Научная статья на тему '12. 12. Основные подходы и меры по минимизации риска потери деловой репутации'

12. 12. Основные подходы и меры по минимизации риска потери деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1008
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / БАНК / ДОКУМЕНТЫ / RISK / PROFESSIONAL REPUTATION / BANK / RECORDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамин В. П.

В статье рассмотрены особенности мониторинга и контроля риска потери деловой репутации в коммерческом банке в целях повышения качества корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACH AND ARRANGEMENTS BY MINIMIZATION RISK LOSS OF PROFESSIONAL REPUTATION

In article reviews characteristics monitoring and control risk loss of professional reputation in commercial bank for increasing purposes corporate management quality.

Текст научной работы на тему «12. 12. Основные подходы и меры по минимизации риска потери деловой репутации»

12.12. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕРЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКА ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Шамин В. П., Российский государственный социальный

университет, г. Москва, соискатель

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены особенности мониторинга и контроля риска потери деловой репутации в коммерческом банке в целях повышения качества корпоративного управления.

Ключевые слова: риск, деловая репутация, банк, документы

BASIC APPROACH AND ARRANGEMENTS BY MINIMIZATION RISK LOSS OF PROFESSIONAL REPUTATION

Shamin V.P., The Russian Moscow state social university, the competitor

Annotation: In article reviews characteristics monitoring and control risk loss of professional reputation in commercial bank for increasing purposes corporate management quality.

Keywords: risk, professional reputation, bank, records

Последствия финансово-экономического кризиса показали наличие существенных недоработок в области корпоративного управления в кредитных организациях, в частности отсутствие эффективной системы управления рисками, формальный характер ряда корпоративных процедур, отсутствие необходимых профессиональных навыков у руководителей, недостаточный уровень информационной открытости. Согласно данным исследования, проведенного среди российских компаний и банков в мае - июне 2009 г. компанией ЗАО "КПМГ" совместно с Национальным советом по корпоративному управлению (НСКУ), 88% опрошенных экспертов наиболее актуальной проблемой в области корпоративного управления считают отсутствие эффективной системы управления рисками в российских компаниях, 71% компаний-респондентов отметили, что сложившаяся финансово-экономическая ситуация выявила формальный характер целого ряда сложившихся корпоративных процедур.

Одним из приоритетных направлений совершенствования качества корпоративного управления является организация управления риском потери деловой репутации. Управление риском потери деловой репутации необходимо в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации кредитной организации перед клиентами и контрагентами, учредителями (участниками), участниками финансового рынка, органами государственной власти и местного самоуправления, банковскими союзами (ассоциациями), саморегулируемыми организациями, участником которых является кредитная организация. Поэтому, для кредитных организаций, особенно важным является использование при проведении самооценки состояния управления риском потери деловой репутации создание условий для осуществления эффективного

управления этим риском, его выявления, оценки, мониторинга и минимизации, а также контроля и участия в этих процессах органов управления кредитной организации. Одними из основных целей внутреннего контроля являются постоянное наблюдение за банковскими рисками, принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков. В данной статье рассмотрены основные подходы и меры по минимизации риска потери деловой репутации.

В целях предупреждения возможности повышения уровня репутационного риска, избежания возможных потерь, сохранения и поддержания деловой репутации кредитной организации перед клиентами, участниками, органами регулирования и надзора и общественностью необходимо проводить мониторинг репутационного риска.

Мониторинг репутационного риска осуществляется путем регулярного изучения системы показателей риска по всем направлениям деятельности кредитной организации и должен проводиться подразделением управления рисками и юридическим подразделением на постоянной основе.

В целях проведения мониторинга и поддержания репутационного риска на приемлемом уровне для кредитной организации необходимо применение сочетания таких методов управления риском как: система полномочий и принятия решений; принцип «Знай своего сотрудника»; принцип «Знай своего клиента»; система мониторинга деловой репутации банка, его акционеров и аффилированных лиц.

Рис. 1

Подразделение управления рисками должно ежеквартально предоставлять отчеты об уровне репутационного риска руководству кредитной организации. Если в течение календарного квартала появляется информация о факторах риска, существенно повлиявших на оценку уровня репутационного риска (расчетный показатель превышает 41%, т.е. оценивается как «средний» или «высокий»), подразделения, осуществляющие мониторинг риска незамедлительно информируют об этом руководство кредитной организации и совместно с ним принимают решение о применении мер минимизации репутационного риска.

Наличие и эффективное функционирование системы контроля как инструмента управления банковскими

Бизнес в законе

1 '2011

рисками, базируется на следующих принципах: всесторонность внутреннего контроля, охват контрольными процедурами всех организационных структур и подразделений банка, многоуровневость характера внутреннего контроля. Вышеуказанные подразделения, с учетом специфики того или иного банка, осуществляют анализ и мониторинг деловой репутации кредитной организации наиболее важные составляющие представлены на рисунке 1:

На основе результатов анализа принимаются необходимые меры минимизации репутационного риска представленные на рисунке 2.

Банк регламентирует подотчетность и ответственность руководителей и служащих. Порядок принятия решения о проведении банковских операций и других сделок в соответствии с предоставленными полномочиями определяется внутренними документами, принятыми по основным видам банковских операций и по уровням управления, участвующим в принятии решения. По нашему мнению примерный перечень документов должен включать документы, представленные на рисунке 3.

Положения должны поддерживаться банком в актуальном состоянии, при изменении законодательства вносятся изменения во внутренние документы банка. При разработке новых продуктов банком принимаются новые внутренние документы, в которых определяется порядок принятия решений о совершении соответствующих сделок.

Основные меры минимизации репутационного риска —

контроль за состоянием системы принятия решений в банке н соответствием выбранной тактики развития банковской деятельности целям, определенным его участниками и закрепленными соответствующими квалифицированное юридическое сопровождение деятельности байка

обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов банка, тщательный анализ случае» своих обязательств с целью устранения их причин

наличие в банке отлаженной системы сопровождения заключенных договоров различными подразделениями Банка, в том числе - по отдельным банковским

■ффоливную организацию внутреннею контроля и работу по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая определение критериев сомнительности банковских операции и друг их сделок в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Банка России, доведение указанных критериев до работников банка

контроль за поддержанием ликвидное ж в антегстпин с утвержденными внутренними документами эффективную организацию внутреннего контроля и работу но противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая определение критериев сомнительности банковских оперший и других сделок в соответствии с нормативами правовыми актами 141 и Ьанка Росши, доведение указанных критериев до работников банка

определение порядка участия банка и инвестиционных. кредитных и других проектах в еоозвеигтвин с кредитной ПОЛИТИКОЙ Канка и другими внутренними документами

оперативное реагирование на поступающие в Банк общественные отзывы, претензии и предложения участников, кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, а также других заинтересованных лиц

разработку программы тщательной идентификации и изучения клиентов, в первую очередь, клиент п. с которыми банк осуществляет банковские оперении и другие сделки е высокой степенью риска, соблюдение принципа "Знай своего клиента’

установление зтичееких норм делового ниведенкя сотрудников, обеспечивающих защиту интересов банка, участников, кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, а также других заинтересованных лиц

совершенствование кадровой политики нрн подборе и расстановке кпров, соблюдение принципа «Знай своего

своевременное рассмотрение, анализ полноты, достоверности и объективности указанной информации, и необходимых случая* • своевременное реагирование на имеющуюся информацию

разработку системы информационного обеспечения, предоставляющей органам управления и со [рудниками банка информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях ИЗ средств массовой информации (периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации, включая Интернет), иных источников

контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информацией, предоставляемой участникам, клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лииам, в том числе в рекламных целях

своевременное реагирование на изменение нормативных правовых актов РФ и стран местонахождения нерезидентов - клиентов и контрагентов, обычаев 1 деловою оборога

Рис. 2

Прием и первоначальная обработка поступающей в банк корреспонденции, осуществляется централизованно управлением делами в соответствии с «Инструкцией по делопроизводству коммерческого банка», при ее разработке следует учитывать следующие моменты.

На всех поступающих документах проставляется регистрационный штамп с датой поступления каждого документа.

Прием телеграфной корреспонденции производится уполномоченным сотрудником управления делами под расписку с проставлением даты и времени приема. Прием документов (кроме расчетно-денежных) структурными подразделениями или должностными лицами банка, независимо от их служебного положения, непо-

средственно от представителей организаций запрещается.

Документы по основным видам банковских операций и но _

основным органам управления, участвующим в принятии решения

I Положение о Совете коммерческого банка.

2. Положение о Правлении коммерческого банка

3. Положение о Технологическом КОМИКТС коммерческою

4- Положение о Кредитом комнгеге коммерческого банка.

5. Положение о работе с банкамн-коррсепонлснтами и банкачи-рсспошкнтамк по открытию корреспондентских с четой ЛОРО и

НОСТРО»

й Положение об условиях выдачи, обращения и платежей по векселям коммерческого пшIка

7. I (оложение об учете адакггоо-ооменных мкгртиш.

совершаемы* я обменник пункта*, кассах дополнительных офисов н операционных кассах вне кассового узла коммерческою банка.

8. Положение о кредитовании

9. Положение о порядке осуществления операций по

размещению и привлечению денежных средств на рынке

межбанковских кредитив,*Депозитов & рублях н иностранной

10. Положение о порядке взаимодействия структурных

подразделений коммерческого блика с подразделением валютного контроля при осуществлении банком функций агента валютного контроля

11. Положение о порядке открытия и ведения расчетных, текущих и специальных счсшв юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в валюте РФ и иностранной валюте! (ОлОжСнне О порядке осуществлен и* эклайрннга торгово-сервисных предприятий в коммерческом банке.

12. Положение о порядке осуществления зквайринга по операциям выличи наличных денежных средств в коммерческом

13. Положение о предоставлении услуг клиентам по ареале индивидуальных сейфовых ячеек в коммерческом банке

14. Положение о проведении активных операций коммерческого банка на рынке ценных бумаг

15. Положение об условиях выпуска, обращения и погашения векселей коммерческого банка

16. Положение о руководстве деятельностью, связанной со средствами контроля и запиты информации системы «Клиент-

17. Положение об организации парольной зашиты коммерческою байка

Рис. 3

Поступающие документы должны регистрироваться управлением делами в день поступления в журнале учета входящей корреспонденции, о чем на первой странице поступившего документа проставляется штамп с входящим номером документа и датой его поступления.

Предварительное рассмотрение всех поступающих документов проводится управлением делами с целью распределения поступившей корреспонденции, не требующей обязательного рассмотрения руководством и направляемой непосредственно в структурные подразделения.

Документы, направляемые непосредственно в структурные подразделения, должны передаваться в подразделения под роспись в журнале регистрации поступающей корреспонденции управления делами руководителю подразделения или лицу, назначенному ответственным за ведение делопроизводства подразделения в установленном порядке.

Документы, поступившие в адрес руководства банка, передаются в секретариат. Секретариат направляет документы руководителю кредитной организации или его заместителю на рассмотрение.

Руководитель кредитной организации или его заместитель рассматривает документ, и налагает на нем резолюцию, включающую, в том числе, ответственного за исполнение и срок исполнения с учетом действующего законодательства РФ. Ответственный исполнитель, если того требует текст документа или резолюция руководителя кредитной организации (его заместителя), готовит письменный ответ или отчитывается иным образом об исполнении документа.

В случае необходимости создается рабочая группа, а если требуется, то и рассмотрение предложения на технологическом комитете банка, который является постоянно действующим исполнительным органом банка и созывается для решения текущих вопросов банка по мере необходимости не реже чем один раз в месяц. После рассмотрения документ передается в Управление делами.

Контроль исполнения документа осуществляется управлением делами, а при необходимости дополнительно службой внутреннего контроля банка. Управление делами вносит в журнал регистрации сведения

1. Кредитная политика

2.Политика привлечения денежных средств

3. Процентная политика коммерческого банка

о ходе исполнения документа в соответствии с установленными сроками, а также сведения об окончательном исполнении документа. В случаях, когда исполнение документа требует отправления ответного письма, в журнале регистрации делается отметка об исходящем номере документа. Сведения об исполнении документов регулярно докладываются руководителю кредитной организации.

Рис. 4

Система контроля управления банковскими рисками является одним из основных элементов системы внутреннего контроля банка. Однако степень детализации процедур контроля разрабатывается каждой кредитной организацией индивидуально и не всегда отвечает предъявляемым требованиям, по мнению автора, контроль риска потери деловой репутации должен состоять из уровней и процедур, представленных на рисунке 4.

Решения, принимаемые одним из уровней системы контроля управления рисками в рамках своих, полномочий, являются обязательными для всех субъектов более низких уровней.

Управление риском деловой репутации должно быть частью комплексной системы риск-менеджмента и не только руководству, службе внутреннего контроля и риск-менеджерам, но и всему персоналу в соответствии со спецификой своих должностных обязанностей необходимо принимать участие в процессе управления риском и формировании положительного имиджа кредитной организации и меры по совершенствованию управления риском потери деловой репутации как в рамках одной кредитной организации, так и всей банковской системы представляются действенными и необходимыми для развития и совершенствования устойчивости банковского сектора.

Список литературы:

1. Корпоративное управление в условиях финансовоэкономического кризиса // Компания КР1УЮ совместно с НСКУ. 2009. - www.krmg.ru.../aci/docs/survey_results.pdf.

2. Письмо Банка России от 30.06. 2005г. N 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».

3. Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

РЕЦЕНЗИЯ

Статья В.П. Шамина посвящена определению основных подходов и мер, направленных на минимизацию риска потери деловой репутации в коммерческом банке. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку риск потери деловой репутации является одним из типичных банковских рисков и оказывает существенное влияние на возможность возникновения потерь и (или) ухудшения ликвидности кредитной организации.

Автором проведена серьезная работа по определению порядка анализа и мониторинга риска потери деловой репутации, основных мер направленных на его минимизацию. Существенным является также то, что В.П. Шамин предлагает перечень внутренних документов банка, регламентирующий порядок проведения банковских операций и сделок, детализацию мер защиты банка от действий третьих лиц по вовлечению служащих в противоправные действия. Вызывает интерес представленная детализации процедур контроля риска потери деловой репутации, так как на сегодняшний день не существует универсальной процедуры его контроля.

Научная статья В.П. Шамина «Основные подходы и меры по минимизации риска потери деловой репутации» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Бизнес в законе».

Профессор,

д.э.н. Н.П. Белотелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.