Научная статья на тему '12. 10. Основные подходы к классификации нетарифных мер и ограничений в мировой торговле'

12. 10. Основные подходы к классификации нетарифных мер и ограничений в мировой торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3108
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / INTERNATIONAL TRADE / NOT TARIFF MEASURES / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Летов Василий Андреевич

Статья посвящена рассмотрению различных подходов к классификации нетарифных мер и ограничений, учитывающих интересы как международных, так и национальных регуляторов. Подробно анализируя точки зрения зарубежных и отечественных специалистов, предлагающих различные классификации нетарифных мер и ограничений, автор показывает современную ситуацию унифицированной классификации ограничительной практики в сфере международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC APPROACHES TO CLASSIFICATION OF NONTARIFF MEASURES AND RESTRICTIONS IN WORLD TRADE

Аrticle is devoted consideration of various ap-proaches to classification of the nontariff measures and restrictions considering interests both international, and the national adjusters. In detail analyzing the points of view of the foreign and domestic experts offering various classifications of nontariff measures and restrictions, the author shows a modern situation of the unified classification of restrictive practice in international trade sphere.

Текст научной работы на тему «12. 10. Основные подходы к классификации нетарифных мер и ограничений в мировой торговле»

12.10. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ НЕТАРИФНЫХ МЕР И ОГРАНИЧЕНИЙ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Летов Василий Андреевич, аспирант, Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ Контакты автора: zaharova@ur.rags.ru

Аннотация. статья посвящена рассмотрению различных подходов к классификации нетарифных мер и ограничений, учитывающих интересы как международных, так и национальных регуляторов. Подробно анализируя точки зрения зарубежных и отечественных специалистов, предлагающих различные классификации нетарифных мер и ограничений, автор показывает современную ситуацию унифицированной классификации ограничительной практики в сфере международной торговли.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, международная торговля, нетарифные меры, ограничения.

THE BASIC APPROACHES TO CLASSIFICATION OF NONTARIFF MEASURES AND RESTRICTIONS IN WORLD TRADE

Letov V.A., post-graduate, Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation

Annotation: article is devoted consideration of various approaches to classification of the nontariff measures and restrictions considering interests both international, and the national adjusters. In detail analyzing the points of view of the foreign and domestic experts offering various classifications of nontariff measures and restrictions, the author shows a modern situation of the unified classification of restrictive practice in international trade sphere. Keywords: foreign trade activities, international trade, not tariff measures, restrictions.

Поскольку природа нетарифных мер крайне разнообразна и открывает широкие возможности для создания новых механизмов нетарифного регулирования, данные меры не могут быть застывшей конструкцией. В этой связи задача классификации нетарифных мер и унификации подходов к тем критериям, которые должны лежать в основе такой классификации, приобретает первостепенное значение для дальнейшего развития системы соглашений ВТО. На современном этапе предложен целый ряд различных классификаций, среди которых можно выделить наиболее распространенные среди зарубежных и российских специалистов.

Согласно типологии И.И. Дюмулена, в мировой прак-

1

тике принято различать :

- нетарифные ограничения, специально созданные для регулирования внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта и др.). Применение данных ограничений осуществляется уполномоченными государственными ор-

1

Дюмулен И.И. Всемирная Торговая Организация. - М.: Экономика. 2003. - С. 149-150.

ганами и основано на развитой законодательной и административной базе;

- нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер и др.;

- нетарифные сборы, финансовые меры, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение;

- ограничительная практика правительственных органов;

- субсидии и другие дотации, протекционистская система распределения правительственных заказов, политика регионального развития с предоставлением льгот регионам, льготное финансирование научной деятельности, дискриминационная политика в отношении иностранных инвестиций, налогов, финансов, платежных балансов и валютных курсов;

- таможенные процедуры и формальности, если они являются дополнительным барьером в торговле (таможенная оценка, система таможенной классификации при произвольном их применении);

- технические барьеры: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке, торговому знаку, если они дискриминируют иностранные товары или создают препятствия торговле.

В.М. Шумилов в классификации нетарифных мер предполагает позицию разделения мер на две большие группы2:

- меры, созданные специально в качестве дополнения к пошлинам с целью регулирования доступа товаров на национальные рынки (квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные сборы и формальности) и установленные в двусторонних и многосторонних договорах между государствами;

- меры скрытого и побочного характера, которые могут использоваться для сознательного воздействия на товаропотоки (технические стандарты, санитарные нормы, административные формальности, налоги, акцизные сборы, субсидии).

Можно согласиться с подходом, утверждающим, что рассмотренные классификации И.И. Дюмулена и В.М.Шумилова отражают такую особенность нетарифных мер, как их поэтапность, эшелонированность, что означает их сопровождающий характер в процессе получения доступа на национальный рынок. Различные категории нетарифных инструментов принимают многообразные формы на различных этапах формирования торговых потоков. Причем одна и та же сделка на разных этапах может испытывать на себе влияние сразу нескольких нетарифных мер.

Другими особенностями, напрямую затрудняющими классификацию нетарифных ограничений, является их неопределенный характер. Сведения об инструментах нетарифного регулирования активно регистрируются усилиями ВТО и ЮНКТАД. Вместе с тем в этом процессе наблюдается частая непоследовательность систематизации и неполная надежность собранной информации. Неопределенность нетарифного регулирования также усугубляется сложностью количественной оценки нетарифных мер и их разграничения.

2 Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие. - М.: НиМП, 2001. - С. 73.

Летов В.А.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР И ОГРАНИЧЕНИЙ

Предпринятые попытки классификации нетарифных инструментов в мировой торговле выявили некоторые типологические критерии. Например, среди наиболее распространенных критериев называют цели применения нетарифных мер, степень и характер их воздействия на международные рынки, влияние на экспорт/импорт, формы правового закрепления той или иной меры в системе международных торговых отношений, география и период действия и другие.

Специалисты ЮНКТАД и ВТО предлагают классифицировать весь комплекс нетарифных мер по двум группам3: 1) нетарифные ограничения, непосредственно направленные на регулирование внешней торговли (такие как эмбарго, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта) и 2) нетарифные ограничения, непосредственно не направленные на регулирование внешней торговли, но имеющие конечным результатом косвенное воздействие на нее. Последние возникают, например, в результате проведения технической политики, реализации норм в области здравоохранения, решения задачи охраны окружающей среды и других мер. При этом данное деление нетарифных мер по критерию цели применения достаточно условно, поскольку в последнее время и довольно часто нетарифные ограничения последней группы приобретают торгово-политический характер и используются в качестве регулирующих внешнюю торговлю инструментов.

По форме воздействия нетарифные ограничения можно разделить на экономические и административные. Меры первой подгруппы, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют на внешнюю торговлю опосредованно, через механизм спроса и предложения, что, как правило, имеет своим последствием удорожание экспортных и импортных товаров. К ним, в частности, относятся особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, декретированная таможенная оценка.

Посредством административных нетарифных ограничений регулирующее воздействие на внешнюю торговлю осуществляется прямыми методами и средствами, минуя рыночный механизм. Это различного рода запреты, лицензирование и квотирование, государственная монополия на торговлю и другие.

По направленности воздействия нетарифные ограничения подразделяются на нетарифные ограничения, антиимпортного характера, направленные на ограничение доступа иностранных товаров на внутренние рынки в целях защиты традиционных, производящих неконкурентоспособные товар, находящиеся в процессе модернизации и претерпевающих структурную перестройку отраслей национальной промышленности, а также защиты отраслей, находящихся в стадии формирования, и нетарифные меры проэкспортного характера, направленные на экспансию экспорта данной страны. Роль этого критерия в настоящее время возрастает.

По степени воздействия на внешнеэкономическую деятельность (степени запретительности) нетарифные ограничения делятся на четыре группы: жесткие средства; умеренные средства; средства - «раздражители»; средства, степень запретительности которых установить невозможно.

По месту действия нетарифные ограничения можно разделить на меры пограничного и внутреннего регу-

3 Буйкин Ю.А. Нетарифные меры регулирования внешнеторго-

вой деятельности // http://www.mediatext.ru

лирования. Первые - такие, как пограничные налоги и сборы, акцизы, пограничный ветеринарный и карантинный контроль, сертификация и т.д. - применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами. Вторые "сопровождают" товары иностранного происхождения внутри страны во время их продажи и потребления. К таким мерам можно отнести административные, технические и иные нормы и стандарты, ограничивающие использование иностранных товаров и содействующие приобретению покупателем национальных товаров.

К первой группе относятся нетарифные меры, непосредственно применяемые к импорту в целях сокращения ввоза, реализации и потребления на внутреннем рынке.

По характеру действия меры нетарифного регулирования можно разделить на прямые (эмбарго, квотирование, контингентирование, пограничные сборы, таможенные формальности и прочие ограничения) и косвенные (акцизные сборы, процентные ставки по кредитам, субсидии национальным производителям, а также меры административного характера: технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке товара, информации о продукции и другие).

По охвату нетарифные меры можно разделить на глобальные и индивидуальные. Глобальные меры устанавливаются на основании режима наибольшего благоприятствования и национального режима, вне зависимости от страны происхождения товара, конкретного производителя, то есть на недискриминационной основе. К индивидуальным относятся меры, установленные на основе двусторонних соглашений.

По продолжительности применения мер нетарифного регулирования можно выделить меры с конкретно установленным сроком применения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные (в данную группу также входят циклические, к примеру, сезонные ограничения) и меры с неопределенным сроком действия, применяемые до достижения того или иного результата. Эти меры, как правило, связаны с нестабильностью экономической ситуации (кризисы и другие проявления) в мировом хозяйстве.

Инструменты нетарифного регулирования, как любая самостоятельная категория мер воздействия, имеют свои источники. Это в первую очередь нормы, содержащиеся в национальном законодательстве, и нормы международного права, содержащиеся в международных договорах.

Что касается территориального применения мер нетарифного регулирования, то оно может ограничиваться как территорией (а в ряде случаев и части территории) одного государства, так и территорией двух или более государств. Вопрос территориального применения мер нетарифного регулирования напрямую зависит от источника мер. Если источником служит национальное законодательство, то территория применения ограничивается территорией государства, вводящего эту норму. Если же источником служит международное соглашение, то регулирование использования нетарифных мер происходит на территории всех государств, ратифицировавших договор. Однако, и в данном случае, прослеживается взаимосвязь внут-ристранового экономического состояния и «давления» внешних факторов, которая влияет на масштабы и географию территориального применения мер нетарифного регулирования.

Для классификации нетарифных ограничений как средств внешнеторговой политики чаще всего приме-

няют подход ГАТТ-ВТО, в соответствии с которыми

4

они делятся на пять групп :

- участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров или экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей, льготное кредитование, государственная монополия и исключительный франчайзинг, финансирование НИОКР и депрессивных регионов, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой, компенсационные пошлины и антимонопольное регулирование);

- таможенные, административные импортные формальности (расширение тарифных позиций в таможенной классификации, антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов);

- стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, правила рекламы, санитарно-гигиенические нормы);

- количественные ограничения импорта и экспорта, такие как ограничения объема (импортные квоты специфических товаров лицензирование (специальное разрешение на ввоз и вывоз товара), «добровольные» ограничения (ограничения, накладываемые страной-экспортером самой на себя), ограничения в отношении платежей в иностранной валюте, требования содержания местного компонента, преференциальные торговые соглашения и встречная торговля, например, бартер;

- ограничения, заложенные в механизме платежей (внутренние налоги, ведущие к росту импортной цены независимо от уровня издержек, скользящие сборы, импортные депозиты, пограничный налоговый режим, требования импортного депозита в качестве залога.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке вызвало появление нового вида количественных ограничений, ставшего известным под названием «добровольных ограничений экспорта». Они появились в Японии и в странах Западной Европы в форме контингентов на экспорт в США некоторых товаров. Причиной явилось требование американских импортеров «добровольно» снизить экспорт ряда товаров под угрозой введения количественных ограничений импорта, повышения существующих или введения дополнительных пошлин.

В настоящее время «добровольное ограничение экспорта» получило довольно широкое распространение. Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, представляет собой добровольное ограничение экспорта. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется «добровольной». Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн. автомобилей в год) или во Францию (3% рынка).

Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции: например, автомобилей, грузоподъемников, шарико-

4

Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 135-148.

подшипников, телевизоров, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады. Существуют соглашения России с ЕС о добровольном ограничении российского экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстильных изделий5.

Список литературы:

1. Буйкин Ю.А. Нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности // http://www.mediatext.ru

2. Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Вопросы экономики. -2009. - № 1.

3. Дюмулен И.И. Всемирная Торговая Организация. - М.: Экономика, 2003.

4. Каченов В.М. Регулирование нетарифных ограничений в рамках ВТО // Проблемы экономики. - 2008. - № 5.

5. Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

6. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие. - М.: НИМП, 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья В.А. Летова посвящена анализу классификации нетарифного регулирования в мировой торговле, представляющего собой комплекс определенных мер и ограничений, действующих в отношении импорта и экспорта товаров.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку природа нетарифных мер крайне разнообразна и открывает широкие возможности для создания новых механизмов нетарифного регулирования. В этой связи задача изучения классификации нетарифных мер и ограничений важна и своевременна.

Автором проведена серьезная работа по изучению целого ряда различных классификаций нетарифных мер и ограничений как зарубежных, так и российских специалистов.

Научная статья В.А. Летова соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Фонд развития науки

и поддержки молодых ученых

Консультант, к.э.н. Т.Б. Батуева

5

Каченов В.М. Регулирование нетарифных ограничений в рамках ВТО // Проблемы экономики. - 2008. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.