном случае отдельные уровни интегрируются между собой;

- создание интегрированной сети поставщиков, которая позволяет снизить общие издержки на поставляемые ресурсы. Реализуется понятие интегрированной цепи поставок;

- формирование контрактной системы между поставщиками и потребителями, направленной на создание стратегических союзов по передаче методов, процессов, технологий и т.п.;

- приобретение обучающих программ, что позволяет уменьшить время на реализацию тех или иных проектов.

Список литературы:

1. Бавыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.: ОАО «Экономика», 1997.

2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. Основные понятия, история, достижения, перспективы.

- М.: Изд-во «Аланс», 1995.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1994.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме -исследованию совершенствования организационной структуры управления сбытовой компанией, действующей на региональном рынке нефтепродуктов. В статье отмечается, что при разработке стратегии развития коммерческой компании важно обеспечить адаптацию системы управления к изменяющимся условиям и масштабам сбытовой производственной деятельности. В этой связи организационная структура управления, способствующая быстрым нововведениям, играет более важную роль, чем концентрация производства и финансовая мощь компании.

Автором отмечается, что применительно к ОАО «Саханефтегазсбыт», работающей на региональном рынке нефтепродуктов, были избраны три группы критериев эффективности организационной структуры управления компанией:

1. Количество и качество услуг по обеспечению Республики Саха (Якутия) нефтепродуктами и эффективность их выполнения,

2. Адаптивность как способность в долгосрочном аспекте приспосабливаться к изменениям в поставках нефтепродуктов, используемой техники, технологии,, культуры поведения.

3. Г ибкость как способность в краткосрочном оперативном аспекте реагировать на изменения условий разработки и выполнения услуг, конъюнктуры рынка нефтепродуктов, колебаний спроса и соответствующим образом перераспределять ресурсы.

В статье выдвигается предложение о создании в структуре ОАО «Саханефтегазсбыт» Логистического центра доставки нефтепродуктов в таком уникальном северном регионе, каким является Республика Саха (Якутия). Создание Логистического центра автором рассматривается как важнейшее направление совершенствования региональной системы товародвижения. Генеральная задача Логистического центра - разработка и реализация программы стратегического уровня по созданию региональной логистической системы на новых технологиях, как катализатора развития экономики региона.

Представляется, что данная статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».

Профессор

д.э.н. С.В. Раевский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.