Риск-менеджмент
Удк 336.717 (075.8)
система управления рисками кредитной организации
в. и. корнейчук,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры финансов E-mail: [email protected] Московская государственная академия делового администрирования
В статье представлена разработанная система управления рисками кредитной организации среднего размера (размер активов от 300 млн до 3 млрд долл. США). Oписано разделение полномочий и ответственности между структурными подразделениями кредитной организации в процессе управления рисками. Приведен перечень блоков системы управления банковскими рисками для выявления, оценки, управления и мониторинга основных рисков, воздействующих на кредитную организацию.
Ключевые слова: банковские риски, управление банковскими рисками, система управления банковскими рисками.
Введение
Финансовый кризис 2008—2009 гг. серьезно изменил отечественный банковский бизнес. С конца 2008 г. и по 2009 г. были отозваны лицензии более чем у 100 банков (некоторые банки были переданы для проведения процесса их санирования). По оценкам специалистов Банка России, практически у всех банков были выявлены одинаковые нарушения, которые заключались в концентрации рисков на операциях собственника или высшего менеджмента, на операциях с ценными бумагами, с недвижимостью и строительством.
Для российских банков среднего размера (размер активов от 300 млн до 3 млрд долл. США) в настоящее время характерны некоторые моменты:
— отсутствие в структуре кредитной организации независимого подразделения по управлению рисками с квалифицированным персоналом;
— несовершенная структура в принятии решений по управлению банковскими рисками;
— неразвитость инструментария (методы измерения рисков, система лимитов, использование информационных технологий), используемого при управлении рисками;
— недостаточная развитость системы контроля за рисками и отчетности о рисках.
В этой связи формулирование и разработка методических и организационных основ системы управления рисками в банковской деятельности, ориентированной на повышение эффективности и улучшение качества функционирования коммерческих банков, являются актуальной и важной задачей банковского менеджмента.
Общие положения
Риск банковской деятельности — это возможность (вероятность) потерь и/или ухудшения ликвидности банка вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и/или внешними факторами деятельности банка [12].
Управление рисками банковской деятельности — это процесс выявления (идентификации), измерения (оценки), постоянного наблюдения за банковскими рисками и принятия адекватных мер по защите от рисков или оптимизации их размеров (контроль за рисками).
Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) ра-
боты персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий [1].
принципы управления банковскими рисками
Основными принципами управления банковскими рисками являются:
— наличие формализованного процесса управления рисками;
— постоянное внимание к банковским процессам, поскольку непрерывно ведущиеся операции банка воздействуют на факторы риска;
— осуществление контроля и разделение полномочий в процессе управления рисками;
— ответственность руководства и работников банка за принимаемые решения, строгое соблюдение этических норм и стандартов профессиональной деятельности.
Основными подходами, применяемыми для управления банковскими рисками в кредитной организации, являются:
— наличие политики управления банковскими рисками. Этот документ включает в себя цели и задачи управления рисками, принципы и организацию процесса управления рисками, участников процесса управления рисками, их полномочия и ответственность;
— выделение функции управления рисками как одной из равнозначных с другими управленческими функциями;
— наличие специализированного подразделения, непосредственно отвечающего за управление рисками на постоянной основе;
— введение требуемого уровня формализации и координации принятия решений в процессе управления рисками. Соответствующие задачи по управлению риском и параметры принятия решений на операционном уровне должны быть встроены во все деловые и функциональные процессы;
— принятие банком деловых и портфельных решений на основе тщательного качественного и количественного анализа параметров риска, необходимость которого вызывается комплексным взаимодействием различных факторов риска и задачей их сбалансирования;
— применение методов стресс-тестирования в целях имитации и анализа воздействия изменений экономической, деловой и рыночной среды! на уро-
вень рисков для банка, ликвидность, рентабельность и другие показатели финансовой устойчивости;
— наличие эффективных внутренних информационных потоков, систематический сбор полной, своевременной и содержательной информации, относящейся к управлению риском, а также обеспечение ее хранения и обработки. Данные должны охватывать все функциональные и деловые процессы, а также другие сферы, в том числе макроэкономические и рыночные тенденции, имеющие отношение к управлению риском.
Этапы процесса управления банковскими рисками
Принято говорить о следующих этапах процесса управления банковскими рисками [1]:
— выявление рисков, их идентификация и классификация;
— анализ рисков, определение их допустимого уровня, количественное измерение принимаемых рисков;
— управление выявленными рисками;
— контроль за уровнем рисков банковской деятельности, включая контроль за точностью и актуальностью методов анализа и количественного измерения принимаемых рисков, контроль за адекватностью и своевременностью принимаемых для их ограничения мер, контроль за качеством самой организации системы управления рисками.
Организация процесса управления рисками подразумевает решение следующих вспомогательных задач:
— разработка планов, способов и методов управления риском;
— разработка инструкций, методик, а также руководств по применению методов, процедур и стандартов для ключевых функций банка (технологические карты) и его основных рисков;
— разработка процедур контроля за соблюдением установленных лимитов риска и информирования о фактах несоблюдения этих лимитов;
— утверждение внутренних документов органами управления в соответствии с компетенцией, определенной уставом банка, и их последующее внедрение;
— проведение внутренними и внешними аудиторами анализа и оценки адекватности методов контроля и соблюдения лимитов и процедур управления банковскими рисками;
— разработка и применение системы управленческой отчетности, адекватно отражающей риски.
В банке должны разрабатываться процедуры (регламенты) и методики, позволяющие выявлять как потенциальные риски, так и уже принятые. Процедуры и методики раскрываются в соответствующих внутренних документах банка (положениях, правилах, инструкциях, методиках, решениях), определяющих или детализирующих порядок осуществления отдельных банковских операций, организации внутреннего контроля за отдельными видами рисков и управления ими. Указанные документы устанавливают конкретные действия работников, их полномочия, ответственность, величину лимитов, контрольные параметры существенных показателей хозяйственной деятельности банка, порядок взаимодействия задействованных подразделений.
Риски выявляются и оцениваются на постоянной основе структурными подразделениями, ответственными за оценку уровня принимаемых рисков, а также в процессе функционирования всей системы внутреннего контроля банка. Исходя из степени сложности отдельных технологических и бизнес-процессов, особенностей вида риска, в качестве структурного подразделения, ответственного за оценку уровня принимаемого риска, может выступать как специализированное структурное подразделение банка, так и непосредственно структурное подразделение, в деятельности которого данный риск присутствует.
Контроль за уровнем рисков банковской деятельности осуществляется посредством административного и финансового контроля.
Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными банком полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.
Финансовый контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка применительно к разным видам финансовых услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности.
Административный и финансовый контроль должен с достаточной степенью надежности удостоверить следующее:
1) доступ работников банка к имуществу банка, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредиторов, который осуществляется только в строгом соответствии с надлежащим образом удостоверенными полномочиями работников;
2) отражение в учете реального состояния активов и пассивов банка, обеспечение составления установленных Банком России форм отчетности;
3) подтверждение данных учета активов и пассивов банка и наличия процедуры по принятию необходимых действий, направленных на ликвидацию расхождений.
Организационная структура кредитной организации
Организационная структура банка, применительно к которой будет рассматриваться организация системы управления банковскими рисками, представлена на рис. 1. Организация системы управления банковскими рисками построена на принципе разделения деятельности подразделений банка по следующим направлениям:
1) привлечение клиентов для их обслуживания в банке с помощью метода доведения до них информации о конкурентных преимуществах банка, т. е. работа с потенциальными клиентами;
2) обслуживание действующих клиентов и формирование доходов банка;
3) обеспечение всем необходимым ранее указанных процессов и минимизация рисков деятельности банка.
Организационная структура кредитной организации должна соответствовать основным принципам управления [11].
Соответствие структуры банка его стратегии. Стратегической целью любого банка является удовлетворение потребностей акционеров банка, его клиентов и работников. Организационная структура банка должна быть направлена именно на достижение этой цели.
Единоначалие. Все управления банка подчиняются председателю правления банка. Внутри управлений каждое подразделение любого управления подчиняется руководителю управления. Каждый работник подразделения подчиняется только одному руководителю.
оптимизация масштаба управляемости. Общепринято, что максимальный масштаб управляемости, при которой руководитель может эффективно управлять своими подчиненными, не должна превышать 10 чел. В организационной структуре банка норма управляемости не превышает 6 чел. для каждого руководителя, что повышает эффективность всей системы управления банком.
разграничение ответственности. Каждый руководитель управления банка отвечает за отдельный подпроцесс общего процесса удовлетворения потребностей акционеров, клиентов и работников, а именно:
Отдел вкладов и пластиковых карт
Филиал банка
Управление по работе с потенциальными клиентами
Управление клиентского обслуживания
Управление обеспечения деятельности
Управление банковских рисков
Отдел кассовых операций
Отдел банковских рисков
Отдел
межбанковских оборотов
Дополнительный офис
Дополнительный офис
—руководитель управления по работе с потенциальными клиентами отвечает за созданиепродуктов, удовлетворяющих потребности клиентов и доведение информации об этих продуктах до них;
— руководитель управления клиентского обслуживания отвечает: за удовлетворение потребностей клиентов в услугах банка; за удовлетворение потребностей акционеров в конкурентоспособном доходе; за удовлетворение потребностей работников в заработной плате;
—руководитель управления обеспечения отвечает: за обеспечение государственных органов налоговыми поступлениями, за сохранность денежных средств клиентов и акционеров банка; за сохранность и приумножение имущества акционеров; за обеспечение материальными, техническими и информационными ресурсами процесса обслуживания клиентови управления банка;
—руководитель управления банковских рисков отвечает за минимизацию рисков деятельности банка в процессе выполнения банковских операций.
Ценность и измеримость результатов деятельности подразделений. Ценность и измеримость деятельности управления по работе с потенциальными клиентами выражается в степени удовлетворения потребностей клиентов, что выражается в уве-
личении количества клиентов и повышении их качественных характеристик.
Необходимо отметить, что качественные характеристики клиентов задаются высшим руководством банка, например, такой характеристикой: клиент — первоклассный заемщик, с кредитовыми оборотами от 100 млн руб. и средней задолженностью по кредитам не менее 50 млн руб. Процесс повышения качественных характеристик клиентов оценивается управлением обеспечения деятельности банка на основании данных бухгалтерского учета, которые сопоставляются с плановыми заданиями.
Ценность и измеримость деятельности управления клиентского обслуживания выражается в полученном доходе от обслуживания клиентов, который отражается в бухгалтерском учете банка, что характеризует фактическую удовлетворенность клиентов в услугах банка. Деятельность этого управления оценивается управлением обеспечения деятельности банка на основании данных бухгалтерского учета, которые сопоставляются с плановыми заданиями.
Ценность и измеримость деятельности управления обеспечения деятельности банка выражается в количестве претензий со стороны клиентов управления: руководителей банка, руководителей подразделений, клиентов, акционеров, работников, государственных органов. Чем меньше претензий, чем ниже ранг того органа или частного лица, кто данную претензию выставляет, тем лучше работает управление. Деятельность управления оценивается по количеству и рангу претензий, которые учитываются службой внутреннего контроля банка.
Ценность и измеримость деятельности управления банковскихрисков выражается в организации процесса выявления, измерения, постоянного наблюдения за банковскими рисками и в принятии адекватных мер по защите от рисков или мер по оптимизации их размеров. Деятельность управления оценивается службой внутреннего контроля по эффективности принимаемых мер для минимизации риска в процессе выполнения банковских операций и по отсутствию замечаний со стороны территориальных органов Банка России в процессе проведения инспекционных проверок управления банковских рисков.
Соответствие полномочий и ответственности. При формировании организационной структуры банка применяется процессный принцип, который позволяет избежать дисбаланса полномочий и ответственности:
1) делегированные полномочия по изучению
потребностей клиентов, созданию банковских
продуктов и распространению информации о потребительских свойствах данных продуктов среди клиентов позволяют возлагать ответственность за приток клиентов на управление по работе с потенциальными клиентами;
2) делегированные полномочия по фактическому удовлетворению потребностей клиентов методом реализации банковских продуктов позволяют возлагать ответственность за получение всех доходов банка (кроме внереализационных доходов) на управление клиентского обслуживания;
3) делегированные полномочия по распоряжению денежными, материально-техническими и информационными ресурсами банка позволяют возлагать ответственность за обеспечение деятельности банка на управление обеспечения деятельности банка;
4) делегированные полномочия по сбору и анализу информации о выполняемых банком операциях и возникающих при этом рисках позволяют возлагать ответственность за минимизацию рисков на управление банковских рисков.
разделение полномочий и ответственности в процессе управления рисками банковской деятельности
К компетенции совета директоров банка относятся следующие вопросы [13]:
— утверждение политики по управлению банковскими рисками;
— обеспечение создания организационной структуры банка, соответствующей политике по управлению банковскими рисками;
— регулярное рассмотрение на своих заседаниях вопросов управления рисками банковской деятельности и мероприятий по повышению эффективности управления ими;
— рассмотрение документов по организации системы контроля за рисками в банковской деятельности;
— осуществление контроля за деятельностью правления банка по управлению рисками банковской деятельности и за принятием мер, обеспечивающих оперативное выполнение правлением банка рекомендаций и замечаний надзорных органов, касающихся рисков банковской деятельности;
— утверждение внутренних документов, определяющих принципы, порядок, правила и процедуры управления рисками банковской деятельности;
— осуществление контроля за полнотой и периодичностью проверок, осуществляемых службой
внутреннего контроля банка, за вопросами соблюдения основных принципов управления рисками банковской деятельности в отдельных подразделениях и в банке в целом;
— утверждение комплекса мероприятий, включая планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, угрожающих потере финансовой устойчивости банка.
К компетенции правления банка относятся следующие вопросы:
— установление ответственных лиц за выполнение решений совета директоров банка по вопросам, касающихся работы системы контроля за рисками банковской деятельности и ее совершенствования;
—делегирование полномочий на разработку правил и процедур управления банковскими рисками управлению банковских рисков и контроль за их исполнением;
— установление порядка и периодичности представления отчетной и иной информации по вопросам управления рисками подразделениями банка и его работниками;
— рассмотрение материалов и результатов периодических оценок рисков банковской деятельности, представляемых подразделениями банка;
— утверждение порядка, правил и процедур совершения банковских операций и других сделок, несущих риски банковской деятельности;
— утверждение предельных значений и лимитов банковских операций;
— создание эффективных систем передачи и обмена информацией, обеспечивающих поступление необходимых сведений к заинтересованным в ней пользователям;
— создание системы контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков в процессе управления рисками банковской деятельности;
— установление порядка, при котором работники банка мотивированы на выявление рисков при совершении банковских операций, на доведение до руководства информации и сведений обо всех нарушениях законодательства РФ, учредительных и внутренних документов, о случаях злоупотреблений и несоблюдения норм профессиональной этики работниками банка;
— принятие внутренних нормативных документов банка по вопросам взаимодействия управления банковских рисков с подразделениями и работниками банка и контроль за их соблюдением.
К компетенции управления банковских рисков относится:
— построение и обеспечение функционирования комплексной системы управления банковскими рисками, выполнение задач оперативного и перспективного управления рисками на основе количественных оценок риска, актуальных и адекватных методов анализа и оценки риска, системы индикаторов риска;
— разработка внутренних нормативных документов по управлению рисками (положений, инструкций, методик, регламентов). Разработка и внедрение методик расчета величины рисков, оценки финансового состояния контрагентов банка, формирования резервов на возможные потери;
— участие в разработке и контроле за исполнением учетной, процентной и кредитной политики банка. Участие в пределах своей компетенции в разработке другими подразделениями внутренних документов, регламентов и документооборота;
— совместная работа по управлению рисками с другими подразделениями банка;
— организация информационных потоков в целях своевременного и полного выявления рисков, сбора и анализа информации о рисковых событиях. Непрерывное ведение баз данных по рисковым событиям, кредитным и операционным убыткам, бессрочное хранение данных, их анализ и статистическая обработка;
— оперативное информирование руководства банка о текущем и перспективном состоянии рисков, подготовка предложений по оптимизации операций в целях уменьшения банковских рисков. Подготовка аналитических материалов и отчетов для органов управления и руководства банка о состоянии рисков, ликвидности, доходности операций, рентабельности активов и капитала;
— подготовка данных для составления отчетности по рискам для надзорных органов и других внешних потребителей отчетности, в том числе для публикуемой отчетности;
— участие в бюджетном процессе банка в части контроля за его исполнением и в целях анализа возникающих отклонений с учетом текущей ситуации и стратегии развития банка;
— подготовка профессиональных суждений об уровне риска, ведение досье контрагентов. Формирование данных для отражения в балансе банка резервов на возможные потери;
— анализ и прогноз показателей деятельности банка в целях соответствия требованиям Банка России к финансово-устойчивым кредитным организациям;
— контроль за соблюдением установленных лимитов, расчет показателей оценки капитала, ка-
чества активов, доходности, ликвидности, оценка влияния существенных событий на значения этих показателей.
Контроль эффективности управления рисками банковской деятельности возлагается на службу внутреннего контроля банка [14].
В ее обязанности входит выработка рекомендаций по корректированию методов контроля за банковскими рисками в случае их неэффективности на основе анализа:
— достигнутого уровня управления рисками в банке;
— международного опыта и опыта российских банков в области управления рисками;
— изменений, происходящих на финансовых рынках;
— других внешних и внутренних факторов, способных повлиять на показатели деятельности банка.
Деятельность службы финансового мониторинга направлена на предотвращение рисков участия банка и его клиентов в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.
Функции системы управления рисками в банке также распределены между управлением банковских рисков, юридическим отделом и другими подразделениями банка.
Все структурные подразделения банка должны осуществлять контроль за уровнем рисков банковской деятельности, возникающих в процессе выполнения поставленных перед ними целей и задач. Контроль за уровнем банковских рисков в структурных подразделениях банка должен быть направлен на их ограничение и минимизацию, а также на обеспечение порядка осуществления функций работниками банка, который способствует достижению установленных целей и задач, при соблюдении требований действующего законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних нормативных документов, стандартов профессиональной деятельности.
Полномочия подразделений банка и их работников в части управления рисками закрепляются в положениях о структурных подразделениях банка и должностных инструкциях работников.
Способы и инструменты управления банковскими рисками
Применяемые в банке способы управления рисками подразделяются на активные и пассивные. К первым относятся мероприятия по сни-
жению рисков. Ко вторым — предварительное планирование рисков банком и включение их в себестоимость. Выбор конкретных способов и методов управления рисками осуществляется в разрезе каждого вида риска, с учетом его величины и специфики банковской деятельности кредитной организации.
Инструментами управления рисками в банке являются:
— прямое директивное решение совета директоров банка, правления банка, председателя правления банка, коллегиальное решение кредитного комитета о целесообразности проведения банковской операции. Решение базируется на оценке предполагаемых рисков. Такой подход используется при проведении крупных операций;
— планирование и исполнение бюджета (бюджетирование). Расчет затрат является исходной точкой процесса управления рисками. Затраты калькулируются по видам, по местам возникновения, по банковским продуктам и клиентам. Скалькулированные затраты сопоставляются с предполагаемыми доходами банка в целях обеспечения опережающих темпов роста доходов банка над темпами роста его расходов. В ходе исполнения бюджета плановые и фактические величины сравниваются, производятся оценка и анализ возникающих отклонений с учетом текущей ситуации и стратегии развития;
— ограничение концентрации рисков за счет лимитирования кредитного риска в отношении одного заемщика (контрагента) или группы связанных заемщиков, а также группы заемщиков, связанных между собой отраслевой, региональной (или страновой) принадлежностью — определяет максимально допустимое отношение требований, условных обязательств кредитного характера и финансовых инструментов в кредитном эквиваленте в отношении заемщика (контрагента) или группы связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка;
— ограничение концентрации рисков за счет лимитирования совокупной величины крупных кредитных рисков — определяет максимально допустимое отношение кредитного риска в отношении заемщиков (контрагентов), на которых установлены крупные лимиты операций, к собственным средствам (капиталу) банка;
— ограничение риска за счет лимитирования кредитного риска в отношении заемщиков (контрагентов), связанных с банком (связанное кредитование, операции со связанными с банком лицами): с инсайдерами, с крупными акционерами, с аффилированными и другими связанными с банком ли-
цами, сделки с которыми могут характеризоваться повышенным уровнем кредитного риска;
— ограничение рисков за счет установления лимитов на совершение отдельных банковских операций. Лимиты устанавливаются на финансовые инструменты, контрагентов банка, отдельные операции. Величины лимитов определяются исходя из соображений минимизации риска, обязательными экономическими нормативами, бюджетными ограничениями, а также причинами экономического характера. Подлежит лимитированию величина операций с любым контрагентом банка, исходя из анализа его финансового состояния и в соответствии с экспертными либо расчетными оценками риска операций. Лимитируется также минимально допустимая величина ликвидных активов банка, величины валютных позиций и других показателей, используемых в качестве индикаторов рисков. Контроль за соблюдением лимитов осуществляют руководители соответствующих подразделений банка, управление банковских рисков и служба внутреннего контроля;
— создание адекватных риску резервов на возможные потери — позволяет банку отражать в отчетности финансовый результат с учетом остаточных рисков.
риски, воздействующие на кредитную организацию
Классификация рисков, воздействующих на кредитную организацию, представлена на рис. 2.
Кредитный риск — это риск возникновения у банка убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора [2, 12].
Риск ликвидности — это риск возникновения убытков вследствие неспособности банка обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме [3, 4, 12].
Риск недостаточности собственных средств (капитала) банка регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков [5, 15].
Рыночный риск — это риск возникновения у банка финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов банка, а также курсов иностранных валют [6, 12].
Операционный риск — это риск возникновения убытков в результате несоответствия характера и масштабов деятельности кредитной организации требованиям действующего законодательства, внутреннему порядку и процедурам проведения банковских операций и других сделок и т. д. [7, 12].
Стратегический риск — это риск возникновения у банка убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития банка (стратегическое управление) и выражающихся в отсутствии учета или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности банка, в неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых банк может достичь преимущества перед конкурентами и т. д. [6, 12].
Страновой риск (включает риск неперевода средств) — это риск возникновения у банка убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств по причине изменения экономических, политических и социальных условий, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства (отличная от национальной валюты государства, в котором зарегистрирован банк) может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента) [6, 12].
Правовой риск — это риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
— несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
—допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);
— несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);
— нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров [12].
Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — это риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного
представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемыхеюусл)т или характере деятельности в целом [8, 9, 12].
Риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма - это риск, связанный с вероятностью того, что некоторые клиенты банка будут придавать вид якобы законного и правомерного владения, пользования или распоряжения денежными средствами (или иным имуществом), полученными в результате совершения преступлений, что не только нарушает действующее законодательство и влечет применение санкций к банку, но и наносят удар по его репутации [10].
раскрытие информации
Раскрытие информации о системе управления рисками банковской деятельности, о методах их минимизации осуществляется на официальном сайте кредитной организации в сети Интернет в составе ежегодного отчета совета директоров банка.
Список литературы
1.
Банковские риски / под ред. О. И. Лаврушина и Н. И. Валенцовой. М.: КНОРУС. 2008.
2. Корнейчук В. И. Организация управления кредитным риском банка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7 (49). С. 36-46.
3. Корнейчук В. И. Организация системы управления риском ликвидности в коммерческом банке // Фи-
нансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 6 (48).С.37-49.
4. Корнейчук В. И. Управление риском потери мгновенной ликвидности кредитной организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 4 (46). С. 47-54.
5. Корнейчук В. И. Управление риском недостаточности собственных средств (капитала) кредитной организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 5 (47). С. 21-28.
6. Корнейчук В. И. Система управления рисками коммерческого банка. М.: МГАДА. 2011.
7. Корнейчук В. И. Организация управления операционным риском в кредитной организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 8 (50). С. 19-33.
8. Корнейчук В. И., Корнейчук Р. В. Управление правовым риском кредитной организации // Вестник МГАДА. 2010. № 6 (6). 2010. С. 29-40.
9. Корнейчук В. И. Организация системы управления риском потери деловой репутации в кредитной организации //Управление риском. 2010. № 4. С. 31-37.
10. Корнейчук В. И. Управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 3 (45). С. 61-67.
11. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М. 2010.
12. О типичных банковских рисках: письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т
13. О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях: письмо Банка России от 13.09.2005 № 119-Т.
14. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.
15. Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И.