3. Прижигалинская Т.Н., Терновский Д.С. Особенности и факторы социально-экономического развития организаций потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2003.
4. Тодаро М.П. Экономическое развитие. М.: ЮНИТИ, 1997.
5. Экономическое развитие: цивилизационный подход / А.С. Филипенко. М.: Экономика, 2002.
ТЕУНАЕВ Д.М.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НЕФТЕПРОДУКТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
В России имеется 6 нефтяных компаний, работающих на правах ОАО в форме холдинга, в состав которых входят различные предприятия. СП В качестве примера такой организации является ОАО «НК «Роснефть». ^ Каждая из них работает с учетом конкурентной ситуации на мировом и российском энергети- о ческих рынках. т
Эта конкуренция, как показало исследование этого вопроса, обуславливает необходимость постоянного увеличения мощностей по первичной переработке нефти в среднесрочной и долгосроч- 2 ной перспективах; повышение глубины переработки до уровня, соответствующего мировым стан- 1П дартам; производство нефтепродуктов, отвечающих ужесточающим экологическим требованиям; I расширение и модернизация розничной сети нефтепродуктов. °
Важная роль в системе нефтяных холдингов принадлежит нефтеперерабатывающим предпри- |\ ятиям (НПП), поскольку именно глубокая переработка нефти позволяет резко увеличить эффектив- О ность функционирования и конкурентоспособность нефтяного комплекса в целом. На настоящее время гу в развитии нефтеперерабатывающих предприятий страны можно выделить ряд особенностей, определяющих характер их развития. Они предполагают формирование специфической системы управления функционированием и развитием не только НПЗ, но и нефтяными компаниями в целом. £ Суть ее, по нашему мнению, должна состоять в том, чтобы она позволяла проводить активную науч
ление и на экспорт, на НПЗ для производства различных нефтепродуктов, которые идут во все регионы страны для продажи юридическим и физическим лицам. Эффективность такой организации,
но-техническую (инновационную) политику в создании технологических ресурсосберегающих ком- а плексов, обеспечивающих эффективную добычу, переработку, доставку и потребление энергоре-
ф
сурсов для конкретных территорий; осуществлять поиск новых альтернативных источников энер- >.
о
гии и позволяющую им встать в один ряд с ведущими энергетическими корпорациями мира.
Вместе с тем особенность формирования подобной системы управления, как показало исследование этого вопроса, состоит в том, что она должна строиться как с учетом общей теории управления, так и теории логистики. Последнее обуславливается тем, что товародвижение топливных ре- & сурсов представляет собой потоковый процесс, имеющий свою специфическую конфигурацию и < предполагающий использование логистических методов его регулирования. ^
Исходным пунктом движения нефтепродуктов являются нефтедобывающие предприятия (ме- д сторождения) нефтяной компании. Затем часть сырой нефти направляется на внутреннее потреб- о
о
как показывает исследование, зависит от степени оптимальности взаимосвязей, устанавливаемых £ между хозяйствующими структурами, участвующими в товародвижении топливных ресурсов от про- ^ изводителя до конечного потребителя. Критерием такой оптимальности для его участников являет- ¡3 ся получение максимальной прибыли при минимуме затрат по всей цепи товародвижения. ®
Реализация этого требования может быть достигнута только на основе внедрения логистичес- 'Л кого управления. о
Теория и практика свидетельствуют о том, что обеспечение оптимальности в товародвижении 1 продуктов может быть достигнуто только на базе использования теории логистики. Последняя, как о известно, представляет собой: процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точ- 9 ки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, гото- ^
вой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей.
Логистика происходит от греческого слова «1од1$йке», что означает искусство вычислять, рассуждать. Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания.
В античной математике логистикой называли «искусство» вычисления и геометрических измерений, противопоставлявшееся «теоретической» математике.
В первом тысячелетии до нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена царя Леона VI (865-912 гг. н.э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода.
Особенно успешно логистика активно применялась в период Второй Мировой войны в материально-техническом снабжении армии США во время осуществления военных действий в Европе. ^ Впоследствии, как и другие методы прикладной математики (исследование операций, матема-
^ тическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала переходить из военной ь области в сферу хозяйственной практики.
го В результате с середины 1970-х гг. можно говорить о развитии и постепенном внедрении ло-
гистики в хозяйственную практику. ^ Особенности ее применения состоят в том, что она рассматривает товародвижение в качестве
^ логистической системы (ЛС).
В логистической системе в целом и ЗЛС взаимодействуют все участники товародвижения, на-о чиная от товаропроизводителей, их подразделений, посредников и заканчивая потребителями на ^ рынке товаров и услуг. Отсюда их взаимосвязь можно представить также в виде непрерывной черед ды процессов единого процесса, где его выходом является природное сырье — нефть, выходом — □ продукция (топливо) и услуги.
В результате осуществляемого процесса сырье преобразуется в материал-топливо, которое ^ посредством ряда процессов и услуг посредников попадает на рынок потребителя. 0 И поскольку топливо попадает к потребителю, то в этом случае — кому, как и по какой цене
® оно попадает должно решаться на основе маркетинга. Он в данном случае выступает как система
0 руководства по усилению потребностей рынка и способов их удовлетворения. Из этого следует прин-® ципиальный вывод о том, что логистическая система управления должна опираться на маркетинг,
1 позволяющий осуществлять оптимизацию товародвижения топливных ресурсов с учетом его адап-0 тации к потребностям рынка. Отсюда целевой установкой логистического менеджмента, как показа-о ло исследование, должно стать не только соблюдение необходимых количественных, временных и ф стоимостных пропорций между отдельными логистическими звеньями материального потока и оп-
ш
о тимизации потока в целом, но и соблюдение высокой степени адаптивности каждого ЗЛС и системы
о в целом к изменяющимся требованиям хозяйственной среды.
^ Критерием такой оптимизации должно быть получение максимальной прибыли при минимуме затрат по всей ЛС товародвижения. Такое понимание сущности логистического управления обуслав-
2 ливают специфику осуществления его функций. Так, например, к снабженческой функции, в отли-* чие от ее общеуправленческих задач (обеспечение производства сырьем и материалами, в количе-о ствах, требуемых для соблюдения непрерывности производства с минимальными издержками), сле-о дует относить:
^ - выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий; х - обеспечение точного соответствия между количеством поставок сырья, продукции и потребив ностями в них;
Ш
- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий. | При реализации каналов распределения нефтепродуктов компании приходится решать вопро-
^ сы, связанные не только с расположением нефтебаз, АЗС, но и с доставкой топливных ресурсов, что входит в содержание транспортной функции управления. В ее задачу входит выбор вида транспорта, методов организации перевозок, типа транспортных средств: комплексно решать вопросы транспортного обслуживания.
о
х
О
О
Транспортное обслуживание при перевозке нефтепродуктов включает:
- выбор оптимального вида транспортных средств;
- максимальное использование грузоподъемности транспортных средств;
- соблюдение экологических требований техники безопасности и технологий при выполнении погрузо-разгрузочных работ;
- рациональное размещение запасов на терминалах и использование современных технологий;
- применение компьютерной поддержки и информационных технологий.
Функцией складской деятельности должно стать не столько управление складированием, хранением и обработкой материальных ресурсов в складском хозяйстве, а сколько достижением оптимальности в расходовании средств по их ведению.
Производственная функция логистического менеджмента сосредотачивает свое внимание на соблюдении оптимальности в отвлечении (нахождении) материальных ценностей в производстве.
Распределительная функция направлена на обеспечение доставки готовой продукции «точно во время» от «двери» производителя до «двери» потребителя и послепродажное обслуживание.
Эта функция охватывает всю цепь распределения: маркетинг, транспортировку, складирование, производство и т.п. Причем в ней следует выделить две основополагающие стороны. Во-первых, изучение потребностей рынка (чем занимается маркетинг), а во-вторых, способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспор-тно-экспедиторского обслуживания на основе логистики.
Информационная функция объединяет элементы товародвижения в систему с едиными целя- ^ ми и задачами. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и заканчивая сбытом продукции. Потоки информации являются здесь теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической си- о стемы. При этом информационная сеть предполагает создание базы данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений и т.д. □
Для того чтобы информационная деятельность в ходе логистического управления была бы О эффективной необходимо рассматривать логистическую систему как совокупность функционально ограниченных логистических субсистем, функционирование которых как целого обеспечивается ^ информационной логистикой на уровне ее собственных информационных субсистем. о
В зависимости от включения хозяйствующих субъектов в логистическую цепь товародвижения £ логистический менеджмент следует подразделять на макрологистическую и микрологистическую о системы управления. Это особенно важно для системы товародвижения нефтепродуктов, которое ^ включает в себя национальный, региональный и внутрирегиональный аспекты. х
Критерием оценки функционирования макрологистической системы управления должно стать о получение максимума эффекта при снижении совокупных затрат до минимума. Эффект не обяза
Ш
о
тельно предполагает извлечение максимальной прибыли. С точки зрения государственного управ- ф ления положительный эффект может выражаться в улучшении общей экономической ситуации в о регионе, стране или между государствами. о
Микрологистические системы включают в себя технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой и работающие на единый экономический результат.
Примером последних являются внутрирегиональные топливные компании по торговле нефте- ^ продуктами. Примером такой структуры является ОАО «НК «Роснефть». о
Ш
Из приведенного исследования следует, что логистические системы управления товародвижением в зависимости от вида логистических цепей (каналов) сбыта делятся на 3 вида: о
1. Логистические системы с прямыми связями — это системы, в которых материальный поток ^ нефтепродуктов доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хо-
о
зяйственных связей. ф
ш
2. Эшелонированные, или многоуровневые логистические системы — это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника. ^
3. Гибкие логистические системы — это такие системы, в которых доведение материального ® потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. 2
Сегодня в России организационно-правовой формой деятельности нефтяных компаний остает- о
ся холдинг. Исследование этого вопроса показало, что структура холдинга любой нефтяной ком- о
1П
пании подразумевает, что верхушку управленческой пирамиды занимает управляющий центр, который определяет стратегические направления развития холдинга. Ниже находится управляющая компания, занимающаяся реализацией стратегических направлений развития холдинга и бизнес-процессами по направлениям. Следующую позицию занимают непосредственно структуры, которые осуществляют эти процессы (региональные топливные компании, нефтебазы, АЗС и соответствующая им инфраструктура). Вместе с тем эффективность подобной системы управления, как свидетельствует практика работы многих корпораций, зависит во многом от глубины децентрализации в принятии управленческих решений и степени координации работы структур, входящих в холдинг. Изучение этого вопроса показало, что если на уровне холдинга эта децентрализация и координация в определенной степени имеет место, то этого нельзя сказать об управлении на уровне региональных топливных компаний. Оно построено традиционно по направлениям: техническое, коммерческое, кадровое, капитальное строительство, экономическое и безопасность.
Все направления представлены отделами, которые связаны с нефтебазами и последние с АЗС и транспортными подразделениями. Прежде всего, обращает на себя внимание, что все они работают разрозненно, т.е. снабжение, сбыт, технические службы функционируют обособленно. Для чего ^ целесообразно разрабатывать систему взаимосвязей, обеспечивающих возможность обмена инфор-^ мацией между ними, координацию их действий в соответствии с основной целью. ь С нашей точки зрения, такую взаимосвязь может обеспечить создание логистической подсисте-
ш мы управления, которая состояла бы из ряда подразделений.
Основными задачами предлагаемой логистической подсистемы управления должны быть: ^ - определение перспективных целей и задач в системе логистического управления;
- согласование логистической маркетинговой стратегии организации;
- согласование интересов поставщиков нефтепродуктов и посредников (нефтебазы, АЗС и др.), о функционирующих в ЛС организации;
- устранение конфликтных ситуаций;
^ - выявление уровня инвестиций в систему контроля и управления запасами (нефтехранили-
□ ща, АЗС, информационная система);
- разработка стратегического логистического плана и согласование его с управляющей ком-^ панией;
а - определение направлений оптимизации и снижения общих логистических издержек;
® - совершенствование стратегии управления запасами, хранения в соответствии с изменения-
0 ми стратегии организации;
а „
ф - совершенствование и согласование действий в системе управления качеством.
1 Среди разнообразных логистических услуг, оказываемых нефтяными компаниями, наибольшее о влияние на эффективность функционирования компаний оказывает уровень и форма организации о сбыта нефтепродуктов как конечного звена логистической системы движения топливных ресурсов. ф На настоящее время нефтяные компании России организуют сбыт нефтепродуктов на региональ-
ш
о ных рынках России с помощью создания в регионах своих сбытовых топливных компаний. Так, на-о пример, ОАО «НК «Роснефть» оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами в ЮФО осуществля-и ет с помощью 16 сбытовых топливных компаний.
С целью стабильного и динамичного функционирования компания разработала стратегию
2 своего развития с учетом конкурентной ситуации на мировом и российском энергетических рын-и ках до 2015 года.
о Чтобы реализовать намеченные цели, необходимо постоянно расширять, модернизировать и повышать эффективность сбытовой деятельности. Достигнуть этого, как показало исследование, возможно за счет совершенствования маркетинговой деятельности, направленной на повышение эффективности каналов распределения топливных ресурсов по каждому региону, улучшения качества и расширения услуг, предоставляемых потребителям топлива, а также за счет реконструкции и модернизации старых нефтебаз, АЗС и строительства новых.
Итак, чтобы сохранить темпы роста, необходимо усовершенствовать систему управления сбытом во всех звеньях системы. Особое внимание следует уделить координации деятельности между сбытовыми, производственными и техническими службами по всей цепочке товародвижения. Этому будет способствовать создание в общей системе управления логистической подсистемы управления качеством поставок, которая позволит скоординировать деятельность не только сбытовых подразде-
о о о.
о
х
О
О